Таможенный союз стран Содружества включает в себя Россию, Беларусь, Казахстан и Киргизию. Одним из основных документов в этой сфере следует считать Соглашение о Таможенном союзе от 20 января 1995 г., которое заключили первые три из названных государств[5]. Киргизия присоединилась к указанному соглашению в 1996 г.
31 декабря 1996 г. принято Решение Межгосударственного Совета «четырех» «О мерах по реализации соглашений о Таможенном союзе[6]. Им одобрено решение глав правительств Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан и Кыргызской Республики от 18 октября 1996 г. об определении Интеграционного Комитета названных государств исполнительным органом Таможенного союза. Внесены изменения и дополнения в Положение об Интеграционном комитете этих государств, утверждено Положение о порядке принятия решений по вопросам реализации соглашений о Таможенном союзе. Межгосударственный Совет счел необходимым при рассмотрении Интеграционным комитетом вопросов, связанных с реализацией соглашений о Таможенном союзе, обязательное участие руководителей внешнеэкономических и таможенных ведомств государств — участников Таможенного союза.
Таможенный союз — организация, открытая для любого государства СНГ. О своем намерении участвовать в Таможенном союзе заявили Таджикистан и Узбекистан, заинтересованность в нем проявили Молдова и Азербайджан[7].
Государства–участники СНГ заинтересованы в продолжении межгосударственной интеграции, так как это позволит сохранить на переходном этапе их экономический, технический и инфраструктурный потенциал. Чтобы выйти из экономического кризиса, обеспечить стабилизацию и подъем национальных экономик, необходимо развивать межгосударственную инвестиционную деятельность. Затянувшийся инвестиционный кризис стал тормозом на пути перехода к новому этапу – периоду экономического роста и фундаментальной структурной перестройки экономики России и стран СНГ.
|
Исходя из мировой практики организации и регулирования инвестиционной деятельности, для привлечения инвестиций в национальную экономику государств в первую очередь необходимо сформировать четкую и стабильную законодательную базу. Межгосударственные документы СНГ, составляющие интегральный правовой блок, включают::
Информационно-методическое обслуживание;
Экономические отношения;
Валютно-финансовые отношения;
Межгосударственная инвестиционная деятельность[8].
Информационно-методическое обслуживание
К информационно-методическим документам можно отнести:
Соглашение о статистической службе Содружества Независимых Государств от 6 февраля 1992 г.;
Соглашение об обмене экономической информацией от 26 июня 1992 г.;
Соглашение об информационном обеспечении выполнения многосторонних соглашений от 24 сентября 1993 г.;
Соглашение о методологической сопоставимости и создании общей статистической базы Экономического союза от 10 февраля 1995 г.;
Соглашение о свободном доступе и порядке обмена открытой научно-технической информацией государств – участников Содружества Независимых Государств от 11 сентября 1998 г.;
Концепцию создания геоинформационной системы Содружества Независимых Государств от 11 сентября 1998 г.
Экономические отношения
|
Экономические отношения хозяйствующих субъектов Сторон регулируют:
Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности от 20 марта 1992 г.;
Соглашение о принципах сближения хозяйственного законодательства государств – участников Содружества Независимых Государств от 9 октября 1992 г.;
Соглашение о содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых, страховых и смешанных транснациональных объединений от 15 апреля 1994 г.;
Конвенция о транснациональных корпорациях от 6 марта 1998 г.;
Соглашение о сотрудничестве в борьбе с преступлениями в сфере экономики от 12 апреля 1996 г.;
Соглашение о порядке взаимного исполнения решений арбитражных, хозяйственных и экономических судов на территориях государств – участников Содружества Независимых Государств от 6 марта 1998 г.;
Соглашение о поддержке и развитии малого предпринимательства в государствах - участниках Содружества Независимых Государств от 17 января 1997 г.;
Концепция экономического интеграционного развития Содружества Независимых Государств от 28 марта 1997 г.
Валютно-финансовые отношения
Основные задачи финансовой политики в СНГ: разработка механизмов валютно-финансовых и платежно-расчетных отношений государств-участников; формирование Платежного и Валютного союзов; координация действий государств – участников Содружества в вопросах кредитно-финансовой, страховой, налоговой, инвестиционной деятельности.
В составе документов, обеспечивающих межгосударственные валютно-финансовые отношения, определяющую роль играют следующие:
|
Соглашение о создании Платежного союза государств – участников Содружества Независимых Государств от 21 октября 1994 г.
4. Социально-гуманитарное сотрудничество
Страны Содружества весьма активно сотрудничают в области прав и свобод человека. В этой сфере ими одобрен целый ряд документов. Как известно, в 1993 г. главы государств СНГ приняли Декларацию о правах человека, а также утвердили Положение о Комиссии по правам человека.
26 мая 1995 г. на заседании Совета глав государств СНГ принята Конвенция о правах и основных свободах человека[9]. Она состоит из преамбулы и 39 статей. В статье 1 говорится, что стороны обеспечивают каждому человеку, находящемуся под их юрисдикцией, права и свободы, изложенные в данной Конвенции. В статье 2 закреплены такие права и свободы человека, как право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, равенство всех перед судом, право на уважение личной и семейной жизни, на неприкосновенность жилища и тайну переписки, право на свободу мысли, совести и вероисповедания, свободное выражение своего мнения. В статье 12 Конвенции записано, что каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и свободу ассоциаций, включая право создавать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих интересов.
В Конвенции закреплены права на охрану здоровья, социальное обеспечение, равную защиту законом, свободное передвижение и выбор местожительства. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную. Где бы ни находился человек, он имеет право на признания его правосубъектности. Каждый человек имеет право на гражданство.
В соответствии с Конвенцией каждое физическое или юридическое лицо имеет право на собственность. Никому не может быть отказано в праве на образование; начальное, основное общее образование является обязательным и бесплатным (ст. 26, 27).
Наблюдение за выполнением данной конвенции осуществляется Комиссией по правам человека СНГ, положение о которой является неотъемлемой частью Конвенции.
Взаимодействие государств в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств в рамках определенного региона, а также на двусторонней основе является важной составляющей частью противодействия наркобизнесу во всем мире. Учет особенностей конкретного региона позволяет наиболее эффективно использовать ресурсы государств, что положительным образом сказывается на ситуации, складывающейся в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков в целом по всему миру.
Учитывая данное обстоятельство, в Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. были закреплены положения, в соответствии с которыми государствам-участникам рекомендуется использовать возможности двустороннего и многостороннего сотрудничества. Так, в соответствии с пунктом 11 статьи 6 названной Конвенции "Стороны стремятся заключать двусторонние и многосторонние соглашения с целью осуществления или повышения эффективности выдачи"[10]. На основании пункта 3 статьи 10 Конвенции 1988 г. государства "...могут заключать двусторонние или многосторонние соглашения или договоренности в целях повышения эффективности международного сотрудничества во исполнение настоящей статьи и могут в этой связи принимать во внимание финансовые договоренности"[11].
В связи с вышеизложенным представляет научный и практический интерес изучение опыта двустороннего и регионального сотрудничества государств в борьбе с наркобизнесом и, в первую очередь, его правовой основы с целью дальнейшего совершенствования форм такой деятельности..
Основу взаимодействия государств — участников СНГ в различных областях, в том числе в вопросах борьбы с наркобизнесом, составляют нормативные акты, на основании которых было создано данное образование. В соответствии со статьей 4 Устава Содружества Независимых
Государств 1993 г., к сферам совместной деятельности государств-членов относятся, наряду с иными, вопросы борьбы с организованной преступностью.
В качестве основной правовой базы межгосударственных отношений в рамках Содружества Устав определяет (ст. 5) многосторонние и двусторонние соглашения в различных областях взаимоотношений государств-членов.
Вопросы борьбы с незаконным оборотом наркотических средств нашли свое отражение в различных соглашениях, принятых в рамках СНГ.
В первую очередь необходимо упомянуть соглашения, регулирующие такие сферы межгосударственных отношений, без организации четкого взаимодействия в рамках которых нельзя говорить об эффективном противодействии наркобизнесу. Речь идет о сотрудничестве в пограничных и таможенных вопросах.
Особую роль в правовой регламентации взаимодействия государств — участников СНГ в борьбе с наркобизнесом играют соглашения по вопросам борьбы с преступностью.
Так, в соответствии с Соглашением о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью 1998 г. стороны обязались сотрудничать в предупреждении, пресечении, выявлении, раскрытии и расследовании целого ряда преступных деяний, в том числе незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.
В рамках СНГ уже заключен ряд таких международно-правовых актов: Соглашение о взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в борьбе с преступностью 1992 г., Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве таможенных служб в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ 1994 г. и др.
Отдельные явления, с которыми сталкивается мировое сообщество на современном этапе, создают предпосылки для осложнения криминогенной ситуации. Одним из таких явлений можно назвать незаконную миграцию, которая способствует активизации деятельности преступных групп, в том числе и занимающихся незаконным оборотом наркотиков.
С целью противодействия данному явлению в 1998 г. было принято Соглашение о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией, которое создает правовую основу для взаимодействия.
Вопросы оказания правовой помощи в процессе борьбы с преступностью регламентированы в Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. и в Протоколе 1997 г. к названной Конвенции.
Борьба с преступностью на территории государств СНГ осуществляется в различных формах. В целях ее координации в 1997 г. было создано Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств — участников Содружества Независимых государств, а также были учреждены: Совет Министров внутренних дел государств — участников Содружества Независимых Государств (1996); Координационный совет Генеральных прокуроров государств — участников Содружества Независимых Государств (1995).
В соглашениях, специально посвященных вопросам борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, формы сотрудничества конкретизируются применительно к данному направлению деятельности. Так, в Соглашении о взаимодействии и сотрудничестве таможенных служб в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ 1994 г. достаточно детализированы вопросы информационного обмена. Информация разделена на две группы:
— направляемая постоянно депозитарию Соглашения, который по запросу рассылает такую информацию любой стороне;
— направляемая по собственной инициативе или по запросу заинтересованной стороне.
К первой группе относятся:
— информация о методах борьбы с незаконным оборотом наркотиков;
— информация об использовании технических средств и специально тренированных собак;
— информация о специалистах, имеющих опыт обучения методам борьбы с незаконным оборотом наркотиков;
— нормативные акты, публикации, научные, профессиональные и учебные работы по вопросам борьбы с незаконным оборотом наркотиков;
— информация о новых видах наркотиков, технологиях и местах их производства, маршрутах их незаконной перевозки и способах их сокрытия;
— информация об изменениях цен на наркотики в различных странах и регионах;
— информация о принципах организации таможенного контроля за наркотиками, новых способах и методах их обнаружения;
— информация о химических веществах, используемых для незаконного производства наркотических средств и психотропных веществ, включенных в таблицу I и II Конвенции ООН 1988 г. о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, следующих из этих государств или через их территорию;
— подлинные образцы наркотиков и других опасных веществ растительного и синтетического происхождения;
— информация в области идентификации и лабораторного анализа наркотиков.
Во второй группе представлена информация:
— о конкретных фактах и событиях, связанных с обнаружением незаконного перемещения наркотиков с территории одного государства — участника Соглашения на территорию другого;
— о подозреваемых или известных лицах, причастных к незаконному обороту наркотиков;
— о транспортных средствах, грузах и почтовых отправлениях, используемых в незаконном обороте наркотиков, следующих транзитом через территорию любого государства-участника или нелегально ввозящихся на такую территорию;
— о методах сокрытия и маскировки, применяемых при транспортировке наркотиков.
В отношении передаваемой и получаемой информации введено требование о ее конфиденциальности, а также ограничение на передачу сведений (без согласия одного из государств-участников, если распространение сведений может нанести ущерб его интересам или интересам совместных действий) средствам массовой информации.
Кроме того, в названном Соглашении предусматриваются и иные формы сотрудничества:
— осуществление наблюдения за въездом и выездом лиц, подозреваемых в участии в незаконном обороте наркотических средств, а также за грузами, транспортными средствами и почтовыми отправлениями, в отношении которых имеются подозрения, что они используются в незаконном обороте наркотиков;
— осуществление согласованных мероприятий и операций по перекрытию каналов незаконного перемещения наркотических средств, включая проведение контролируемых поставок;
— обеспечение выступления официальных лиц одного государства-участника в качестве свидетелей или экспертов перед судом или властями другого государства на основании официального запроса последнего в связи с нарушением законов, касающихся оборота наркотиков;
— проведение взаимных консультаций с целью координации и повышения эффективности сотрудничества.
Названые формы сотрудничества в обобщенном виде нашли свое закрепление в Соглашении о сотрудничестве государств — участников СНГ в борьбе с преступностью 1998 г.[12]
Таким образом, правовая основа сотрудничества государств — участников СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств представлена различными категориями международно-правовых актов:
— уставными документами Содружества;
— нормативными актами, регламентирующими отдельные сферы сотрудничества (пограничные, таможенные и др.);
— международно-правовыми документами, специально посвященными данной проблеме.
В них регламентированы следующие формы сотрудничества:
— исполнение запросов;
— обмен информацией;
— содействие в проведении оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных действий;
— обмен опытом работы, научными разработками, учебной литературой;
— помощь в подготовке и переподготовке кадров.
Заключение
От того, как будут складываться взаимоотношения между Странами СНГ, от того, каковы будут условия их вхождения в мировое хозяйство, во многом зависят возможности, методы и перспективы социально-экономических проблем этих стран. Поэтому самого пристального внимания заслуживает изучение тенденций развития СНГ, явных и скрытых, сдерживающих и стимулирующих факторов, намерений и их реализация, приоритетов и противоречий.
За годы существования СНГ его участниками создана значительная нормативно-правовая база. Некоторые документы направлены на более полное использование экономического потенциала стран Содружества, но подлинная интеграция на постсоветском пространстве возможна лишь на добровольной основе, по мере созревания объективных условий. Экономические, социальные и политические цели, которые сегодня преследуют государства СНГ, нередко разные, порой противоречивые, вытекающие из сложившегося понимания национальных интересов, но так или иначе, СНГ имеет хорошие предпосылки к тому, чтобы стать одним из самых серьезных и значимых межгосударственных союзов, ведь в его основе лежат многовековые связи населяющих эти территории народов, богатые сырьевые и экономические ресурсы.
Однако, для успешного функционирования и как можно более полного и эффективного выполнения всех поставленных перед собой Содружеством целей, необходимо дальнейшее совершенствование его нормативно-правовой базы.
Список используемой литературы
1. Деловой мир Содружества. 1997. № 1
2. Пограничник Содружества. 1996. №1
3. Российская газета. 1996 - 23 ноября (интернет версия)
4. Российская газета. 1997. 4 февраля (интернет версия)
5. Российская газета. 1997. 1 февраля (интернет версия)
6. Бюллетень международных договоров. 1995. № 10 (интернет версия)
7. Бюллетень международных договоров. 1995. № 9 (интернет версия)
8. Бюллетень международных договоров». 1995. № 11 (интернет версия)
9. Бюллетень международных договоров. 1996. № 1 (интернет версия)
10. Бюллетень международных договором. 1996. № 6 (интернет версия)
11. Дипломатический вестник. 1995. № 7 (интернет версия)
12. Дипломатический вестник. 1994. № 21 (интернет версия)
13. Дипломатический вестник. 1995. № 3 (интернет версия)
14. Дипломатический вестник. 1996. № 7 (интернет версия)
15. Дипломатический постник. 1996. № 9 (интернет версия)
16. Дипломатический вестник. 1996. № 6 (интернет версия)
17. Моисеев Е. И. Правовые основы сотрудничества стран СНГ 1997
18. Бюллетень ООН. Представительство ООН в Республике Беларусь. 2000. Январь—февраль
19. Сборник нормативных актов, регулирующих взаимодействие государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью. Вып. 1. 1998
20. Егиазарян Г. О некоторых проблемах совершенствования правовых связей стран СНГ в борьбе с организованной преступностью // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 1999. № 4.
21. Ежегодный доклад МККН: Справочная записка № 2 от 4 марта 1997
22. Козик Л. Процессы экономической интеграции государств СНГ
23. Зиядуллаев Н. Союз независимых государств: дезинтеграция и реинтеграция
24. https://postman.ru/~zatulin/institute/sbornik/021/12.shtml
25. https://www.court.by/about/conference/inostr/kozma.html
26. https://www.beldrug.org/html/mater/non-prof/link.htm
[1] Деловой мир Содружества. 1997. № 1. С. 3.
[2] Дипломатический вестник. 1995. № 3. С. 32.
[3] Российская газета. 1996 - 23 ноября.
[4] Дипломатический вестник. 1993. № 3. С. 33
[5] Бюллетень международных договоров. 1995. № 6. С 11.
[6] Российская газета. 1997. 1 февр.
[7] Пограничник Содружества. 1996. №1. С. 43.
[9] Дипломатический вестник. 1995. № 7. С. 30.
[10] Действующее международное право / Сост. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. Т. 3. М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1997. С. 71.
[11] Там же. С. 76.
[12] Сборник нормативных актов, регулирующих взаимодействие государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью. Вып. 1. Мн., 1998. С. 141—142.