Наименование компетенции | Уровень сформированности | Критерий оценки |
ОК-1 – способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции | минимальный | Имеет представление об основах философских знаний для формирования мировоззренческой позиции |
средний | Владеет основами философских знаний для формирования мировоззренческой позиции | |
высокий | Использует основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции | |
ОК-3 – способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности | минимальный | Имеет представление о применимости экономических знаний в различных сферах деятельности |
средний | Владеет основами экономических знаний применительно к различным сферам деятельности | |
высокий | Способен использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности | |
ОК-4 – способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия | минимальный | Способен последовательно излагать материал в устной и письменной форме, испытывает затруднения в решении задач межличностного и межкультурного взаимодействия |
средний | Способен логически верно строить устную и письменную речь, ориентируясь в специфике излагаемого материала, решая задачи межличностного и межкультурного взаимодействия | |
высокий | Способен логически взаимосвязанно, грамотно строить устную и письменную речь, аргументированно и ясно интерпретировать материал с учетом его специфики, уверенно владеет навыками коммуникации для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия |
Продолжение табл. 2
|
ОК-6 – способность использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности | минимальный | Имеет представление о нормативных правовых актах, регулирующих деятельность хозяйствующих субъектов |
средний | Знает назначение нормативных документов, регулирующих предпринимательскую деятельность, ориентируется в них | |
высокий | Знает назначение и название основных нормативных документов, их основные положения; свободно ориентируется в нормативно-правовых актах, может применять их в профессиональной деятельности | |
ОПК-2 – способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач | минимальный | Знает методы сбора, анализа и обработки данных, необходимых для решения поставленных экономических задач |
средний | Способен использовать методы сбора, анализа и обработки данных при работе с экономической информации | |
высокий | Обладает навыками сбора, анализа и обработки данных, необходимых для принятия эффективных управленческих решений | |
ОПК-3 – способность выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы | минимальный | Имеет представление о методах и методиках анализа как инструментальных средств для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей |
средний | Знает, как применять методы и методики анализа для обработки информации о хозяйственных процессах и явлениях хозяйствующих субъектов в соответствии с поставленными задачами | |
высокий | Обладает навыками анализа полученных результатов и их интерпретации для обоснования управленческих решений |
Продолжение табл. 2
|
ПК-1 – способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов | минимальный | Знает основные экономические и правовые нормы, определяющие деятельность хозяйствующих субъектов, экономические и социально-экономические показатели их деятельности |
средний | Способен производить расчеты экономических и социально-экономических показателей на основе исходных данных | |
высокий | Обладает навыками расчета и анализа экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов, правильно их интерпретирует | |
ПК-2 – способность на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов | минимальный | Знает типовые методики и действующие нормативно-правовые документы, определяющие деятельность хозяйствующих субъектов, экономические и социально-экономические показатели их деятельности |
средний | Способен на основе типовых методик и нормативно-правовой базы производить расчеты экономических и социально-экономических показателей на основе исходных данных | |
высокий | Обладает навыками расчета и анализа экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов для принятия управленческих решений | |
ПК-3 – способность выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами | минимальный | Знает методику расчетов основных экономических показателей для обоснования планов |
средний | Умеет производить расчеты, необходимые для составления экономических разделов планов расчеты | |
высокий | Владеет навыками разработки плановых мероприятий в соответствии с принятыми в организации стандартами |
Продолжение табл. 2
|
ПК-4 – способность на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты | минимальный | Имеет представление о способах описания экономических процессов и построения стандартных теоретических и эконометрических моделей |
средний | Умеет строить стандартные теоретические и эконометрические модели, описывать и моделировать экономические процессы и явления | |
высокий | Обладает навыками анализа полученных результатов и их интерпретации для обоснования управленческих решений | |
ПК-5 – способность анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений | минимальный | Знает содержание финансовой бухгалтерской отчетности предприятий различных организационно-правовых форм собственности, организаций, ведомств |
средний | Умеет анализировать информацию, содержащуюся в финансовой бухгалтерской отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств | |
высокий | Владеет навыками интерпретации полученных в результате анализа бухгалтерской финансовой и иной информации, содержащейся в отчетности, с целью принятия управленческих решений | |
ПК-6 – способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей | минимальный | Знает источники данных отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях и методы их анализа |
средний | Способен анализировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях | |
высокий | Обладает навыками интерпретации полученных результатов анализа данных отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявления тенденций изменения социально-экономических показателей |
Окончание табл. 2
ПК-7 – способность, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет | минимальный | Знает отечественные и зарубежные источники информации и методы ее обработки для подготовки информационного обзора и/или аналитического отчета |
средний | Способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные для подготовки информационного обзора и/или аналитического отчета | |
высокий | Способен подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет на основе отечественных и зарубежных источников информации | |
ПК-8 – способность использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии | минимальный | Имеет представление о современных технических средствах и информационных технологиях для решения аналитических и исследовательских задач |
средний | Умеет использовать современные технические средства и информационные технологии для решения аналитических и исследовательских задач | |
высокий | Хорошо владеет современными техническими средствами и информационными технологиями для решения аналитических и исследовательских задач |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для формирования профессиональных компетенций выпускников по направлению подготовки – Экономика, профиль – финансы и кредит важную роль играет итоговая государственная аттестация. Структуру учебного пособия определяют не только требования современного рыночного пространства, но и изменения в науке и технике, инновационный характер современных технологий.
Изучив первый раздел пособия, выпускники познакомятся с характеристиками профессиональной деятельности бакалавра, требованиями к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата, целями и составом итоговых аттестационных испытаний.
Второй раздел раскрывает требования ФГОС ВО, содержание и трудоемкость государственного экзамена, процедуру приема и критерии оценки знаний при проведении итогового государственного экзамена, также в разделе содержатся практические рекомендации и советы по подготовке к итоговому государственному междисциплинарному экзамену.
Изучение третьего раздела позволит выпускнику грамотно написать выпускную квалификационную работу. Раздел информирует о выборе темы, требованиях к самой работе.
Четвертый раздел информирует о порядке представления выпускной квалификационной работы и защиты выпускной квалификационной работы.
Пятый раздел раскрывает требования по оформлению докладов и презентаций.
В последнем разделе приведены критерии оценки выпускной квалификационной работы.
В учебном пособии представлено 13 приложений с образцами заполнения необходимых документов.
При подготовке к государственной итоговой аттестации выпускники могут использовать не только пособие, но и необходимые ГОСТы и нормативные документы. Часть информации представлена на информационных стендах кафедры финансов и кредита Института экономики и финансов ФГБОУ ВО Омский ГАУ.
Авторы пособия желают выпускникам успешного прохождения всех этапов итоговой государственной аттестации.
Приложение А
Требования к результатам освоения
образовательных программ бакалавриата
Общекультурные компетенции:
способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);
способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);
способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3);
способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-4);
способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-5);
способность использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-6);
способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7); способность использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8);
способность использовать приемы первой помощи,* методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9).
Общепрофессиональные компетенции:
способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);
способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач (ОПК-2);
способность выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ОПК-3);
способность находить организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности и готовность нести за них ответственность (ОПК-4).
Профессиональные компетенции, соответствующие виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата:
– расчетно-экономическая деятельность:
способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
способность на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2);
способность выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);
– аналитическая, научно-исследовательская деятельность:
способность на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-4);
способность анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-5);
способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей
(ПК-6);
способность, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-7);
способность использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-8).
Приложение Б