Неканонические книги Ветхого Завета




 

V век до Р.Х. – время деятельности Ездры и Неемии – это время фиксации текста, усиленной работы над Священным Писанием, так называемых “соферим” – счетчиков. “Соферим” являются в то время охранителями ветхозаветного сборника. Это свидетельство принимается и отцами Церкви. В дальнейшем на иудейском Ямнийском собрании (конец I века по Р.Х.) канон книг был органичен только лишь теми, которые были написаны на древнееврейском языке – этому же канону следуют и протестанты. Но еще с древности христиане использовали для назидательного чтения и книги, написанные на древне-греческом языке, ныне считающиеся неканоническими:

 

- Книга Товита,

- Книга Иудифи,

- Книга Премудрости Соломона,

- Книга Премудрости Иисуса сына Сирахова,

- Послание Иеремии,

- Книга Пророка Варуха,

- 2 и 3-я книги Ездры,

- 1, 2, 3-я Маккавейские Книги.

 

А также неканонические вставки:

 

- Молитва Манасии, царя иудейского (2Пар.36:24),

- 151-й Псалом,

- Песнь трех отроков в книге Даниила (Дан.3:24-90),

- Повесть о Сусанне (Дан.13),

- История о Виле и Драконе (Дан.14),

- Сирийское окончание книги Иова (Иов.42:18), находящееся в греческом переводе LXX (семидесяти толковников III век до Р.Х.), а также в Вульгате (латинский перевод Библии блаженного Иеронима IV-V веках), в славянском переводе и в русской Библии Синодального издания.

 

В первые века христианства эти книги часто предлагались для чтения катехуменам, т.е. тем, кто готовился принять таинство Святого Крещения. С точки зрения православной Церкви неканонические книги также относятся к Священному Писанию, хотя и содержат наряду с богооткровенными истинами еще и частные взгляды авторов, что, однако, не препятствует их помещению вместе с каноническими книгами, имеющими несомненную печать богодухновенности.

 

Книги Нового Завета

 

В Новом Завете насчитывается 27 канонических книг, которые принимают все христианские исповедания. Подразделение на 260 глав, по мнению специалистов, восходит к архиепископу Кентерберийскому Стефану Лангтону (+1263г.), а разделение на стихи – к издателю греческого новозаветного текста Роберту Стефану, которое и было им введено в его издании 1551 года.

Все остальные книги, носящие даже наименование Евангелий и имеющие в надписании имена Апостолов Христовых и Его ближайших учеников, но не входящие в канон 27 книг Нового Завета, являются апокрифическими[15], т.е. подложными, неподлинными.»[16]

«Канон книг Нового Завета можно также представить в виде четырехчастного (функционального) деления:

 

Законоположительные книги:

 

- Евангелие от Матфея,

- Евангелие от Марка,

- Евангелие от Луки,

- Евангелие от Иоанна;

 

Историческая книга:

 

- Книга Деяний Святых Апостолов;

 

Учительные книги:

 

Соборные послания святых апостолов:

 

- Соборное послание св. ап. Иакова,

- Первое Соборное послание св. ап. Петра,

- Второе Соборное послание св. ап. Петра,

- Первое Соборное послание св. ап. Иоанна Богослова,

- Второе Соборное послание св. ап. Иоанна Богослова,

- Третье Соборное послание св. ап. Иоанна Богослова,

- Соборное послание св. ап. Иуды;

 

Послания святого апостола Павла:

 

- К Римлянам послание св. ап. Павла,

- Первое послание св. ап. Павла к Коринфянам,

- Второе послание св. ап. Павла к Коринфянам,

- Послание к Галатам,

- Послание к Ефесянам,

- Послание к Филиппийцам,

- Послание к Колоссянам,

- Первое послание св. ап. Павла к Фессалоникийцам,

- Второе послание св. ап. Павла к Фессалоникийцам,

- Первое послание к Тимофею,

- Второе послание к Тимофею,

- Послание к Титу,

- Послание к Филимону,

- Послание к Евреям;

 

Пророческая книга:

 

- Откровение (Апокалипсис) св. ап. Иоанна Богослова.»[17]

 

Ко всему вышесказанному необходимо добавить, что Ветхий Завет и Новый Завет связаны между собой настолько глубоко, что существует такое выражение: “Новый Завет в Ветхом сокрыт, а Ветхий Завет в Новом раскрыт”. Красной нитью через всё повествование Ветхого Завета проходит идея спасения Богом человека – воспитание человека хотя бы на уровне закона и, конечно же, ожидание прихода Спасителя – Мессии. В Новом же Завете отражена кульминация этого процесса – Боговоплощение, смерть и Воскресение Спасителя, рождение Вселенской Церкви Христовой. Новый Завет – полное исполнение всех пророчеств Ветхого Завета.

Необходимо отметить, что нам – живущим в новозаветное время – Библию стоит начинать изучать не с первых страниц (Ветхого Завета), но как раз именно с Нового Завета. Описываемые там события не только ближе к нам по времени, но само наше духовное состояние, наша восстановленная человеческая природа является таинственным продолжением Божественной любви, результатом Спасительной Жертвы, о чем и повествуют книги Нового Завета. А, вникая в новозаветные истины, мы сможем затем глубже понять и Ветхий Завет. Интересно, что также знания из области Ветхого Завета нам помогут и в изучении Нового Завета. Но в любом случае, на сегодняшний день опытные богословы и православные экзегеты большей частью рекомендуют начинать знакомиться с Библией, начиная с Нового Завета. И первым лучше всего взять Евангелие от Марка. Кстати, когда даже неверующий или сомневающийся человек всё-таки выражает готовность прочитать что-то из Библии, ему рекомендуют именно Евангелие от Марка. Кроме того, что это Евангелие самое короткое, оно специально было написано не для иудеев, хорошо знающих Ветхий Завет, но вообще – для любого человека. Ныне покойный владыка Антоний, митрополит Сурожский вспоминал, что когда-то он, будучи еще неверующим молодым человеком, был на лекции протоиерея Сергия Булгакова. И о.Сергий предложил молодым людям после лекции прочитать какое-нибудь Евангелие. Будущий митрополит Антоний пришел домой, открыл Библию, выбрал по оглавлению самое короткое Евангелие (это оказалось Евангелие от Марка), прочел его и, как он сам вспоминает: “Вот тут-то я и попался!..” И мир в результате получил не просто настоящего христианина, но и прекрасного проповедника и богослова, яркого миссионера.

 

 

Методы толкования Священного Писания

 

В современной Библеистике существуют множество направлений и методов исследования Священного Писания. Но мы выделим пока три основных раздела, связанных с ее изучением и толкованием:

исагогика (от греч. εἰσαγωγή, “введение”) — историко-филологическое исследование Библии, которое описывает состояние (сохранность) текста, его язык, выявляет авторство, датировку, литературный жанр, обстоятельства написания и исторический фон;

экзегетика (от греч. ἐξήγησις, “истолкование, изложение”) — толкование отдельных элементов библейского текста, связанных с особенностями авторского языка, авторской терминологией, описываемыми в тексте историческими, политическими, культурными и бытовыми реалиями, наконец, психологической мотивацией и богословскими воззрениями автора;

герменевтика (от греч. ἡρμηνεύω, “толкую, перевожу”) — богословское сущностное толкование текста, обобщение данных экзегетики, то есть толкований отдельных фрагментов, и одновременно выработка методологии библейского толкования, сумма его принципов.[18]

 

Как же вообще правильно читать Библию?

Русский богослов Алексей Хомяков цитировал по этому поводу св.Григория Чудотворца: “Только тот может понять пророка, кто сам пророк”.

А французский писатель и ученый Блез Паскаль сформулировал свою мысль несколько по-иному: “Земную науку надо понять, чтобы ее полюбить, а Божественную надо полюбить, чтобы понять ее”.[19]

Александр Сергеевич Пушкин так описывал свое отношение к Священному Писанию: “Есть Книга, в которой каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли, применено ко всевозможным обстоятельствам жизни и происшествиям мира; из которой нельзя повторить ни единого выражения, которого не знали бы наизусть, которое не было бы уже пословицей народов. Книга сия называется Евангелием — и такова её вечно новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удручённые унынием, случайно откроем её, то уже не в силах противиться её сладостному влечению”, “Я думаю, что мы никогда не дадим народу ничего лучше Писания… Его вкус становится понятным, когда начинаешь читать Писание, потому что в нем находишь всю человеческую жизнь. Религия создала искусство и литературу; все, что было великого в самой глубокой древности, все находится в зависимости от этого религиозного чувства, присущего человеку так же, как и идея красоты вместе с идеей добра… Поэзия Библии особенно доступна для чистого воображения. Мои дети будут читать вместе со мною Библию в подлиннике… Библия — всемирна”.[20]

В заключение снова приведем слова святейшего патриарха Кирилла: «Читая Библию, нужно с готовностью воспринимать ее не только разумом, но и сердцем… Читая Библию, мы входим в общение с Богом, узнаем Его, устанавливаем личную связь с Творцом. Поэтому чтение Библии является не только рациональным, но и глубоко духовным деланием… Библия есть Богодухновенная книга, написанная по Божественному внушению, и, чтобы проникнуть в суть Божия послания к миру и человеку, нужно иметь Духа Святого в своем сердце… Вслушиваясь в вечные глаголы Божественного Откровения, мы расстаемся на время с миром и погружаемся в себя. Ибо Слово Божие, по свидетельству апостола, действием своим подобно “мечу духовному” (Еф.6:17), способному рассечь человеческое естество, отделить правду от неправды, свет от тьмы, добро от зла. Слово Божие обладает колоссальной силой духовного воздействия на человека. И очень важно, чтобы, внимая этому Слову, мы впитывали истину, которую Дух Святой передал древним авторам Библии и которую доныне преподает Церкви Христовой, общине веры.»[21]


[1] Сергей Иосифович Фудель. Священное Предание. https://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/svjashennoe-predanie/#note14

[2] Открове́ние Боже́ственное – проявление Бога в мире, открывающее людям познание Его и истинную веру в Него; самораскрытие Бога человеку. Различается на естественное – видимый мир, история человечества, совесть в человеке, и на сверхъестественное, когда Бог открывает о Себе непосредственно Сам (пришествие на землю Спасителя) или через праведных людей – пророков, апостолов и святых отцов Церкви. https://azbyka.ru/otkrovenie-bozhestvennoe

[3] Архимандрит Алипий, Архимандрит Исайя. Догматическое богословие. М., Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 2012 г. https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dogmaticheskoe-bogoslovie-kastalskij/

 

[4] Святейший Патриарх Кирилл. Как нужно читать Библию. https://www.portal-slovo.ru/theology/41728.php

[5] Святейший Патриарх Кирилл. Слово Пастыря. (Бог и человек. История спасения). Глава “О Священном Писании”. М., Издательский совет Русской Православной Церкви. 2008г. Стр.16. https://www.portal-slovo.ru/theology/41273.php

[6] Там же. Стр.16.

[7] Там же. Стр.16-17.

[8] Святейший Патриарх Кирилл. Слово Пастыря. (Бог и человек. История спасения). Глава “О Священном Писании”. М., Издательский совет Русской Православной Церкви. 2008г. Стр.17-18. https://www.portal-slovo.ru/theology/41273.php

[9] Архимандрит Алипий, Архимандрит Исайя. Догматическое богословие. М., Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 2012 г. https://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dogmaticheskoe-bogoslovie-kastalskij/

[10] Подробнее эта тема будет рассмотрена в главе “Заветов Бога с человеком”.

[11] Такое деление еще называют смысловым

[12] Протоиерей Аркадий Северюхин. Понятие о Священном Писании. https://orthodoxrus.narod.ru/bible/start.htm

[13] Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета. Курс лекций для Православного Свято–Тихоновского гуманитарного университета. М., 2011 г. https://predanie.ru/egorov-gennadiy-ierey/book/89039-svyaschennoe-pisanie-vethogo-zaveta/

[14] В современном счислении Ветхий Завет состоит из 39 канонических и 11 неканонических книг.

[15] Не следует путать неканонические книги Библии с апокрифами. Апокрифы, в отличие от неканонических книг, имеют в себе более эмоционально-гипертрофированное, нежели душеспасительное содержание, и даже еретические высказывания. Однако, некоторые апокрифические книги или их фрагменты используются, например, в иконографии.

[16] Протоиерей Аркадий Северюхин. Понятие о Священном Писании. https://orthodoxrus.narod.ru/bible/start.htm

[17] Архимандрит Никифор (Бажанов). Библейская энциклопедия. Писание священное. https://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblejskaja-entsiklopedija/3140.

[18] https://azbyka.ru/bibliya

[19] https://www.wisdomcode.info/ru/quotes/authors/49122.html?page=2

[20] https://www.intellectspb.ru/v2/3.html

[21] Святейший Патриарх Кирилл. Как нужно читать Библию. https://www.portal-slovo.ru/theology/41728.php



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: