Физкультурное развлечения для детей подготовительной группы
«За околицей»
По духовно-нравственному воспитанию.
Подготовила:
Инструктор по физической культуре
Трофимова Елена Вячеславовна
Развлечения для детей подготовительной группы «За околицей»
по духовно-нравственному воспитанию.
Программные задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»:
- расширение знаний о культуре и быте русского народа;
- закрепление знаний о русских народных играх, пословицах;
- знакомство с лекарственными растениями, с изготовлением саше;
- развитие логического мышления.
Образовательная область «Физическое развитие»:
- развитие физических качеств, обогащение двигательного опыта;
- умение участвовать в русских народных подвижных играх;
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья;
- обеспечение двигательной активности в ходе проведения народных игр;
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»:
- развитие игровой деятельности;
- воспитание уважения к русским народным обычаям, играм и традициям;
- воспитание бережного отношения и любви к природе.
- развитие устной речи.
Оборудование: музыкальный центр, аудиозапись: с русскими народными мелодиями, с пением птиц; 2 стола, 2 скатерти, тарелочки с травами, мешочки для саше, лекарственные травы, памятки, макет печки, мультимедийное оборудование, русские народные костюмы.
Предварительная работа:
1. Беседа о культуре и быте русского народа;
2. Знакомство с русскими народными играми, пословицами о здоровье;
3. Беседа о лекарственных растениях;
Ход:
Дети входят в зал (звучит русская народная музыка). Дети становятся полукругом.
Дети:
1 ребенок: Мир вам, гости долгожданные
Что пришли к нам в добрый час
Встречу тёплую, желанную
Приготовили для вас.
2 ребенок: Нашей встрече быть угодно
Отложите все дела,
Вас «Околица » сегодня
На свиданье позвала.
3 ребенок: Мы найдём для игр место,
Их не спрячем про запас,
Никому не будет скучно
За околицей у нас!
Ведущий: Дорогие гости, мы приглашаем вас окунуться в атмосферу далёкой старины, вспомнить быт наших предков, как они жили, чем занимались, в какие русские народные игры играли, как лечили болезни. Как весело и интересно нам было играть в детстве. Кто не помнит неизменных «Ловишки», «Бояре, а вы к нам пришли», «Колечко - выйди на крылечко».? А давайте у наших гостей спросим, знают ли они русские народные игры.
(Дети загадывают загадки).
1 ребенок: Я не вижу ничего
Даже носа своего
На моём лице повязка,
Но не бинт, не перевязка.
Есть такая вот игра,
Вся играет детвора.
Наступил на хвостик Мурки
Извини, котёнок …. (жмурки).
2 ребенок: Ай, люли, ай, люли,
Наши руки мы сплели,
Мы их подняли повыше,
Получилась красота!
Получились не простые,
Золотые….. (ворота).
3 ребенок: Я давно в траве сижу,
Ни за что не выхожу.
Пусть поищут, раз не лень
Хоть минуту, хоть весь день. (прятки).
4 ребенок: Под вражеским обстрелом
Стоят солдаты смело,
А если их собьют,
Они опять встают. (городки).
5 ребенок: Нам прислали сто рублей,
Что хотите, то купите,
Чёрный, белый не берите,
Да и нет не говорите. (фанты).
Ведущий: Вот, мы с вами и вспомнили русские народные игры. А сейчас, ребята, мы дружно возьмёмся за руки, и отправимся за околицу поиграть. (Звучит русская народная мелодия), дети идут «змейкой», заводят круг.
Ведущий: Ребята, а вы любите осень? А за что вы её любите? (ответы детей). А какие заклички про осень вы знаете?
Дети: Осень, осень, погости недель восемь,
С громами сильными,
С дождями, с ливнями,
С обмолоченным снопом
И румяным пирогом.
Ведущий: Осенью люди собирают большой урожай овощей. В народе говорили: «Осенью ни один рот без капусты не живёт». А сейчас, приглашаю поиграть и «капустку завивать!»
* Игра «Капуста».
Ведущий: Ребята, а вы помните, как называли себя наши предки?
Дети: Они называли себя славянами.
Ведущий: А где жили славяне?
Дети: Славяне жили на Руси.
Ведущий: Славяне - это дружный и гостеприимный народ. Всегда с радостью встречали гостей. И избы у них были особенные.
Ведущий: А вы любите ходить в гости? (Да). Я приглашаю вас в русскую избу. Посмотрите, как красиво убрано в избе и как много вещей, которые помогали хозяйке в быту. Есть ли в избе предметы старины, знакомые вам? А сейчас поиграем в игру «Хозяюшкины помощники». Я буду показывать вам предметы, которые помогали хозяйке в быту. Если вы узнаёте предмет старины, то хлопаете в ладоши, называете его, и рассказываете для чего он был нужен. При виде предмета прочей хозяйственной утвари - топаете ногами.
* Игра «Хозяюшкины помощники».
Ведущий: Дети, посмотрите, у нас в колыбельке ребёнок. Это маленькая девочка, Она только сегодня родилась. С давних времён, когда ребёнок рождался, родители придумывали ему имя. А какие русские имена знаете вы? (ответы детей).
Ведущий: Молодцы, много имён знаете, Но остановимся на одном. Девочку нашу назовём Алёнушкой. А вы знаете, что обозначает имя Алёна? (ответы детей).
Ведущий: Это имя древнерусское, обозначает «алая, красивая». Так звали богиню утренней зари. Родители, когда называли таким именем ребёнка, хотели, чтобы, когда Алёнушка станет взрослой, она будет красивой, счастливой, доброй, бережливой и покладистой. На Руси были очень большие и дружные семьи. И сейчас я приглашаю вас поиграть в народную игру - потешку «У Маланьи у старушки».
*Игра «У Маланьи у старушки».
Ведущий: (Звучит пение птиц, шум леса). А теперь, ребята, представьте, что вы на лесной опушке. В старые времена русский народ с любовью и трепетом относился к окружающей природе и оберегал её. Люди ласково называли реченьку быстрой, солнышко красным, травушку шелковой. Лес в жизни русского народа всегда играл огромную роль. С давних времён русские люди использовали лес для различных нужд. В лесу люди находили полезные травы, которыми лечились.
6 ребенок: Много трав растут полезных
На земле русской, родной.
Могут справиться с болезнью
Мята, пижма, зверобой.
Ведущий: Наши предки очень хорошо знали лекарственные растения. А сейчас мы поиграем в игру «Зелёная аптека» и проверим, как вы лекарственные растения знаете. Внимательно слушайте загадки о травах, а отгадки вы найдёте на экране. (показ слайдов).
Ведущий: 1. Если что-то заболит
Даже зверь не устоит
С какой же травкой пить настой
С чудо - травкой….. (зверобой).
2. Вкусен чай и ароматен,
С ней он лёгок и приятен
Листочки сорваны, помяты.
Что ты вдыхаешь? Запах….. (мяты).
3. Расправит свой ажурный листик
Король всех трав…. (тысячелистник).
4. Длинноногие сестрички
Вышли стайкой на лужок
Словно снег у них реснички,
И, как солнышко, глазок….. (ромашка).
5. В широколиственных лесах
И на обочинах дорожек
Её ты встретишь всю в цветах
Похожих чем-то на горошек…. (пижма).
6. Как зовут меня - скажи,
Часто прячусь я во ржи,
Скромный, полевой цветок,
Синеглазый….. (василёк).
Ведущий: Травы собирали ранним утром, затем, их высушивали и смешивали, а потом складывали в полотняный мешочек. В наше время это называется «саше». Саше использовали в разных целях, в т. ч. и в лекарственных. Целебные травы клали рядом с человеком. Запах растений мог успокоить, избавить от бессоницы, помочь при простуде. А хотите сделать " саше" своими руками?
Дети: Да.
Ведущий: Перед вами столы, на которых лежат заготовленные летом травы и мешочки для них. Давайте вместе сделаем небольшие сувениры. А поможет нам их сделать наша фантазия. (звучит тихая, спокойная музыка, дети собирают саше).
Ведущий: Русский народ лечился травами и сложил немало пословиц и поговорок о здоровье. А игра «Доскажи словечко» поможет нам их рассказать.
*Игра «Доскажи словечко».
Пословицы:
В здоровом теле здоровый дух.
Где здоровье, там и красота.
Ешь чеснок и лук — не возьмёт недуг.
Чистота - залог здоровья.
В путь дорогу собирайся, за здоровьем отправляйся.
Болен лечись, а здоров - берегись.
Ведущий: На Руси после сбора урожая, осенними вечерами собирались парни и девчата на посиделки. Веселились, шутили, играли.
*Игра «Сидит Яша».
Ведущий: Ото всех дверей, ото всех ворот,
Проходи скорей, торопись народ,
Где песня льётся, там легче живётся
Запевай песню шуточную, прибауточную
*Песня-танец «Семечки».
Дети: Мы делились тем, что знали,
И старались вас развлечь,
Не прощаемся мы с вами,
Говорим: «До новых встреч!»