Выборочное наблюдение за ценами




 

Одними из основных показателей, характеризующих инфляционные процессы в экономике России, являются индексы цен. Проблема отображения движения цен на продукцию, товары и услуги, как в потребительском, так и в производственном секторах экономики в статистической практике решается в комплексном варианте.

Выборочное наблюдение за ценами особенную актуальность приобрело в 1992 году, с мо­мента либерализации цен. Именно в этот период Федеральная служба государственной статистики решает задачу построения логической системы показателей статистики цен, характеризующих как уровень, так и динамику цен (тарифов). Такая система позволяет в достаточной степени осуществлять комплексный анализ ценовых процессов не только внутри конкретной отрасли или сектора, но и экономики в целом.

Ключевым направлением при построении системы индексов цен (тарифов) является создание единых методологических подходов при расчете как средних цен, так и индексов цен.

Методологические подходы были сформулированы следующим образом:

§ отбор базовых организаций для наблюдения за ценами (тарифами) на товары (услуги);

§ формирование наборов товаров (услуг)-представителей с учетом максимального сближения номенклатурных позиций (формирование сквозной номенклатуры для всех секторов экономики);

§ организация наблюдения за ценами (тарифами) по выборочной совокупности базовых организаций;

§ единые временные параметры регистрации цен (тарифов) на товары и услуги (в конце отчетного месяца);

§ единые принципы формирования базисных весов с ежегодным их пересмотром;

§ расчет индивидуальных, групповых, региональных индексов цен и тарифов;

§ общая для всей системы индексов цен (тарифов) формула расчета;

§ построение всей системы индексов цен (тарифов) в разрезе субъектов Российской Федерации.

Единые подходы при расчете системы индексов цен (тарифов) позволяют максимально точно сопоставлять их динамику на товары (услуги) во всех секторах экономики.

Федеральное государственное статистическое наблюдение за потребительскими ценами осуществляется в соответствии с разрабатываемой и утверждаемой Росстатом методологией и осуществляется на территории всех субъектов РФ. Регистрация цен на потребительские товары производится в организациях розничной торговли всех форм собственности и всех организационно-правовых форм, на рынках, в организациях общественного питания, в передвижной торговле, на объектах реализации товаров и услуг, принадлежащих индивидуальным предпринимателям. В городах отбор базовых торговых организаций для регистрации цен и тарифов производится экспертным методом. Для регистрации цен и тари­фов на товары и услуги отобраны крупные, средние и малые предприятия, занимающие соответствующие доли в производстве и реализации продукции и услуг.

Набор товаров и услуг формируется на федеральном уровне и остается постоянным в течение года. На региональном уровне отбираются несколько видов товаров из набора, занимающих значительную долю в производстве или на потребительском рынке данного региона. Регистрация цен на товары и услуги проводится ежемесячно в конце отчетного месяца. На основании первичных данных рассчитываются индивидуальные (по отдельному товару), групповые, региональные и федеральные индексы цен и тари­фов.

Важнейшими групповыми индексами являются:

– индексы потребительских цен на товары и услуги;

– индексы цен на рынке жилья;

– индексы цен производителей промышленной продукции;

– индексы цен производителей на реализованную с/х продукцию;

– индексы цен в капитальном строительстве (строительно-монтаж­ные работы, оборудование, прочие капитальные работы);

– индексы тарифов на грузовом транспорте;

– индексы тарифов на услуги связи для юридических лиц;

– индексы цен на погрузочно-разгрузочные работы в речных пор­тах;

– индексы цен на приобретенные сельскохозяйственными организациями средства производства и услуг;

– индексы цен на приобретенные строительными организациями ос­новные материалы, детали и конструкции.

В потребительском секторе проводится еженедельное наблюдение за уровнем и динамикой цен на важнейшие продовольственные товары, алкогольную и табачную продукцию, а также лекарственные препа­раты, бензин.

Основным принципом отбора товаров для регистрации цен является представительность отобранных их видов для характеристики динамики цен по товарным группам, видам экономической деятельности региона и России в целом. В основу выборки товаров положено предположение, что изменения цен на отобранные для наблюдения товары и на товары, не попавшие в выборку, но являющиеся продукцией той же конкретной товарной группы, близки по своему значению как в организации, участвующей в наблюдении, так и в других организациях, не отобранных для обследования.

На региональном уровне специалисты отбирают для наблюдения по каждой позиции набора товаров-представителей несколько видов товаров с конкретными потребительскими свойствами. Эти товары должны занимать значительный удельный вес либо в их объеме производства, либо на потребительском рынке данного региона и предположительно будут либо производиться, либо предлагаться к продаже в течение продолжительного времени.

Территориальным органам государственной статистики также предоставлено право расширять перечень товаров и услуг для регистрации цен. При этом зарегистрированная ценовая информация на товары (услуги), не включенные в установленный обязательный перечень, не участвует в расчете индексов цен.

Такой метод позволяет сохранить представительность регионального уровня в расчете индексов цен по важнейшим товарам и услугам, а также сводных индексов цен (тарифов) и в то же время существенно уменьшить вероятность искажения этого показателя в связи с многочисленными досчетами недостающей информации при нестабильном производстве или предложении товаров.

«Отбор товаров-представителей и платных услуг для населения производится с соблюдением следующих правил:

- Росстат в централизованном порядке разрабатывает единую для всех регионов репрезентативную выборку групп товаров и платных услуг, наиболее часто потребляемых населением. На основании этого потребительского набора осуществляется наблюдение за ценами и тарифами и рассчитывается ИПЦ;

- набор товаров и услуг подразделяется на три группы: продовольственные товары, непродовольственные товары, платные услуги, оказываемые населению;

- под товаром-представителем понимается совокупность марок, моделей, артикулов и т.п. определенного вида товара с одинаковыми качеством, потребительскими свойствами и потребительскими свойствами и потребительским назначением;

- Росстат централизованно устанавливает перечень товаров (услуг)-представителей, действующий в течение периода не менее одного года;

- в каждом городе, участвующем в наблюдении за потребительскими ценами, специалисты территориальных органов государственной статистики самостоятельно отбирают конкретные товары из имеющегося в продаже ассортимента товаров данного наименования с учетом массовости спроса на эти товары и регулярности наличия их в продаже в базовой организации;

- в каждом городе, участвующем в наблюдении за потребительскими ценами, должен быть произведен отбор по полному перечню товаров (услуг)-представителей, установленному Росстатом.»

В условиях продолжающегося роста цен ежемесячная их регистрация на товары (услуги)-представители проводится в конце отчетного месяца (с 20 по 25 число). По товарам и услугам, цены (тарифы) на которые не подвержены резким изменениям, регистрация может проводиться в более ранние сроки, но не более чем на один-два дня до установленного времени. Такой метод сбора информации в конце месяца позволяет более полно оценить рост цен в целом за месяц. По каждому подлежащему наблюдению товару (услуге) необходимо в период обследования по 5-10 раз произвести регистрацию цен (тарифов).

В настоящее время повышаются требования к качеству собираемой ценовой информации. В связи с этим становятся более жесткими правила сбора информации об уровне цен и тарифов, а также требования по замене товаров в организациях, где регистрируются цены на наблюдаемый перечень товаров.

Расчет системы индексов цен в большинстве случаев производится с месячной периодичностью, реже – с квартальной и годовой. Ежемесячно рассчитывается вся система индексов цен к предыдущему месяцу, к декабрю предыдущего года, к соответствующему месяцу предыдущего года, нарастающим итогом с начала года к соответствующему периоду предыдущего года.

Расчет базисных индексов цен (тарифов) за квартал, полугодие, период с начала года, как правило, производится "цепным" методом, т.е. путем перемножения месячных индексов цен (тарифов).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: