Класс
Тема. Действия с суммами нескольких слагаемых.
Цель: Пр одолжить формирование навыки применения распределительного закона при раскрытии скобок и для вынесения общего множителя за скобки. раскрытия скобок, перед которыми стоит знак «+» или «–», заключения слагаемых в скобки, перед которыми поставим знак «+» или «–», действия с суммами нескольких слагаемых.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Французский писатель XIX столетия Анатоль Франс однажды заметил: «Учиться можно только с интересом. Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом!». Давайте будем следовать совету писателя: будем активны, внимательны, будем поглощать знания с большим желанием.
Припомните, чем мы занимались на прошлых уроках?
Для чего нам нужны эти знания?
Попробуйте сообразить какая тема сегодняшнего урока. ( Действия с суммами нескольких слагаемых)-проверить на флипчарте. Сегодня у нас в гостях Винни Пух и все-все-все.
II. Проверка домашнего задания (самопроверка)
III. Актуализация опорных знаний.
0. Правильно понятая ошибка – это путь к открытию (И.П.Павлов) (учитель, показывает как работать с вопросами)
1.Как найти -49:(-7). Какое «необычное» правило вам может помочь?
2. Сколько отрицательных множителей должно содержать произведение, чтобы оно было положительным?
3. Как сложить два числа с одинаковыми знаками?
4.Если перед скобкой стоит знак «+», то при раскрытии скобок...
5.Если перед суммой стоит знак «-», то при раскрытии скобок...
6. Что называют разностью чисел а и b?
7. Можно ли делить на нуль?
8.Как найти произведение чисел с разными знаками?
9.Как сложить два числа с разными знаками?
10.Чему равна сумма противоположных чисел?
11.Сколько отрицательных множителей должно содержать произведение, чтобы оно было отрицательным?
12. Устный счёт: -12+3; 11-15; -(-4); 2-(-10);
3+(-6); 3*(-5); -7*(-2); 18:(-2);
-27:(-3); -5*0; -48:0; -4-(-4).
|
Пример:
4. Вычислите (на доске, «найди ошибку»):
1) (–76 + 125 – 37) – 125 + 37 = –76 + 125 – 37 – 125 + 37 = – 76;
2) – (– 79 – 39 + 81) + 81 – 39 = 79 + 39 – 81 + 81 – 39 = 79;
3) – (541 – 39) + 61 = –541 + 39 + 61 = –541 + 100 = – 441;
4) (234 – 26) – 74 = 234 – 26 – 74 = 234 – 100 = 134;
IV. Объяснение нового материала.
Действия с суммами нескольких слагаемых.
(Работа с учебником стр.73, п.2.11)
Мы с вами уже знаем как раскрыть скобки, перед которыми стоит знак «+» или «–». Но встречаются суммы, в которых стоящие перед скобками знаки «+» и «–» обозначают действия сложения и вычитания. Как поступить в этом случае?
1) а + (b – с) =?.
Наводящие вопросы:
1) Сколько слагаемых в примере?
2) Какой знак стоит перед вторым слагаемым?
3) А как раскрыть скобки, перед которыми стоит знак «+»?
Т.е в данном примере применимо изученное правило раскрытия скобок, перед которыми стоит знак «+». Значит:
а + (b – с) = а + b – с.
Пример 1. Раскройте скобки:
1) 7 + (8 – 3) = 7 + 8 – 3;
2) 6 + (– 7 – 10) = 6 – 7 – 10;
3) –9 + (– 4 + 5) = –9 – 4 + 5.
2) а – ( b – с) =?.
Наводящие вопросы:
1) Сколько слагаемых в примере?
2) Какой знак стоит перед вторым слагаемым?
3) А как раскрыть скобки, перед которыми стоит знак «–»?
Т.е в данном примере применимо изученное правило раскрытия скобок, перед которыми стоит знак «–». Значит:
а – ( b – с) = а – b + с.
Пример 2. Раскройте скобки:
1) –8 – (5 – 9) = –8 – 5 + 9;
2) 3 – (– 7 + 11) = 3 + 7 – 11;
3) –7 – (– 8 – 4) = –7 + 8 + 4.
|
При вычислении суммы нескольких слагаемых используют правила раскрытия скобок, заключения в скобки и законы сложения. Иногда складывают сначала положительные, потом отрицательные слагаемые и находят сумму полученных результатов, применяя правило сложения чисел с разными знаками.
V. Закрепление знаний (решение упражнений). – проверка по ИД
Уч.с.73 № 379 (2ст.). Раскройте скобки: (дополнительно и вычислить)
а) - 32 + (78 - 9) = - 32 + 78 - 9 = 78 - 41 = 37;
в) - 63 - (–63 + 1) = - 63 + 63 - 1 = -1;
д) (37 - 49) - (87 - 59) = 37 - 49 - 87 + 59 = -50 + 10 = -40;
ж) - (- 35 + 2) + (- 35 - 8) = 35 - 2 - 35 – 8 = - 10.
Уч.с.73 № 380 (2ст.). Раскройте скобки и вычислите: (Работа в парах)
б) –49 – (–49 + 2) = –49 + 49 – 2 = – 2;
г) 100 – (–5 + 100) = 100 + 5 – 100 = 5;
е) (–78 + 23) + (27 + 78) = –78 + 23 + 27 + 78 = 50;
з) (105 – 48) – (62 + 105) = 105 – 48 – 62 – 105 = – 110.
(Резерв) Уч.с.74 № 381 (1ст.). Вычислите, раскрывая скобки только в тех случаях, когда это облегчает вычисления: (Работа самостоятельно, со взаимопроверкой)
а) 79 – (63 + 7) = 79 – 70 = 9;
г) 43 + (77 – 43) = 43 + 77 – 43 = 77;
ж) 93 – (68 + 93) = 93 – 68 – 93 = –68;
к) 48 – (18 + 19) = 48 – 18 – 19 = 30 – 19 = 11;
н) 52 – (32 – 41) = 52 – 32 + 41 = 20 + 41 = 61.
(Резерв) Уч.с.70 № 361(в). Вычислите:
в)
.
VI.Самостоятельная работа
В-1
1) 63 + (33 – 7 . 9) = 33
2) 227– (–164 + 227)= 164
3) 45 . 3 – (3 . 45–79)= 79
4) – (24 +7 . 9) –63+24= -126
5) – (–257+224)+(24–257)= -200
В-2
1) 54+(33–6 . 9) = 33
2) 117– (–64+117)= 64
3) 29 . 2– (2 . 29–34)= 34
4) –(36+7 . 3) –21+36= -42
5) –(–213+314)+(14–213)= -300
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
А теперь ребята продолжите предложение:
ü Было интересно....
ü Я понял, что...
ü Сегодня на уроке я научился…
ü Сегодня на уроке я повторил…
ü Сегодня на уроке я закрепил…
|
ü Теперь я могу...
ü Меня удивило...
ü Мне было трудно...
ü Мне необходимо повторить....
Итак, ребята, сегодня мы с вами познакомились с.....? Но сегодня был только первый урок знакомства. Завтра мы с вами попробуем решать более сложные примеры.
Ребята, неРеРРра доске прошу вас сделать пометку -поместить свой смайлик в позицию, соответствующую вашему итогу урока:
ИТОГ:
VIII.Домашнее задание.
§ 2.11 (выучить теорию),
ср./ур. - № 379(1ст.),
дос./ур. - № 379(1ст.), № 380(1ст.),
выс./ур.- № 380(1ст.), № 381(3ст.).
IX.Оценивание.