В деятельности психолога-консультанта в условиях образовательного учреждения доминирующим является возрастно-психологическое консультирование. Это психологическое консультирование по проблемам личностного и интеллектуального развития детей разного возраста. Типичными проблемами являются трудности в общении, заниженная самооценка ребенка, застенчивость, или наоборот агрессивность, гиперактивность, а также различные трудности в обучении (развитие логического мышления, связной речи, памяти и др.). На данном этапе становления психологической службы образования возрастно-психологическое консультирование должно быть направлено на активную пропаганду психологических знаний среди родителей и педагогов и на профилактику отклонений от нормального хода психического развития ребенка. Знание особенностей каждого возрастного периода, безусловно, является теоретической основой консультирования. Рассмотрим некоторые вопросы возрастной психологии, имеющие прямое отношение к содержанию консультативной работы.
Большой вклад в развитие отечественной возрастной психологии внес Л.С. Выготский. Уже в то время он высоко оценивал потенциал детской психологии и придавал большое значение его реализации в практике индивидуального консультирования. Этой проблеме он посвятил несколько фундаментальных работ, в том числе такие, как «Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства» (1931), «Проблема возраста» (1932). В этих работах Л.С. Выготский наметил путь решения ряда важнейших проблем консультативной практики, опираясь на созданную им концепцию возраста. Суть данной концепции связана с введением новой единицы анализа детского развития: вместо отдельных психических процессов и функций нужно рассматривать целостные возрастные периоды развития. Частные явления психологического генезиса должны рассматриваться в контексте понятия возраста. Психологический возраст Л.С. Выготский раскрывал как «новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период». Основными составляющими психологического возраста являются социальная ситуация развития, деятельность ребенка и новообразования в сфере сознания и личности. Л.С. Выготский ввел возрастную периодизацию в детскую психологию, и такие понятия как «зона ближайшего развития», «ведущий тип деятельности», «возрастной кризис».
|
В настоящее время в качестве двух основных показаний для психологической помощи детям выделяются: возникновение кризисной жизненной ситуации (распад семьи, госпитализация, неуспеваемость в школе и др.) и грубое или устойчивое расстройство поведения (страхи, драчливость, воровство, лживость, агрессия и др.). Профилактические функции консультирования развиты заметно меньше. Основная цель возрастно-психологического консультирования заключается в осуществлении контроля за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и периодизации этого процесса. В задачи возрастно-психологического консультирования входят:
|
- ориентация родителей и педагогов в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребенка;
- своевременное первичное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития и проведение необходимой коррекционной работы (или направление ребенка в медико-психологические консультации, по мере необходимости);
- предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно- психологическим здоровьем, рекомендации по психогигиене и психопрофилактике (совместно с детским невропатологом или другими специалистами);
- составление совместно с другими педагогами и специалистами рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей школьного обучения для учителей, родителей и других лиц;
- составление рекомендаций по воспитанию детей в семье;
- коррекционная работа в специальных группах с детьми и родителями;
- психологическое просвещение родителей и педагогов.
Основной проблематикой консультирования в дошкольном и школьном возрасте являются трудности в развитии, воспитании и обучении детей именно в периодах «возрастных кризисов». Выделяют 3 основных критических периода, которые переживает ребенок в процессе развития: кризис трех лет («Я сам!»), кризис 6-7 лет (адаптация к школе) и кризис подросткового «переходного возраста» (период полового созревания).
Так, факторами риска в дошкольном возрастеможно считать следующие особенности поведения:
- выраженную психотропную расторможенность (трудности выработки тормозных реакций и запретов, трудности организации поведения);
|
- склонность ребенка ко лжи (для приукрашивания ситуации, или для выхода из затруднительного положения, конфликта);
- внушаемость ребенка к неправильным формам поведения («все дурное к нему так и липнет», он имитирует отклонения в поведении сверстников, более старших детей или взрослых);
- инфантильные истероидные проявления с двигательными разрядами, громким настойчивым плачем и криком;
- импульсивность поведения, вспыльчивость, которая обусловливает ссоры и драки ребенка даже по незначительному поводу;
- реакции упрямого неподчинения и негативизма с озлобленностью, агрессией в ответ на наказания, замечания, запреты.
В младшем школьном возрастефакторами риска являются следующие особенности поведения:
- сочетание низкой познавательной активности и личностной незрелости (отрицательное отношение к занятиям, прогулы уроков, побеги из дома при угрозе наказания, реакции протеста, отказ от занятий, невыполнение домашних заданий «назло» взрослым);
- гиперкомпенсаторные реакции со стремлением обратить на себя внимание отрицательными формами поведения — грубостью, злобными шалостями, невыполнением требований учителя;
- двигательная расторможенность, которая сочетается с эйфорическим фоном настроения;
- повышенная сенсорная жажда в виде стремления к острым ощущениям и бездумным впечатлениям (интерес к ситуациям, включающим агрессию, жестокость и др.);
- наличие немотивированных колебаний настроения, конфликтности, взрывчатости, драчливости в ответ на незначительные требования либо запреты;
- наличие к концу обучения в начальных классах массовой школы стойких пробелов в знаниях по основным разделам программы;
- нарастающее тяготение к асоциальным формам поведения под влиянием более старших детей и взрослых;
- дефекты воспитания в результате бесконтрольности, безнадзорности, грубой авторитарности, асоциального поведения членов семьи.
Для подросткового возрастафакторами риска, оказывающими влияние на психическое развитие ребенка, являются следующие особенности поведения:
- наличие черт психической незрелости (инфантильность суждений, зависимость от ситуации, склонность к уходу от трудных ситуаций, слабая выраженность собственных волевых установок и функции самоконтроля);
- некорригируемость поведения, которая обусловлена сочетанием инфантильности с аффективной возбудимостью;
- ранние проявления влечений, повышенный интерес к сексуальным проблемам, склонность к алкоголизации и агрессии;
- сочетание указанных проявлений с отрицательным отношением к учебе (слабость интеллектуальных предпосылок и низкая работоспособность);
- переориентация интересов на внешкольное окружение (стремление к имитации асоциальных форм взрослого образа жизни, ранний сексуальный опыт, стремление к курению, алкоголю и т. д.);
- неблагоприятные микросредовые условия (семейное окружение).
Необходимо учесть еще такой важный момент, что проблемы поведения подростка могут быть обусловлены в том числе и его усиленным ростом, половыми метаморфозами, и ситуация нормализуется при стихании интенсивности соматоэндокринной перестройки в его организме.
Знание этих факторов и возрастных особенностей детей позволяет психологу строить краткосрочный или более длительный прогноз, предвидеть и вовремя предупредить возможные отклонения в развитии детей. Работая с детьми,психолог должен знать их возрастные и типологические особенности, иметь представление о динамике развития личности в онтогенезе, соотношении воспитания, обучения и развития, взаимодействии обучаемости и обученности школьников. Ему придется сталкиваться с отклонениями в развитии, поведении, умении и общении учащихся, для распознания которых психолог должен знать психологию этих процессов и явлений. Поскольку развитие ребенка во многом предопределяется условиями семейного воспитания, психологу важно ориентироваться в психологии семьи и семейного воспитания. Выявляя влияние детского коллектива на формирующуюся личность, психолог обязательно будет опираться на знание социально-психологических особенностей детского коллектива и неформальных групп. Немаловажным условием для того чтобы помочь ребенку, является то, чтобы он сам захотел что-то изменить в себе и научился способам самопознания и самовоспитания.