Теоретическая часть
Система допусков и посадок для подшипников качения
Рисунок 1- Подшипники качения
Подшипники качения — наиболее распространенные стандартные сборочные единицы, изготовляемые на специализированных заводах. Они обладают полной внешней взаимозаменяемостью по присоединительным поверхностям, определяемыми наружным диаметром D наружного кольца и внутренним диаметром d внутреннего кольца, и искомой внутренней взаимозаменяемостью между телами качения и кольцами.
Градация точности подшипников качения
Взаимозаменяемость подшипников качения определяется следующими требованиями к точности:
1)точностью присоединительных размеров d, D, ширины кольца В; точностью формы и расположения поверхностей колец подшипников и их шероховатости;
2)точностью вращения, характеризуемой радиальным и осевым биениями дорожек качения и торцов колец;
3)точностью рабочего зазора g — зазора между телами качения и дорожками качения при установившемся рабочем режиме и температуре. Чем меньше зазор, тем равномернее распределяется нагрузка на тела качения.
Классы точности подшипников
С учетом требований к точности по ГОСТ 520 − 89 установлено пять классов точности подшипников, обозначаемых (в порядке повышения) 0; 6; 5; 4; 2.
Для большинства механизмов общего назначения применяют подшипники класса точности 0. Подшипники более высоких классов точности применяют при больших частотах вращения и в случаях, когда требуется высокая точность вращения вала (например, для шпинделей шлифовальных и других прецизионных станков, для авиационных двигателей, приборов). Класс точности указывают через тире перед условным обозначением подшипника,
Например 6−205 (6− класс точности подшипника).
Подшипники качения – очень нежные детали, имеют тонкие, хрупкие кольца и в свободном состоянии подшипники имеют овальность. Но при монтаже на вал кольца принимают правильную цилиндрическую форму, и овальность исчезает.
Для обеспечения взаимозаменяемости подшипников качения овальность и средняя конусообразность отверстия и наружной цилиндрической поверхности колец не должны превышать 50% допуска на диаметры Dm,dm. Средние диаметры dm и Dm определяют расчетом как среднее арифметическое наибольшего и наименьшего диаметров, измеренных в двух крайних сечениях кольца:
Dm = Dmax2+ Dmin; dm = dmax2+dmin.
В связи с этим допуски для подшипников качения назначаются на следующие размеры:
1) на D и d;
2) на Dm и dm;
3) на В.
Система допусков и посадок для подшипников качения
Система допусков и посадок на подшипники качения основана на ЕСДП.
Допуски и отклонения колец подшипников зависят только от класса точности подшипника и его габаритов и не зависят от характера соединения с валами и корпусами. Это делается для снижения номенклатуры подшипников качения.
Характер соединения колец подшипника с валами и корпусами достигается только лишь за счет изменения поля допуска вала и поля допуска отверстия, то есть при посадке внутреннего кольца подшипника качения на вал применяется система отверстия, а при посадке наружного кольца – система вала.
Поля допусков обоих колец подшипника направлены в «−», то есть располагаются ниже нулевой линии (рисунок. 1).
Рисунок 2 - Схемы расположения полей допусков на диаметры колец подшипников качения отверстий в корпусах и валов (отклонения в мкм).
Благодаря перевернутой системе отверстия, применяемой для получения посадок внутреннего кольца на вал и используя отклонения js,k,m,n, получаем соединения и посадки с гарантированным натягом, которые в обычных гладких цилиндрических соединениях обеспечивают переходные посадки.
Рекомендуемые посадки для подшипников качения приведены в ГОСТ
3325—55. В системе отверстия применяются следующие поля допусков валов.
Класс | Поля допусков валов |
точности | |
0; 6 | f6,g6,h6,js6 (j6),k6,m6,n6,p6,r6,h7 |
5; 4 | g4,h4,js4,k4,m4,n4,g5,h5,js5 (j5),k5,m5,n5 |
h3,js3,g4,h4,js4,k4,m4,n4 |
Для посадки наружного кольца в корпус, в системе вала предусмотрены следующие поля допусков отверстий.
Класс | Поля допусков отверстий |
точности | |
0; 6 | E8,H8,G7,H7,Js7 (J7),K7,M7,N7,P7 |
5; 4 | H5,Js5,K5,M5,G6,H6,Js6 (J6),K6,M6,N6,P6 |
H4,Js4,H5,Js5,K5,M5 |