| № | Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого | Баллы |
| ГК1 | Соблюдение орфографических норм | |
| Орфографических ошибок нет, или допущено не более одной ошибки. | ||
| Допущено две-три ошибки. | ||
| Допущено четыре и более ошибки. | ||
| ГК2 | Соблюдение пунктуационных норм | |
| Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более двух ошибок. | ||
| Допущено три-четыре ошибки. | ||
| Допущено пять и более ошибок. | ||
| ГК3 | Соблюдение грамматических норм | |
| Грамматических ошибок нет, или допущена одна ошибка. | ||
| Допущено две ошибки. | ||
| Допущено три и более ошибки. | ||
| ГК4 | Соблюдение речевых норм | |
| Речевых ошибок нет, или допущено не более двух ошибок. | ||
| Допущено три-четыре ошибки. | ||
| Допущено пять и более ошибок | ||
| ФК1 | Фактическая точность письменной речи | |
| Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет. | ||
| Допущена одна ошибка в изложении материала или употреблении терминов. | ||
| Допущено две и более ошибки в изложении материала или употреблении терминов. | ||
| Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по критериям ФК1, ГК1–ГК4 |
| № | Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (15.1) | Баллы |
| С1К1 | Наличие обоснованного ответа | |
| Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет. | ||
| Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущена одна фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса. | ||
| Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущено две и более фактические ошибки, связанные с пониманием тезиса, или тезис не доказан, илидано рассуждение вне контекста задания, или тезис доказан на бытовом уровне. | ||
| С1К2 | Наличие примеров-аргументов | |
| Экзаменуемый привёл два примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте. | ||
| Экзаменуемый привёл два примера-аргумента из текста, но не указал их роли в тексте,или привёл два примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них, илипривел один пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте. | ||
| Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из текста, не указав его роли в тексте. | ||
| Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис, илиэкзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста. | ||
| С1К3 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения. | |
| Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста | ||
| Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста. | ||
| В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста. | ||
| С1К4 | Композиционная стройность работы | |
| Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет. | ||
| Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена одна ошибка в построении текста. | ||
| В работе допущено две и более ошибки в построении текста. | ||
| Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С1К1–С1К4 |
Ответ на задание 15.2 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим критериям.
| № | Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (15.2) | Баллы |
| С2К1 | Понимание смысла фрагмента текста | |
| Экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента. Ошибок в интерпретации нет. | ||
| Экзаменуемый дал в целом верное объяснение содержания фрагмента, но допустил одну ошибку в его интерпретации | ||
| Экзаменуемый дал неверное объяснение содержания фрагмента текста, илиэкзаменуемый допустил две или более ошибки при интерпретации содержания фрагмента текста, или объяснение содержания фрагмента в работе экзаменуемого отсутствует. | ||
| С2К2 | Наличие примеров-аргументов | |
| Экзаменуемый привёл из текста два примера-аргумента, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента. | ||
| Экзаменуемый привёл из текста один пример-аргумент, который соответствует объяснению содержания данного фрагмента. | ||
| Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) не из прочитанного текста. | ||
| Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, объясняющего содержание данного фрагмента, или экзаменуемый привёл в качестве примера-аргумента данную в задании цитату или её часть. | ||
| С2К3 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения | |
| Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста. | ||
| Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста. | ||
| В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста. | ||
| С2К4 | Композиционная стройность | |
| Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет. | ||
| Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена одна ошибка в построении текста. | ||
| В работе допущено две и более ошибки в построении текста. | ||
| Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С2К1–С2К4 |
Ответ на задание 15.3 (сочинение рассуждение) оценивается по следующим критериям.
| № | Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (15.3) | Баллы |
| С3К1 | Толкование значения слова | |
| Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его. | ||
| Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение, но не прокомментировал его. | ||
| Экзаменуемый дал неверное определение, или толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует. | ||
| С3К2 | Наличие примеров-аргументов | |
| Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта,или экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста. | ||
| Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста. | ||
| Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) из жизненного опыта. | ||
| Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента. | ||
| С3К3 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения | |
| Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста. | ||
| Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста. | ||
| В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста. | ||
| С3К4 | Композиционная стройность | |
| Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет. | ||
| Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена одна ошибка в построении текста. | ||
| В работе допущено две и более ошибки в построении текста. | ||
| Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С3К1–С3К4 |