ВЛИЯНИЕ НАРУШЕНИЯ ДЕТСКО-ВЗРОСЛОЙ ОБЩНОСТИ НА ПРОЦЕСС ВЗРОСЛЕНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКА




Аннотация: Взросление - это процесс накопления социальной ответственности, происходит при наличии значимых взрослых – родителей. В статье описываются особенности подросткового возраста, механизм взросления, роль взрослых в этом процессе и варианты нарушений детско-взрослых общностей и их влияние на взросление и социализацию подростка.

Ключевые слова: подросток, взросление, семья, дисфункции детско-взрослых общностей.

Annotation: Growing up is a process of accumulating social responsibility; it occurs when there are significant adults - parents. The article describes the features of adolescence, the mechanism of maturation, the role of adults in this process and the options for violations of child-adult communities and their impact on the maturation and socialization of adolescents.

Key words: adolescent, growing up, family, dysfunctions of child-adult communities.

Социализация – непрерывный процесс, который продолжается всю жизнь, но особенно интенсивно осуществляется в детстве и юности. И в процессе, и результате социализации человек овладевает совокупностью ролевых ожиданий и представлений в различных сферах жизнедеятельности и развивается как личность, приобретая и вырабатывая ряд социальных установок и ценностных ориентаций, удовлетворяя и развивая свои потребности и интересы. Успешная социализация характеризует нормальное взросление подростка.

Сегодня учителя, школьные психологи, классные руководители все чаще сталкиваются с нарушениями нормального взросления подростков, среди которых на первое место выходят инфантилизация и отсутствие ответственности.

Подростковый возраст называют переходным, потому что в течение этого периода происходит переход от детского состояния к взрослому, от незрелости к зрелости. В этом смысле подросток – полуребенок и полувзрослый: детство уже ушло, но зрелость еще не наступила. Переход от детства к взрослости пронизывает все стороны развития подростка: анатомо-физиологическую, интеллектуальную, нравственную – и все виды его деятельности. Л.С. Выготский считал, что основным новообразованием подросткового возраста становится самосознание, понимаемое как социальное сознание, перенесенное внутрь в форме чувства взрослости[1]. Именно через чувство взрослости подросток сравнивает и отождествляет себя с другими, находит образцы для подражания, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность.

О.С. Газман отмечал, что подросток как бы выделяет «эталон взрослости», оценивает себя и смотрит на себя через этот эталон. Таким эталоном взрослости может служить не только взрослый человек, но и более старший товарищ, считающийся более взрослым[2].

Отметим характерные новообразования подросткового возраста.

1. Формирование «мы-концепции». Отношения со сверстниками более значимы, чем со взрослыми, поэтому происходит социальное обособление подростка от своей семьи, от взрослых вообще. Подросток стремится увидеть в другом человеке такого же, как сам. Как отмечает О.С. Газман, чувство индивидуальности еще не сформировалось, поэтому диффузное «я» нуждается в сильном «мы»[2].

2. Формирование референтных групп. Настолько интенсивное общение со сверстниками, что происходит реакция группирования, при этом ценности и мнения референтной группы подросток готов признавать за свои собственные. В сознании подростка ценности референтной группы создают оппозицию взрослому обществу.

3. Чувство взрослости. Формируется представление о себе как «не о ребенке», подросток понимает, что также обладает правами, как и взрослые. Он отвергает свою принадлежность к детям, но ощущения подлинной взрослости у него еще нет. Это следствие быстрого физического взросления, но психологическая и социальная взрослость еще не наступили.

Основная проблема, возникающая у подростков, — это проблема взаимоотношений с родителями. Подростковый возраст — время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Оно протекает с кризисами и конфликтами. В этот период все скрытые противоречия выходят наружу.
Так начинается отделение подростка от родителей, противостояние им. Ребенок может стать грубым, резким, критиковать родителей и других взрослых.

Если очевидна сложность в общении родителей с подростками, то, скорее всего, это противоречие между стремлением детей быть самостоятельными и желанием родителей видеть их послушными и зависимыми, как в детстве. Однако это лишь видимая часть айсберга. На самом деле в подростковый период между родителями и детьми обостряются конфликты “поколений”, связанные с возрастной дистанцией.

Те проблемы, которые волнуют подростка, для родителей не представляют ничего серьезного, так как они уже их преодолели и забыли. Юность кажется им безоблачной и беспроблемной, то есть идеальным временем, в котором все просто и легко. А то, что для родителей является важным, о чем они хотели бы предупредить своих детей, совершенно этих детей не волнует. Они еще далеки и от ответственности 35-45-летних, и от опыта, надежд, исканий.

Подростковый период развития детей требует особого внимания родителей к тем переменам, которые происходят с растущим ребенком, особой гибкости их педагогической тактики, огромного терпения, взвешенности, умения видеть позитивное и истинное в вызывающем поведении подростка. Родитель должен учитывать сложность подросткового периода и для самого подростка, характерные для этого этапа гормональную перестройку организма, неустойчивость настроения, физического состояния и самочувствия, ранимость, неадекватность реакций.

Теоретически признать новые потребности и новые способности взрослеющих детей родителям легко, но гораздо сложнее отказаться от «детских» форм контроля, подобрать взаимоприемлемые способы признания повзросления подростка. Передача ответственности и свободы действий ребенку – важная задача «раздвигания рамок» разрешенного поведения на основе общности моральных ценностей.

Известно, что социальное взросление обозначает процесс накопления социальной ответственности (за себя, за другого, за общество, за Отечество). Как правило, социальное взросление происходит при наличии значимого взрослого – «родного или близкого человека, оказывающего существенное, определяющее влияние на условия развития и образ жизни ребенка: родителя, опекуна, учителя, наставника» [3].

В норме подросток нормально взрослеет, если отношения между значимым взрослым и подростком характеризуются взаимной любовью, заботой и доверием. Со стороны взрослого эти отношения характеризуются высоким уровнем ответственности за младшего, со стороны подростка – послушанием старшему. При этом старший, проявляя любовь, заботу, доверие и ответственность, обладает для подростка авторитетом – властью старшего, принимаемой подростком добровольно и с радостью, потому что эта власть не может причинить ему вреда. Вот таким образом описывается процедура взросления: «В норме взросление младшего происходит путем постепенной передачи ответственности от старшего к нему. Это взросление сопровождается инициациями (метками взросления) со стороны взрослого, предполагающего признание новых прав младшего, обретшего новый уровень ответственности»[4. C.90]

В норме подросток нормально взрослеет, если между значимым взрослым и подростком возникает «со-бытийная детско-взрослая общность», термин предложенный В.И. Слободчиковым, именно она характеризуется отношениями взаимной любви, заботы и доверия.

Как правило, сбои в нормальном взрослении подростка, в процессе его социализации происходят или по причине отсутствия значимого взрослого (детское одиночество), или по причине «ненормальности» этого значимого взрослого. И в этом случае социальная коррекция и профилактика нужна не детям, корректировать необходимо сбои детско-взрослой со-бытийной общности, в которых оказались утраченными человеческие отношения любви, заботы и доверия.

Значимые взрослые составляют естественное человеческое окружение ребенка. Возможность благоприятного взросления и социализации подростка в значительной степени зависит от особенностей семейной системы подростка, а также особенностей воспитательной ориентации его родителей. Налаженные отношения с ребенком: способность к установлению и поддержанию эмоционального контакта с ним, доброжелательное и уважительное отношение к его личности, стабильность и последовательность воспитательных мер родителей - все это является залогом успешного взросления. Именно такие умения должны характеризовать нормального значимого взрослого.

А.В. Шувалов понятие нормального значимого взрослого определяет как взрослого, обладающего социальной зрелостью (способного нести ответственность за своих детей) и педагогическим тактом (способного эту ответственность правильно передавать». [5] Нарушение социальной зрелости и педагогического такта порождает психологические дисфункции в детско-взрослых общностях. Их несколько вариантов:

Первый вариант характеризуется сознательной или несознательной недостаточной включенностью взрослого в процесс воспитания ребенка (нарушение родителем воспитательного такта). Низкая эмоциональная заряженность взрослого ребенком, отстранение, гипопротекция, самодисквалификация - характеризуют родителя. Такой родитель говорит о своем ребенке: «Да он уже взрослый», тем самым взрослый пытается передать своему ребенку такую ношу ответственности, которую тот не в силах нести. Взросление в такой ситуации в полной мере не происходит, ребенок может чувствовать себя заброшенным, одиноким, его жизненный мир не защищен, поэтому есть опасность, что он будет искать сообщество, группу, где ему будет уделено внимание и забота.

В этом варианте нарушения детско-взрослой общности, появления проблем в социализации подростка педагогическая коррекция должна быть направлена не на ребенка, а на взрослого, который забросил своего ребенка. Содержание коррекционной работы будет состоять в напоминаниях об ответственности родителей, подсказках, как правильно воспитывать детей.

Второй вариант характеризуется избыточной опекой своего ребенка. Гиперпротекция, сдерживание развития, культивирование беспомощности ребенка, инфантилизация – характерные черты родительского поведения. Это неграмотная тактика воспитания «маменькиных сыночков», впоследствии неспособных нести ответственность ни за себя, ни за других. Эта тактика осуществляется по безграмотности и бездарности родителя. Поэтому для таких избыточно любящих родителей нужен педагогический ликбез.

Третий вариант характерен для семей, где папа требует одно, мама – другое. В такой ситуации ребенок думает, а иногда и говорит: «Дорогие родители, до тех пор, пока вы не договоритесь между собой, чего вы от меня хотите, я взрослеть и брать на себя ответственность не буду!» В такой ситуации ребенок лишен необходимого для душевного благополучия чувства стабильности, предсказуемости, определенности жизни. Характерной особенностью этого типа дисфункции является необходимость маневрировать ребенку в режиме взаимоисключающих стандартов. И в этом варианте педагогическая коррекция должна быть направлена на родителей – педагогическое просвещение, консультирование и т.п.

Мы видим, что во всех трех вариантах нарушений детско-родительских общностей социально-педагогические усилия должны быть направлены на родителей, а не на подростков. Иная ситуация с четвертым и пятым вариантами дисфункций в детско-взрослых общностях. Они вызваны нарушениям социальной зрелости родителей.

Четвертый вариант – родители не способны в достаточной степени нести ответственность за своих детей. Инфантилизм родителей не позволяет ребенку накапливать ответственность, ее просто не от кого перенять. Здесь возможна коррекционная работа через другого значимого взрослого (тренер в секции, школьный учитель и т.д.). «Если ребенок не может получить совета от инфантильного и безответственного взрослого, ему необходимо помочь обрести такого взрослого не среди родственников», - пишет А. Остапенко [4].

Пятый вариант характеризуется нормальными отношениями детей с родителями, которые противопоставили свою семью всему окружающему миру. Противопоставление характеризуется враждебной, экстремистской или сектантской настроенностью взрослого в отношении других людей, норм и правил общежития. Дети из таких семей становятся добровольными изгоями в детских коллективах. Как правило, внешние социально-педагогические усилия в этой дисфункции практически безрезультатны.

Итак, нарушения детско-взрослой общности затрудняют процесс социализации подростка, его взросление: он не овладевает социальными компетентностями, у него формируются дезадаптивные отношения в семье, в школьном окружении, следствием этого часто становится отклоняющееся поведение несовершеннолетнего. Педагогические усилия при этом должны быть направлены не на ребенка (чтобы он изменил свое поведение, овладел определенными, например, коммуникативными навыками), а в первую очередь на родителей, чтобы они осознали свою ответственность за воспитание детей, овладели педагогической культурой, навыками воспитания. В практике работы школ хорошо известны такие формы работы, как педагогические университеты для родителей, родительские клубы, тренинги понимающих родителей. Большую помощь в педагогическом просвещении родителей классному руководителю может оказать интернет: педагогические страницы для родителей, родительские форумы и т.п. Это необходимо, чтобы семьи были способны выполнять социализирующие функции передачи социального опыта и воспитания детей.

 

Список источников

1. Выготский Л.С. Проблемы возраста – М., 1983

2. Газман О.С. Педагогика свободы. Путь в гуманистическую цивилизацию ХХI века. – М., 1996.

3. Шувалов А.В. Антропологическая модель психологического здоровья. Калуга: КГПУ, 2006. С.36

4. Остапенко А. Нарушения нормального взросления подростков и возможные пути их преодоления. В помощь классному руководителю и школьному психологу – Воспитательная работа в школе. – 2012. - №3. – С.88-96

5. Шувалов А.В. Служба психологического здоровья детей. М.: ЦРТДиЮ «Лефортово», 2004.С.115

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: