Определение сильных и слабых сторон предприятия
Сильные и слабые стороны предприятия- это внутренняя среда компании.
Сильные стороны - Strengths – это характеристики компании, являющиеся ее преимуществами перед другими компаниями в отрасли (преимущества организации).
Слабые стороны -Weaknesses – это характеристики компании, ослабляющие ее (недостатки организации).
Для оценки сильных и слабых сторон предприятия можно воспользоваться следующим списком параметров:
а) Организация (здесь может оцениваться уровень квалификации ваших сотрудников, их заинтересованность в развитии вашего предприятия, текучесть кадров, наличие взаимодействия между отделами вашего предприятия и т.п.)
б) Производство (могут оцениваться ваши производственные мощности, качество и степень износа оборудования, качество выпускаемого вами товара, наличие у вас патентов и лицензий (если они необходимы), себестоимость вашей продукции, надежность каналов поставки сырья и материалов и т.п.)
в) Финансы (могут оцениваться издержки производства, доступность капитала, скорость оборота капитала, финансовая устойчивость вашего предприятия, прибыльность вашего бизнеса и т.п.)
г) Инновации и технологии (здесь может оцениваться частота внедрения новых продуктов и услуг на вашем предприятии, степень их новизны (незначительные либо кардинальные изменения), сроки окупаемости средств, вложенных в разработку новинок и т.п.)
д) Маркетинг (здесь можно оценивать качество ваших товаров / услуг (как это качество оценивают ваши потребители), известность марки, полноту ассортимента, уровень цен, эффективность рекламы, репутацию вашего предприятия, эффективность применяемой модели сбыта, ассортимент предлагаемых вами дополнительных услуг).
|
е) сбыт и хранение, транспорт и логистика, материально-техническая база;
Определение рыночных возможностей и угроз
Этот этап позволяет оценить ситуацию вне вашего предприятия и понять, какие у вас есть возможности, а также каких угроз следует опасаться (и, соответственно, заранее к ним подготовиться).
Возможности и угрозы – это внешняя среда предприятия.
Возможности – Opportunities- это внешние факторы, которые могут помочь предприятию эффективно развиваться и успешно достигать его целей (факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке).
Угрозы - Threats – это внешние потенциальные угрозы, т.е. факторы, которые могут стать препятствием на пути достижения цели, обстоятельства, в которых данная организация может понести ущерб (факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке).
За основу при оценке рыночных возможностей и угроз можно взять следующий список параметров:
а) Факторы спроса (здесь целесообразно принять во внимание емкость рынка, темпы его роста либо сокращения, структуру спроса на продукцию вашего предприятия и т.п.)
б) Факторы конкуренции (следует учитывать количество ваших основных конкурентов, наличие на рынке товаров-заменителей, высоту барьеров входа на рынок и выхода с него, распределение рыночных долей между основными участниками рынка и т.п.)
в) Факторы сбыта (необходимо уделить внимание количеству посредников, наличию сетей распределения, условиям поставок материалов и комплектующих и т.п.)
|
г) Экономические факторы (учитывается курс рубля (доллара, евро), уровень инфляции, изменение уровня доходов населения, налоговая политика государства и т.п.)
д) Политические и правовые факторы (оценивается уровень политической стабильности в стране, уровень правовой грамотности населения, уровень законопослушности, уровень коррумпированности власти и т.п.)
е) Научно-технические факторы (обычно принимается во внимание уровень развития науки, степень внедрения инноваций (новых товаров, технологий) в промышленное производство, уровень государственной поддержки развития науки и т.п.)
ж) Социально-демографические факторы (следует учесть численность и половозрастную структуру населения региона, в котором работает ваше предприятие, уровень рождаемости и смертности, уровень занятости населения и т.п.)
з) Социально-культурные факторы (обычно учитываются традиции и система ценностей общества, существующая культура потребления товаров и услуг, имеющиеся стереотипы поведения людей и т.п.)
и) Природные и экологические факторы (принимается в расчет климатическая зона, в которой работает ваше предприятие, состояние окружающей среды, отношение общественности к защите окружающей среды и т.п.)
к) международные факторы (среди них учитывается уровень стабильности в мире, наличие локальных конфликтов и т.п.)
3) Сопоставление сильных и слабых сторон предприятия с возможностями и угрозами рынка (таблица 1)
Таблица 1 – Стандартная матрица SWOT‑анализа
Сильные стороны | Слабые стороны |
1. 2. 3. … | 1. 2. 3. … |
Возможности | Угрозы |
1. 2. 3. … | 1. 2. 3. … |
Сопоставление сильных и слабых сторон с рыночными возможностями и угрозами позволит ответить на следующие вопросы, касающиеся дальнейшего развития бизнеса:
|
а) Как можно воспользоваться открывающимися возможностями, используя сильные стороны предприятия;
б) Какие слабые стороны предприятия могут в этом помешать;
в) За счет каких сильных сторон можно нейтрализовать существующие угрозы;
г) Каких угроз, усугубленных слабыми сторонами предприятия, нужно больше всего опасаться.
Пример заполнения матрицы SWOT‑анализа
Сильные стороны | Слабые стороны |
· обеспеченность материальными ресурсами; · высокий профессионализм и квалификация персонала; · признанный статус в рыночной среде («имя»); · наличие собственных разработок и технологий; · эффективная рекламная кампания; · низкая себестоимость продукции; · финансовая устойчивость | · отсутствие перспективного плана развития, четких задач; · плохие условия труда; · устаревшее оборудование; · высокая себестоимость; · нехватка квалифицированного персонала; · низкая рентабельность; · неустойчивые каналы сбыта; · узкая номенклатура реализуемых товаров, работ и услуг |
Возможности | Угрозы |
· рост спроса на продукцию · рост и развитие рынка · неудачное поведение основных конкурентов · улучшение макроэкономической ситуации в стране и в мире | · неблагоприятная экономическая ситуация в стране; · увеличение налоговой нагрузки; · появление мощного конкурента; · невыгодные обменные курсы валют; · изменение вкусов и предпочтений потенциальных клиентов |