Основные направления развития права Российской Федерации.




РЕФЕРАТ

По теме: «Основные направления развития права Российской Федерации.»

 

 

Подготовил:

Студент 332 группы

факультета «Юриспруденция»

Блатной И.А.

 

 

Белгород - 2008г


Введение

Несмотря на большое количество изданных актов (а может быть, именно в силу этого), главные стратегические направления развития лишь формируются. Общая задача, постановления перед законодателем, - обеспечить правовую базу рыночным отношениям – не может считаться достаточно конкретизированной. Решается она двумя способами: изданием актов общего значения (основ, кодексов, актов широкого радиуса действия) и конкретных, узконаправленных норм, регулирующих отношения, которые представляются законодательно наиболее важными и актуальными1.

В развитии права можно выделить два этапа, связанные с изменениями, происходившими в обществе. Первый этап — середина 80-х — начало 90-х гг. — характеризовался постепенными демократическими изменениями, попытками либерализовать социалистическую правовую систему, второй — с начала 90-х гг. — коренными изменениями в правовой системе, явившимися следствием перехода от социализма к капитализму, от плановой к рыночной экономике.


Основные направления развития права Российской Федерации.

 

С конца 80-х гг. на территории Союза разворачивается “война законов”, усилившаяся после принятия союзными республиками деклараций о государственном суверенитете и выражавшаяся в отказе органов этих республик применять те общесоюзные законы и иные акты высших органов государственной власти и управления, которые находились в противоречии о республиканскими декларациями. Это означало, что нарушался принцип приоритета законодательства Союза перед законодательством республик, предусмотренный конституциями как СССР, так и самих союзных республик. Принцип непосредственного, прямого действия законов СССР на территории союзных республик также был поколеблен. При принятии нормативно-правового акта Союза, находящегося в противоречии с республиканской декларацией, он подлежал ратификации или утверждению соответствующих органов и только после этого должен был применяться на территории суверенной республики2. В соответствии с Законом от 31 октября 1990 г. “Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР” до принятия своих законов о собственности, приватизации и до заключения нового Союзного договора не подлежали исполнению на территории России любые акты органов государственной власти и управления СССР, связанные с изъятием материальных, финансовых, валютных и денежных ценностей. Решения органов Союза ССР, принятые без согласия соответствующих органов РСФСР в отношении должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций союзного и республиканского подчинения, находящихся на территории республики и осуществляющих свою деятельность на основе российского законодательства, признавались недействительными1.

По аналогии с нормативными актами Союза в республиках также утвердился институт указов президентов. Фактически президентским указам давалась не только равная с законами, но и превосходящая их по сути юридическая сила. Часть 3 ст. 90 Конституции России установила, что указы Президента не должны противоречить как основному, так и федеральным законам. В развитие этого положения позже часть первая ГК РФ четко установила подзаконный характер президентских указов и правительственных постановлений, которые стали охватываться понятием “иные правовые акты”, а не термином “законодательство”. Последний же стал применяться только к законам и иным актам законодательной власти. Изданные до введения в действие части первой ГК РФ нормативные акты Президента и правительства по вопросам, подлежащим урегулированию только федеральными законами, оставались действующими впредь до введения в действие надлежащих законов. Однако и в последующие годы издание указов, не опирающихся на закон, не прекратилось.

С начала 90-х гг. на территории России в качестве источников права признавались как российские нормативно-правовые акты, так и правовые нормы Союза ССР, не противоречащие Конституции и законодательству РСФСР и действовавшие до принятия соответствующих российских актов2.

Развитие рыночных отношений потребовало принятия специальных законов: “О товарных биржах и биржевой торговле” (февраль 1992г.) и “О несостоятельности (банкротстве) предприятий” (ноябрь 1992г.). Эти акты были приняты на фоне нарастающих инфляционных процессов, усиления частнохозяйственных начал и экономического ослабления государственного сектора экономики.

Для решения хозяйственных споров между предприятиями и более четкого урегулирования этой процедуры в марте 1992г. принимается Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и вносится ряд соответствующих изменений в ГК и ГПК РСФСР. Экономическая политика конверсии в оборонной промышленности потребовала принятия в марте 1992г. специального акта.

В мае и июне 1992г. принимаются законы, направленные на интенсификацию обращения объектов недвижимости: Закон о залоге и дополнения к Закону “О приватизации государственных и муниципальных предприятий”. В июне вносится ряд существенных изменений и дополнений в Гражданский кодекс, также ориентированных на развитие рынка и рыночных отношений.

Тогда же, в июле, принимается целый пакет законов, направленных на развитие новых экономических начал. Среди них: “О крестьянском (фермерском) хозяйстве”, “О земельной реформе”, “О банках и банковской деятельности в РСФСР”, “О предприятиях и предпринимательской деятельности”, “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”, “О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР”. Все основные положения этих актов позже (в конце 1994г.) войдут и принятую Государственной Думой часть первую нового Гражданского кодекса.

В декабре 1992г. принимается закон, предоставивший гражданам право получать и частную собственность и на продажу земельные участки. Земли перестает быть монопольной собственностью государства.

Вместе с тем правительство предпринимает меры по регулированию выходящих и из-под контроля хозяйственных отношений. В феврале 1993г. был образован Комитет по земельным ресурсам и землеустройству. Тогда же принимается правительственное постановление “О государственном регулировании цен на хлеб и хлебобулочные изделия”. В апреле принимается Положение о Госкомитете Российской Федерации по промышленной политике. Однако начала хозяйственной децентрализации и автономии все шире вторгаются в экономику.

В феврале 1993г. принимается Указ Президента РФ “О мерах по регулированию порядка обращения и погашения приватизационных чеков” — широкая акция по приватизации государственной собственности предполагала оживление коммерческого оборота, частной инициативы и ослабление государственных монополий. В марте при Президенте учреждены Комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам, а правительство принимает постановление об усилении валютного и экспортного контроля. В апреле принимается Положение о Фонде поддержки предпринимательства и развитии конкуренции. В мае формируется Совет по развитию предпринимательства при правительстве, в августе была образована Межведомственная комиссия по содействию организации акционерных промышленных компаний и финансово-промышленных групп (в начале декабря).

В 1993г. принимается ряд актов, регламентирующих процессы акционирования, а также направленных на либерализацию внешнеэкономической деятельности.

В декабре принимается Положение о Российском фонде федерального имущества и Положение о Продовольственной комиссии Совета Министров — тем самым делается попытка сформировать механизмы общегосударственного экономического регулирования. Параллельно происходит регламентация деятельности налоговых и аудиторских служб.

С конца декабря начинается реализация Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий. Легализируются новые формы собственности (трасты). В феврале 1994г. создается Комиссия по товарным биржам при Госкомитете по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, а также принимаются акты о порядке лицензирования бирж и государственном комиссаре на товарной бирже.

В мае 1994г. с указа Президента начинается новый этап в реформе государственных предприятий — на базе ликвидируемых федеральных предприятий предлагалось создавать “казенные заводы”. Параллельно уточнялась государственная налоговая политика в отношении государственных предприятий и принимались меры по укреплению платежной дисциплины. Проблема неплатежей встала во весь рост: в июне принимается Указ “О продаже государственных предприятий — должников”. Меры по обеспечению государственного управления экономикой предлагались также в июльском указе Президента РФ.

Одновременно (март 1994г.) была выработана и утверждена постановлением правительства Программа демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации, в сентябре принимается правительственное постановление об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику. В октябре были расширены полномочия правительства по передаче объектов федеральной собственности в муниципальную собственность.

Реорганизация системы высших органов власти и управления начинается с внесения изменений во внутренний порядок их работы. В феврале и июне 1992г. вносится ряд изменений в регламент Верховного Совета РСФСР. В апреле ряд изменений и дополнений был внесен в текст Конституции РСФСР. В октябре был принят Закон “О защите конституционных органов власти в Российской Федерации”, в ноябре — внесены изменения в Закон “О выборах народных депутатов РСФСР”. В декабре принимается Закон “О Совете Министров — Правительстве Российской Федерации”.

Постановлениями правительства в декабре — январе 1992— 1993 гг. создаются комитеты по торговле и по муниципальному хозяйству, Федеральная служба занятости.

В феврале 1993г. был издан Указ Президента Российской Федерации о статусе представителей Президента в краях, областях, автономных областях и округах, Москве и Санкт-Петербурге. Принимаются положения о Президентском Совете, о Совете глав администраций при Президенте Российской Федерации, об Администрации Президента, уточняется структура Государственно-правового управления Президента.

Столкновение разных ветвей власти создало кризисную ситуацию и стране. 20 марта 1993г. Президент издал Указ “О деятельности исполнительных органов до преодоления кризиса власти”. Происходит обострение межнациональных отношений в ряде регионов страны: вводится чрезвычайное положение в части Северо-Осетинской и части Ингушской республик.

С целью урегулирования межнациональных противоречий и проведения устойчивой национальной политики в апреле создается Госкомитет по делам Федерации и национальностей.

Обострение политической борьбы вызвало необходимость принятия Указа “О мерах по предотвращению вмешательства политических партий и их структур в деятельность государственных органов, предприятий, учреждений и иных организаций”.

В мае был принят Указ, регламентирующий порядок проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования. В июле — Положение о борьбе с преступностью и коррупцией, в сентябре были приняты Дополнительные меры по укреплению правопорядка в Российской Федерации.

В начале июня 1993г. президентским указом устанавливается порядок работы Конституционного совещания. В сентябре принимается Указ “О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации”, Положение о федеральных органах власти на переходный период и Положение о выборах депутатов Государственной Думы.

В сентябре же издаются указы “О досрочных выборах Президента Российской Федерации”, “О формировании Центральной избирательной комиссии по выборам в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации”. Выборы народных депутатов были назначены на 26 сентября и 3 октября.

Ликвидация советской системы приняла в центре крайние формы (события 3—4 октября 1993г.), на местах этот процесс протекал спокойнее. Уже в конце сентября был издан Указ “Об ответственности лиц, противодействующих проведению поэтапной конституционной реформы” и постановление правительства “О мерах по усилению охраны общественного порядка”. 4 октября Москва объявляется в состоянии чрезвычайного положения со всеми вытекающими правовыми последствиями.

Формирование новых органов власти начинается с октября 1993г. В самом начале месяца принимается Положение о выборах депутатов Государственной Думы. Здание “Белого дома” 5 октября передается под резиденцию правительства. Одновременно издается Указ “О мерах по ликвидации последствий попытки вооруженного государственного переворота”. Через два дня — Указ “О расследовании вооруженного мятежа в г. Москве”.

7 октября был издан Указ Президента “О Конституционном Суде Российской Федерации”. И октября — Указ о выборах в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 15 октября принимается Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции. Тогда же создается Министерство безопасности Российской Федерации. Для завершения работы над проектом новой Конституции было сформировано Конституционное совещание, состоящее из Государственной и Общественной палат. В конце октября проводится ряд мер по реорганизации Совета безопасности Российской Федерации. При Президенте учреждается Комиссия законодательных предположений.

6 ноября 1993г. был принят Указ Президента “О проекте Конституции Российской Федерации, представляемом на всенародное голосование”. В конце месяца принимается Положение о государственном гербе Российской Федерации (старинный двуглавый орел был восстановлен в правах). 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция РФ. Указом Президента в декабре 1993г. производится преобразование и реорганизация Совета Министров, структура и деятельность которого сообразуется с положениями Конституции Российской Федерации. Совет Министров преобразуется в Правительство Российской Федерации. В январе 1994г. оформляется типовая структура федеральных органов исполнительной власти: министерства, комитеты, службы, управления, агентства и проч. Защита свободы информации потребовала создания общей Судебной палаты по информационным спорам при Президенте Российской Федерации. При Президенте образуется также Общественная палата для политических, правовых и социально-экономических консультаций, а в августе 1994г. — управления по взаимодействию с политическими партиями, общественными объединениями, фракциями и депутатами палат Федерального Собрания. В июне указом были определены меры по реализации Договора об общественном согласии, акта, призванного обеспечить социальный мир в обществе, находящемся в состоянии кризиса. На преодоление кризиса власти был направлен Указ 3 октября 1994г. “О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации” — акт, принятый в годовщину октябрьских событий в Москве.

Весной — летом 1994г. вносится ряд изменений в Регламент Государственной Думы. Сама Дума в течение года принимала большое число постановлений, вносящих изменения в ранее принятые правовые акты или формирующих новые правовые институты, нормы и отрасли (в УК, ГК, ГПК, УПК, КЗоТ и др.).

С весны 1992г. Верховный Совет принимает ряд законов, регламентирующих деятельность и структуру местных органов власти. В марте принимается Закон о краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации, в июне — законы “О местном самоуправлении в РСФСР” и “О дополнительных полномочиях местных советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям”; в июле—“Об установлении переходного периода по государственно-территориальному разграничению в РФ” и “О закрытом административно-территориальном образовании”. В июле и ноябре вносятся изменения в Закон о выборах народных депутатов местных советов.

После октябрьских событий 1993г. в Москве принимается Указ Президента “О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации”. 22 октября принимается Положение об основных началах организации и деятельности органов государственной власти в субъектах Федерации (краях, областях, городах, автономных областях и округах). Принимаются положения о выборах в Московскую городскую Думу и в Московскую областную Думу. В конце месяца принимаются указы о реформе местного самоуправления и о выборах в органы местного самоуправления. На их основе издаются положения. Советы заменяются собраниями представителей, думами, муниципальными комитетами. Возникают институты глав администрации, мэров, старост и т.п. Тогда же принимаются Основные положения о выборах в органы местного самоуправления. В марте 1994г. создается специальное Управление Администрации Президента по работе с территориями — делается новая попытка усилить контроль центра за местами. Одновременно был издан Указ “О мерах по обеспечению реформы местного самоуправления”.

В июле принимается Положение о Комиссии по подготовке договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации, делалась очередная попытка разграничить сферы влияния центра и мест.

Формирование нового управленческого аппарата потребовало принятия специального Указа, регламентирующего порядок организации и систему государственной службы в России. Создается (в июне 1993г.) Совет по кадровой политике, при Президенте. В июле принимается Положение о проведении аттестации руководителей и специалистов структурных подразделений центральных органов федеральной исполнительной власти и Положение о проведении конкурса при приеме на эти должности. Для всех работников бюджетной сферы в августе была введена единая тарифная сетка по оплате труда. В ноябре создается Управление делами Президента Российской Федерации, в декабре принимается единое Положение о федеральной государственной службе1.

Провозглашение суверенитета Российской Федерации, разрушение Союза Советских Социалистических Республик и неудовлетворительное состояние законодательства послужили предпосылками начавшихся кодификационных работ, завершившихся принятием Таможенного, Водного, Семейного, Арбитражного процессуального, Гражданского (части первая и вторая), Уголовного кодексов.

Конституционное право. Общественно-политические процессы, проходившие в обществе, в первую очередь, находили свое отражение в изменении конституционного права. Важным моментом в развитии этой отрасли является принятие первым Съездом народных депутатов РСФСР 12 июня 1990г. Декларации о государственном суверенитете2. 21 апреля 1992г. шестым Съездом народных депутатов было изменено наименование государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика на наименование Российская Федерация — Россия3. С принятием 1 апреля 1993г. Закона “О Государственной границе Российской Федерации” устанавливается пространственный предел действия государственного суверенитета России1.

Декларация о государственном суверенитете признала принцип разделения властей важнейшим в функционировании России как правового государства. В ней также констатировалась необходимость существенного расширения прав автономных республик, автономных областей и округов, равно как краев и областей. Шагом к расширению прав вышеперечисленных единиц явилось подписание 31 марта 1992г. договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти субъектов Федерации2. В соответствии с ними автономная область, автономные округа, края, области, города Москва и Санкт-Петербург признавались самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, соглашений друг с другом и республиками. Следующим шагом в расширении прав членов Федерации явилось принятие 12 декабря 1993г. новой Конституции, в соответствии со ст. 65 которой субъектами федеративных отношений наряду с республиками стали признаваться автономная область, автономные округа, края, области и города федерального значения.

Важное место в конституционном праве занимает правовой статус личности и гражданина. Отмечая необходимость приведения законодательства в соответствие с общепризнанными международным сообществом стандартами прав и свобод, Верховный Совет РСФСР 22 ноября 1991г. принял Декларацию прав и свобод человека и гражданина3. После принятия этого документа в апреле 1992г. были внесены изменения и дополнения в Конституцию России4. Впервые в истории нашего государства Конституция декларировала, что общество и государство утверждают права и свободы человека, его честь и достоинство как высшую ценность. Права и свободы человека принадлежат ему от рождения. Общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами России и непосредственно порождают права и обязанности граждан. Перечень прав и свобод, закрепленный Конституцией, не является исчерпывающим и не умаляет других прав и свобод человека и гражданина. Была зафиксирована и единственная возможность законодательного ограничения прав и свобод человека и гражданина — только в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, законных прав и интересов других людей в демократическом обществе.

С небольшими изменениями данные положения были зафиксированы в Конституции России 1993г. Новой в укреплении правового статуса личности и гражданина была норма ч. 3 ст. 15 Конституции, в соответствии с которой любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не применяются, если они официально не опубликованы для всеобщего сведения.

Важной стороной правового статуса личности является институт гражданства. Закон от 23 мая 1990г. “О гражданстве СССР” не внес принципиальных изменений в этот вопрос1. Но в Декларации прав и свобод человека и гражданина вводилась новелла, устанавливающая запрет на лишение гражданства Российской Федерации, использовавшееся в предыдущий период как средство борьбы с инакомыслящими. Через несколько дней после Декларации — 28 ноября 1991г. принимается новый Закон “О гражданстве РСФСР”2, введенный в действие 6 февраля 1992г. Подтвердив ранее известные принципы единого и равного гражданства, Закон поколебал третий принцип — единственности, допустив возможность существования двойного гражданства. Были пересмотрены основания и условия приобретения и прекращения гражданства. Закон вступил в силу после разрушения Союза, поэтому наиболее важным на тот период являлось такое основание приобретения гражданства, как признание. Гражданами России признавались все граждане СССР, постоянно проживающие на территории РСФСР на день вступления в силу Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации. Допускается и прием в гражданство, но при соблюдении условия постоянного проживания на территории России в течение пяти лет всего или трех лет непрерывно непосредственно перед обращением с ходатайством.

Одно из важнейших мест в правовом статусе граждан занимает избирательное право. В данный период не были подвергнуты сомнению известные ранее советскому праву принципы всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. В связи с демократическими процессами, происходящими в обществе, содержание принципа всеобщности избирательного права было пересмотрено. Так, первоначально законами СССР от 1 декабря 1988г. об изменениях и дополнениях Конституции СССР и о выборах народных депутатов СССР устанавливалось, что, кроме психически больных, признанных судом недееспособными, не участвуют в выборах лица, содержащиеся в местах лишения свободы и направленные по решению суда в места принудительного лечения3. 20 декабря 1989г. последняя категория граждан получила избирательные права, но новая категория лиц, в отношении которых была избрана мера пресечения — содержание под стражей, — их потеряла4. В России же не пользовались избирательным правом помимо психически больных, признанных судом недееспособными, только лица, содержащиеся на день голосования в местах лишения свободы по приговору суда1. Данное содержание принципа всеобщности избирательного права было зафиксировано в Конституции 1993г. и федеральных законах “Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации”, “О выборах Президента Российской Федерации”, “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”2 и др.

Значительные изменения произошли и в избирательной системе. С 1993г. выборы стали проводиться по смешанной системе, предполагающей избрание депутатов частично по пропорциональному принципу — по партийным спискам, а частично по мажоритарному. При этом было зафиксировано, что выборы народных депутатов проводятся как по одномандатным, так и многомандатным избирательным округам3. В декабре 1988г. участникам предвыборных собраний разрешалось предлагать для обсуждения любые кандидатуры, в том числе и свою, не ограничивалось и число кандидатов в народные депутаты, что предполагало возможность включения в избирательные бюллетени неограниченного их числа.

В целях развития не только представительной, но и прямой демократии впервые после установления возможности проведения референдума ст. 5 Конституции СССР 1977г. в законодательстве России и Союза был разработан механизм его проведения4. Первый референдум в Союзе по вопросу о сохранении СССР был проведен 17 марта 1991г., а российский по вопросам доверия Президенту и одобрения проводимой им политики, необходимости проведения досрочных выборов Президента и народных депутатов — 25 апреля 1993г.5 10 октября 1995г. был принят новый Федеральный конституционный закон “О референдуме Российской Федерации”.

Центробежные силы, действовавшие в советском обществе в конце 80-х — начале 90-х гг., провоцировавшие массовые беспорядки, обозначили необходимость принятия 3 апреля 1990г. Закона СССР “О правовом режиме чрезвычайного положения”6. Через год — 17 мая 1991г. — аналогичный Закон, определявший особый правовой режим деятельности органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, допускающий ограничения прав и свобод граждан и прав юридических лиц, а также возложение на них дополнительных обязанностей, был принят и в РСФСР7. В Законе подчеркивалось, что чрезвычайное положение является временной мерой и может вводиться исключительно в интересах обеспечения безопасности граждан и охраны конституционного строя республики. Вместе с тем устанавливалось, что правосудие на территории, где введено чрезвычайное положение, осуществляется только судом. Соответственно, запрещалось и создание каких-либо форм или видов чрезвычайных судов, и использование ускоренного или чрезвычайного судопроизводства.

Ограничение прав и свобод граждан устанавливается после введения не только чрезвычайного, но и военного положения. В середине 90-х гг. в связи с чеченскими событиями в Российской Федерации обратились к этой проблеме и занялись разработкой законопроекта о правовом режиме военного положения, использовав опыт времен гражданской и Великой Отечественной войн.

Гражданское право. В его развитии можно выделить два этапа. Первый — с середины 80-х до начала 90-х гг. — характеризовался постепенным допущением рыночных отношений. В 1986г. принимается Закон СССР “Об индивидуальной трудовой деятельности”, в соответствии с которым она допускается в сфере кустарно-ремесленных промыслов, бытового обслуживания населения, а также в некоторых иных случаях. При этом обязательно использование лишь личного труда граждан и членов их семей. Так как индивидуальная трудовая деятельность в СССР должна была служить для более полного удовлетворения общественных потребностей в товарах и услугах, повышению занятости граждан, Закон разрешал заниматься ею только в свободное от основной работы время, а также домохозяйкам, инвалидам, пенсионерам, студентам и учащимся, не занятым в общественном производстве. Вводился в действие Закон с 1 мая 1987г.1

1 января 1988г. вступил в силу Закон СССР “О государственном предприятии (объединении)”, который определял экономические и правовые основы хозяйственной деятельности социалистических государственных предприятий (объединений), укреплял государственную собственность на средства производства, предусматривал усиление экономических методов управления, использование полного хозяйственного расчета и самофинансирования. Предприятиям отводилась главная роль в развитии экономического потенциала страны и достижении высшей цели общественного производства при социализме — наиболее полного удовлетворения растущих материальных и духовных потребностей людей. Предприятие должно было осуществлять свою деятельность на принципах полного хозяйственного расчета и самофинансирования. Из этого вытекало, что производственная и социальная деятельность предприятия осуществляется за счет заработанных трудовым коллективом средств. Из выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг), возмещались материальные затраты. Прибыль или доход являлись обобщающим показателем хозяйственной деятельности. Часть прибыли должна была использоваться предприятием для выполнения обязательств перед бюджетом, банками и вышестоящим органом. Другая — поступала в его полное распоряжение и вместе с иными средствами на оплату труда образовывала хозрасчетный доход коллектива1.

С 1 июля этого же года вводится в действие Закон “О кооперации в СССР”, который определял экономические, социальные, организационные и правовые условия деятельности кооперативов. Кооперативные предприятия наряду с государственными признавались основным звеном единого народно-хозяйственного комплекса страны. Кооперативы могли действовать как в сельском хозяйстве, где их преобладающей формой являлись колхозы, так и в промышленности, строительстве, на транспорте, в торговле и общественном питании, в сфере платных услуг и т.д.

В системе мер по совершенствованию производственных отношений все большее значение стала приобретать аренда. В связи в этим Президиум Верховного Совета СССР в апреле 1989г. принимает Указ “Об аренде и арендных отношениях в СССР”2, а в ноябре того же года Верховный Совет утверждает Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде3. В соответствии с ними трудовой коллектив государственного предприятия (объединения) или структурной единицы объединения вправе был образовать организацию арендаторов как самостоятельное юридическое лицо для создания на его основе арендного предприятия, которое становилось правопреемником имущественных прав и обязанностей государственного предприятия. Арендатор получал право выкупа арендованного имущества, после реализации которого арендное предприятие по решению трудового коллектива могло быть преобразовано в коллективное предприятие, кооператив, акционерное общество или иной вид предприятия, действующего на основе коллективной собственности.

В 1990г. принимаются законы “О собственности в СССР”4 и “О предприятиях в СССР”5. Первым Законом устанавливалось, что в СССР может существовать собственность советских граждан, коллективная и государственная, собственность иностранных государств, международных организаций, иностранных юридических лиц и граждан, допускалось объединение имущества, находящегося в собственности граждан, юридических лиц и государства, и образование на этой основе смешанных форм собственности.

В соответствии с формами собственности второй Закон установил виды предприятий: индивидуальное и семейное, основанное на собственности советских граждан, коллективное предприятие, государственные (союзное и республиканское) предприятия и др.

Второй этап в развитии гражданского права, по всей видимости, можно связать с принятием 24 декабря 1990г. и введением в действие с 1 января 1991г. Закона “О собственности в РСФСР”1. Российский закон наряду с государственной, муниципальной, собственностью общественных объединений (организаций) восстановил частную собственность. Одновременно был предусмотрен запрет для государства устанавливать в какой бы то ни было форме ограничения или преимущества в осуществлении права собственности в зависимости от нахождения имущества в частной или других формах собственности. Впервые после Октября в собственности граждан могли находиться земельные участки, квартиры стали объектом права собственности несколько ранее — по закону Союза. В отличие от прежнего законодательства не ограничивались число и стоимость приобретенного имущества. Вводилась приобретательная давность — добросовестное и открытое владение недвижимым имуществом не менее 15 лет или движимым не менее 5 лет — как основание возникновения права собственности. Закон предусматривал защиту интересов собственника в случае принятия государством законодательных актов, прекращающих право собственности, путем возмещения в полном объеме причиненных убытков. Прекращение права собственности в связи с решением государственного органа, направленным на изъятие имущества у собственника, допускалось лишь в случаях, установленных законом, с предоставлением равноценного имущества или возмещением убытков. При несогласии собственника с решением, влекущим прекращение его права собственности, оно не могло быть осуществлено до разрешения спора судом. Таким образом, Закон о собственности в РСФСР является тем своеобразным рубежом, с которого начался процесс перехода к рыночной экономике. Основные принципиальные изменения, внесенные данным Законом, были отражены 9 декабря 1992г. в тексте Конституции России2.

Новые условия потребовали и пересмотра правового статуса предприятий. Поэтому на следующий день после принятия Закона о собственности принимается Закон “О предприятиях и предпринимательской деятельности”, распространяющий свое действие на лиц, преследующих цель получения прибыли. Данный акт был введен в действие одновременно с Законом о собственности и отменил полностью действие Закона “О предприятиях в СССР”, законов об индивидуальной трудовой деятельности и кооперации в части, противоречащей этому акту3.

Так как рыночные преобразования немыслимы без разгосударствления собственности, Закон о собственности в ст. 25 предусмотрел возможность приватизации, т.е. отчуждения в частную собственность граждан и юридических лиц государственного и муниципального имущества. В соответствии с данной нормой в июле 1991г. принимаются законы “О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР” и “О приватизации жилищного фонда”1. В 1991-1992гг. сменили государственную форму собственности на частную 46,8 тыс. предприятий, в 1993 — 41,7 тыс. В это время приватизировались прежде всего магазины, объекты общепита, бытового обслуживания, небольшие предприятия промышленности и строительства. С 1994г. в процесс приватизации стали активно вовлекаться крупные предприятия промышленности, транспорта, связи.

Несмотря на то что законы о собственности и предпринимательской деятельности являлись радикальными, тем не менее необходимо было комплексное, системное обновление гражданского законодательства, обусловленное потребностями перехода к рынку, которое впервые было предпринято в Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991г.2 Основы стали приме<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: