Присоединение Сибири к Русскому государству




Вопрос о характере включения Сибири в состав Русского государства и значении этого процесса для местного и русского населения давно привлекал внима­ние исследователей. Еще в середине XVIII в, историк-академик Российской Академии наук Герард Фридрих Миллер, один из участников десятилетней научной экс­педиции в Сибирском крае, познакомившись с архивами многих сибирских городов, высказал мысль, что Си­бирь была завоевана российским оружием.

Выдвинутое Г. Ф. Миллером положение о завоева­тельном характере включения края в состав России довольно прочно закрепилось в дворянской и буржуаз­ной исторической науке. Спорили лишь о том, кто был инициатором этого завоевания. Одни исследователи от­водили активную роль деятельности правительства, другие утверждали, что завоевание осуществили част­ные предприниматели Строгановы, третьи полагали, что Сибирь была завоевана вольной казачьей дружиной Ермака. Имелись сторонники и различных сочетаний указанных выше вариантов.

Миллеровское истолкование характера включения Сибири в состав России перешло и в труды советских историков 20—30-х гг. нашего столетия.

Исследования советских историков, вни­мательное прочтение опубликованных документов и вы­явление новых архивных источников позволили установить, что наряду с военными экспедициями и размеще­нием в основанных в крае русских городках небольших военных отрядов, имели место многочисленные факты мирного продвижения русских землепроходцев—промысловщиков и освоения значительных районов Сиби­ри. Ряд этнических групп и народностей (угры—ханты Нижнего Приобья, томские татары, группы чатов Сред­него Приобья и др.) добровольно вошли в состав Рус­ского государства.

Таким образом, оказалось, что термин «завоевание» не отражает всего существа явлений, происходивших в крае в этот начальный период. Историки (прежде все­го В. И. Шунков) предложили новый термин «присоеди­нение», в содержание которого включаются факты и завоевания отдельных районов, и мирного освоения рус­скими переселенцами слабо заселенных долин сибир­ских таежных рек, и факты добровольного принятия не­которыми этническими группами русского подданства.

По-разному решался вопрос о том, что принесло на­родам Сибири присоединение к Русскому государству. Дворянская историография с присущей ей апологетикой царизма стремилась приукрасить правительственную деятельность. Г. Ф. Миллер утверждал, что царское правительство в деле управления присоединенной тер­риторией практиковало «тихость», «ласковое уговари­вание», «дружеские угощения и подарки», а «стро­гость» и «жесточь» проявляло только в тех случаях, ко­гда «ласка» не действовала. Такое «ласковое» управле­ние, по мнению Г. Ф. Миллера, позволяло русскому правительству в Сибири «много полезного учинять» с «немалою тамошней стране пользою». Это утверждение Миллера с различными вариантами длительное время устойчиво держалось в дореволюционной историографии Сибири и даже у отдельных историков советского пе­риода.

По-иному рассматривал вопрос о значении включе­ния Сибири в состав России для коренного сибирского населения дворянский революционер конца XVIII в. А. Н. Радищев. Он давал резко отрицательную харак­теристику действий царских чиновников, купцов, ростовщиков и православного духовенства в Сибири, подчер­кивал, что все они «алчны», «корыстолюбивы», безза­стенчиво грабят местное трудовое население, отнимая у них пушнину, доводя их до обнищания.

Оценка Радищева нашла поддержку и дальнейшее развитие в трудах АП. Щапова и С. С. Шашкова. А. П. Щапов в своих сочинениях выступил со страст­ным обличением правительственной политики в отно­шении Сибири вообще и ее народов в частности, при этом он подчеркивал положительное воздействие хо­зяйственного и культурного общения русских крестьян и ремесленников с сибирскими народностями.

Отрицательную оценку результатов деятельности царской администрации в Сибири, выдвинутую А. Н. Радищевым, разделял современник Щапова СС. Шашков. Используя конкретные материалы сибирской жиз­ни, показывая угнетенное положение трудового нерус­ского населения края для обличения современной ему социальной действительности, демократ и просветитель С. С. Шашков в своих публицистических статьях при­ходил к выводу об отрицательном значении в целом включения Сибири в состав Русского государства. В отличие от Щапова, С. С. Шашков не рассматривал вопрос о деятельности трудового русского населения по развитию производительных сил края и влиянию этой деятельности на хозяйство и социальное развитие местных сибирских жителей.

Эта односторонность С. С. Шашкова в решении воп­роса о значении вхождения края в состав России была принята «на вооружение» и развита дальше представи­телями сибирского областничества с их противопостав­лением Сибири и сибирского населения России всему русскому населению страны.

Негативную оценку С. С. Шашкова восприняла и буржуазно-нащ-юналистически настроенная часть интел­лигенции сибирских народностей, которая противопос­тавляла интересы местного коренного населения инте­ресам русских жителей края и осуждала сам факт присоединения Сибири к России.

Советским исследователям, овладевшим марксистско-ленинским материалистическим пониманием истории общества, надлежало, опираясь на источниковую базу, решить вопрос о характере включения Сибири в состав

Русского государства и определить значение этого про­цесса как для нерусского населения края и его русских переселенцев, так и для развития страны в целом.

Интенсивная исследовательская работа в послевоен­ный период (вторая половина 40-х—начало 60-х гг.) за­вершилась созданием коллективной монографии «Исто­рия Сибири», пять томов которой были опубликованы в 1968 г. Авторы второго тома «Истории Сибири» подвели итоги предшествующего изучения вопроса о присоеди­нении Сибири к Русскому государству, показали роль народных масс в развитии производительных сил края, раскрыли «значение русской колонизации в целом и зем­леделия в частности как ведущей формы хозяйства, имевшей в дальнейшем определяющее влияние на хо­зяйство и образ жизни местных коренных народов. Тем самым подтверждался тезис о плодотворном и в основ­ном мирном характере русского присоединения и освое­ния Сибири, о прогрессивности ее дальнейшего разви­тия, обусловленного совместной жизнью русского и аборигенных народов».

Присоединение огромной территории Сибирского края к России представляло собою не единовременный акт, а процесс длительный, начало которого относится к концу XVI в., когда после разгрома на Иртыше каза­чьей дружиной Ермака последнего чингисида Кучума развернулось русское переселение в Зауралье и освое­ние пришельцами—крестьянами, промысловиками, ре­месленниками сначала территории лесной полосы За­падной Сибири, затем Восточной Сибири, а с наступле­нием XVIII в.—и Южной Сибири. Завершение этого процесса произошло во второй половине XVIII в.

Присоединение Сибири к России явилось результа­том осуществления политики царского правительства и господствующего класса феодалов, направленной на за­хват новых территорий и расширение сферы феодаль­ного грабежа. Оно отвечало и интересам купечества. Дешевая сибирская пушнина, ценившаяся на русском и международном (европейском) рынках, стала для не­го источником обогащения.

Однако главенствующую роль в процессе присоеди­нения и освоения края сыграли русские переселенцы-представители трудовых слоев населения, приходившие в далекий восточный край на промыслы и оседавшие в сибирской тайге как земледельцы и ремесленники. На­личие свободных, пригодных для земледелия земель стимулировало процесс их оседания.

Между пришельцами и местными жителями завязы­вались контакты хозяйственные, бытовые, культурные. Коренное население сибирской тайги и лесостепи в массе своей положительно относилось к вхождению в состав Русского государства.

Стремление избавиться от разорительных набегов более сильных соседей—южных кочевников, желание избежать постоянных межплеменных столкновений и распрей, наносивших урон хозяйству рыболовов, охотни­ков и скотоводов, а также осознаваемая потребность в экономических связях побуждали местных жителей к объединению с русским народом в составе одного госу­дарства.

После разгрома Кучума дружиной Ермака в Сибирь прибывают правительственные отряды (в 1585 г. под командой Ивана Мансурова, в 1586 г. во главе с вое­водами В. Сукиным и И. Мясным), начинается соору­жение на берегу Оби Обского городка, в нижнем тече­нии Туры возводится русская крепость Тюмень, в 1587 г. на берегу Иртыша против устья Тобола—То­больск, на водном пути по Вишере (приток Камы) до Лозьвы и Тлвды—Лозьвинский (1590 г.) и Пелымский (1593 г.) городки. В конце XVI в. в Нижнем Приобье был построен г. Березов (1593 г.), ставший русским ад­министративным центром на Югорской земле.

Для закрепления в составе России земель Прнобья выше устья Иртыша в феврале 1594 г. из Москвы была направлена небольшая группа служилых людей с вое­водами Ф. Барятинским и Вл. Аничковым. Прибыв сан­ным путем в Лозьву, отряд весной двинулся водным путем до Обского городка. Из-Березова на соединение с прибывшим отрядом были направлены березовские слу­жилые люди и кодекке ханты с их князьком Игичеем Алачевым. Отряд двинулся вверх по Оби в пределы Бардакова «княжества». Хантыйский князек Бардак добровольно принял русское подданство, оказал помощь в строительстве русской крепости, возведенной в цент­ре подвластной ему территории на правом берегу Оби при впадении в нее речки Сургутки. Новый город стал называться Сургутом. Все селения хантов, подвластные Бардаку, вошли в состав Сургутского уезда. Сургут стал опорным пунктом царской власти в этом районе Среднего Приобья, плацдармом для наступления на селькупский союз племен, известный под названием Пегой орды. Необходимость приведения Пегой орды в русское подданство диктовалась не только стремлени­ем царского правительства расширить число ясачных плательщиков в Приобье. Представители селькупской знати во главе с военачальником Воней в это время имели тесные контакты с изгнанным из Кашлыка чин-гисндом Кучумом, который в 1596 г. «подкочевал» к Пегой орде и собирался в 1597 г. совершить набег на Сургутский уезд.

Для усиления сургутского гарнизона в его состав были включены служилые люди Обского городка, ко­торый как укрепленное селение перестал существовать. Предпринятые переговоры с Воней не привели к поло­жительным для царских воевод результатам. Чтобы предотвратить военное выступление Вони на стороне Кучума, сургутские служилые люди по указанию1 воевод построили в центре Пегой орды русское укрепление— Нарымский острог (1597 или 1593 г.).

Далее началось продвижение на восток по правому притоку Оби р. Кети, где сургутские служилые люди поставили Кетский острог (предположительно в 1602 г.). На волоке из Кети в бассейн Енисея в 1618 г. был со­оружен небольшой Маковский острог.

В пределах южной части тайги и в лесостепи За­падной Сибири в 90-е гг. XVI в. продолжалась борьба с остатками орды Кучума. Изгнанный еще казаками Ер­мака из Кашлыка, Кучум со своими сторонниками ко­чевал в междуречье Ишима и Иртыша, совершая набе­ги на татарские и башкирские улусы, признавшие власть русского царя, вторгались в пределы Тюменско­го и Тобольского уездов.

Для предотвращения разорительных вторжений Ку­чума и его сторонников решено было построить на берегу Иртыша новую русскую крепость. К се сооружению привлекли значительное число местных жителей: татар, башкир, хантов. Возглавлял строительные работы Анд­рей Елецкий. Летом 1594 г. на берегу Иртыша неподале­ку от впадения р. Тары появился Тарский город, под защитой которого жители Прииртышья получили воз­можность избавиться от господства потомков чингиси-дов Кучума. Служилые люди Тары выполняли военно-сторожевую службу в пограничном, со степью районе, наносили ответные удары Кучуму и его сторонникам— ногайским мурзам и калмыцким тайшам, расширяя подвластную русскому царю территорию.

Выполняя указание правительства, тарские воеводы пытались завязать с Кучумом переговоры. В 1597 г. ему отправили царскую грамоту, призывавшую прекра­тить борьбу с Россией и принять русское подданство. Царь обещал закрепить за Кучумом кочевья по Ирты­шу. Но вскоре стало известно, что Кучум готовится к набегу на Тарский уезд, ведет переговоры о военной помощи с Ногайской ордой и Бухарским ханством.

По распоряжению из Москвы началась подготовка к военному походу. Скомплектованный в Таре Андреем Воейковым отряд состоял из русских служилых людей и татар Тобольска, Тюмени и Тары. В августе 1598 г. после ряда небольших сражений со сторонниками Ку­чума и зависимыми от него людьми в районе Барабы отряд А. Воейкова внезапно напал на главное стойби­ще кучумовых татар, находившееся на лугу неподалеку от устья речки Ирмени—левого притока Оби. Жившие по соседству в Приобье чатские татары и белые калмы­ки (телеуты) не успели оказать Кучуму помощи. Его ставка была разгромлена, члены ханской семьи взяты в плен. В бою были убиты многие представители знати, родственники хана, свыше 150 рядовых воинов-татар, по самому Кучуму с небольшой группой его сторонни­ков удалось бежать. Вскоре Кучум погиб в южных степях.

Разгром Кучума на Оби имел большое политическое значение. Жители лесостепной полосы Западной Сиби­ри увидели в Русском государстве силу, способную за­щитить их от разорительных вторжений кочевников Южной Сибири, от набегов калмыцких, узбекских, но­гайских, казахских военачальников. Чатские татары спешили заявить о своем желании принять русское под­данство и объясняли, что раньше не могли этого сде­лать, потому что боялись Кучума. Приняли русское подданство барабинские и теренинские татары, ранее платившие дань Кучуму. В составе Татарского уезда были закреплены татарские улусы Барабы и бассейна р. Омн.

В начале XVII в. князец томских татар (эуштин-цев) Тоян приехал в Москву с просьбой к правительст­ву Бориса Годунова взять под защиту Русского госу­дарства селения томских татар и «поставить» на их зем­ле русский город. Тоян обязался помогать царской ад­министрации нового города в обложении ясаком сосед­них с томскими татарами тюркоязычпых групп. В январе 1604 г. в Москве было принято решение о строительстве укрепления на земле томских татар. Отправленный из Москвы Тоян прибыл в Сургут. Сургутские воеводы, приведя Тояна к присяге (шерти), направили с ним в качестве сопровождающих несколько человек из слу­жилых людей на Томскую землю для выбора места строительства будущего города. В марте в Сургуте шло комплектование отряда строителей под начальством по­мощника сургутского воеводы Г. И. Писемского и то­больского сына боярского В. Ф. Тыркова. Кроме сур­гутских служилых людей и плотников в его состав во­шли прибывшие из Тюмени и Тобольска служилые лю­ди, пелымские стрельцы, тобольские и тюменские тата­ры и кодские ханты. Весной 1604 г. после ледохода от­ряд отправился из Сургута на лодках и дощаниках вверх по Обн до устья Томи и далее вверх по Томи до земель томских татар. В течение лета 1604 г. русский город на правом берегу Томи был построен. В начале XVII в. Томский город являлся самым восточным горо­дом России. Прилегающий к нему район нижнего тече­ния Томи, Средней Оби н Прнчулымья вошел в состав Томского уезда.

Собирая ясак с тюркоязычного населения Прито-мья, томские служилые люди в 1618 г. заложили в вер­хнем течении Томи новое русское поселение—Кузнец­кий острог, ставший в 20-е гг. XVII в. административ­ным центром Кузнецкого уезда. В бассейне правого притока Оби—Чулыма в это же время были поставлены небольшие острожки—Мелесский и Ачинский. В них погодно находились казаки и стрельцы из Томска, выпол­нявшие военно-караульную службу и оберегавшие юр­ты местных жителей от вторжений отрядов киргизских князьков и монгольских Алтын-ханов.

Растущие контакты присоединенной части Приобья с центром и севером страны уже в конце XVI в. остро поставили вопрос об улучшении путей сообщения. Офи­циальный путь в Сибирь из Прикамья через Лозьвин-ский городок был длинным и трудным. Во второй поло­вине 90-х гг. XVI в. сольвычегодский посадский человек Артемий Софинов-Бабинов взял у правительства подряд на прокладку дороги от Соликамска до Тюмени. От Со­ликамска она шла через горные перевалы на верховья р. Туры. В 1598 г. здесь был поставлен Верхотурский городок, в строительстве которого участвовали переве­денные сюда из Лозьвы плотники, крестьяне, стрельцы.

Верхотурье на Бабиновской дороге в течение всего XVII в. играло роль «главных ворот в Сибирь», через которые осуществлялись все связи Москвы с Зауральем, взимались таможенные сборы с провозимых товаров. От Верхотурья дорога шла вдоль р. Туры до г. Тюмени. В 1600 г. на половине пути между Верхотурьем и Тю­менью возник Туринский острог, где были поселены пе­реведенные из европейской части государства ямщики и крестьяне, обслуживавшие нужды Бабиновской доро­ги.

К началу XVII в. почти вся территория Западной Сибири от Обской губы на севере до Тары и Томска— на юге стала составной частью России.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: