Понятие и структура денежного оборота. Законы денежного обращения




Содержание

 

Введение………………………………………………………………….……..………...3

1. Понятие и структура денежного оборота. Законы денежного обращения ………………………………………………………………...………….…...5

1.1. Понятие и структура денежного оборота….……………………….…………….....5

1.2. Законы денежного обращения……………………………………….……………..10

2.Денежная эмиссия ……………..……………………………………...……………15

2.1. Сущность денежной эмиссии………………………………..………….….………15

2.2. Эмиссия наличных денег и безналичная эмиссия.…………..……………………19

Заключение……………………………………………………………………...………23

Глоссарий……………………………………………………...…….………….….……26Список литературы………………………………………………………….…………28

Приложение А «Динамика изменения количества денег в обращении»……………………………………………….……………………………..30

Приложение Б «Движение денег»……………………………………………………30

 

Введение

Актуальность работы определена тем, что современная экономика любого государства представляет собой широко разветвленную сеть сложных взаимоотношений миллионов входящих в нее хозяйствующих субъектов. Основой этих взаимосвязей являются расчеты и платежи, в процессе которых происходит удовлетворение взаимных требований и обязательств. Платежная система страны- неотъемлемый элемент рыночной экономики, через которую реализуются различные экономические возможности. Создание надежной платежной системы в России имеет особую значимость и является одной из ключевых проблем реформирования экономики на переходном этапе страны к рынку.

Денежное обращение-движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичных формах.

Главные составляющие денежного оборота: налично-денежный и безналичный оборот. Основную часть его- платежный оборот, в котором деньги функционируют как средство платежа, используют для погашения долговых обязательств. Оно осуществляется как в наличной, так и в безналичной форме. Весь безналичный оборот является платежным, ибо предполагает разрыв во времени движения товара и денежных средств, т.е. функционирование денег в качестве средства платежа. Безналичный платежный оборот совершается преимущественно через банки. Являясь преобладающим (до 90 % всего денежного оборота), он осуществляется в виде записей по счетам налогоплательщиков и получателей денежных средств в кредитных учреждениях, а также путем зачетов взаимных требований и передачи оборотных документов (векселей, варрантов и т.) Соответственно экономические процессы в народном хозяйстве опосредуются преимущественно безналичным платежным оборотом.

Важно отметить, производные денежного оборота – денежная масса и объем кредитов – наряду с валютным курсом являются главными объектами денежно – кредитной политики. Ясно, что в деле управления этими объектами неоценимую роль играет исследование их исходных начал – денежных и кредитных потоков (оборотов) путем учета и анализа всех операций (сделок), осуществляемых посредством денег и кредита. Такие потоки могут подразделяться по основным видам сделок, подразделениям и секторам экономики, регионам, вплоть до потоков в каждом первичном звене общественного производства – предприятии.

В России в условиях создания рыночной экономики с целью углубления анализа денежно – кредитной политики делаются только первые шаги в данной области, что во многом связано с кредитным кризисом в народном хозяйстве, обусловившим, по сути, его «товарно – безденежный характер » и приведшим к разрушению платежно – расчетных отношений между предприятиями, банками и государством. ЦБ РФ проводятся исследования платежного оборота по данным своих подразделений.

Объектом настоящей работы является денежное обращение.

Предметом настоящей работы является государственное регулирование денежного обращения и эмиссии денег.

Цель работы: изучить особенности денежного обращения и эмиссии денег в Российской Федерации.

Задачи: раскрыть сущность понятий «денежное обращение», «закон денежного обращения», «денежная эмиссия»; определить роль закона денежного обращения.

Методы – диспозитивный, сравнительный, исторический, метод анализа и др.

Изученность. Использовалась учебная литература, составленная ведущими специалистами в данной области, а именно труды таких авторов Абрамова М.А., Антонова Н.Г., Жуков Е.Ф., Ламенков В.И [1,2,6,9]. Также в работе использовались данные, опубликованные в журналах «Деньги и Кредит» и другие [13, 15 и др.].

Практическая значимость настоящей работы заключается в том, что она может быть использована как дополнительный источник при написании дипломной работы на соответствующую тему.

 

Основная часть

Понятие и структура денежного оборота. Законы денежного обращения

1.1. Понятие и структура денежного оборота

 

В условиях металлического обращения денежный оборот, как и товарный оборот, выступает стоимостным оборотом, поскольку металлическая монета (золотая или серебряная) имела собственную стоимость, соответствующую указанному на ней номиналу, поэтому движение стоимости денег происходило одновременно с движением стоимости товаров. Стоимостный оборот объединял как денежный, так и товарный обороты.

Современный денежный оборот стоимостным не является, поскольку стоимость денежного знака как наличного, так и безналичного настолько ничтожна по сравнению с номиналом, что его можно пренебречь. Отсюда стоимостным можно считать только товарный оборот.

В экономической литературе смешиваются понятия: «денежный оборот», «платежный оборот», «денежное обращение», «денежно-платежный оборот». Между тем все эти понятия различаются между собой. Так, понятие денежный оборот более узкое, чем понятие платежный оборот.

Платежный оборот включает не только движение денег, но и движение других средств платежа. Денежный оборот является, следовательно, составной частью платежного оборота. Денежное обращение, в свою очередь, служит составной частью денежного оборота. Обращение денежных знаков предполагает их постоянный переход от одних юридических и физических лиц к другим.

Обращаться могут только наличные деньги. Движение денежной единицы в безналичном обороте отражается в виде записей по счетам в банке. В подобной ситуации движение наличных денег замещается кредитными операциями, выполняемыми при участии банка, по счетам участников соответствующих операций. Поэтому понятие «денежное обращение» можно отнести только к части денежного оборота, а именно- к налично-денежному обороту.

Под денежно-платежным оборотом понимается часть денежного оборота, где деньги функционируют как средство платежа независимо от того, безналичный это оборот или наличный.

Деньги, находящиеся в обороте, выполняют три функции: платежа, обращения и накопления. Последнюю функцию деньги осуществляют потому, что их движение невозможно без остановок. Когда же они временно прекращают свое движение, они и выполняют функцию накопления.

Функцию мера стоимости деньги, находящиеся в денежном обороте, не выполняют. Эту функцию деньги выполнили до вхождения в денежный оборот при установлении с их помощью цен на товары. Поэтому выполнение функции меры стоимости влияет только на потребность в деньгах для денежного оборота, следовательно, и на величину денежного оборота [2, C. 312].

Денежный оборот складывается из отдельных каналов движения денег между:

- центральным банком и коммерческими банками;

- коммерческими банками;

- предприятиями и организациями;

- банками и предприятиями и организациями;

- банками и населением;

- предприятиями, организациями и населением;

- физическими лицами;

- банками и финансовыми институтами различного назначения;

- финансовыми институтами различного назначения и населением.

По каждому из этих каналов деньги совершают встречное движение.

Структуру денежного оборота можно определить по разным признакам. Из них наиболее распространенным является классификация денежного оборота в зависимости от формы функционирующих в нем денег. По этому признаку денежный оборот подразделяется на безналичный и налично-денежный обороты. Однако, несмотря на всю важность такой классификации, она не отражает экономического содержания отдельных частей денежного оборота. Поэтому наряду с данным признаком классификации денежного оборота следует использовать и другой признак – характер отношений, которые обслуживает та или иная части денежного оборота.

В зависимости от этого признака денежный оборот разбивается на три части:

- денежно-расчетный оборот, который обслуживает расчетные отношения за товары и услуги и по нетоварным обязательствам юридических и физических лиц;

- денежно-кредитный оборот, обслуживающий кредитные отношения в хозяйстве;

- денежно-финансовый оборот, обслуживающий финансовые отношения в хозяйстве.

Можно классифицировать денежный оборот в зависимости от субъектов, между которыми двигаются деньги. По этому признаку структура денежного оборота будет такова:

- межбанковский оборот;

- банковский оборот;

- оборот между юридическими лицами;

- оборот между юридическими и физическими лицами;

- оборот между физическими лицами.

Современная экономика любого государства представляет собой широко развернутую сеть сложных отношений миллионов входящих в нее хозяйствующих субъектов между собой, а также с внешними агентами из других стран. Основой этих взаимосвязей выступают расчеты и платежи, в процессе которых удовлетворяются взаимные требования и обязательства[8, C. 245].

Главные составляющие денежного оборота: налично-денежный и безналичный обороты. Основная часть его платежный оборот, в котором деньги функционируют как средство платежа, используются два погашения долговых обязательств. Он производится как в наличной, так и в безналичной формах. Весь безналичный оборот – платежный, ибо предполагает разрыв во времени движения товаров в различных его разновидностях и денежных средств, т.е. функционирование денег в качестве средства платежа. Безналичный платежный оборот, являясь преобладающим (до 90% всего денежного оборота), осуществляется в виде записей по счетам плательщиков и получателей денежных средств в кредитных учреждениях, путем зачетов взаимных требований и передачи оборотных документов. Соответственно экономические процессы в народном хозяйстве опосредуются преимущественно безналичным платежным оборотом.

Налично-денежный оборот организуется государством в лице Центрального банка. Центральный банк был создан в 1991 году и действует в соответствии с Законом о Центральном банке[1]. Для этого центральный банк систематически издает документ, который называется «Порядок ведения кассовых операций в народном хозяйстве». Последний раз этот документ издавался в сентябре 1993 года[2].

Налично-денежный оборот организуется на основе следующих принципов:

- все предприятия и организации должны хранить наличные деньги (за исключением части, установленной лимитом) в коммерческих банках;

- банки устанавливают лимиты остатка наличных денег для предприятий все форм собственности;

- обращение наличных денег служит объектом прогнозного планирования;

- управление денежным обращением осуществляется в централизованном порядке;

- организация налично-денежного оборота имеет целью обеспечить устойчивость, эластичность и экономичность денежного обращения;

- наличные деньги предприятия могут получать только в обслуживающих их учреждениях банков.

Товарно-денежные отношения требуют определенного количества денег для обращения.

Денежный оборот имеет собственную классификацию. В частности, по форме существования деньги бывают наличные и безналичные. Наличные деньги в свою очередь подразделяются на реальные деньги (это монеты из драгоценных металлов, слитки), кредитные деньги (банкноты и казначейские билеты) и разменные монета. Безналичные деньги могут существовать как в рамках национальной денежно-кредитной системы в форме национальной валюты, так и в форме межнациональных платежных средств в системе международных расчетов.

В зависимости от вида обращаемых денег можно выделить два основных типа систем денежного обращения:

1) системы обращения металлических денег, когда в обращении находятся полноценные золотые и (или) серебряные монеты, которые выполняют все функции денег, а кредитные деньги могут свободно обмениваться на денежный металл (в монетах или слитках);

2) системы обращения кредитных или бумажных денег, которые не могут быть обменяны на золото, а само золото вытеснено из обращения [3, C. 254].

Выпуск как бумажных так и кредитных денег оказался в современных условиях монополизирован государством. Центробанк РФ, находящийся в собственности государства, иногда пытается компенсировать нехватку денежных накоплений путем увеличения денежной массы, эмиссии избыточных знаков стоимости. В структуре денежной массы выделяется активная часть, к которой относятся денежные средства, реально обслуживающие хозяйственный оборот, и пассивная часть, включающая денежные накопления, остатки на счетах, которые потенциально могут служить расчетными средствами[3].

Таким образом, структура денежной массы достаточно сложна и не совпадает со стереотипом, который сложился в сознании рядового потребителя, считающего деньгами прежде всего наличные средства – бумажные деньги и мелкую разменную монету. На самом деле доля бумажных денег в денежной массе весьма низка (менее 25%)[4]. Но основная часть сделок между предпринимателями и организациями, даже в розничной торговле, совершается в развитой рыночной экономике путем использования банковских счетов. В результате наступила эра банковских денег-чеков, кредитных карточек, чеков для путешественников и т.п. Эти инструменты расчетов позволяют распоряжаться денежными депозитами, т.е. безналичными деньгами. При оплате товара и услуги покупатель, используя чек или кредитную карточку, приказывает банку перевести сумму покупки со своего депозита на счет продавца или выдать ему наличные.

Вместе с тем в структуру денежной массы включаются и такие компоненты, которые нельзя непосредственно использовать как покупательное или платежное средство. Речь идет о денежных средствах на срочных счетах, сберегательных вкладах в коммерческих банках, других кредитно-финансовых учреждениях, депозитных сертификатах, акциях инвестиционных фондов, которые вкладывают средства только в краткосрочные денежные обязательства и т.п. Перечисленные компоненты денежного обращения получили общее название «квази-деньги» (от латинского guasi – как будто, почти[5]). Квази-деньги представляют собой наиболее весомую и быстро растущую часть в структуре денежного обращения[6, C.154].

Налично-денежный оборот является непрерывным процессом движения наличных денег, призванным обслужить получение и расходование денежных доходов населения.

 

1.2 Законы денежного обращения

 

Количество денег, необходимое для выполнения ими своих функций, устанавливается экономическим законом денежного обращения, открытым К. Марксом (1818-1883)[6].

Закон денежного обращенияопределяет: масса денег для обращения прямо пропорциональна количеству проданных на рынке товаров и услуг (связь прямая), а также уровню цен товаров и тарифов (связь прямая) и обратно пропорциональна скорости обращения денег (связь обратная).

Количество денег в обращении. Масса денег в обращении определяется рядом факторов:

1. Ценами товаров. Деньги представляют реаль­но ту сумму золота, которая идеально выражена в сумме цен товаров, или просто сумму цен товаров. Предположим, что масса товаров постоянна, тогда количество денежной массы будет изменяться только благодаря колебанию цен. Таким образом, повыше­ние цен на основные товары (например, энергоно­сители) повлечет за собой рост цен на все другие товары и, следовательно, необходимость увеличения денежной массы. Эта взаимосвязь показывает несо­стоятельность теории монетаризма, нашедшей при­менение в последнее десятилетие в России и потер­певшей крах. Регулирование (ограничение) денеж­ной массы не повлекло за собой снижения цен, а вызвало лишь нехватку денег в обращении.

2. Стоимостью золота (курсом доллара), так как при неизменной стоимости товаров их цены из­меняются с изменением стоимости золота (курса дол­лара).

3. Массой обращающихся товаров. При посто­янных ценах количество денег должно увеличиться в обороте при росте производства (товарной массы).

4. Числом оборотов одноименных денежных еди­ниц. Это фактор обратного действия: если число оборо­тов растет, то масса денег уменьшается, и наоборот.

Все факторы определяются условиями производства. Чем больше развито общественное разделение труда, тем больше объем продаваемых товаров и услуг на рынке; чем выше уровень производительности труда, тем ниже стоимость товаров и услуг, а также цены.

Вариации различных факторов могут взаимно компенсировать друг друга. Поэтому денежная масса имеет тенденцию оставаться на среднем уровне значительное время. Сильные изменения денежной массы происходят во время кризисов. Динамика изменения количества денег в обращении представлена в Приложении А.

Закон денежного обращения может быть выражен следующим образом: при определенной сумме стоимостей товаров и средней скорости их обращения количество денег зависит от собственной стоимости последних (речь идет о полноценных деньгах).

Если же полноценные деньги заменены кредитными деньгами, то их количество в обращении должно заменять необходимое для обращения количество полноценных денег и, следовательно, от стоимости последних будет зависеть количество денег в обращении.

С появлением и развитием кредитных отношений возникает функция денег как средства платежа, товары продаются в кредит под долговые обязательства. Кредит приводит к сокращению общего количества денег в обращении, поскольку определенная часть долговых обязательств взаимно погашается.

Закон, определяющий количество денег в обращении с учетом двух функций — средства обращения и средства платежа, несколько видоизменяется и приобретает следующую форму:

, где КД – количество денег, необходимых в качестве средств обращения и платежа;

СЦ – сумма цен реализованных товаров и услуг;

К – сумма проданных товаров и услуг, срок платежа по которым не наступил;

П – сумма платежей по долговым обязательствам;

ВП – сумма взаимопогашающихся платежей;

О – среднее число оборотов денег, как средство платежа и средство обращения.

При функционировании действительных денег (золотых) их количество поддерживалось на необходимом уровне стихийно, так как регулятором выступала функция сокровища. Соотношение между массой товара и массой денег поддерживалось относительно точное. Это обеспечивало устойчивость денежного обращения

При отсутствии золотого стандарта стал действовать закон бумажноденежного обращения, в соответствии с которым количество знаков стоимости приравнивалось к оценочному количеству золотых денег, потребных для обращения. При таком положении стабильность денег пошатнулась, стало возможными обесценение.

Ныне в условиях демонетизации золота, т.е. утраты им своих денежных функций, закон денежного обращения претерпел модификацию. Теперь уже нельзя оценивать количество денег с точки зрения даже приблизительного их расчета через золото. Оно ушло из обращения и не выполняет функции не только средства обращения и средства платежа, но и меры стоимости.

Меройстоимоститовараиуслугстал денежный капитал, измеряющий стоимость не на рынке при обмене (как было раньше), а в процессе производства — товара к товару. Всякий товар, обмениваясь на неразменные кредитные деньги, выражает свою стоимость через приравнения его к множеству товаров. В связи с этим товарная сделка, оцененная в определенной сумме неразменных кредитных денег, должна обеспечить предпринимателю такое количество потребительной стоимости, которое позволит ему после реализации потребительной стоимости начать новый производственный цикл. В силу этого деньги приобретают способность всеобщего эквивалента. Хотя стихийный регулятор общей величины денег при господстве знаков стоимости отсутствует, эта роль регулирования денежного обращения переходит к государству.

Неразменные кредитные деньги, приобретая черты бумажных денег, вводятся государственной властью, которая наделяет их принудительным курсом. Их эмиссия без учета стоимости произведенных товаров и оказанных услуг в стране неизбежно вызовет их излишек и в конечном счете приведет к обесценению.

В связи с этим большое значение приобретает вопрос о необходимости определения требуемого количества денег для обращения. Согласно классической теории А. Маршалла (1842-1924)[7] и И. Фишера (1867-1947)[8], количество денегопределяется зависимостью уровня цен от денежной массы:

,

где М – масса денег;

Р – цена товара;

Y – скорость обращения денег;

Q – количество товаров, представленных на рынке.

Из формулы количество денег, необходимое для обращения определенной массы товаров, равно:

, а цена товара:

Уровень цен изменяется пропорционально изменению массы денег в обращении.

В России главная причина увеличения денежной массы — огромный дефицит федерального бюджета.

Росту денежной массы способствует денежный мультипликатор (от латинского multiplicator — умножающий)[9], возникающий с развитием кредитной системы (в условиях двух и более уровней). Суть его в том, что денежная масса в обороте увеличивается в результате расширения кредитных операций банков со своими клиентами за счет получения средств из централизованного резерва Банка России, образованного из обязательных отчислений банков. Теоретически коэффициент мультипликации равен величине обратной ставки обязательных резервов, установленной Банком России для банков страны. Он рассчитывается за определенный период времени, обычно за год, и характеризует, насколько увеличится денежная масса в обороте за этот период. Банк России, управляя денежным мультипликатором, осуществляет денежно-кредитное регулирование в стране.

Для полной реализации возможностей экономического воздействия денег на развитие рыночной экономики необходимы определенные условия. Прежде всего денежное обращение должно быть устойчивым, т.е. сохранять или повышать свою покупательскую способность и курс в иностранной валюте. В противном случае деньги могут серьезно затруднять развитие общественного производства и вызвать социально-экономическое напряжение в стране.


Денежная эмиссия

2.1 Сущность денежной эмиссии

 

Увеличение денежного предложения или эмиссия денег – средство денежной политики. Эмиссия может осуществляться непосредственно путем печатанья денег или посредством выпуска различного рода долговых обязательств. Эмиссия становится опасной, если увеличение предложения денег происходит для покрытия денежного дефицита, и она не обеспечивается соответственным уровнем прироста ВВП.

Если в 17 и в 19 веках в каждой развитой стране существовало несколько институтов, получивших от государства право выпуска денег, то с середины 19 в. монопольным правом эмиссии пользовался один банк, что было вызвано необходимостью сосредоточить в одном институте резервы золота, которые в то время обеспечивали покрытие эмиссии банкнот и использовались в международных платежах; тем самым ЦБ получает функцию и ответственность ссудодателя последней инстанции.

От эмиссионной политики Центрального Банка и объемов денежной массы зависит множество экономических показателей, таких как инфляция, уровень деловой активности и др. Эмиссия денежных средств в России, также как и в любой развитой капиталистической стране, носит кредитный характер, что подразумевает ее специфические особенности.

Эмиссия денег имеет 3 функции:

1.Обеспечение экономики средствами обращения, платежа, накопления, мировыми деньгами для нормального ее функционирования – это главная функция.

2.Покрытие дефицита государственного бюджета в критической ситуации, когда других источников покрытия нет, а спасать государственные финансы необходимо, невзирая на последствия (типичные ситуации: война, революция, послевоенная разруха, глубокий и длительный кризис). Последствие избыточного выпуска денег – инфляция, легко переходящая в само воспроизводимую инфляцию, рост цен, дезорганизация хозяйственной жизни, социальная напряженность.

3. Путем увеличения или уменьшения эмиссии денег в разумных пределах государство может способствовать оживлению экономики путем вливания денежных средств, тормозить перегрев конъюнктуры, бороться с ростом цен, сокращая эти вливания, – это регулирующая функция [5, C.198].

Официальной денежной единицей (валютой) в нашей стране является рубль. Введение на территории РФ других денежных единиц запрещено. Соотношение между рублём и золотом или другими драгоценными металлами законодательством не установлено. Официальный курс рубля к иностранным денежным единицам определяется Центральным банком и публикуется в печати.

Исключительным правом эмиссии наличных денег, организации их обращения и изъятия на территории России обладает Банк России. Он отвечает за состояние денежного обращения с целью поддержания нормальной экономической деятельности в стране.

Видами денег, имеющими законную платёжную силу, являются банкноты и металлические монеты, которые обеспечиваются всеми активами банка России, в том числе золотым запасом, государственными ценными бумагами, резервами кредитных учреждений, находящимися на счетах Центрального банка.

Образцы банкнот и монет утверждаются Банком России. Сообщение о выпуске банкнот и монет, новых образцов, а также их описание публикуются в средствах массовой информации. Они обязательны к приёму по их нарицательной стоимости на всей территории страны и во всех видах платежей, а также для зачисления на счета, во вклады и для перевода. Срок изъятия старых банкнот должен быть не менее одного и не более пяти лет. При обмене не допускается какое-либо ограничение сумм и субъектов обмена. Банкноты и монеты могут быть объявлены по закону недействительными (утратившими силу законного платёжного средства). Подделка и незаконное изготовление денег преследуются по закону.

На территории России функционируют наличные деньги (банкноты и монеты) и безналичные деньги (в виде средств на счетах в кредитных учреждениях). В целях организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации на Банк России возложены следующие обязанности:

– прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, а также создание их резервных фондов;

– установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных учреждений;

– определение признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены повреждённых банкнот и монет, а также их уничтожение;

– разработка и утверждение правил ведения кассовых операций в народном хозяйстве.

В отличие от периода существования действительных золотых денег при бумажно-кредитном обращении, когда знаки стоимости потеряли связь с металлической основой, Центральный банк должен создавать определённые ограничения, сдерживающие эмиссию этих денег.

Для осуществления кассового обслуживания кредитных учреждений, а также других юридических лиц на территории РФ создаются расчётно-кассовые центры при территориальных главных управлениях Банка России. Эти центры формируют оборотную кассу по приёму и выдаче наличных денег, а также резервные фонды денежных банковских билетов и монет. Резервные фонды представляют собой запасы не выпущенных в обращение банкнот и монет в хранилищах ЦБР и имеют важное значение для организации и централизованного регулирования кассовых ресурсов. Минимальные пределы обязательного резервного фонда банков устанавливаются в странах с рыночной экономикой законодательно и за выполнением этих требований следит Центральный банк. (Норма обязательных резервов колеблется от 3 до 20%)[10].

Остаток наличных денег в оборотной кассе лимитируется, и при повышении установленного лимита излишки денег передаются из оборотной кассы в резервные фонды [9, C. 356].

Резервные фонды банкнот и монет создаются по распоряжению банка России, который устанавливает их величину исходя из размера оборотной кассы, объёма налично-денежного оборота, условий хранения. Объективная потребность в резервных фондах обусловлена:

– необходимостью удовлетворить нужды экономики в наличных деньгах;

– обновлением денежной массы в обращении в связи с пришедшими в негодность деньгами;

– поддержанием обязательного покупюрного состава денежной массы в целом по стране и по регионам;

– сокращением расходов на перевозку и хранение денежных знаков.

Обязательные резервы выполняют не только социальную функцию, гарантируя в случае краха банка от полного разорения вкладчиков, но и являются источником дополнительных финансовых источников для Центрального банка для регулирования денежной массы в обращении. Размер обязательных резервов устанавливается в процентном отношении к обязательствам кредитных организаций.

Наряду с экономическими методами регулирования денежного обращения, Банк России в исключительных случаях может применять прямые количественные ограничения в виде установления лимитов на рефинансирование банков, на проведение банками отдельных операций. Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы.

Основные направления единой денежно-кредитной политики на предстоящий год определяются Банком России. Проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики представляется Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации. Настоящий документ должен быть представлен в Государственную Думу не позднее 1 декабря[11]. В основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики даются анализ состояния и прогноз развития экономики России на следующий год, определяются цели и задачи единой государственной денежно-кредитной политики, ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы.

Денежная эмиссия представляет собой одно из важных экономических явлений в жизни любой страны. От ее грамотной организации зависит множество экономических и социальных процессов.

 

2.2 Эмиссия наличных денег и безналичная эмиссия

 

Эмиссия наличных денег представляет собой их выпуск в обращение, при котором увеличивается общая масса наличных денег. Монополия выпуска наличных денег в каждой стране принадлежит центральному государственному банковскому органу: в России – ЦБ РФ, в США – Федеральной резервной системе.

На основе кассовых оборотов коммерческих банков и составляемой аналитической отчетности Центробанк прогнозирует размер предполагаемой эмиссии. При этом очень важно не только определить оптимальный размер предполагаемой эмиссии, но и установить, в каких регионах ее следует проводить. Потребность в наличных деньгах юридических и физических лиц, обслуживаемых коммерческими банками, постоянно меняется.

Завозить из Центра ежедневно, особенно в отдаленные регионы денежную наличность нереально. Вместе с тем эмиссия наличных денег всегда децентрализована. Поэтому осуществляется следующая технология доставки наличных денег в регионы из Центра.

Эмиссию наличных денег производит ЦБ РФ и его региональные РКЦ, содержащие резервные фонды и оборотные кассы. Эмиссия осуществляется в два этапа: сначала печатаются денежные купюры на предприятиях, находящихся в ведении Министерства Финансов РФ, потом только им присваивается номер Центробанком и они становятся деньгами.[12]

Наличные деньги выпускаются в обращение на основе эмиссионного разрешения – документа, дающего право ЦБР подкреплять оборотную кассу за счет резервных фондов денежных банкнот и монет. Этот документ выдается Правлением Банка России в пределах эмиссионной директивы, т.е. предельного размера выпуска денег в обращение, установленного Правительством РФ.

В резервных фондах РКЦ хранится запас денежных знаков, предназначенных для выпуска их в обращение в случае увеличения потребности хозяйства данного региона в наличных деньгах. Эти денежные знаки не считаются деньгами, находящимися в обращении, они не совершают движения, не накапливаются в виде сокровища, не служат средством платежа, поэтому они являются резервными. В оборотную кассу постоянно поступают и из нее выдаются наличные деньги от коммерческих банков. Деньги в оборотной кассе пребывают в постоянном движении; они считаются деньгами, находящимися в обращении.

Если сумма поступлений наличных денег на счете коммерческих банков превышает установленный лимит для данного РКЦ, то деньги изымаются из обращения и переходят в резервный фонд. При потребности коммерческого банка в наличности происходит обратный процесс. Со счета коммерческого банка в пределе его свободного резерва РКЦ выдает требуемую сумму наличности. РКЦ обязан обсуживать коммерческий банк бесплатно.

Как происходит эмиссия наличных денег? Предположим, что у большинства коммерческих банков, обслуживаемых РКЦ, возрастает потребность в наличных деньгах, а поступление денег в их операционные кассы эквивалентно не возрастает. В этом случае РКЦ будет вынужден увеличить выпуск наличных денег в обращение. Для этого РКЦ запрашивает разрешение ЦБ РФ, а при его получении переводит наличные деньги из резервного фонда в оборотную кассу РКЦ.

Для данного РКЦ это будет эмиссионной операцией. При этом надо иметь в виду, что при осуществлении выпуска денег одним РКЦ другой РКЦ может изъять в рамках установленного лимита наличные деньги из своей оборотной кассы. Поэтому по действиям одного РКЦ нельзя судить об эмиссии по всей стране, которая в этом случае охватывает большинство регионов. Правление ЦБ РФ составляет ежедневный баланс на основе сведений по сети РКЦ: где прошла эмиссия наличных денег, где их изъятие.

Таким образом, происходит движение денег по следующей цепи звеньев.

Наличные денежные средства из расчетно-кассовых центров Центрального Банка поступают в операционные кассы коммерческих банков. Из коммерческих банков наличность поступает в кассы предприятий, после чего переходит в руки населению, что показано в Приложении Б.

Монополию на выпуск наличных денег в нашей стране имеет Центральный Банк Российской Федерации. Выпуск наличных денег в обращение происходит через региональные расчетно-кассовые центры (РКЦ). Денежные средства, прежде чем попасть в руки населению проходят ряд звеньев. От роста наличной денежной массы зависит множество различных экономических показателей. Таким образом, можно сделать вывод, что контроль над выпуском наличных денег представляет собой одну из самых важных функций Центрального Банка. Выпуск наличности должен быть обоснован потребностями экономики и быть жестко контролируем. В противном случае это может привести к неблагоприятным последствиям (инфляция и обесценение денег).

Эмиссия может быть наличной или же безналичной, которая реализуется при помощи мех



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: