Развиваем навыки устного счёта.
В дошкольном возрасте дети обучаются легко, они впитывают знания, как губка. У них цепкая память, активное воображение, они остро воспринимают новые ощущения. Не обучать дошкольников нельзя, ведь от того, как формируется интеллект в детском возрасте, зависит познание мира взрослым человеком. Известно, что к шести годам интеллектуальное развитие личности осуществляется больше, чем на треть, к 8 годам – наполовину, а к 12 годам – на три четверти.
Однако успех обучения зависит во многом от желания ребёнка учиться. Дети с удовольствием включаются в поиск новых знаний, но закреплять знания, тренироваться и выполнять многочисленные однообразные упражнения им скучно, у них ещё не сформировались в достаточной мере воля и чувство долга. Детям интересно, пока они играют, и тренировка навыков должна стать игрой. Рекомендуется начинать с игр и упражнений с предметами и постепенно переходить к умственной форме действия.
Соотносим количество и цифру:
Вместе с ребёнком изготовьте числовые карточки или слепите цифры из пластилина, из теста и т.п. (уверена, ваша фантазия безгранична). Родитель показывает цифру, ребёнок отсчитывает соответствующее количество предметов (счётных палочек, карандашей, игрушек и т.д.). Или наоборот – родитель показывает сколько-то предметов, ребёнок находит нужную цифру.
Можно превратить это занятие в игру в магазин. Купить сколько – то игрушек можно за соответствующую цифру.
Запоминаем числовой ряд.
1. Игра День – ночь.
Выстраиваем числовой ряд из вырезанных из картона цифр. По команде: «Ночь!» дети закрывают глаза. Родитель в это время меняет цифры местами или переворачивает в другую сторону. По команде: «День!» дети открывают глаза и находят изменения (ошибки) в числовом ряду.
2. Счёт по цепочке.
- По очереди называемт числа в прямой или обратной последовательности, или в заданном промежутке числового ряда (например, посчитать от 2 до 7, от 9 до 3).
- Игра «Летел лебедь». Хлопая друг друга по ладошке, говорим слова:
- Летел лебедь, считал …9
Считаем по цепочке, когда дошли до названного числа, надо успеть отдёрнуть ладонь, не дать противнику хлопнуть по ней.
- Старшие дошкольники могут присчитывать или отсчитывать по 2, по 3, по 5 по 10 и т.д.
3. Стосчёт.
(по методике Н.А. Зайцева)
Задания по числовому ряду от 0 до 99 с опорой на наглядность. Детям предлагают увидеть всю сотню сразу, всё это представлено в виде стройной системы, демонстрирующей не только количество, но и состав числа. Ребёнок видит, сколько десятков и единиц составляют каждое число.
Можно задавать примеры на сложение и вычитание по числовому ряду. При этом можно меняться ролями. Пусть ребёнок задаст примеры вам, а вы можете нарочно ошибиться, чтоб ребёнок мог вас поправить.
Определяем состав числа.
1. Дополни до…
- Поставим на стол стаканчики с каким-то количеством карандашей. Необходимо добавить в стаканчики сколько-то карандашей, чтобы получилось заданное число. По окончании работы ребёнок рассказывает, как они получили нужное число (сколько карандашей было и сколько добавили). Можно даже записать это цифрами.
- Задания типа: у меня в руках 5 карандашей. Если в одной руке 2, то сколько в другой?
2. Ролевая игра «Автобус». Выбираем водителя автобуса, контролёра и пассажиров. Пассажиры, садясь в автобус, должны взять билеты – наборы чисел из двух карточек для каждого, которые в сумме дают номер автобуса. Контролёр проверяет билеты и высаживает тех пассажиров, у которых неправильно набран состав числа. Автобус с остальными пассажирами двигается по маршруту. На остановках могут входить новые пассажиры. Как только автобус сделал круг, его номер меняется, дети меняются ролями.
2. Соревнование.
Кто больше назовёт примеров с данным ответом. Отвечаем по очереди.