Международный педагогический форум
«Студенты и школьники за Гуманную Педагогику»
Октября, 2011 г. в городе Рыбинске Ярославской области, в педагогическом колледже
«Чтобы в человеке утвердилась высокая идея, нужно дать ему азбуку человеческой культуры. Ведь идейная жизнь – это жизнь мысли, разума, на страже которого стоит чуткое сердце».
Василий Сухомлинский
Не сегодня и не вчера мир заговорил о приходе на Землю Нового Поколения Детей. Наблюдатели утверждают, что современные дети составляют особую человеческую расу с более высоким духовным предназначением. Дети нового сознания своим образом жизни и устремлениями резко отличаются от образа жизни и устремлений всех тех поколений, которые существуют сейчас на Земле. Как было сказано на Международной конференции «Дети Нового сознания» в Москве в 2006 году академиком Людмилой Шапошниковой: «Эти дети – самая большая надежда человечества». И будет большой исторической ошибкой, если все мы, понимающие ответственность момента, не сможем рядом с новыми детьми поставить новых учителей, которые смогут постичь и применить в детском саду, в школе и других учебных заведениях классическое педагогическое мышление, которое, в отличие от традиционного, многомерно. Мудрость знаменитого физика академика Акимова, высказанная на той же конференции: «Детям Света нужны учителя Света», ждет реального воплощения в жизнь.
Всем ответственным за воспитание будущих поколений нужно думать о том, чтобы наши воспитанники и ученики могли бы стать более совершенными и раскрыть свою богатую духовную и естественную природу, прожили бы школьные годы радостно и содержательно.
Вот почему наш взор обращается в сторону будущих педагогов – студентов педагогических колледжей, вузов и школьников, уже сегодня думающих о профессии педагога, как о своей земной миссии. Предстоит огромная задача воспитания будущих учителей, воспитателей и будущих родителей на принципах духовного гуманизма. Значительное место в решении этих эволюционных задач отводится Гуманной Педагогике, которая составляет синтетическое целое духовного и материального, иррационального и рационального, религиозного и научного, космического и земного. Она принимает постулат вечности духа и устремляет человека к такой земной жизни, которая есть путь развития и совершенствования духа.
Инициаторы проведения Форума «Студенты и школьники за Гуманную Педагогику» и Оргкомитет по его подготовке возлагают на всех его участников большие надежды. Пусть он станет началом совместного поиска лучших основ путей воспитания благородного человека, на основе уважения, творчества и любви.
Цели форума:
§ объединение всех творчески мыслящих людей вокруг идей Гуманной Педагогики;
§ сотрудничество и взаимопомощь всех, кто изучает «Систему гуманно-личностного отношения к ребенку в образовательном процессе» (Школу жизни) академика Амонашвили;
§ подготовка участников слета к областным, Республиканским и Международным Чтениям по теме «Учитель, вдохнови меня на творчество!».
Программа форума:
Регистрация участников
торжественное открытие Форума
11.00 - 12.50 - работа творческих лабораторий «Учитель вдохнови меня на творчество»
На форуме студенты педколледжей показывали фрагменты мастер-классов, делали сообщения и доклады, в которых отражали своё видение методов и приёмов гуманной педагогики в педагогической практике.
1. Лаборатория гуманитарного знания. Вопросы для обсуждения: Утверждение смысла духовности, творческого поиска и вдохновения в содержании образования.
«Способность творчества есть великий дар природы; акт творчества, в душе творящей, есть великое таинство; минута творчества есть минута великого священнодействия».
Виссарион Белинский
2. Лаборатория учителей начальной школы. Вопросы для обсуждения: Как создавать пространство творческого сотрудничества на уроке? Трудности и успехи на этом пути. Урок, который учит вдохновению и Любви. Как проявлять человечность на уроке, жить вместе с ребёнком, а не готовить его к жизни.
«Начальная школа – это, прежде всего творческий труд одного учителя».
Василий Сухомлинский
3.Лаборатория учителей естественных наук. Вопросы для обсуждения: Допущения гуманной педагогики о духовной природе ребёнка. Что мы знаем о духовной природе детства? Как создавать пространство творческого общения и духовной общности?
«В истории развития человечества значение мистического настроения — вдохновения — никогда не может быть оценено слишком высоко. В той или иной форме оно проникает всю душевную жизнь человека, является основным элементом жизни».
Владимир Вернадский
4. Лаборатория художественного развития. Вопросы для обсуждения: Наши дети жители будущего. Что мы делаем для того, чтобы в этом будущем было место Творчеству, Миру, Красоте и Культуре? Что такое художественное развитие ребенка, учителя, родителя? Что мы делаем для того, чтобы по-настоящему окультуривать среду вокруг ребёнка, как насыщаем её образами возвышенными и прекрасными, как наполняем духовным светом пространство вокруг нас?
«Кто испытал наслаждение творчества – для того всех других наслаждений не существует!».
Антон Чехов
5. Лаборатория дошкольного воспитания. Вопросы для обсуждения: Мировоззрение воспитателя и родителя, и его влияние на педагогический процесс. Любовь – четвёртое измерение Педагогики. Нужно подумать как нам, находясь рядом с божественным даром высшего, божественного мира и, находясь в предстоянии перед совершенным «кристаллом сознания», преодолевать собственное несовершенство. Нас должны волновать пути выращивания творческого мировоззрения в родителе и воспитателе, духовный мир «ведущих дитя» взрослых и законы духовной жизни творческого и вдохновляющего на творчество учителя.
«Где-то там, в самой интимной глубине человеческого сердца, дремлет некое духовное око, призванное к созерцанию божественных содержаний земли и неба. Это таинственное око, со всей его восприимчивостью и зрячей силой надо будить в человеке в самом раннем, нежном детстве, чтобы оно проснулось от своего первоначального сна, чтобы оно открылось и воззрилось в богозданные пространства бытия со священной и ненасытной жаждой созерцания».
Иван Ильин
Кофе-пауза