Министерство образования и науки
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНБАССКАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»
ФАКУЛЬТЕТ ЮРИСПРУДЕНЦИИ
КАФЕДРА ОБЩЕГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН
УТВЕРЖДАЮ
заведующий кафедрой ОГД
_________________ Ю.Н. Шелухин
«___» ___________________ 2017г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
«ФИЛОСОФИЯ»
для студентов очной и заочной форм обучения ДЮА
Рассмотрено и утверждено
на заседании кафедры ОГД
от «___»___________2017г.
протокол №____
Подготовил: канд. философ. наук, доцент Шелухин Ю.Н.
Донецк – 2017
Методические рекомендации студентам по подготовке к семинарским занятиям по разделу 1 «Введение в философию»
Чтобы успешно подготовиться к групповым занятиям по философии необходимо:
- хорошо освоить лекционный материал;
- изучить основную и ознакомиться с дополнительной литературой;
- овладеть основными понятиями и категориями в философии;
При подготовке к семинарским занятиям особое внимание следует уделить философским терминам и первоисточникам, учебно-методической литературе разработанной преподавателями кафедры, активно использовать консультации, и занятия в студенческом кружке организованного кафедрой.
Добросовестная подготовка к предстоящим занятиям сделает их продуктивными и интересными.
Методические рекомендации студентам по подготовке к семинарским занятиям по разделу 2 «Основные проблемы философии»
Подготовка студентов к семинарскому занятию должна предусматривать:
- Уяснение темы и перечня обсуждаемых вопросов на семинаре.
- Изучение конспекта лекций.
- Максимальное использование первоисточников.
- Углубленное изучение рекомендованной литературы и подготовку к обсуждению всех вопросов семинара.
- Овладение содержанием ключевых понятий учебной темы, заполнение терминологического словаря.
- Выполнение заданий практикума и тестов.
- Подготовку к выступлению с тематическим сообщением или докладом.
Выполнение указанных рекомендаций обеспечит качественную подготовку студентов к семинарским занятиям.
Планы семинарских занятий
Семинар 1.
Тема: Что такое философия?
Вопросы для обсуждения
1. Философия как любомудрие:
– парадигмы мудрости и ее виды;
– особенности философской мудрости;
– мудрые советы, философичные притчи и наставления.
2. Философия как способ мышления и мировоззрение:
– специфика философского мышления;
– сущность, структура и уровни мировоззрения;
– виды и исторические типы мировоззрения;
– особенности философского мировоззрения;
– основные виды философского мировоззрения.
3. Философия как наука:
– проблема научности философии;
– предмет и «основной вопрос» философии;
– структура современного философского знания.
4. Основные функции философии.
Семинар 2.
Тема: Античная философия. Древняя Греция и Рим
Вопросы для обсуждения
1. Милетская школа Фалеса и его последователи. Гераклит.
2. Элейская школа Ксенофана и школа Пифагора.
3. Атомистический материализм Левкиппа, Демокрита, Эпикура (эпикуреизм), Лукреция Кара.
4. Антропоцентризм философии Сократа и объективный идеализм Платона.
5. Самобытность философского учения Аристотеля.
6. Школы скептицизма, стоицизма, неоплатонизма.
Семинар 3.
Тема: Средневековая философия
Вопросы для обсуждения
1. Религиозная философия Августина Блаженного.
2. Философский реализм Ансельма Кентерберийского и концептуализм Пьера Абеляра.
3. Философский номинализм Иоанна Росцелина, Дунса Скота, Уильяма Оккама.
4. Ортодоксальная схоластическая система Фомы Аквинского.
Семинар 4.
Тема: Философия Нового времени
Вопросы для обсуждения
1. Гуманистические и социальные воззрения Эразма Роттердамского, Т. Мора, Т. Кампанеллы, Т. Гоббса, Ж. Мелье.
2. Натурфилософия и пантеизм Н. Кузанского, Н. Коперника, Д. Бруно, Г. Галилея, Б. Спинозы.
3. Проблема метода научного познания в учениях Ф. Бэкона, Р. Декарта, Д. Локка.
4. Субъективный идеализм Д. Беркли и агностицизм Д. Юма.
Семинар 5.
Тема: Современная философия
Вопросы для обсуждения
1. Особенности становления и развития мирового философского процесса второй половины ХІХ–ХХ вв.
2. Сциентистские философские направления (позитивизм, махизм, неопозитивизм, аналитическая философия, структурализм, герменевтика): их сущность и особенности.
3. Диалектико-материалистические учения (марксистская философия, марксистско-ленинская философия, советская философия, неомарксизм): их сущность, содержание и исторические судьбы.
4. Иррационалистические течения и учения (философия жизни, экзистенциализм): их особенности и причины возникновения.
5. Философско-антропологические направления (фрейдизм, «индивидуальная психология» А. Адлера, «аналитическая психология» К. Юнга, неофрейдизм): их характерные черты и главные проблемы.
6. Религиозные, философские учения (неотомизм, персонализм, русская религиозная философия): их мировоззренческое содержание и социальные аспекты.
Раздел 2. Основные проблемы философии.
Семинар 6.