Тема: Интерактивные технологии обучения русскому языку.




Технология - от греческого techne – искусство, мастерство, умения и логия – наука) – совокупность это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь)

Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Интерактивные технологии обучения – эторяд педагогических методик, обеспечивающих необходимый образовательный эффект, посредством включения учащихся в совместную с педагогом деятельность, по заданным правилам и условиям.

Интерактивные технологии предусматривают обязательное взаимодействие педагога с учащимися, а также учащихся между собой. Это отличает их от другого вида активных методов и технологий обучения, в рамках которых предполагается взаимодействие только между педагогом и учеником.

В основе интерактивных технологий положена система правил взаимодействия между педагогом и учащихся, представленных в виде учебных ситуаций и игр, направленных на обеспечение педагогически эффективного и познавательного общения. Организация интерактивных технологий в образовательный процесс предполагает обязательную опору на традиционные принципы обучения, а также на ряд специфических принципов: принцип взаимодействия; принцип активности учащихся; принцип обратной связи; принцип опоры на групповой педагогический опыт. Образовательный процесс, организованный на основании использования интерактивных технологий, предусматривает обязательную включенность всех учащихся в работу.

Выделяют следующие формы интерактивных технологий в образовательном процессе:

- Работа в парах. Организуется в виде обсуждения, осуществления анализа творческой работы партнера, подготовка вопросов по теме урока для других групп, а также совместные ответы на вопросы педагога.

- Работа в малых группах – организуется в тех случаях, когда необходимо решить сложные научные проблемы (ситуации) используя совместные усилия.

- Сменные (ротационные тройки) – группы учащихся из трех человек, при этом состав группы меняется при каждом новом задании.

- Мозговой штурм – учащимся задается вопрос или же перед ними ставится конкретная учебная проблема (ситуация) и за короткое время необходимо высказать как можно больше вариантов и идей ее решения. Допустимы любые ответы, даже если они кажутся нереальными. В дальнейшем каждая идея рассматривается и анализируется, тем самым выбирается наиболее удачное.

- Аквариум – обыгрывание ситуации. Часть учащихся обыгрывают конкретную ситуацию, часть стоят вокруг, образуя круг («аквариум») и анализируют ситуацию. Остальные ученики совместно с педагогом выступают в роли зрителей.

- Дерево решений – учащихся делят на несколько групп, задается вопрос, каждая группа его обсуждает и записывает свои ответы на ватмане – «дереве». После того как все ответы будут написаны группы обмениваются ватманами и учащиеся дописывают на деревьях свои идеи и мысли.

- Ролевые игры – проводятся в форме деловых игр, в рамках которых учащиеся имеют возможность обыграть различные ситуации, «примерить» на себе роли.

- Дебаты – проводятся с целью того, чтобы каждый мог высказаться по поводу решаемого вопроса. Главным условием является то, что все высказывания должны быть обоснованными и аргументированы.

- Броуновское движение – учащиеся свободно передвигаются по кабинету с целью поиска и сбора необходимой информации по заданной педагогом теме.

- «Микрофон» - каждому учащемуся предоставляется возможность высказаться по поводу решаемой проблему (вопросу, ситуации). Участники только высказывают свою мысль, без обсуждения или комментариев.

- Метод – тренинг – предусматривает совместный поиск решения проблемы, когда учащиеся садятся кругом и обсуждают ее, высказывая свои идеи и мысли.

- Метод проектов – направлен на расширение способностей работать с поставленной задачей самостоятельно, то есть, учитывая актуальность проблемы находить и обрабатывать информацию. Данный метод направлен на расширение познавательных и творческих навыков учащихся.

Организация образовательного процесса с использованием интерактивных технологий предусматривает следующий алгоритм:

Вступительная часть («погружение в тему») – педагог знакомит детей с темой учебного занятия, указывает на ее значимость и актуальность, объясняет правила и этапы работы.

Основная часть – деление учащихся на группы, постановка учебной задачи или вопроса, непосредственное ее решение, организация интерактивного взаимодействия между ее участниками.

Рефлексия – анализ проведенного занятия, его содержания и общего эмоционального фона.

Эффективность внедрения интерактивной технологии в образовательный процесс зависит от соблюдения ряда условий:

Создание благоприятной атмосферы учебного занятия, способствующей эффективному сотрудничеству между учащимися.

Организация пространства, способствующего продуктивному взаимодействию между участниками.

Применение информационно-коммуникационных средств и других форм наглядности.

Наличие совместной деятельности, изготовление совместного продукта.

Таким образом, основной целью интерактивных технологий является установление устойчивой диалоговой связи между участниками обучения.

Семинар-диспут – это дискуссия, при проведении которой участники обоснованно и аргументировано обсуждают различные проблемы.

Семинар-диспут предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей её достоверного решения. Семинар-диспут осуществляется в форме диалогического общения его участников.

Для удачного проведения семинара-диспута необходимы определённые социально-психологические условия, доброжелательные отношения между участниками, коммуникативные умения, их культура мышления.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: