Стратегическое управление в
Международной фирме.
Стратегические решения по международной деятельности.
Стратегические решения во внешнем взаимодействии.
Реализация генеральной идеи
Внутренняя и внешняя непротиворечивости.
Ориентация на оценку тенденций.
6. Разработка и реализация стратегических планов МНК
7.
Стратегические решения по международной деятельности.
Стратегия – это план управления фирмой, направленный на укрепление ее позиций, удовлетворение потребителей и достижение поставленных целей.
План управления фирмой охватывает все основные функции и подразделения: снабжение, производство, финансы, маркетинг, кадры, научные исследования и разработки.
Задача менеджера по созданию и реализации стратегии фирмы состоит из 5 взаимосвязанных частей:
1. Определение сферы деятельности и формирование стратегических направлений ее развития.
2. Превращение общих целей в конкретные направления работы.
3. Умелая реализация выбранного плана для достижения желаемых показателей.
4. Эффективная реализация выбранной стратегии.
5. Оценка результатов деятельности, анализ ситуации на рынке, внесение корректив в долгосрочные основные направления деятельности, в цели, в стратегию.
При выходе фирмы на внешние рынки увеличивается число внешних факторов, обладающих значительной неопределенностью (ресурсы, ассортимент продукции, рынки сбыта, способы производства). Это усиливает нестабильность фирмы и необходимость постоянного обновления целевых установок. Процесс определения целей фирмы и разработка реализующих эти цели стратегий называется стратегическим планированием. Стратегическое решение является результатом функционирования системы стратегического планирования.
|
Эффективное управление международной деятельностью фирмы предполагает совокупность стратегических решений:
1. Охватывает все ключевые моменты внешнего взаимодействия фирмы, независимо от принятой в ней структуры управления.
2. обеспечивает возможность последовательной реализации генеральной цели фирмы на уровне текущих планов деятельности и оперативных решений
3. внутренне непротиворечива
4. внешне непротиворечива
5. ориентирована на оценку тенденций развития ситуации.
Стратегические решения во внешнем взаимодействии.
Принятие решений во внешнем взаимодействии может быть сосредоточено:
- в одной специализированной службе (создание международного отдела, иногда на правах юридического лица)
- в рамках любой другой организационной структуры (линейной, функциональной). Оперативные вопросы международной деятельности рассматриваются в различных подразделениях независимо друг от друга.
Стратегия зарубежных операций должна вырабатываться в составе общей стратегии фирмы и объединять все направления ее деятельности. При эффективном менеджменте единая структура ведает всеми аспектами разработки стратегии и располагает исключительными полномочиями по принятию решений в области внешнеэкономических связей. Ни одно из решений не может приниматься вне ее рамок. В акционерном обществе эта структура может быть создана на базе Совета директоров.
Стратегическими считаются решения, которые:
|
А) непосредственно связаны с глобальными целями организации
Б) ориентированы на будущее
В) испытывают серьезное воздействие многочисленных неконтролируемых факторов.
Для достижения глобальных целей организации необходимо принимать решения, направленные на повышение эффективности.
Термин эффективность имеет 2 значения:
1. Соотношение результата и затрат, необходимых для его получения
2. Соответствие полученных результатов поставленным целям.
Ориентированным на будущее является решение, относящееся к элементу фирмы, не в полном объеме существующему в момент принятия решения. Это например намеченные к производству новые виды продукции или налаживание сотрудничества с дугой фирмой.
Воздействие неконтролируемых факторов определяется пространственными и временными обстоятельствами реализации решения. К ним относятся таможенные правила, социально-экономическая ситуация в других странах, поведение зарубежных конкурентов.
3. Реализация генеральной идеи
Миссия международной фирмы должна формироваться на основе определения ее места на потребительском рынке. Генеральная цель фирмы – это выпуск определенных видов продукции или оказание определенных видов услуг, ориентированные на определенные слои потребителей.
Выход на внешние рынки приводит к изменению миссии, связанному с расширением или иным изменением круга потребителей.
Доведение глобальных ориентиров деятельности до конкретных исполнителей заключается в адаптации принятой генеральной цели внутреннему состоянию фирмы и ее окружению
|
Следующий этап это разделение стратегических решений высшего уровня на цели и задачи, отображающие направления развития во времени и по количеству.
Специфика целей и задач международной фирмы направлена на осуществление особых международных целей:
- в отношении маркетинга
- в отношении выпускаемой продукции (особые требования местного характера)
- развитие зарубежной производственной базы Размещение основных групп продукции по регионам,
Международная стратегия является предусматривает скоординированные действия по реализации всего комплекса ее международных целей. С позиции международного менеджмента важен выбор базисной стратегии, определяющей характер продукции, выдвигаемой на рынок.
Продукция | Рынки | |
Существующие | Новые | |
Существующая | А | В |
Новая | С | Д |
Стратегия А – направлена на экономию издержек
Стратегия В – акцентирует внимание на маркетинговых вопросах
Стратегия С–акцентирует внимание на научно-исследовательской сфере
Стратегия Д – отличается высокой рискованностью, что ограничивает масштабы ее применения.
Допускается совместное применение различных вариантов в виде разворачивающихся в течение определенного периода последовательностей (А В С) ил (С Д).