Педагогика раннего возраста (Учебное пособие) Г.Г Григорьевой, Н. П, Котовой, Д В. Сергеевой ; М-., 1998 с 141-144




Развитие речи детей

Исследование Т.Е. Конниковой показало, что значение понимаемого ребенком названия предмета тесно связывается у него с переживанием, действием с данным предметом, с местом, где обычно находится предмет, т.е. привязано к ситуации.

Отсюда следует очень важный педагогический вывод: при проведении занятий по развитию речи следует подбирать различные по величине, цвету, материалу наборы однородных предметов. Опора на наглядность – важная особенность понимания слова ребенком.

Некоторые малыши уже в полтора года очень активны в речевых проявлениях, а некоторые и к двум годам говорят мало. Исследование таких детей показало, что если у ребенка нормальный слух и есть понимание чужой речи, то с формированием и созреванием речевых центров активная речь появляется к 1,5-2 годам, реже – в более поздние сроки. Специалисты рекомендуют для ускорения развития речевых центров использовать массаж и физические упражнения для кистей рук, особенно пальцев, двигательные центры которых в головном мозге располагаются рядом с речевыми центрами. Ежедневные такие упражнения и 2-, 3- минутные занятия по овладению навыками речи ускоряют ее развитие на 3-4 недели уже в первом полугодии 2-го года жизни. Количество произносимых слов может составлять примерно 30, к 1 году 8месяцам – 100, к 2 годам – до 200-300слов.

Самое существенное изменение в этот период – у ребенка быстро начинает формироваться самостоятельная речь более высокий уровень понимания речь взрослых и самостоятельной речи дает детям возможность делать элементарные обобщения! Одним словом обозначаются предметы с одинаковыми признаками или назначение (игрушки, посуда).

Исходя из названых особенностей речи детей, можно определить основные задачи ее развития во втором полугодии:

1. Значительно расширить словарь ребенка, следовательно и его знакомство с окружающим миром.

2. Подвести к умению говорить не только отдельными словами, но и простыми фразами.

3. Способствовать появлению первых слов- обобщения.

4. Воспитывать умение отвечать на вопросы.

Задача педагога – формировать речь как средство общения со взрослыми людьми.

Развитию речи уделяется особое внимание в системе всего педагогического процесса. Необходимо проводить систематическую работу в повседневной деятельности, активно используя режимные моменты, самостоятельную игру, занятия по развитию действий с предметами и специальные занятия по развитию речи.

Материалы исследований по развитию речи детей раннего возраста (Н.М. Аксарина, Г.М. Лямина, С.Л. Новоселова, Л. И. Павлова, В. А. Петрова, М, И. Попова) дают возможность выделить систематизировать основные требования к организации и методике проведения занятий по развитию речи.

В работах М.М Кольцова доказано, что, чем разнообразнее связи между предметом и словом, его обозначающим тем лучше у детей развивается способность обобщения.

Важным в работе с детьми раннего возраста является использование на одном и том же занятии разных приемов развития речи. Занятия по развитию речи не должны быть заорганизованными, лучше их проводить в непринужденной форме (например, экскурсии по группе), в виде наблюдений – занятий на прогулке, разговор с детьми и т.д. О б этом говорила Е.И. Тихеева. Эффективные игры типа «Прятки», «Где Ляля?», «Чудесный мешочек» и др.

 

 

На втором году жизни у ребенка появляются элементы обобщения-мысленного выделения общего в предметах и явлениях действительности и основанного на этом мысленного объединения предметов. Ребенок начинает соотносить слово не только с одним конкретным предметом, а обозначает им уже все предметы данной категории, несмотря на имеющиеся у них различия в цвете, величине, форме. Постепенно ребенок научится выделять в предметах существенные признаки, но в этом ему надо помочь. Постепенно у малыша возрастает интерес ко всему, что его окружает.

Имеющихся средств общения (мимика, жесты, упрощенные слова) уже не хватает, чтобы быть понятым окружающими. Возникает новая форма общения-активная самостоятельная речь. Этот скачок в развитии ребенка происходит обычно в возрасте 1,5 до 2 лет, а иногда и позже.

Известный знаток детской речи К.И. Чуковский подчеркивал, что если педагог или родитель своей ежеминутной придирчивостью будет слишком стеснять малышей в свободном выражении их чувств и мыслей, если он не даст никакого простора их эмоциональным высказываниям, он рискует обесцветить их речь, сделать ее анемичной и скучной, убить в ней чудесную детскость и тем нанести ей непоправимый ущерб.

Кроме того, помним, что все занятия с ребенком, где действуют кисть его руки и пальцы (рисование, игры с кубиками, различными мелкими игрушками) способствуют, как докали ученые, развитию речевых центров мозга. Эффективны также специальные упражнения и массаж кисти и пальцев руки.

Для развития речи очень важно проводить специальные игры и упражнения.

Игра «показ игрушек» (животные, куклы, машинки и др.)

Цель: вызывать у ребенка потребность в обращении («Дай Катю», «Дай собачку (ав-ав)», «Дай ду-ду(машину)»,а также развивать его активный словарь.

Количество предметов увеличивается постепенно (от одного до 4-5, в зависимости от возраста ребенка). В зависимости от уровня развития речи ребенка задание может быть разное: просто найти игрушку; принести и обязательно назвать(«Что это? Что ты принес?») Игру можно проводить в разных вариантах.

Очень хорошо, если в общении с детьми будем использовать образцы русского народного слова: песенки, потешки, стихи. это замечательное средство развития речи детей, о чем неоднократно писал великий русский педагог К.Д. Ушинский.

 

Педагогика раннего возраста (Учебное пособие) Г.Г Григорьевой, Н. П, Котовой, Д В. Сергеевой; М-., 1998 с 141-144

 

 

Умственное воспитание

На первый план выдвигается задача формирования способности к активной умственной деятельности. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н.Н. Поддьяков справедливо подчеркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания.

Умственное развитие – это совокупность качественных количественных изменений, происходящих в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка.

По данным ученных (генетиков, психологов), предпосылки умственных способностей заложены в природе ребенка на 50-60% (в зарубежной научной литературе указывается более высокий уровень – до 80%). Причем подчеркивается, что умственные свойства ребенка от рождения носят преимущественно творческий характер, но не у всех получают должное развитие.

С раннего возраста у ребенка начинает формироваться совокупность индивидуальных способностей к накоплению знаний, совершенствованию мыслительных операций, другими словами, развивается его ум.

Умственное воспитание – планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для разностороннего развития, для адаптации к окружающей жизни, формирование на этой основе познавательных процессов, умения применять усвоенные знания в действительности.

Умственное воспитание и умственное развитие находятся в тесном взаимодействии. Умственное воспитание во многом определяет умственное развитие, способствует ему. Однако это происходит только в том случае, если учитываются закономерности и возможности умственного развития детей первых лет жизни.

А.В, Запорожец предупреждал о необходимости учитывать, что мы имеем дело с растущим организмом, с развивающимся мозгом, созревание которого не закончилось, особенности которого еще не сложились, возможности которого еще ограниченны.

Умственное воспитание ребенка, как справедливо подчеркивал А.Н. Леонтьев, нельзя рассматривать в отрыве от психического развития, от богатства интересов, чувств и других черт, образующих его духовный облик.

С раннего возраста ребенок приобретает знания об уходе за своим телом(как мыть руки, лицо, пользоваться носовым платком, салфеткой, расческой), которые становятся основой охраны здоровья, формирования культурно-гигиенических привычек, усвоения правильных движений.

Основная функция умственного воспитания детей первых лет жизни – формирование познавательной деятельности, т.е. такой деятельности, в ходе которой ребенок учится познавать окружающий мир. Маленький ребенок познает окружающий мир в игре, в труде, на прогулках, занятиях, в общении со взрослыми и сверстниками.

Познавательная деятельность осуществляется в формах восприятия и мышления. Между восприятием и мышлением существует тесная связь. Восприятие формируется в первые месяцы жизни ребенка, а начало развития мышления Л.С. Выготский относит к возрасту около 2 лет.

И.М.Сеченов писал, что корни мысли ребенка лежат в чувствовании. Правомерно предложить, что богатство ощущений и восприятия – предпосылка для полноценного познания окружающего мира, развития мыслительных процессов, так как «внешние чувства доставляют материал для всех рассудочных работ»

В первые годы жизни у ребенка формируются предпосылки сенсорных эталонов. Со второй половины первого года до начала третьего года формируются так называемые сенсомоторные предэталоны. В этот период малыш отображает отдельные свойства предметов, которые имеют существенное значение для его движений (некоторые особенности формы, величины предметов, расстояния и др.).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: