ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4




ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

ТЕХНИКА РЕЧИ

1. Составляющие техники чтения.

2. Дыхание

а) Роль дыхания в речи. Обычное и фонационное дыхание.

б) Группы мышц, участвующие в дыхании и их тренировка.

в) Правила, которые необходимо соблюдать при занятиях дыхательной гимнастикой.

г) Комплекс упражнений дыхательной гимнастики.

д) Дыхательные упражнения для учащихся.

3. Голос

а) Образование голоса. Резонаторы.

б) Правила для занятия голосом.

в) Упражнения на развитие голоса.

4. Дикция

а) Строение речевого аппарата.

б) Артикуляционная гимнастика (для губ, для челюсти и для языка)

в) Скороговорки на разные группы гласных и согласных

5. Орфоэпия

Основные произносительные нормы.

 

Задание

Напишите конспект урока, на котором бы использовались упражнения по технике речи. Продумайте его тему, цель и задачи.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. М.: Посвещение, 1986.

2. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. Изд. 4-е. М., 1959.

3. Козлянинова И.П. Произношение и дикция. М., 1977.

4. Аксенов В.Н. Искусство художественного слова. М., 1962

5. Станиславский К.С. Собр. соч.. т. 3. М., 1955 (гл. «Речь на сцене»).

6. Сценическая речь. Под ред. И.П. Козляниновой. М., 1976.

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2-3

ЛОГИКА ЧТЕНИЯ

Вопросы

1. Виды пауз. Паузы логические и грамматические. Правила расстановки логических пауз.

2. Логическое ударение. Случаи, в которых оно используется.

3. Логическая интонация. Интонирование знаков препинания.

4. Приемы работы над произведением, ведущие к пониманию его интонационного строя.

5. Логическая перспектива и ее роль.

6. Темп чтения, зависимость его от жанра произведения и контекста.

 

Задания

1. В предлагаемых текстах определите логические паузы и ударения:

А И снится чудный сон Татьяне.

Ей снится, будто бы она

Идет по снеговой поляне,

Печальной мглой окружена;

В сугробах снежных перед нею

Шумит, клубит волной своею

Кипучий, темный и седой

Поток, не скованный зимой;

Две жердочки, склеены льдиной,

Дрожащий, гибельный мосток,

Положены через поток;

И пред шумящею пучиной,

Недоумения полна,

Остановилася она.

Б Мы с дедушкой на лесистом гребне горы. Жаркий лет­ний день, но здесь тенисто, прохладно. Земля покрыта тол­стым, слабо пружинящим слоем прошлогодней листвы. Тут и там разбросаны сморщенные ежики кожуры буковых орешков. Обычно они пустые, но иногда попадаются и с орешками. Вокруг, куда ни посмотришь, мощные серебря­ные стволы буков, редкие кряжистые каштаны.

В просвете между деревьями, в дальней глубине — голу­бой призрак Колхидской долины, огражденной стеной моря, вернее, куском стены, потому что все остальное прикрывает лес.

Дедушка стоит на обрывистом склоне и рубит цалдой, остроносым топориком, ореховый молодняк — то ли для плетня, то ли для новых виноградных корзин. Время от вре­мени он забрасывает наверх подрубленные стволики, я их вытягиваю на тропу и собираю в кучу.

Воздух леса пронизан беспрерывным щебетом птиц. Го­лоса их только сначала кажутся пеньем, а потом начинаешь чувствовать, что они переговариваются, пересмеиваются и просто перемигиваются.

(Ф. Искандер. Дерево детства.)

2. Прочитайте следующие тексты, правильно интонируя знаки препинания:

ТОЧКА

Лес кончился. Дорога шла полем, в хлебах. Тихо спус­кался вечер. По земле разлилась мягкая задумчивая грусть. Ударили первые перепела. Мужчина курил, смотрел на чет­кий, правильный профиль женской головы.

В. Шукшин. Кукушкины слезки.

ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ

Разжег огонь, поставил таять снег, достал крупу и кусок сухого мяса; после бесконечной утомительной белизны гла­за отдыхали; он сварил крупяной суп и приготовил место для спанья; воздух в избушке постепенно нагревался, но стены оставались холодными, и именно через эти стены к нему при­шло чувство отъединения от всего остального мира.

П. Проскурин. Тайга.

ЗАПЯТАЯ

1. Запятая при противопоставлении:

Не ненависть, а холодное презрение выразилось в этом взгляде.

Л. Толстой. Казаки.

2. Запятая при перечислениях:

За окном — крыши, заборы, сугробы, столбы, мерзнет одинокая женская фигура за оградой. Вчера — крыши, за­боры, столбы.

А. Тендряков. Чрезвычайное.

ДВОЕТОЧИЕ

Велик и непреложен закон набата: старый ли ты, уста­лый ли ты, занятой ли ты человек, бросай все и беги на зову­щий голос. Этот голос всегда означал только одно: другим людям нужна твоя немедленная помощь.

В. Солоухин. Закон набата.

 

ТИРЕ

Вдруг справа от нас — это всегда бывает вдруг — вспорх­нул рябчик и низом-низом, фурча, как пропеллер, крылыш­ками, потянул в еловую глушь.

Ф.Абрамов. Сосновые дети.

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК

Сколько раз ни приезжаешь в Ленинград, всегда волну­ешься, как перед свиданием с любимым человеком, которо­го не видел много лет.

Узнает ли он тебя? Не скажет ли, что ты растерял за эти годы веселье и доброжелательность к людям? Примет ли он тебя с прежней простотой? Или будет молчать, сдерживая зевоту, как всегда бывает, когда умирают старые связи?

Но каждый раз этот величественный город встречает тебя, как друга. Даже кажется, что он сетует, что тебя так долго не было. Он как бы спрашивает: где же ты был в белые ночи, когда отражения золоченых шпилей струились в нев­ской воде? Где ты был в хрустящем сентябре, когда воздух пригородных садов заполнил до краев весь город и остано­вился у берега Финского залива, как бы боясь двинуться дальше в северную даль?

Где ты был в зимние дни, когда торжественные здания, колоннады и арки покрывал иней и казалось, что неведомый мастер посеребрил их за одну только ночь? Почему так дол­го ждали тебя в гулких залах Русского музея и Эрмитажа великие художники мира?

К. Паустовский. Ветер скорости.

ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК

«Павел Иванович! Ах, боже мой, Павел Иванович! Любез­нейший Павел Иванович! Почтеннейший Павел Иванович! Вот вы где, Павел Иванович! Вот он, наш Павел Иванович! По­звольте прижать вас, Павел Иванович! Давайте-ка его сюда, вот я поцелую его покрепче, моего дорогого Павла Ивано­вича!»

Н. Гоголь. Мертвые души.

МНОГОТОЧИЕ

Он молчал и, казалось, собирался с духом.

— Обстоятельства требуют... я должен вас оставить, — сказал он наконец, — вы скоро, может быть, услышите... но перед разлукой я должен с вами объясниться...

А. Пушкин. Дубровский.

3. Подберите собственные примеры для «татаирования».

4. Подберите собственные примеры текстов, в которых повторяется одно и то же слово.

5. Подберите собственные примеры для иллюстрации значения в чтении логической перспективы.

6. Подберите собственные примеры, показывающие зависимость темпа чтения от жанра произведения и контекста.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. М.: Посвещение, 1986.

2. Выразительное чтение. Практика. Под ред. Р.Р. Майман, Е.Д. Дмитриевой, Б.С. Найденова. М., 1980.

3. Методика выразительного чтения. Под ред. Б.С. Найденова, Л.Ю. Коренюк, Р.Р. Майман. М., 1985.

4. Выразительное чтение. Пособие для студентов педагогических институтов и учителей. – М., 1964.

5. Почикаева Н.М. Искусство речи. – Москва – Ростов на Дону, 2005.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: