Невербальная коммуникация




Невербальная коммуникация – это передача информации с помощью различных несловесных символов и знаков. Это может быть:

изображение (дорожный знак, рисунок, схема, таблица или фотография);

физический предмет (цветок или лампа в окне – сообщение о

провале явочной квартиры);

архитектурное сооружение, как сообщение о его предназначении (церковь, банк, театр);

подарок, как знак признательности;

подтекст или намек (когда к двум разговаривающим подходит третий, двое не впускают третьего в свое пространство, немедленно прекращают разговор и уходят и т.д.);

язык телодвижений как внешняя форма проявления внутреннего мира человека;

естественные проявления организма (например, краска, заливающая лицо или делающая его бледным, выступившие на глазах слезы, дрожание рук, голоса, подергивание век, облизывание губ и т.п., которые свидетельствуют о сильных чувствах или эмоциональных реакциях человека).

 

Чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Невербальные сигналы особенно ценны потому, что они спонтанны, бессознательны и, в отличие от слов, всегда искренни. Вербальная же коммуникация осознаваема и контролируема. Невербальная коммуникация более эмоциональна и труднее поддается пониманию, не всегда оказывается ясной и определяемой четкими правилами, как в случае вербальной коммуникации.

Невербальная коммуникация может согласоваться с вербальной, усиливать ее, а может ей противоречить.

Невербальная коммуникация включает в себя:

кинесику и пантомимику (взгляд, мимику, жесты, позы, телодвижения);

такесику (прикосновения – рукопожатие, похлопывание, поцелуи);

проксемику (пространственно-временную организацию общения – позиции за столом, дистанцию);

паралингвистику (темп речи, тембр голоса, дикцию, артикуляцию);

экстралингвистику (паузы, покашливание, смех, плач, слова-паразиты);

кожные реакции (покраснение, побледнение, пятна на коже, потоотделение);

ольфакторную систему (приятные и неприятные запахи окружающей среды, искусственные и естественные запахи человека)

Кроме перечисленного, важное значение для общения имеют элементы внешнего вида: средства преобразования природного телосложения (одежда, прическа, косметика, очки, украшения, татуировки, усы и борода, ремни и шарфы), а также подчеркивание или сокрытие своих личностных особенностей (признаков пола, возраста, расы, вероисповедания, символов (от гр. symbolon – условный знак).

Все эти характеристики, несомненно, играют большую вспомогательную роль в общении, могут ослаблять или усиливать речевое воздействие. При включенном наблюдении некоторые элементы имиджа и невербальные сигналы позволяют:

диагностировать намерения участников взаимодействия,

считывать их эмоциональное, экспрессивное (экспре́ссия – яркое проявление чувств, настроений, мыслей) состояние,

слушать их или отключаться.

 

Соотношение вербальных и невербальных средств коммуникации

Вербальные и невербальные средства коммуникации соотносятся в одном сообщении в разной степени. Они могут дополнять друг друга, сопровождать, противоречить или заменять. Доказано, что передача информации осуществляется с помощью слов всего на 7%, звуки занимают 38%, а невербальные средства занимают 55%. Т.е. невербальная коммуникация занимает очень важное место в общении людей.

 

 

 

 

Интерпретация невербальных сигналов

 

Поскольку язык тела и внутренний мир человека взаимосвязаны, постольку отслеживание такой информации в ходе общения сможет вооружить его участников сведениями о морально-личностном потенциале собеседника, о его внутреннем мире, настроении, помыслах и чувствах, намерениях и ожиданиях, переживаниях, степени решительности.

Рефлекторная природа большинства реакций человека не позволяет ему в полной мере контролировать собственные жесты, позу и мимику. Многие люди редко задумываются над своими движениями во время разговора, поэтому в ситуации, когда их мысли и слова не совпадают, выдают именно глаза и жесты: они являются местами утечки информации. Один из специалистов в этой сфере, А. Мехрабьен, уверен, что слова передают только очень небольшую часть сообщения, всего 7 %, и сообщают лишь о логичности, компетентности, разнообразии лексикона, культуре речи говорящего.

 

Получаемые визуальные сообщения основываются на физическом облике говорящего – мимике, позе, жестах – и свидетельствуют о душевном состоянии. Для того чтобы понимать этот язык, необходимо изучить различные средства невербального выражения эмоций и уметь их корректно и адекватно интерпретировать.

 

Распознать собеседника нам позволяет включенное наблюдение, внимание, часто неосознанное, к мелким невербальным сигналам (изменение зрачков, спрятанная правая рука) и умение их

«считывать».

Так, психологами обнаружено, что при неискренности, лукавстве, лжи и противоречиях у человека появляется неконгруэнтность (от лат. cungruens [congruentis] – соответствующий, совпадающий), т. е. не совпадают речевые и неречевые сигналы. Интересно, что об этом размышляли еще древние, свидетельствомчего является само происхождение слова «интуиция». Латинскоеintueri означает просто «внимательно смотреть». На этом принципе основан широко известный «детектор лжи», отмечающий благодаря чувствительным датчикам то, что с трудом различает и анализирует глаз.

 

Особенности невербальных сообщений:

ситуативность – тон голоса указывает на нынешнее состояние говорящего и его отношение к предмету разговора, к собеседнику в непосредственный момент взаимодействия;

синтетичность – экспрессивное поведение воспринимается комплексно, трудно выделить отдельные единицы невербальных сигналов;

непроизвольность – многие невербальные сигналы спонтанны.

 

Хотя во всем мире используются, по большей части, одни и те же невербальные сигналы, они могут восприниматься и интерпретироваться по-разному. Например, если у человека выступили слезы, то они могут свидетельствовать о страдании, боли, о сопереживании кому-то, а могут быть и слезами радости; улыбка может означать удовольствие от контакта, а может быть маской вежливости.

 

Кроме движений и голоса, которые сопровождают речь, невербальная коммуникация также включает в себя сообщения, переданные с помощью организации окружающего нас физического пространства, предпочтений в одежде, мебели, освещении, температуре и цветовом оформлении интерьеров.

 

Умение «считывать» невербальные сигналы позволяет распознавать затруднения, возникающие на уровне разговора и отношений, и перестроиться в процессе собеседования. Благодаря обратной связи можно также перепроверить правильность своей интерпретации воспринимаемых сигналов, а также вести контроль истинности наблюдения, чтобы не наделать ошибок, которые скажутся на эффективности взаимодействия.

 

Основные каналы невербальной коммуникации

 

Важнейшей особенностью невербальной коммуникации является то, что она осуществляется с участием разных сенсорных систем: зрения, слуха, ощущения, вкуса, обоняния.

 

Виды невербальной коммуникации

кинесика,

такесика,

проксемика,

паралингвистика (просодика)

экстралингвистика.

Все обозначенные виды невербальных сообщений не изолированы, находятся во взаимодействии, иногда дополняя друг друга, иногда вступая в противоречие друг с другом, однако при этом каждую позицию можно исследовать самостоятельно.

 

Кинесика

 

Из всех видов невербального поведения люди больше всего знакомы с кинесикой, или движениями, к которым относятся

зрительный контакт,

выражение лица,

жесты,

изменение позы в процессе общения.

 

«Кин» – мельчайшая единица, «буква» движения. Считывая «кины», мы в итоге можем интерпретировать сообщения, передаваемые через жесты и другие движения тела.

Наиболее выразительными средствами являются зрительный контакт

и выражение лица.

 

Зрительный контакт, или контакт глазами, находится в тесной связи с речевой коммуникацией и характеризуется тем, как и сколько времени мы смотрим на другого человека в процессе взаимодействия. Взгляд выполняет многочисленные функции и говорит о следующем: слушаем ли мы собеседника, какие чувства при этом испытываем; доминируем (смотрим в упор) или подчиняемся (часто моргаем, избегаем контакта глаз).

Глаза играют особую роль при коммуникации посредством мимики. Продолжительный контакт глаз может быть сигналом восхищения, тогда как краткий контакт глаз обычно означает беспокойство. С другой стороны, прямой контакт глаз в течение более 10 секунд может вызвать у собеседника психологический дискомфорт и беспокойство. Психологами замечено, что общительные и уверенные в себе люди смотрят на собеседников пристальнее и дольше, чем замкнутые, направленные «вовнутрь себя». Доказано, что максимальное время, в течение которого прямой взгляд незнакомого человека переносится без дискомфорта, не превышает 3 секунд. Не очень уверенные в себе люди начинают ощущать напряжение и беспокойство раньше. Оптимальным в общении является спокойный, внимательный взгляд.

Контакт глазами особенно важен при разговоре, беседе, так как

он выполняет регулирующую функцию. С помощью визуального

контакта можно начать разговор, дать сигнал о необходимости реплики или о конце высказывания. Частота контактов позволяет судить о степени межличностной близости между собеседниками, а направление взгляда при взаимодействии зависит от содержания общения, индивидуальных различий собеседников, от сложившегося характера взаимоотношений.

Считается, что люди должны смотреть друг на друга во время беседы в среднем от 30 до 60 % времени. Замечено также, что если люди во время собеседования смотрят друг на друга более 60 % времени, то они, по всей вероятности, больше заинтересованы в личности партнера, чем в предмете общения. Кроме того, известно, что в монологах люди смотрят на партнеров в течение 40-45 % всего времени общения, тогда как в активном диалоге – в течение 60-65%. Считается также, что если собеседники не смотрят в глаза друг другу, то они что-то скрывают, имеют сомнительные намерения. То же самое может означать, когда глаза умышленно «отвлекают» (например, избегают контакта глаз, вращаясь на кресле влево или вправо, снимая с себя невидимые пылинки, рассматривая что-то в окне, рисуя, протирая очки).

Таким образом, поддерживая зрительный контакт, можно определить, обращает ли собеседник на вас внимание или нет, интересен ли ему разговор и вызывает ли у него сказанное вами какие-либо чувства.

 

Практикум

 

Понаблюдайте за своими партнерами в течение дня и зафиксируйте

сигналы их глаз. Какие чувства чаще переживают ваши собеседники?

Специалистами замечено, что при гневе глаза широко раскрыты, а зрачки сужены; при презрении или страдании – глаза сужены, тусклые; при огорчении – глаза как бы «угасшие»; при страхе – блеск глаз не выражен; при удивлении расширены не только глаза, но и зрачки; во время «отсутствия» в момент слушания – глаза становятся стеклянными, зрачки – прозрачными; при радости, удовлетворении интереса – глаза блестят.

 

Мимика (выражение лица) – это организация лицевых мышц, которая передает эмоциональное состояние человека или реакцию на сообщение (обратную связь). Важность мимики такова, что при ее отсутствии (амимии) общение становится практически невозможным: это основной канал передачи человеческих эмоций. С ее помощью передаются такие эмоции, как радость, печаль, удивление, страх, гнев и отвращение.

Именно потому, что лицо является основным каналом передачи

человеческих эмоций, его иногда называют визитной карточкой человека. Человек может сделать выражение своего лица таким, какое ждет от него собеседник, поэтому для сохранения хороших отношений необходимо научиться управлять своим лицом, экспрессией (экспре́ссия (от лат. expressio «выражение») – яркое проявление чувств, настроений, мыслей).

 

Практикум

1. Оцените выражение собственного лица, поучитесь управлять своей мимикой.

Внимательно посмотрите на себя в зеркало. Словесно прокомментируйте увиденное вами в течение нескольких минут. Постарайтесь заметить как можно больше мимических сигналов. Например: я морщу лоб, мои губы сжаты, у меня довольный (недовольный) взгляд, появились постоянные складки вокруг глаз и пр.

Опишите себя.

А. Как вы сейчас выглядите?

Б. Какое впечатление производите на окружающих?

2. Прочитайте стихотворение К. Бальмонта «Есть люди»:

Есть люди: мысли их и жесты

До оскорбительности ясны.

Есть люди: их мечты – как тихие невесты,

Они непознанно-прекрасны.

Есть люди – с голосом противным,

Как резкий, жесткий крик шакала.

Есть люди – с голосом глубоким и призывным,

В котором Вечность задремала.

О, жалок тот, кто носит крики

В своей душе, всегда смущенной.

Блажен, с кем говорят негаснущие лики,

Его душа – как лебедь сонный.

Во время чтения придайте своему лицу выражение безразличия,

радости, враждебности и т.д. (темы выбираются по желанию).

3. Ответьте на вопросы.

A. Легко ли вам управлять мышцами лица"

Б. Насколько удалось точно выполнить задание?

B. Получилось ли нужное выражение лица?

 

Жесты – это внешнее проявление внутреннего эмоционально­

психологического состояния человека. Обычно под языком жестов

подразумеваются движения рук, кистей, пальцев, ног, головы, используемые при рассказе о чем-то или для привлечения внимания

собеседника, а также многие другие сигналы в виде действий (собеседник открывает дверь или форточку, вынимает сигареты, застегивает пуговицу, листает бумаги и т. п.).

 

Типы жестов:

символы,

иллюстраторы,

регуляторы,

проявления аффекта,

адаптеры.

 

Символы считаются языком знаков, они эквивалентны словам или фразам. Например, движение пальца из стороны в сторону – в США, России, в Италии – означает легкое осуждение, угрозу или призыв прислушаться к тому, что сказано, а в Голландии – отказ.

 

Иллюстраторы связаны непосредственно с вербальным языком, эти жесты иллюстрируют слова, которые произносит собеседник. Когда он говорит: «Мой третий вопрос», поднимая три пальца, такой жест называется иллюстратором.

 

Регуляторы управляют устными коммуникациями, заставляя

отправителя поторопиться, замедлиться или повторить что-нибудь.

Примером может служить частое поглядывание на часы или постукивание пальцами по столу во время беседы.

 

Проявления аффекта указывают на эмоциональные состояния,

такие, как гнев или смущение, и обычно проявляются в выражении лица. Проявления аффекта отличаются от трех предыдущих типов жестов тем, что люди почти не могут ими управлять. Например, многие краснеют, когда сердятся, и при этом они сжимают кулаки, стискивают зубы, но мало что могут сделать, чтобы управлять этим проявлением.

 

Адаптеры также относятся к жестам, которыми человеку трудно управлять. Это все те жесты, которые позволяют нам адаптироваться к стрессу, к стрессовой ситуации. Этот тип жестов еще называют аутоконтактным поведением. Это жесты самоуспокоения.
Адаптеры подразделяются на:

манипуляторы (действия, которые связаны с манипуляцией одеждой или предметами)

самоадаптеры (жесты, которые связаны с прикосновением к себе).

Природа происхождения адаптеров

Все мы родом из детства. Нас в детстве всегда обнимали близкие. А потом мы стали взрослые. Поскольку мы стали взрослеть, то руки любимой мамы мы стали заменять своими руками, и возникла такая ситуация, что в случае стресса мы начинаем прикасаться к себе. Основная задача адаптеров (жестов самоуспокоения) – вернуть человеку душевный покой. Почему? Вспоминайте, что было с нами в детстве, когда нам было плохо? Мы бежали к маме и говорили: «Мама, спаси меня, меня обижают». Или когда видят что-то не приятное для них, закрывали глаза ладошками. Во взрослом возрасте человек бессознательно в стрессовой ситуации начинает как бы успокаивать сам себя, таким образом, возникают жесты-адаптеры. Закрытие глаз ладошками заменяется поглаживанием около глаза.

Привычка прятать глаза когда неприятно уходит не совсем, а ложь как наша, так и чужая неприятна. А еще более всего неприятен вопрос (стимул), который заставляет нас обманывать (или через силу говорить правду), поэтому мы прикасаемся к глазу, как бы закрывая свои глаза и себя от неприятного.

 

Еще одно проявление адаптера. Когда мы были совсем маленькими, и нам было очень грустно, то в ситуации стресса нам давали материнскую грудь, и, считается, что это жест самоуспокоения, когда мы берем в ситуации стресса ручку, что-то еще.

Адаптеры – верный признак того, что человек берет себя и ситуацию под контроль. Это не показатель лжи! Это может быть признаком лжи, но в основном это показатель того, что человек начал себя контролировать. Вы всегда в данном случае задаете себе вопросы: «Почему он начал себя контролировать? Может сказал что-то не то? Или наоборот вам сказать чего-то не хочет?». Умолчание – один из признаков лжи!

Большое число адаптационных жестов говорит о многом. Например, когда человек чего- то не хочет говорить – он прикасается ко рту. Помните, что ложь – это всегда реакция на стимул!

 

1. Когда человек что-то говорит и каким-то образом прикасается к лицу, то скорее всего данная информация носит не совсем правдивый характер. И вы должны проверить это.
2. Если же человек слушает вас и прикасается к лицу, значит здесь на лицо два фактора: первый – он испытывает стресс, второй – он что-то знает на эту тему, но либо умалчивает, либо не хочет говорить.
3. Вариант таких жестов – когда человек потирает подбородок. Эти жесты выдают неуверенность.

 

Различные прикосновения к лицу обычно говорят о том, что человек начинает испытывать определенного рода волнение. Интересна ситуация прикосновения к телу: когда человек испытывает стресс, он пытается уйти в позицию зародыша, то есть в то время, когда ему было хорошо. Хорошо было в утробе матери, поэтому он пытается спрятаться.

Жесты-адаптеры являются своего рода привычками, чаще всего нежелательными, а иногда и очень вредными. Поэтому жесты-адаптеры вызывают негативное впечатление об использующем их человеке у окружающих. Например, если говорящий при разъяснении какого-либо положения все время теребит пуговицу или мнет в руках журнал или лист бумаги, то все его разъяснения неэффективно воспринимаются слушателями.

 

 

Жесты бывают условные и не условные, причем условные жесты не всегда бывают понятны по своему значению. Условность им придают договоренность или традиция. К таким жестам относится воинский жест приветствия (рука под козырек), кивок сверху вниз, означающий «да». Условные жесты бывают интернациональными, национальными. Например, высунутый язык для европейцев – насмешка, для китайцев – угроза, для индейцев – гнев. Однако ни один жест нельзя интерпретировать абсолютно точно. Психологи рекомендуют отслеживать «жест в связке с лицом» и считают, что он несет информацию не столько о качестве психического состояния, сколько об интенсивности его переживания.

 

Различают также жесты:

коммуникативные – приветствие, прощание, утверждение, вопрос, отрицание;

модальные – выражающие оценку и отношение (одобрение,

неудовлетворение, доверие, растерянность);

описательные – имеющие смысл в контексте речевого высказывания (например, обозначающие размер, форму предмета, пространственное расположение объекта и др.)

 

Особенно важны при общении руки и их движения. Знаменитый оратор древности Демосфен на вопрос «Что нужно для хорошего оратора?» ответил: «Жесты, жесты и жесты!», так как они делают речь образной, значительной и эмоциональной, а доводы – более убедительными.

 

Функции движения рук при общении:

помогают снять скованность и напряженность;

направляют внимание собеседника;

структурируют подачу информации;

поддерживают ритмику речи;

побуждают собеседника к действиям;

выражают сопутствующие эмоции;

усиливают отдельные высказывания.

 

Участникам общения следует помнить, что жестовые сигналы кроме поддержки речи и расстановки акцентов свидетельствуют также об уверенности или неуверенности человека. У неуверенного человека жесты, как правило, ниже талии, порой на уровне коленок.

О неуверенности говорят также сильно прижатые к телу локти (как будто говорящий локтями держит тело), напряженная поза, скованные пальцы, трясущиеся руки и т. п.

 

Поза – это статическое положение человеческого тела. Ее изменение или синхронизация с собеседником может указывать на изменение отношений между ними, например, об интересе к другому человеку (наклоняясь к собеседнику, или, наоборот, отвернувшись, или даже сидя спиной к говорящему).

Известно около 1000 различных устойчивых положений, которые способно принять человеческое тело. Культурные традиции каждого народа накладывают вето на одни позы и поощряют другие (например, поклоны у японцев или сидение с вытянутыми ногами у американцев).

 

Большинство поз расшифровываются как оборонительные, закрытые для общения (руки, скрещенные на груди) или свидетельствующие о надменности и превосходстве (высоко вздернутая голова, взгляд сверху вниз). Такие позы чаще всего оказывают негативное воздействие на собеседника.

 

Позитивными позами, например, для публичного выступления

считаются те, при которых говорящий стоит прямо, ноги расставлены на 15-30 см. Левая нога чуть выставлена вперед и слегка согнута, правая нога опорная. Голова слегка наклонена, повернута лицом к аудитории, тело хорошо сбалансировано, устойчиво, в меру расслаблено, руки готовы к жестикуляции.

 

Такесика

 

Это самые разнообразные прикосновения людей – рукопожатия, поцелуи, поглаживания, похлопывания, объятья.

 

В повседневной жизни прикосновения возможны в определенных случаях и по разным причинам (поцелуй при встрече долгожданного партнера), разными способами (рукопожатие или объятье) и в разных местах (у вагона поезда, в лицее, на празднике). Интенсивность и частота прикосновения различаются у людей разных этносов и культур, зависят от пола, возраста, статуса и типа личности. Прикосновения дают разнообразную информацию: они сообщают об эмоциональном состоянии, о характере взаимодействия.

 

Виды прикосновений

профессиональные (носят безличностный характер, например в сказке «Репка»: все держатся друг за друга с единственной целью – вытащить репку, при этом в процессе прикосновения «бабка за дедку, внучка за бабку...» последний воспринимается как объект деятельности, а не как личность);

протокольные, ритуальные (рукопожатия при встрече и при

прощании, дипломатические поцелуи и т.д.);

дружеские (поцелуй при встрече, похлопывание, легкое объятье).

 

 

Проксемика (от англ. Proximity – близость)

 

Это коммуникация посредством взаиморасположения собеседников в пространстве, термин, введенный американским антропологом Эдвардом Т. Холдом для анализа закономерностей пространственной организации общения, а также влияния территорий, ориентаций и дистанций между людьми на характер межличностного общения. Она включает

дистанцирование,

позиции за столом, организацию пространственной среды при общении.

 

Дистанцирование – это расстояние, которого придерживается один собеседник относительно другого, а также неожиданные движения, которые имеют целью изменение этого расстояния (например, резкий шаг назад или вперед).

 

Различают четыре типа расстояния, каждый из которых подразумевает определенные отношения близости или дистанцирования при взаимодействии:

 

Публичное расстояние – от 3,5 м до пределов видимости и слышимости. Коммуникация на публичном расстоянии рассматривается как публичное выступление (речь, доклад, лекция и пр.).

Социальное расстояние – от 1,2 до 3,5 м. В этой зоне часто осуществляются коммуникации при групповых встречах, практическом занятии, семинаре, тренинге.

Личное расстояние – от 0,45 до 1,2 м. Физический контакт при этом, как правило, отсутствует (за исключением рукопожатия). Чаще всего в рамках такого пространства проводятся беседы, консультирование, инструктаж, деловая встреча и переговоры. В зависимости от цели и особенностей взаимодействия такой контакт может демонстрировать и вежливое пребывание в одном пространстве, и теплый интерес к собеседнику, и раздражение, и сочувствующее проявление интереса.

Для того чтобы обозначить границу стола, люди используют разнообразные предметы: письменные принадлежности, папки с бумагами.

Для захвата пространства в ход идут локти и руки: руки выставляют вперед, чтобы прикрыть «свой участок», локти расставляют как можно шире, чтобы «оградить» свою интимную зону.

Интимное расстояние – от непосредственного физического контакта до 40-45 см – подразумевает общение теснoe и близкое, но с разной степенью эмоциональной окрашенности (от объятья до драки). Людей, которых мы не подпускаем к границе интимной зоны, мы держим на расстоянии примерно в половину вытянутой от тела руки. На этом расстоянии можно не только видеть партнера, но и чувствовать, воспринимать запахи.

При взаимодействии вторгаться в чужую интимную зону не принято, так как попытка дотронуться до собеседника иногда вызывает не только отрицательные чувства, но и отторжение. Вот почему человек, нарушивший интимную зону партнера, причиняет ему не только «психологический», но и физиологический вред. Известные слова Диогена полководцу Александру Македонскому: «Отойди, не заслоняй мне солнца!», – по-видимому, можно интерпретировать как просьбу покинуть его интимную зону, и «великий» Александр был достаточно уважителен к «малому» Диогену, чтобы тотчас эту просьбу удовлетворить.

Специалистами доказано, что чем сильнее человеку мешает чье-то приближение, тем больше в его крови вырабатывается гормонов борьбы. В такой момент человек, как правило, готовится к самозащите, потому что так запрограммировано природой; гормоны стресса помогают организму или справиться с внешней опасностью, или убежать от нее. Если нет возможности осуществить то или другое, гормоны отрицательно сказываются на организме.

Величина интимной зоны в каждый конкретный момент зависит от внешних (в транспорте, лифте, купе, каюте) и внутренних (степень близости с человеком) обстоятельств, а именно:

от статуса того, с кем мы взаимодействуем;

от собственного настроения в данную минуту (или чувства безопасности).

 

Зоны интимной дистанции отличаются друг от друга в зависимости от той или иной культурной среды. В Западной Европе и в США они составляют 60 см. В Восточной Европе эта зона равна приблизительно 45 см. В странах Средиземноморья это расстояние от кончика пальцев до локтя. В Японии – до 30 см, поэтому японцы страдают, например, от давки значительно меньше, чем представители других национальностей, например жители Северной Америки.

 

Сигналы тела о нарушении границ территории, особенно интимного пространства:

беспокойное ерзанье, сигнализирующее о желании удалиться;

закидывание ноги на ногу, поворот в сторону и подготовка к

бегству;

постукивание пальцами (сигнал внутренней тревоги);

опора на руки с намерением подняться, что сигнализирует о желании встать и удалиться;

зажмуривание глаз («Я не хочу видеть, что вы подошли ко мне так близко»);

опускание подбородка на грудь, защита шеи;

приподнимание плеч для прикрытия шеи (вторжение рассматривается как нападение);

хватание карандашей, которые затем в большинстве случаев

заточенным концом поворачиваются в сторону «оккупанта»;

вставание – готовность уйти.

 

Пространственное расположение партнеров.

 

Кроме расстояния как такового при организации и анализе взаимодействия имеет значение пространственное расположение

партнеров. Очень важно, например, то, как партнеры садятся за стол,

обычно это связано или с достижением поставленной цели, или с удобствами.

 

Четыре вида посадки за столом во время общения:

 

Угловое расположение. Эта позиция способствует постоянному контакту глаз и создает условия для жестикуляции, не мешающей собеседнику, позволяет наблюдать друг за другом. Угол стола служит частичным барьером: в случае агрессивного поведения собеседника можно отодвинуться дальше, в ситуации взаимопонимания – сблизиться; территориальное разделение стола при этом отсутствует.

 

Кооперативная позиция, сотрудничество. Кооперативное поведение необходимо для непосредственного взаимодействия. Когда задачи или проблемы решаются собеседниками совместно, им нужно сидеть рядом, чтобы лучше понять действия и намерения друг друга, чтобы видеть анализируемые материалы, чтобы обсудить и выработать общие решения.

 

Конкурирующе-оборонительная позиция. Положение партнеров друг против друга обычно создает атмосферу соперничества, при которой каждый из собеседников жестко ведет свою линию, отстаивает свою позицию, пытается «обыграть соперника». Стол между ними становится своеобразным барьером. Достичь консенсуса при такой рассадке чрезвычайно сложно, даже компромисс затруднителен, а вот конфронтация, конфликт мнений могут завершить коммуникацию.

Вместе с тем такая посадка за столом может свидетельствовать и о субординации (преподаватель – студент). Разговор в такой ситуации должен быть коротким и конкретным.

Вместе с тем на переговорах такая позиция за столом способствует взаимодействию на равных.

 

Независимая позиция. В определенных ситуациях делового общения целесообразно занимать и независимую позицию, т. е. по диагонали через весь стол. Эта позиция в деловом мире характерна для людей, не желающих взаимодействовать. Она свидетельствует об отсутствии заинтересованности или о желании остаться незамеченным, например, на педсовете, семинаре, совещании.

 

Кроме занимаемых позиций за столом порой для успеха делового общения имеет определенное значение и сама форма стола.

Квадратный стол способствует отношениям конкуренции и соперничества между людьми, равными по положению. Такой

стол хорош для проведения короткой деловой беседы или переговоров.

Сотрудничество возникает с тем партнером, который сидит рядом, причем справа. Максимальное сопротивление оказывает сидящий собеседник напротив.

За прямоугольным столом на встрече партнеров одинакового

социального статуса главенствующим считается то место, на котором сидит человек, обращенный лицом к двери.

Круглый стол создает атмосферу неофициальности, и за ним лучше всего проводить беседы людям, равным по статусу.

 

 

Паралингвистика и экстралингвистика

 

Они связаны с голосом человека. Эта невербальная особенность околоречевой «формы» общения. Акустические невербальные аспекты речи (тембр, темп, дикция, артикуляция, манера говорения), как известно, дают важную информацию, передают сообщения:

 

о том, какое значение в данной ситуации мы хотим придать слову или высказыванию, используя для этого такие средства, как ударение, паузы, интонирование;

о самом говорящем – его биофизических характеристиках (пол, возраст, рост), эмоциональном состоянии, личностных особенностях;

об уверенности или неуверенности собеседника, о вере в то,

что он говорит.

 

Главные измерения голоса:

 

Громкость голоса указывает на то, как человек произносит слово – громко или тихо. Она может меняться в зависимости от цели и темы разговора и от особенностей помещения, его акустики.

 

Высота голоса – это его тон. Высота голоса, как правило, изменяется вместе с громкостью. Когда человек нервничает, он повышает голос, а если пытается настоять на своем, то, наоборот, говорит тихо.

 

Темп – это скорость, с которой человек разговаривает. Люди часто говорят быстрее, когда они удовлетворены, испуганы, возбуждены, переживают, и медленнее, если предлагают вариант решения проблемы или пытаются привлечь внимание к своей информации.

 

Тембр голоса – это его звучание. Тембр у каждого человека свой: голос дребезжит, звонкий или хриплый. В зависимости от настроения он может быть хнычущим или мягким, фасцинирующим («завораживающим»), в гневе – резким и скрипучим. Тембр голоса может вводить собеседника в заблуждение.

 

Пауза в общении имеет существенное значение. Собеседник может придавать ей каждый раз определенную длительность и значимость – то как речевому эквиваленту запятой, то для отделения одной мысли от другой, то для акцентирования внимания на чем-нибудь значительном, то наполняя ее «драматическим» содержанием и, следовательно, актерским мастерством. Пауза усиливает запоминание того, что сказано перед ней и после нее. Большое значение может иметь пауза для установления контакта с собеседниками (например, не слушающими).

 

Таким образом, умение «считывать» и корректно интерпретировать невербальные сигналы наилучшим образом осуществляют

те, кто наблюдательны, проявляют искренний интерес и внимание

к собеседнику. Такое умение относится к коммуникативной компетентности.

 

Практикум

 

Если вам нужно привлечь внимание собеседника и произнести ключевые высказывания, то сделайте следующее:

а) установите зрительный контакт с собеседником;

б) снижайте скорость речи;

в) между блоками слов вставляйте микропаузы;

г) варьируйте темп, высоту и громкость – это подчеркнет основные моменты;

д) добавляйте своему голосу приятный тембр, интонации;

е) избегайте озвученных пауз («А», «Хм»): тишина предпочтительнее ненужных слов-паразитов;

ж) добавляйте доверительные или авторитарные интонации;

з) сократите дистанцию между собой и слушателями.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: