Правило перечня и обзора




Рене Декарт

1. Дедуктивный метод научного познания. Основные правила метода.

2. Принцип сомнения и его функция в научном познании. Положение «мыслю, следовательно, существую» и проблема субъекта научного познания

Комментарии к слайдам

Слайд 1.

Рене Декарт(1596–1650)—ключевая фигура в истории философии вообще и особенно в философии Нового времени. С изучения его научного итворческого наследия обычно приступают к рассмотрению философии Нового времени.

 

Слайд 2.

Согласно оценкам исследователей, Декарт наметил радикальный поворот мысли критикой традиционного культурного, философского и научного наследия, выдвинув новые принципы (главенство метода), новый тип знания (рационалистическое), сфокусированный не на бытии и Боге, а на человеке и рациональном начале. Поэтому Рене Декарта по праву считают отцом современной философии.

 

Слайд 3.

Декарт счел важным доказать объективный характер знания и указать правила, которым надо следовать, чтобы достичь объективности. Отправной точкой для размышлений Декарта стала строгость математического знания. Восхищаясь ею с одной стороны, он вместе с тем критикует традиционную арифметику и геометрию за то, чтоих линейные процедуры не сцементированы четкой методологией. Более того, он замечает, что геометрия и алгебра«соотносятся с абстрактнейшими материями, видимо, бесполезными»: геометрия —«потому что связана с рассмотрением фигур», арифметика —«темна и непонятна», «смущает дух». Он предлагает создать «общую математику», т. е. включающую числа и фигуры, могущую служить моделью любого типа знания. Для создания теоретической основы такого знания следует доказать, что различия между арифметикой и геометрией незначительны: и та, и другая вдохновлены, пусть имплицитно, одним и тем же методом. С этой целью он переводитгеометрические проблемы в алгебраические, показывая их сущностную гомогенность.

 

Слайд 4.

Результаты этой работы Декарт обобщает в «Правилах для руководства ума», в которых предлагает «четкие и легкие правила, которые не позволяттому, кто ими будет пользоваться, принять ложное за истинное и,избегая бесполезных умственных усилий, постепенно увеличиваястепень знания, приведут его к истинному познанию всего того, чтоон в состоянии постичь». Здесь он перечисляет 21 правило.

 

Слайд 5.

В более позднем его труде, знаменитом «Размышлении о методе», Декарт сводит 21 правило к 4, которые в совокупности и составляют знаменитый дедуктивный метод.

Правило очевидности

Это фундаментальный нормативный принцип именно потому, что все должно сводиться к ясности и отчетливости, в чем и заключается очевидность. Говорить о ясных и отчетливых идеях и говорить об идеях очевидных — одно и то же. Но каково умственное действие, посредством которого достигается очевидность? Это интуитивное действие, или интуиция, которой Декарт дает определение в «Правилах», представляет собой «не веру в шаткое свидетельство человеческих чувств и не обманчивое суждение беспорядочного воображения, но прочное понятие ясного и внимательного ума, порожденное лишь естественным светом разума и благодаря своей простоте более достоверное, чем сама дедукция». Итак, речь идет о действии, которое служит себе и основой, и подтверждением, ибо оно не опирается ни на что иное, как на взаимную прозрачность интуитивного действия. Речь идет о ясной и отчетливой идее, отражающей «чистый свет разума», еще не согласованной с другими идеями, но увиденной самой собой, интуитивно данной и не доказанной. Речь идет об идее, присутствующей в уме, и об уме, открытом идее без какого бы то ни было посредничества. Достичь этой взаимной прозрачности — цель трех других правил.

 

Слайд 6.

Правило простоты

Это защита аналитического метода, который только и может привести к очевидности, ибо, расчленяя сложное на простое, он светом разума изгоняет двусмысленности. Если для определенности необходима очевидность, а для очевидности необходима интуиция, то для интуиции необходима простота, достижимая путем расчленения сложного «на элементарные части до пределов возможного».

Разложения сложного на простое недостаточно, поскольку оно дает сумму раздельных элементов, но не прочную связь, создающую из них сложное и живое целое.

Правило градации

Имеется в виду восстановление порядка построением цепочки рассуждений от простого к сложному, не без связи с действительностью. Если бы даже этого порядка не существовало, его следует принять в форме гипотезы, наиболее подходящей для интерпретации и выражения реальности.

Правило перечня и обзора

Итак, чтобы продвигаться вперед, не делая ошибок, следует повторять в любом исследовании процесс упрощения и строгого сцепления частей —операции, типичные для геометрии. Что же дает такая модель? Прежде всего и в общей форме —отказ от всех приблизительных или несовершенных, фантастических или только похожих на правду понятий, которые ускользают от этой необходимой упрощающей операции.

 

Слайд 7.

Вопрос о природе человеческого познания, возникающий у Декарта в попытках обосновать новое естествознание, приводит его к противопоставлению традиции европейского эмпиризма (которая апеллирует, прежде всего, к опыту индивида) и рационального начала в познании: лишь с помощью разума человек может получить достоверное знание. Традиционным формам передачи знания — обычаю, примеру — Декарт противопоставил достоверное знание.

 

Слайд 8.

Декарт полагал, что на истину «натолкнется скорее отдельный человек, чем целый народ» — так им был сформулирован принцип субъективной достоверности, с которого начинается новая наука. Теперь установка на усвоение, впитывание чужих мнений сменяется установкой на создание собственного мнения. В этом помогает сомнение — инструмент «отмены» прежнего типа сознания; инструмент, позволяющий «расчистить» площадку для постройки нового типа культурырациональной в самом своем существе. Несомненно, Декарт проповедует антитрадиционализм.

Декарт предлагает новый метод познания, о котором было сказано ранее. Новый метод основывается на четырех правилах (законах), в первом из которых (цитата на слайде) как раз и постулируется ключевая роль сомнения.

Метод превращает познание в организованную деятельность, освобождает его от случайности и субъективных факторов (наблюдательность, острый ум, удача и др.). Движение научного знания в будущем по Декарту — не отдельные открытия, дополняющие картину природы, а заполнение ячеек созданной понятийной сетки; следовательно, процесс познания мыслится им как непрерывный, потоковый.

 

Слайд 9.

Истинное знание, полученное с помощью нового метода познания, есть не только самоцель, но еще и инструмент, который можно использовать на практике — прежде всего, в жизнестроительстве. Прежняя стихийность должна смениться сознательным и целенаправленным движением, подчиненным принципам разума.

 

Слайд 10.

Прежняя наука, по Декарту, — древний город с кривыми и узкими улочками; новая наука должна создаваться подобно распланированной заранее крепости — по единому плану, с помощью единого метода.

 

Слайд 11.

Декарт создает новый метод мышления, условием существования которого является прочное основание. Это основание Декарт находит в самом разуме, в его внутреннем первоисточнике — в самосознании. Самым достоверным суждением он предлагает считать утверждение «Мыслю, следовательно, существую». В этом суждении Декарт следует за Августином, указавшим на невозможность усомниться в существовании самого сомневающегося.

Здесь крайне важна категория самосознания (незнакомая античности!) — осознание значимости сознания приходит вместе с развитием христианской цивилизации.

 

Слайд 12.

Однако для того, чтобы сделать тезис «Мыслю, следовательно, существую» исходным положением новой философии, требуется сделать как минимум два допущения:

1. восходящее к платонизму убеждение в онтологическом превосходстве умопостигаемого мира над чувственным (т. к. сомнению у Декарта подвергается, прежде всего, чувственный мир — земля, небо, человеческое тело и др.);

2. осознание высокой ценности «человека внутреннего», личности (позднее — «Я»).

Следовательно, в основании новой философии оказывается не просто античный Логос (мышление как объективный процесс), а сознаваемый субъективно переживаемый процесс мышления, от которого мыслящий не отделим. «Нелепо полагать несуществующим то, что мыслит, в то время, пока оно мыслит».

 

Слайд 13.

Источником объективной значимости человеческого мышления у Декарта выступает Бог: именно ему открыто самосознание, а истинность как бы гарантирована его существованием (цитата на слайде). Все смутные идеи, по Декарту, — продукты лишь человеческой субъективности, а потому они ложны; ясные же идеи идут от Бога — следовательно, они истинны.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: