СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ




РЕФЕРАТ

Дисциплина:«Методы исторического исследования»

 

Наименование темы: «"Записки о старом Рахине" Ольги Берггольц как источник по истории советского послевоенного общества»

 

Код работы: направление 44.03.05 Историческое и экономическое образование

 

Руководитель доц., Изюмова Лариса Владимировна

 

Выполнил (а) студент Трудов Владислав Юрьевич

 

Группа, курс ПИЭ – 21, II курс

 

Дата сдачи _____________________

Оценка _____________________

(подпись преподавателя)

 

 

Вологда

Содержание

 

I. ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ. 4

II. КРИТИКА ИСТОЧНИКА.. 7

1.1. Внешняя критика. 7

1.2. Внутренняя критика. 8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 12

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. 13

 

 

ВВЕДЕНИЕ

После Великой победы над захватчиками все силы были кинуты на восстановление городов, деревень, промышленности, хозяйства … В газетах, на радии, телевиденье и в других средствах массовой информации говорили о том, как быстро и легко идет подъем страны после войны. Плакаты пестрели оптимистическими лозунгами: «Восстановим!», «5летку в 4 года выполним!», «Хорошо трудиться – хлеб уродится!» … Но был ли этот оптимизм в умах простых людей-трудяг, а не только на плакатах, радио и т.д.? Правда ли было все так радостно и прекрасно? Возможно. Возможно в первые годы после войны народ находился под эйфорией победы над врагом. Жители СССР верили в лучшее будущее, что и помогало им выполнять и перевыполнять план. Но проходили годы и условия жизни лучше не становились.

Дневниковые записи Ольги Берггольц о Старом Рахине показывают нам действительную картину послевоенной деревни. Она описывает настроение людей, их жизнь в послевоенные годы, то, как они на себе переносят всю тяжесть восстановления страны. Ее записи помогают увидеть историю послевоенного периода под другим ракурсом.

Актуальность темы объясняется необходимостью знать объективную историю своего отечества.

Объект исследования - дневниковые записи Ольги Берггольц о Старом Рахине как исторический источник.

Предметом исследования является жизнь послевоенного советского общества.

Цель работы - охарактеризовать "Записки о старом Рахине" Ольги Берггольц как источник по истории советского послевоенного общества.

 

 

I. ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

 

Ольга Федоровна Берггольц (3 (16) мая 1910 года, Санкт-Петербург — 13 ноября 1975 года, Ленинград) — русская советская поэтесса и прозаик, драматург, журналист.

Ее детские годы прошли на окраине Невской заставы. С 1918-го по 1920 г. вместе с семьёй жила в Угличе в бывших кельях Богоявленского монастыря. Училась в трудовой школе, которую окончила в 1926 году.

Первое стихотворение поэтессы «Ленин» было напечатано в газете «Красный ткач» в 1925 году, первый рассказ «Заколдованная тропинка» — в журнале «Красный галстук». В 1925 году пришла в литературное объединение рабочей молодёжи — «Смена». Там Ольга встретила поэта Бориса Корнилова, ей было восемнадцать, когда они поженились в 1928 году. 13 октября того же года у молодых родилась дочь Ирина, которая умерла в возрасте семи лет (14 марта 1936 г.).

Ольга с мужем учились на Высших курсах при Институте истории искусств.

В 1926 году на заседании союза поэтов стихотворение Ольги Берггольц похвалил Корней Чуковский, сказав, что в будущем она станет настоящей поэтессой.

С 1930 года работала в детской литературе, печаталась в журнале «Чиж», издала свою первую книгу — «Зима-лето-попугай».

Поступила на филологический факультет Ленинградского университета.

В 1930 году разводится с Борисом Корниловым и выходит замуж за однокурсника Николая Молчанова, с которым пробудет до его смерти в 1942 году.

Окончив в 1930 году университет, уезжает в Казахстан, работая корреспондентом газеты «Советская степь», о чём рассказала в книге «Глубинка» (1932). Вернувшись в Ленинград, работала редактором в газете завода «Электросила» (1931—1934). В 1933—1935 годах выходят книги: очерки «Годы штурма», сборник рассказов «Ночь в Новом мире», первая «взрослая поэтическая книга» — сборник «Стихотворения», с которых начинается поэтическая известность Берггольц.

В 1932 году Ольга родила дочь Майю, через год девочка умерла.

В 1934 году принята в Союз Советских писателей, откуда была исключена 16 мая 1937. Вновь восстановлена в июле 1938, а затем, в связи с арестом, снова исключена.

13 декабря 1938 года Берггольц арестовали по обвинению «в связи с врагами народа», а также как участника контрреволюционного заговора против Ворошилова и Жданова. После побоев и пыток Ольга прямо в тюрьме родила мертвого ребёнка. Первый муж, Борис Корнилов, был расстрелян 21 февраля 1938 года в Ленинграде.

3 июля 1939 года была освобождена и полностью реабилитирована. Вскоре после освобождения вспоминала: «Вынули душу, копались в ней вонючими пальцами, плевали в неё, гадили, потом сунули обратно и говорят: живи!».

В феврале 1940 году вступила в ВКП(б).

В годы Великой Отечественной войны Ольга оставалась в осаждённом Ленинграде. С августа 1941 работала на радио, почти ежедневно обращалась к мужеству жителей города.

Второй муж Ольги, литературовед Николай Молчанов, умер от голода 29 января 1942 года. Несмотря на свою инвалидность, он отправился на строительство укреплений на Лужском рубеже. Ольга Берггольц посвятила ему лучшую, по собственному мнению, поэтическую книгу «Узел» (1965).

Отец, Фёдор Берггольц, за отказ стать осведомителем в марте 1942 года был выслан из блокадного Ленинграда органами НКВД в Минусинск (Красноярский край). В это время Берггольц создала свои лучшие поэмы, посвящённые защитникам Ленинграда: «Февральский дневник» (1942), «Ленинградскую поэму» (1942).

3 июня 1942 года Ольге Берггольц вручили медаль «За оборону Ленинграда».

27 января 1945 выходит радиофильм «900 дней», в котором использовались разные фрагменты звукозаписей (в том числе метроном, отрывки из Седьмой симфонии, объявления о тревоге, голоса людей), объединённые в одну запись. Ольга Берггольц, в числе прочих, работала над этим радиофильмом, читала там стихи.

Несмотря на все заслуги, в конце мая 1945 на Х пленуме СП СССР была подвергнута критике из-за того, что она «заставила звучать в стихах исключительно тему страдания, связанную с бесчисленными бедствиями граждан осаждённого города».

После войны выходит книга Берггольц «Говорит Ленинград» о работе на радио во время войны. Так же Ольга написала пьесу «Они жили в Ленинграде», поставленную в театре А. Таирова.

В 1948 г. умирает ее отец - Фёдор Христофорович Берггольц.

В 1949 г. в Ленинграде начинается политический процесс известный в истории как «Ленинградское дело». Идут судебные процессы над советскими и государственными деятелями. Чтобы не попасть под «горячую руку», О. Берггольц уезжает в Старое Рахино в качестве корреспондента газеты для освещения «хорошей» деревенской жизни, где и ведет свои дневниковые записи.

В 1952 году издает цикл стихов о Сталинграде. После командировки в освобождённый Севастополь создала трагедию «Верность» (1954). Новой ступенью в творчестве Берггольц явилась прозаическая книга «Дневные звёзды» (1959), позволяющая понять и почувствовать «биографию века», судьбу поколения.

В 1957 г. умирает ее мать - Мария Тимофеевна Берггольц.

C 1949 года по 1962 год состояла в браке с профессором кафедры русской литературы ЛГУ Г. П. Макогоненко.

В середине 1950 — начале 1960-х несколько стихотворений Берггольц были распространены в самиздате. В 1960-е вышли её поэтические сборники: «Узел», «Испытание», в 1970-е — «Верность», «Память».

В 1960 выходит книга «Дневные звёзды».

Последняя напечатанная новая книга — сборник стихотворений «Память», вышедший в 1972 году в Москве

Умерла Ольга Берггольц в Ленинграде 13 ноября 1975 года. Похоронена на Литераторских мостках Волковского кладбища.

II. КРИТИКА ИСТОЧНИКА

Внешняя критика

С самого первого слова автор сообщает то место, где она ведет свои записи: это село Старое Рахино, которое находится в Крестецком районе Новгородской области.

О времени создания дневника свидетельствуют даты, которые Ольга Берггольц ставила перед каждой новой записью – май, октябрь 1949 г. В мае Берггольц обращалась к дневнику 20, 23(дважды), 24, 25, 26, 27 числах, а в октябре – только 31 числа.

Автором, несомненно, является Ольга Бергольц. Об этом свидетельствует прежде всего то, что дневник хранился у ее сестры Марии Берггольц, который она затем и опубликовала в журнале «Знамя» в 1991 г. Если бы это были чьи-то «сочинения» для того чтобы оклеветать и начать новое дело по О. Берггольц, то не было бы смысла хранить эти записи и опубликовывать их.

Сохранность текста определить сложно, так как у автора реферата отсутствует оригинал источника. Однако, настораживает то, что в последующие месяцы(июнь-сентябрь) отсутствуют вообще какие-либо записи. Можно предположить, что эти части были утеряны.

Внутренняя критика

Как ранее указывалось, в Старое Рахино Ольга Берггольц поехала по причине начала политического дела в Ленинграде(«Ленинградское дело»).

Руководителей Ленинградского обкома ВКП (б) обвиняли в том, что они намеревались создать Русскую коммунистическую партию в противовес Всесоюзной и начать противостояние с ЦК ВКП (б). Поводом для Ленинградского дела послужило проведение в Ленинграде с 10 по 20 января 1949 года Всероссийской оптовой ярмарки. Сообщение о ярмарке стало дополнением к уже имевшемуся компромату.

Были опасения, что и на О. Берггольц могут тоже «нашить» какое-нибудь дельце. Чтобы не вызывать подозрений она поехала туда в качестве корреспондента газеты. Официальная ее задача была в написании статьи про деревню, где она должна была показать то, как хорошо живется в советском обществе после победы в Великой Отечественной войне. Но реальность была другой … Она вела дневник, в котором записывала свои переживания и то,что видела в деревне - картины «… безысходных драм послевоенной деревни»[1]. В этих записях автор не указывает точных целей их создания. Возможно, она просто пыталась «отвести душу» либо, описывая свой прожитый день, хотела найти вдохновение для стихов и других своих работ(что более вероятно, так как в дневниках есть наброски стихотворений), либо хотела сохранить правду о жизнь послевоенного советского общества.

Влияние на текст записок цензуры или самоцензуры отсутствует. Цензуры нет, так как дневник был опубликован в год распада СССР и, следовательно, в этом не было никакого смысла. Самоцензура отсутствует уже по причине того, что это дневниковые записи, в которых автор описывает свои мысли, и они не создавались для публикации.

Структура текста определяется разделяющими его на части датами записей. Перед каждой новой записью ставилась дата, например, «20/V – 49». Первая цифра обозначала число месяца, вторая – месяц, третья – год.

Содержание текста наполнено переживаниями личного характера, рассказами о жизнях и судьбах людей, стихотворными отрывками(иногда и целыми стихотворениями), основанными на этих рассказах, и общими выводами о жизни в советском «мире».

Автор жанр своих записок никак не определяет из-за ненадобности, так как,еще раз повторяюсь, это записи мыслей, а не литературное произведение, которое создается для публикации. А вот исследователи ее записок определяют их жанр как дневниковые записи.

Специфика дневниковых записей как жанра следующая:

1) Периодичность, регулярность ведения записей;

2) Связь записей с текущими, а не с давно прошедшими событиями и настроениями;

3) Спонтанный характер записей(времени между событиями и записью прошло слишком мало, последствия еще не проявили себя, и автор не в состоянии оценить степень значительности происшедшего);

4) Литературная необработанность записей;

5) Безадресность или неопределенность адресата многих дневников;

6) Интимный и поэтому искренний, частный и честный характер записей.

Чтобы понять условия и причины создания дневника нужно разобраться в самой личности автора.

Ольга Берргольц родилась в 1910 г. в семье врача-хирурга. Ее детство выпало не на самое легкое время в истории: в 1914 г. началась Первая Мировая война, в 1917 г. произошла революция, а затем – гражданская война(1917-1923 гг.). Конечно, все это время она была с семьей, которая ее защищала и поддерживала, но все эти события, как мне кажется, не могли просто пройти незаметно для будущей поэтессы. В 1925 г. она начинает печататься и в ступает в молодежный кружок литераторов «Смена» - наверно, это одно из приятных для нее моментов жизни. Последующие годы наполнены почти что одними жизненными потрясениями:

1928 г. – выходит замуж за Бориса Корнилова, но разводится с ним через 2 года. В браке появляется родилась дочь Ирина.

1932 г. – родила дочь Майю от нового мужа Николая Молчанова, но через год девочка умирает.

1936 г. – умирает ее семилетняя дочь Ирина

1937 г. – исключена из Союза Советских писателей, восстановлена в 1938, но снова исключена в конце года.

1938 г. – была арестована по обвинению «в связи с врагами народа». После пыток прямо в тюрьме родила мертвого ребенка. В 1939 г. была освобождена

1942 г. – ее муж Николай Молчанов умирает от голода в блокадном Ленинграде, где находилась и сама Берггольц.

Эта далеко не все трагедии ее жизни. Конечно, такое освещении жизни О. Берггольц не кажется объективным. Хочется задать вопрос: «Неужели в ее жизни было так мало хорошего?» Это «хорошее» было, но в биографии оно меркнет на фоне этих трагедий. Однако, если смотреть на ее произведения в целом, то сказать, что она была пессимистом не получится. У нее очень много стихов, которые наполнены радостью и надеждой на лучшее. Но, в случае с дневниковыми записками прослеживается как раз пессимизм, а не его отсутствие. Поэтесса часто переживает о своих отношениях с мужем – она постоянно думает о том, что он разлюбил ее(хотя, октябрьская запись полностью опровергает ее сомнения). Да и сама О. Берггольц говорит о своем душевном состоянии: «Удивительное безмолвие в душе»[2].

Стоит отдельно сказать, что все политические процессы, в которые была вовлечена поэтесса, заставили ее ненавидеть правительство. Это проявляется в некоторых ее работах, неопубликованных на момент написания, и, в частности, в «Записках о Старом Рахине». Она критикует власть за то, как несправедливо она обходится с людьми, которые воевали за эту страну и теперь отдают все силы на то, чтобы восстановить ее после ВОВ.

Но, ее отце был революционером, что, естественно, не могло не отразится на его дочери. И не смотря на гонения О. Ф. Берггольц оставалась верна идее построения коммунизма.

Сама коммунистическая идеология создавало социальную среду, в которой жила и творила Ольга Федоровна, Эта среда оказывала определенное влияние на ее творческую деятельность. Идеи социальной справедливости, свободы и равенства, которые свойственны социалистическому(коммунистическому) обществу, отчетливо проявляются в «Записке о Старом Рахине». Она описывает то, как начальство требует от подчиненных выполнять план, даже когда нет никаких на это ресурсов, как у рабочих колхоза отбирают паспорта, чтобы те никуда не уехали, как «лиц, разлагающих колхоз» выселяют и увозят куда-то … Все эти моменты несправедливости, несвободы, неравенства отмечены Ольгой Берггольц.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

"Записки о старом Рахине" Ольги Берггольц являются важным историческим источником по истории послевоенного советского общества. Они дают нам информации об условиях жизни, об отношениях начальства колхоза с подчиненными, о колхозе как системе сельскохозяйственного производства, о судьбах людей … Однако, напрашиваются вопросы: А может быть, описываемое в дневнике это только частный случай? Может быть, в других деревнях было лучше? К сожалению, на оба вопроса ответ один: «нет». Современные исследователи того времени подтверждают то, как сложно было обществу послевоенного времени, а именно тем, кто жил в деревнях и работал в колхозе.

При работе с «Записками о Старом Рахине» следует понимать обстановку, в которых они создавались. При анализе внутренней критики источника было отмечено, что у автора записок было пессимистическое настроение, что могло сказаться на содержании текста(например, она могла вовсе не замечать радостные моменты).

Архивы наполнены официальными, создаваемые правительством и общественными организациями, источниками по истории советского времени. Неофициальные исторические источники(например, личного происхождения), которых куда меньше, чем первых, помогут более объективно изучать историю советского прошлого.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. М. Ф. Берггольц Из дневников (май, октябрь 1949) // Журнал «Знамя» - 1991 - № 3 - С. 160-172.

2. Русские писатели, XX век библиогр. слов. в 2 ч. Ч. 1. А-Л / [редкол.: Н. А. Грознова и др.; под ред. Н. Н. Скатова]. — М.: Просвещение: 1998. — 784 с.:

 


[1] М. Ф. Берггольц Из дневников (май, октябрь 1949) // Журнал «Знамя» - 1991 - № 3 - С. 160

[2] 1. М. Ф. Берггольц Из дневников (май, октябрь 1949) // Журнал «Знамя» - 1991 - № 3 - С. 160-172.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: