Формирование двигательных умений




Настоящее пособие предназначено для дидактического сопровождения преподавания учебной дисциплины «футбол» в учреждениях дополнительного образования при проведении практических занятий с обучающимися. Материалы методических рекомендаций нацелены на формирование у занимающихся двигательных умений и навыков для освоения техники игры в футбол в рамках государственного образовательного стандарта. Предназначено для педагогов дополнительного образования, занимающихся футболом, а также тренеров по футболу, учителей физической культуры.

Введение:

Сегодня дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном Российском обществе. Оно социально востребовано и требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка, что нашло отражение в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Федеральной программе развития образования. В Концепции модернизации российского образования подчеркнута важнейшая роль учреждений дополнительного образования детей как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.

Физическое воспитание детей является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы школы и учреждений дополнительного образования. Физическое воспитание содействует всестороннему развитию детей. СП «Центр детского творчества уже несколько лет работает в направлении развития физкультурно-спортивной направленности, реализуя программы внеучебной деятельности «Здоровое поколение», «Я здоров». Одной из задач данных программ является пропаганда здорового образа жизни. Целью моей педагогической деятельности является формирование устойчивой мотивации и потребности к бережному отношению учащихся к своему здоровью, целостного развития физических и психических качеств, творческого использования средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

Достижение этой цели я обеспечиваю решением следующих задач, направленных на: укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию; обучение жизненно важным двигательным умениям, навыкам и способностям. Занятия спортом и, в частности футболом, – это неотъемлемая часть здорового образа жизни. Футбол считается спортом №1 не только в нашей стране, но и в мире. В неё играют миллионы жителей всей нашей планеты, кроме этого она является самой доступной игрой. Многие мальчишки желают не просто научиться играть в футбол, а желают овладеть профессиональными навыками ведения игры, с использованием различных технических приемов. Моя задача заключается в том, чтобы подобрать более эффективные и доступные методы обучения игры в футбол.

Новизна педагогической деятельности заключается в следующих аспектах. Программы СП «Центр детского творчества» физкультурно-спортивной направленности нацелены в основном на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Новизна моей программы «Юные футболисты», ее отличительные особенности заключаются в том, что она способствует развитию в детях не только морально-волевых качеств личности, таких как ответственность, терпение, трудолюбие, целеустремлённость и воля к победе, но и технических навыков игры в футбол. Обучение по данной программе предполагает всестороннюю физическую подготовку обучающихся с преимущественным развитием быстроты, ловкости и координации движений; подготовку и выполнение техники владения мячом, освоение индивидуальной и групповой тактики игры в футбол. Если посмотреть и проанализировать тренировки во многих спортивных школах России, многое станет понятным. За полтора часа тренировки ребенок в лучшем случае непосредственно контактирует с мячом не больше 2-3 минут. Это отражается на том, как наши отечественные футболисты показывают себя в плане технической подготовки на международном уровне. Проанализировав системы подготовки в лучших зарубежных странах – Бразилия, Голландия, Испания, и взяв оттуда самые лучшие, на мой взгляд, и эффективные приемы, упражнения, я ввёл их в свою программу для подготовки юных футболистов. Поэтому большое внимание в описываемой методике уделяется мастерству владения мячом.

Вся программа условно разделена на 3 этапа:

1 этап – предназначен для детей 8-10 лет. В этот возрастной период дети отрабатывают основные приёмы владения мячом, технику игры в футбол. Под техникой в футболе понимают умение спортсмена обращаться с мячом и правильно двигаться. Техника владения мячом является фундаментом для дальнейшего обучения юных футболистов. Если провести аналогию с обучением ребенка в школе, то техника владения мячом это то же самое, что изучение букв алфавита, без которых невозможно в дальнейшем нормально читать, ни писать. Футболисты должны сначала учиться выполнять отдельные приемы и их сочетания, из которых строится игра. В их освоении большую роль играют личное стремление занимающихся и их упорная работа над собой.

Обучающиеся на этом этапе осваивают следующие упражнения:

- ведение мяча (внутренней стороной стопы, внешней стороной стопы, подошвой);

- передача и остановка мяча (внутренней стороной стопы, внешней стороной стопы, серединой подъёма, подошвой);

- жонглирование;

- удары с места по мячу;

Особое внимание уделяется таким физическим качествам, как гибкость, быстрота и координация.

Координация движений, является одной из важнейших способностей спортсмена, от которой зависит быстрота и качество овладения двигательными навыками, определяет высокий уровень мастерства.
На начальных этапах занятий футболом необходимо включать в каждое занятие в течение 15—20 мин. (в подготовительной и основной части) комплексы специальных упражнений, преимущественно воздействующих на развитие координации движений, (на соразмерность движений и действий в заданных пределах времени, пространства и мышечных усилий; на согласование движений рук, ног, головы, туловища; на быстроту действий в условиях распределения и переключения внимания). Упражнения необходимо выполнять как можно более точно и быстро.
Под гибкостью понимают морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев. Гибкость футболиста — это его способность выполнять движения с максимальной амплитудой.

Важная особенность гибкости в том, что это свойство в отличие от других с возрастом не развивается, а регрессирует, поскольку к 13—16 годам завершается формирование суставов и значительно повышается прочность связочного аппарата. Связки становятся менее пластичными. Предельно возможная амплитуда движений существенно уменьшается, и прежде всего в голеностопных суставах и в суставах позвоночного столба. Поэтому воспитание гибкости дает больший эффект на этапах начальной подготовки и специализации.
На этапе спортивного совершенствования важно сохранить достигнутый уровень гибкости.

Быстрота футболиста — это его способность выполнять двигательные действия с мячом и без мяча в минимально короткие отрезки времени.
В футболе это качество проявляется как быстрота реакции, быстрое выполнение движений и смена одного движения другим, скорость передвижения.

2 этап – предназначен для детей 11-14 лет. Для детей этого возраста я стараюсь давать более сложные упражнения, в основном они направлены на развитие техники владения мячом. Добавляю упражнения на тактическую подготовку. Именно в этом возрасте дети более податливы на воздействия тренера. Есть возможность развить в них координацию движения, скорость реакции, гибкость. Техника владения мячом легко осваивается именно в этом возрасте. Техника владения мячом включает в себя следующие упражнения: передача и остановка мяча, удары с места, удары по катящемуся, по летящему мячу, игра головой, жонглирование. Все эти упражнения дети отрабатывают индивидуально, в парах, в подгруппах, в группах и при этом в движении, в перемещении так как футбол – это скоростная игра.

На этом этапе обучения упражнения усложняются и добавляются новые.

- ведение мяча:

а) с изменением направления;

б) на ограниченном участке;

- передача мяча:

а) передача мяча в два касания;

б) передача мяча в одно касание

в) передача мяча в движении;

г) короткие и длинные передачи мяча;

- остановка мяча:

а) остановка катящегося мяча (внутренней стороной стопы, внешней стороной стопы);

б) остановка летящего мяча (внутренней и внешней стороной стопы, бедром и грудью);

- удары по мячу:

а) удары с места (внутренней и внешней стороной стопы, серединой подъёма);

б) удары по катящемуся мячу;

в) удары с лёту;

г) удары головой (с места, в прыжке и в падении);

- жонглирование (внутренней и внешней стороной стопы, серединой подъёма, бедром, головой);

- финты и обманные движения.

Упражнения в основном выполняются в парах, некоторые в группах. Нужно отметить, что многие упражнения выполняются в движении, так как футбол – это скоростная игра.

Физическая подготовка в этом возрасте направлена на развитие также гибкости, ловкости и координации движения. Также добавляются упражнения стартовой скорости: такие как рывок 30-60 метров с мячом и без мяча, челночный бег, а также на развитие выносливости (кросс).Выносливость — способность организма противостоять утомлению.
Складывается выносливость в футболе из способности поддерживать высокий темп игры до последней минуты матча, из стабильности скорости рывков и ускорений на протяжении всей игры (и особенно в конце каждого тайма), из умения сохранять в течение всей игры высокий уровень точности выполнения приемов.

Регулярная тренировка стабилизирует деятельность вегетативной нервной системы, что позволяет лучше справиться с нагрузкой. Внешне дети этого возраста выглядят неутомимыми, но это не значит, что в занятиях с ними можно использовать большие нагрузки. Лучше всего здесь подходят прерывисто-переменные нагрузки средней интенсивности, направленные на развитие общей выносливости.

При воспитании выносливости у детей до 12—13 лет нецелесообразно включать в тренировочный процесс упражнения, выполняемые с максимальной скоростью, ибо дети в этом возрасте не способны к продолжительной работе высокой интенсивности.

3 этап – предназначен для детей 15-17 лет. В старшей возрастной группе большее внимание уделяется на тактическую и физическую подготовку игроков. Тактическая подготовка подразделяется на индивидуальные и групповые действия в нападении и в защите. Особенностью этого возраста является то, что дети уже успели овладеть приёмами действия с мячом и могут отрабатывать тактическую подготовку. Большое внимание продолжаем уделять общей физической подготовке.Тактическая подготовка включает в себя правильное передвижение по полю, правильно выбранная позиция во время игры. Такие упражнения как игра в квадратах (5 на 5, 6 на 6, 5 на 5 с персональной опекой, игра в квадратах в одно и в два касания) способствуют правильной тактической подготовке. Разучивание комбинаций «забегание», «игра в стенку». В плане физической подготовки добавляются упражнения на развитие силы, скоростно-силовой работы и выносливости:

- упражнения на выносливость (кросс, 6-минутный бег, 12-минутный бег);

- упражнения на развитие силы

Сила — способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений. Силовые способности подразделяются на собственно-силовые (статический режим, медленные движения) и скоростно-силовые (динамическая сила, проявляемая в быстрых движениях).

Игра в футбол требует проявления прежде всего скоростно-силовых способностей: игроки должны проявлять силовые способности при выполнении движений с мячом и без мяча (ударов, стартов, прыжков, толчков и др.) в очень короткие отрезки времени.
Основное внимание при воспитании силы должно быть сосредоточено на укрепление мышечных групп всего двигательного аппарата.
Необходимо учитывать, что у детей в процессе естественного роста, обычно слабо развиты мышцы живота, косые мышцы туловища, отводящие мышцы верхних конечностей, мышцы задней поверхности бедра и приводящие мышцы нижних конечностей.

Воспитание силы следует осуществлять весьма осторожно используя кратковременные силовые напряжения, в основном динамического характера. Упражнения должны сопровождаться минимальными напряжениями.

Развивая силовые качества футболистов 11—15 лет необходимо избегать упражнений с преодолением Мах веса, упражнений, требующих продолжительного физического напряжения и задержки дыхания. Упражнения на силу необходимо чередовать с упражнениями на быстроту.
В этом возрасте необходимо научить футболистов расслаблять мышцы.
С 11 лет силовые тренировки должны строиться разнообразно, без монотонности, нагрузки должны варьироваться, форма тренировки должна приближаться к игре. Силовая тренировка имеет целью не наращивание мышечной массы, здесь создаются предпосылки для силового единоборства, развитие игровой ловкости. Хорошо развитая мускулатура не в последнюю очередь способствует предупреждению травм суставов.
С 11 лет можно применять парные упражнения, когда приходится преодолевать сопротивление партнера. Они доставляют большое удовольствие из-за ощущения соперничества.
Развитие специальной силы направлено на увеличение быстроты и точности движений.
Для развития силы и быстроты мышечных сокращений применяют разнообразные упражнения с отягощениями: подъем штанги весом 50% и больше максимального результата; упражнения с партнером и преодолением собственного веса; упражнения в метании предметов различного веса и т.п. Выполняют упражнения с отягощениями небольшого веса сериями, повторяя до отказа, со средним весом (70—75% максимального результата) сериями, с большим числом повторении до отказа; постепенно, увеличивают вес до предельного (начиная с 50—60% мак. результата спортсмена).
Специальные силовые упражнения, выполняемые мышцами — сгибателями бедра, разгибателями голени и стопы, повысят угловые скорости и ускорения бьющей ноги при ударе по мячу. Это, в свою очередь, увеличит силу удара и дальность полета мяча и даст реальные возможности игрокам наносить удары с дальних дистанций.

Отягощения применяются небольшого веса, но упражнения выполняют с большой скоростью. Основное внимание — на укрепление мышечных групп всего двигательного аппарата и особенно мышц живота, косые мышцы туловища, отводящие мышцы верхних конечностей, мышцы задней поверхности бедра.

Скоростно-силовая подготовка — (сочетание быстроты и силы) — способность проявлять силовые усилия в наименьшее время.
Нельзя разделить силовую и скоростную тренировку во времени, т.е. работать надо в комбинации.

В качестве средств в этом случае необходимы упражнения, структура которых близка к технике выполнения движений футболиста с мячом и без мяча. Развитие этих качеств у юных футболистов направлено на укрепление мышц всего двигательного аппарата; на выработку умения проявлять скоростно-силовые качества при совершенствовании технических приёмов, а также при ведении единоборств с противником. Упражнения самые разнообразные — в ударах на силу и точность; в единоборствах за мяч с сопротивлением партнера; с дополнительным отягощением и др. В случае необходимости подбирают упражнения, направленные на совершенствование групп мышц, отстающих в развитии плечевого пояса, задней поверхности бедра. Можно применять в тех же целях упражнения со штангой, гирями, гантелями.
Основные средства развития скоростно-силовых способностей у футболиста — прыжки в длину и высоту, многоскоки, выпрыгивания толчком одной и обеими ногами после короткого рывка, а также метания, упражнения с относительно небольшим отягощением, выполняемые в быстром темпе специальные упражнения с мячом (удары ногой и головой, вбрасывания и др.). Особый акцент делается на развитие «взрывной» силы ног.
Уровень развития скоростно-силовых качеств, определяет перспективу многолетнего спортивного совершенствования юных футболистов. При отборе и комплектовании, в качестве оценки развития скоростно-силовых качеств рекомендуется использовать тесты: бег 30 м и 60 м с высокого старта, удар по мячу на дальность, прыжок вверх без помощи рук, прыжок в длину с места, вбрасывание мяча на дальность, ведение мяча 30 м.
В качестве средств воспитания силовых способностей рекомендуются упражнения с повышенным сопротивлением. Они подразделяются на упражнения с внешним сопротивлением и упражнения, отягощенные весом тела. Среди первых используют упражнения с предметами (с набивными мячами, гантелями, на гимн, скамейках и др.), с партнером на спец. тренажерах и на упругих покрытиях, с эспандером, резиной, с сопротивлением внешней среды (бег по песку или гальке, по снегу и т.д.). В качестве вторых применяют разнообразные упражнения в отжимания и приседаниях.
Выбор величины сопротивления и темпа выполнения упражнений для развития силовых способностей должны быть индивидуальны и определяться возрастными и морфологическими особенностями каждого занимающегося.
Темп выполнения упражнений должен оставаться оптимальным (примерно средним). Целесообразно в подготовке юных футболистов использовать преимущественно одно из общепринятых методических направлений развития силы — преодоление непредельных отягощении (сопротивлений) с предельным числом повторений. Это направление соответствует возрастным особенностям подростков, и юношей. Упражнения с непредельными силовыми напряжениями позволяют контролировать технику выполнения движений занимающихся, а значит, выполнять движения более координировано.
Новизнаразработки состоит также в применении нового разделения учебного процесса по этапам, что позволяет осуществлять дополнительные вливание извне в любой из этапов обучающего процесса, с учетом индивидуальных психолого-физиологических особенностей детей.

Формирование двигательных умений

Физическая подготовка направлена на развитие физических способностей организма, ей в занятиях отводится значительное место. Общая физическая подготовка предусматривает всестороннее развитие физических способностей, специальное - развитие качеств и физических возможностей, специфических для футболистов.

Средствами подготовки достигается выполнение воспитанниками сложных приемов владения мячом на высокой скорости, улучшение маневренности и подвижности футболиста в играх. Эффективность обучения двигательным действиям зависит от методики проведения занятий, от того, как в процессе обучения активизируется познавательная деятельность учеников, включается в этот процесс язык и мышление, насколько сознательно относятся они к усвоению двигательных действий. Овладение правильной техникой выполнения упражнений является важным заданием физического воспитания. Как известно, упражнения положительно влияют на организм лишь при условии, что они правильно выполняются. К тому же, рациональная техника исполнения упражнений способствует формированию правильных навыков жизненно важных движений, развивает у детей умения целесообразно распределять усилие и эффективно осуществлять разные движения, воспитывает у них готовность быстро усваивать новые двигательные действия. В своей работе я сталкиваюсь с некоторыми проблемами, которые необходимо решать: дети не могут правильно двигаться, выполнять ОРУ, не могут подтягиваться из-за слабости мышц и т.д. Я понял, что движение – потребность детского организма, а недостаток двигательной активности приводит к ряду заболеваний. Моя задача, как педагога дополнительного образования, привлечь детей заниматься физическими упражнениями не только на моих занятиях, но и дома, привлекая к этому родителей. Процесс обучения, воспитания и физического развития строится на основе активизации двигательной деятельности. Я стараюсь поддерживать высокую степень двигательной активности, дифференцирую задания и индивидуально стараюсь подходить к каждому ребёнку. Для него главное научиться управлять своим функциональным состоянием (спортивной формой), особенно в соревновательный период. Только в состоянии высшей спортивной формы во время соревнований спортсмен может наилучшим образом реализовать свои морально-волевые, физические и технические возможности, избежать травм. Футболист должен приходить к этому состоянию в конце каждого межигрового цикла, то есть к игре.

Основным источником становления и развития познавательной активности является не сам ребёнок, а организованное обучение. Ученик усваивает нечто в форме учебной деятельности только тогда, когда у него есть внутренняя потребность и мотивация такого усвоения, которое я стараюсь формировать у ребёнка на занятиях по футболу. Это усвоение должно носить творческий характер, так как только в этом случае наиболее полно развивается личность. Учащиеся осознают: чтобы освоить какие-либо движения, сначала необходима общая база для этого, становилось понятным и другое: чем лучше они подготовятся физически, тем легче будет происходить овладение этими действиями. Чтобы у детей проявлялся интерес к занятиям футболом необходимо их заинтересовать, а именно организовать занятия так, чтобы им было интересно, чтобы они как можно больше двигались и видели результаты своей активной деятельности. Тема общей характеристики и возрастных особенностей двигательных способностей — одна из интереснейших и сложнейших проблем теории и методики физического воспитания. Какие двигательные способности развивать? Как протекает развитие различных двигательных способностей в зависимости от возраста, пола, индивидуальных особенностей, целенаправленных воздействий и других факторов? Каковы основные положения, средства и методы совершенствования двигательных способностей? Как правильно планировать материал для их развития в течение года, урока? Вот далеко не полный перечень вопросов, которые возникли передо мной при изучении данной проблемы. Хорошая физическая подготовленность, определяемая уровнем развития основных физических качеств, является основой высокой работоспособности во время игры в футбол. Высокий уровень физической подготовленности обучающихся подтверждается не только качеством умений и навыков, но и их активным участием в различных турнирах и соревнованиях. Участие в массовых мероприятиях по футболу - это важнейшая составляющая процесса обучения по программе. Развитие двигательных способностей занимает важное место в физическом воспитании детей. Практика показывает, что многие воспитанники не могут добиться высоких результатов в беге, прыжках не потому, что им мешает плохая техника движений, а главным образом ввиду недостаточного развития основных двигательных качеств — силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости. Все вышеприведённые данные позволяют дать научное обоснование дифференцированному подбору средств и методов для развития двигательных способностей детей, уточнить содержание программы для занятий футболом, более точно определять дозировку физической нагрузки. Важность этой работы обусловливается тем, что воспитанники даже одного возраста имеют различный уровень двигательной подготовленности, типологические и личностные особенности реагирования на учебную нагрузку и факторы внешней среды. Я основываюсь на типовых возрастных характеристиках, т.е. выделяю признаки, присущие определенным группам воспитанников: например, по физической подготовленности, а в них отмечаю детей, требующих к себе индивидуального подхода. Кроме того, я учитываю результаты вводного контроля (зачётов по ОФП). Итоги данного учета выставляются только положительные - это точка отсчета для определения сдвигов в физическом развитии детей. Опираясь на них, я подбираю соответствующие подводящие упражнения, разрабатываю индивидуальные задания. Сильные в плане физической подготовленности воспитанники - это моя опора на занятиях: они помогают на закреплении материала, следят за правильным выполнением упражнений в своих отделениях, участвуют в судействе и т.д. Упражнения детям этой группы подбираю с таким расчетом, чтобы они не отталкивали своей трудностью, и в то же время, требовали определенного напряжения для их выполнения. Для меня главное, чтобы на моем занятии ребёнок пребывал в ситуации успеха, чтобы к занятиям футболом появился интерес, а, значит, будут успехи и награды за их труд.

Достижение определенных результатов при условии систематических занятий дает основание для высокой оценки. Проводя работу по формированию навыков самоконтроля в процессе двигательной активности, стараюсь принимать во внимание отношение каждого ребенка к физическим упражнениям. И в зависимости от этого давать домашние задания, привлекать ребёнка к дополнительной работе. Особенно кропотливо веду работу с детьми, отстающими в физическом развитии, двигательной подготовленности от своих товарищей. Чтобы такие ребята поверили в свои силы, я стараюсь привлекать их к общественной деятельности, даю им поручения, с которыми они могут справиться.

Основным в дифференцированном подходе является учет индивидуальных возможностей, особенностей каждого воспитанника. Чтобы претворить этот принцип в жизнь, я собираю сведения о состоянии ребёнка, об усвоении им элементов образовательной программы, беседую с родителями на родительских собраниях и индивидуально. Но более перспективный путь решения этой проблемы – вооружаю ребят знаниями, необходимыми для осуществления самоконтроля своих действий, формирование у них умения самостоятельно вносить изменения в свою работу. Главная ценность этого направления заключается в том, что самоконтроль будет способствовать более глубокому усвоению учебного материала. Заметив ошибку, я выясняю причину ее возникновения, и оказываю своевременную помощь воспитаннику. Я пытаюсь это сделать с учетом свойств характера ребенка. Например: есть дети, которые не принимают помощь до тех пор, пока сами не исчерпают своих возможностей. А есть дети, у которых опускаются руки, если их во время не поддержать, не подсказать выхода из затруднения; некоторых надо подводить к освоению упражнения так, чтобы они постепенно преодолевали встречающиеся трудности, и они не были бы для них чрезмерными. И по этим признакам выделяю в группе соответствующие подгруппы и осуществляю дифференцированный подход к ним, опираясь на зону ближайшего развития каждого ребенка. Знание анатомо-физиологических особенностей детей и подростков дает возможность более рационально подходить к проведению занятий. Развитие детей в младшем школьном возрасте идет довольно интенсивно и относительно равномерно. Но я всегда помню о главном, что глубокие мышцы спины еще слабы, поэтому нельзя давать длительные статические нагрузки. В работе с этой группой детей я большую часть занятия уделяю подвижным играм, благодаря которым развиваются как сильные, так и слабые ученики, вовлечение детей в различные виды спортивных состязаний.

Свои занятия стараюсь проводить на качественном уровне с применением современных методик преподавания, соблюдаю плотность занятия.

Я стараюсь вооружать своих воспитанников глубокими и прочными знаниями, нравственными качествами и навыками необходимыми для хорошей игры в футбол и достижения побед в турнирах. На практике применяю разнообразные методы и приемы обучения. Наряду с комбинированными занятиями провожу нестандартные с использованием элементов современного урока: уроки-игры, уроки-соревнования. В процессе преподавания предмета я стараюсь побуждать у детей самостоятельность в решении поставленных задач, умело опираясь на ранее изученный материал программы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: