учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №9»




Оценивания учебных достижений выпускников как форма подготовки к ЕГЭ по русскому языку (опыт работы)

Дяткова Л.Н.,

учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №9»

 

Аннотация: Задачи, стоящие перед педагогом в процессе подготовки учеников к ЕГЭ, могут быть успешно решены, если учитель применяет эффективные технологии преподавания русского языка. Статья дает возможность познакомиться с опытом работы учителя - словесника, обеспечивающего эффективную подготовку выпускников к ЕГЭ(средний балл выше 76).

Система работы представлена на технологии поэтапного оценивания учебных достижений учащихся на примере урока русского языка в 11 классе.

 

 

ФГОС предъявляют к процессу оценивания следующие требования:

· оценивание достигаемых образовательных результатов;

· оценивание процесса их формирования;

· оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения.

Базовыми принципами оценивания в стандартах нового поколения являются следующие принципы:

· оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику;

· оценивание может быть только критериальным, основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям;

· критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся, они могут вырабатываться ими совместно;

· система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.

Всем вышеперечисленным требованиям удовлетворяет так называемое формирующее оценивание

Какими способами можно вводить формирующее оценивание на уроке? Прежде всего, учитель должен следовать алгоритму создания системы формирующего оценивания:

· выявить планируемые результаты;

· организовать деятельность ученика по планированию и достижению субъективно значимых результатов;

· сопровождать достижение учащимся результатов с помощью организованной обратной связи.

Как известно, что русский язык в 10-11 классах- это своеобразный учебный курс, в обобщённом виде включающий в себя все, чему учащиеся научились на уроках русского языка в предшествующих классах. Как создать систему уроков, основанных на принципах самообучения, самоконтроля, саморазвития, а главное-проверить знания каждого ученика по всем разделам русского языка, определить пробелы в знаниях, помочь в освоении трудных разделов.

 

Из опыта работы это может выглядеть так:

1. Перед изучением какого-либо раздела дается перечень литературы для самоподготовки, вопросы и задания к зачетам, проводятся групповые или индивидуальные консультации.

2.Первый урок по повторению того или иного раздела необходимо провести в форме консультации, обобщенный материал представить в виде схем, таблиц (по учебнику Н.Г.Гольцовой и И.В. Шамшина теоретический материал параграфа можно оформить в виде таблицы или в форме «вертушки»- по рядам дать задание на повторение параграфа, ученик должен получить несколько оценок за свой параграф, включая самооценку. Свой параграф пересказывает, слушает других, оценивает). Оценка.

3.Следующие уроки- практикумы: ученики под руководством учителя выполняют тренировочные, обобщающие упражнения. Проверка выполненных упражнений осуществляется по ключам к данным упражнениям. Оценка осуществляется тоже самостоятельно на основе критериев. Все допущенные ошибки обязательно отрабатываются (выполнение дополнительных упражнений на данную орфограмму). Оценка.

4. Заключительный этап работы по определенному разделу- проведение зачета, а затем контрольной работы по тестам в формате ЕГЭ (иногда вместо тестов можно провести комплексные контрольные или творческие работы). Урок-зачет может быть проведен как в традиционной, так и в нетрадиционной форме (лингвистический ринг, смотр знаний, «Умники и умницы» и др.). Главное- каждый ученик должен быть опрошен по изученному материалу и объективно оценен. Ученик, получивший неудовлетворительную оценку, должен пересдать зачет.

Образец «Лист учета знаний»

Ф.И.____________________

Раздел русского языка___________________

Тема Теория (1этап) Практика Базовый (2,3 эт) повышен (4,5эт) высокий (6эт) оценка
Иванова Т. «Паронимы»          
             
             

 

Пример практического занятия по разделу «Лексика. Паронимы», которое проведено накануне зачета (тест ЕГЭ). Теоретический материал, необходимый для выполнения задания № 5 ЕГЭ, повторили, словарик-паронимов с сайта «ФИПИ» получили.

Цель урока- обобщить знания, определить пробелы в знаниях отдельных учащихся и всего класса. Сформированы четыре группы (по 6 человек), выбран руководитель, на столах- словарики, листы учета знаний, в которые будут внесены оценки каждому ученику сначала руководителем группы, затем учителем.

1 этап работы (до 10мин) - паронимы сходны по звучанию, их иногда неправильно употребляют в речи. Чтобы не сделать ошибки, необходимо понимать, в чём заключается смысловое различие слов, знать, с какими словами они могут употребляться.

Пример:

представить справку, отчёт, проект — предоставить слово, равные права, кредит; оплатить проезд — заплатить за проезд; одеть ребёнка — надеть пальто на ребёнка; эффективный метод — эффектный вид и т. д.

При затруднении в правильном выборе или употреблении слова нужно обращаться к толковым словарям и словарям паронимов.

Прочитать по словарю по 5-10 пар паронимов (в группе прочитано до 30 пар)

2 этап (5мин)- Выпиши из данных слов паронимические пары (выписывай слова по порядку).

Пример:отборный, отбирать, отбор, отборочный —

отборный — отборочный.

Бракованный, брак, забраковать, браковочный —

Веский, весить, весомый, вес —

Изготовить, готовый, готов, приготовить —

3 этап работы (3 мин) - самостоятельно, но на оценку

Вставь в данные предложения глаголы одеть/надеть в прошедшем времени.

Пример:

«Сестра _________ новое платье». —Сестра надела новое платье.

Папа ________________часы на руку.

Космонавт _____________скафандр.

Бабушка _____________внучку.

4 этап (5 мин) – задание в формате ЕГЭ

Исправь ошибки в употреблении паронимов.

Пример:

Учитель принуждён был ещё раз объяснить новый материал.

Учитель вынужден был ещё раз объяснить новый материал.

Прежние экспоненты Академии художеств приведены в порядок.

Меня привлекли ранние романические произведения А. С. Пушкина.

Он давно мечтал о заглавной роли в фильме «Преступление и наказание».

 

5 этап (до 10 мин) – составление алгоритма выполнения задания (использовать учебник для общеобразовательных школ/Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин.-М., «Русское слово», 2018)(как образец:Алгоритм выполнения задания:

1. Перед тем как приступить к выполнению заданий, необходимо изучить список паронимов (словарик паронимов есть на сайте ФИПИ и ниже). Для того, чтобы правильно подобрать пароним, нужно знать не только само слово, которым вы собираетесь заменить ошибочно употребленное, но и его значение и, самое главное, сочетаемость с другими словами. Поэтому внимательно прочитайте толкование основных значений и примеры лексической сочетаемости. Примеры помогут вам сориентироваться в конкретных предложениях.

Список паронимов нужно выучить, желательно парами (группой слов).

2. Внимательно прочитайте все предложения, приведенные в задании. Найдите среди них то, в котором, по вашему мнению, при употреблении выделенного слова допущена ошибка.

3. Вспомните пароним к ошибочно употребленному слову.

4. Определите различия в значениях этих слов. Найти их легко, если подобрать к каждому слова, с которыми они сочетаются, то есть составить с каждым словосочетание.

5. Подставьте найденное слово в предложение и проверьте, не изменился ли смысл предложения).

6 этап – срез по теме с взаимопроверкой (до 10 мин). Каждый ученик группы получает свое задание. Группы проверяют выполненную работу учениками другой группы. Ответы проецируются на доске. Учитель объявляет критерии оценки. Руководители групп выставляют оценки в Лист учета знаний.

Вариант 1

1. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку, подобравк выделенному слову пароним, и запишите слово правильно.

Я и по сей день полный НЕВЕЖДА в области кулинарии.

Испытание поможет определить ЭФФЕКТНОСТЬ существующих средств защиты от информационных атак.

У её ног высился недостроенный ПЕСОЧНЫЙ замок, а позади сверкало море.

Перед входом в ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ собор росла целая роща африканских пальм.

Настроение исполнителей немедленно находило ОТКЛИК в зрительном зале.

Ответ:

2. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку, подобравк выделенному слову пароним, и запишите слово правильно.

Увлажнители создают в помещении КОМФОРТНЫЙ климат.

Председателя колхоза ВЫБИРАЛИ всем миром.

Вскоре была оформлена ГОДОВАЛАЯ подписка на ежемесячное издание.

Степан Петрович руководил бригадой, которая строила ДОБРОТНЫЕ кирпичные дома.

По приезде в лагерь мы сразу почувствовали себя ЖЕЛАННЫМИ гостями.

Ответ:

3. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку, подобравк выделенному слову пароним, и запишите слово правильно.

Ольга ОДЕЛА пальто и выбежала на улицу.

Синоптики прогнозируют ДОЖДЛИВОЕ лето.

Идеально на КРАСОЧНЫХ клумбах смотрятся растущие рядышком цинния и сальвия, шалфей и бархатцы, бальзамин и бегония.

ДОЖДЕВЫЕ облака иногда имеют причудливые формы.

ЖЕСТКИЙ график тренировок помог спортсмену вернуть прежнюю физическую форму.

Ответ:

4. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку, подобравк выделенному слову пароним, и запишите слово правильно.

Участие в форуме столь ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ аудитории обусловлено глобальной важностью вопросов защиты и сохранения водных ресурсов страны.

Сбор исходных данных и оценка ТЕХНИЧЕСКОГО состояния труб для проектирования новых теплосетей позволят провести качественный ремонт к началу отопительного сезона.

Писатель искренне считает это произведение самым УДАЧЛИВЫМ из всего написанного.

В работе жюри фестиваля любительских театров принимает участие профессор кафедры СЦЕНИЧЕСКОЙ пластики университета театрального искусства.

Вариант 2

1.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку, подобравк выделенному слову пароним, и запишите слово правильно.

Каждый народ имеет свои ВЕКОВЫЕ традиции и обычаи.

ЛЕДОВЫЙ завал преградил наш путь.

При глубокой заморозке МИКРОСКОПИЧЕСКИЕ личинки паразитов погибают.

Руководитель нашего ДРАМАТИЧНОГО театра – известный артист.

В ГАРМОНИЧНЫХ семьях все проблемы решаются совместно.

Ответ:

2.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку, подобравк выделенному слову пароним, и запишите слово правильно.

ЦАРСКИЙ престол пустовал недолго.

Родителям героя была отправлена из части БЛАГОДАРСТВЕННАЯ телеграмма.

Существуют различные виды ГЛИНИСТЫХ почв.

КОРЕННАЯ система сорняков имеет разветвленную форму.

Средняя ГОДОВАЯ температура на юге Таиланда гораздо выше, чем на севере.

Ответ:

3.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку, подобравк выделенному слову пароним, и запишите слово правильно.

Актриса Чулпан Хаматова – соучредитель БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОГО фонда «Подари жизнь».

Государственные служащие должны ПРЕДСТАВЛЯТЬ сведения о доходах.

Тема разговора показалась журналисту малознакомой, и он предпочел промолчать, чтобы не прослыть НЕВЕЖДОЙ.

Наши предки на Руси давали своим детям ЗВУЧНЫЕ имена.

ЗРИТЕЛЬНЫЙ зал не вместил всех желающих увидеть выступление известного танцевального коллектива.

Ответ:

4.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку, подобравк выделенному слову пароним, и запишите слово правильно.

Участие в форуме столь ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ аудитории обусловлено глобальной важностью вопросов защиты и сохранения водных ресурсов страны.

Сбор исходных данных и оценка ТЕХНИЧЕСКОГО состояния труб для проектирования новых теплосетей позволят провести качественный ремонт к началу отопительного сезона.

Писатель искренне считает это произведение самым УДАЧЛИВЫМ из всего написанного.

В работе жюри фестиваля любительских театров принимает участие профессор кафедры СЦЕНИЧЕСКОЙ пластики университета театрального искусства.

Вариант 3

1.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку, подобравк выделенному слову пароним, и запишите слово правильно.

Жители начали настоящую СЛОВЕСНУЮ войну с городскими чиновниками.

ДИПЛОМАТ обязан в совершенстве знать язык и культуру той страны, в которой он работает.

Семья при отце жила в СРАВНИТЕЛЬНОМ достатке: был свой дом и огромный сад.

У входа в большой КАМЕНИСТЫЙ дом нас встретила хозяйка.

Человеку ЗВЕРИНЫЙ рёв всегда кажется одинаковым: его ухо не способно различить тончайших оттенков в рычании.

Ответ:

2.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку, подобравк выделенному слову пароним, и запишите слово правильно.

Иногда слухи порождает недостаточная ИНФОРМИРОВАННОСТЬ работающих на предприятии.

Гришаков уехал, и теперь все вопросы, касающиеся его жизни, становятся БЕЗОТВЕТНЫМИ.

Вокруг расстилалась безбрежным морем КАМЕННАЯ пустыня, в которой группами росли кактусы, покрытые крупными розовыми цветами.

Несмотря на рассветный час, людей было много: какая-то КОННАЯ часть двигалась шагом к заставе.

В праздничные дни все аэропорты страны ПЕРЕПОЛНЕНЫтуристами.

Ответ:

3.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку, подобравк выделенному слову пароним, и запишите слово правильно.

Всё это могло быть ловким трюком, рассчитанным на то, что сотрудник войдёт в доверие к врагам и начнёт ДВОЙНУЮ игру.

Он постоянно нарушал ДИПЛОМАТИЧНЫЙ этикет, разговаривая с послами.

ВЕЧНОЙ красою сияет природа и удивляет нас своим величием.

Сдвигая вековые камни, обрушились вниз ДОЖДЕВЫЕ потоки.

Его инициатива нашла широкий ОТКЛИК в читательской аудитории.

Ответ:

4.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку, подобравк выделенному слову пароним, и запишите слово правильно.

Участие в форуме столь ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ аудитории обусловлено глобальной важностью вопросов защиты и сохранения водных ресурсов страны.

Сбор исходных данных и оценка ТЕХНИЧЕСКОГО состояния труб для проектирования новых теплосетей позволят провести качественный ремонт к началу отопительного сезона.

Писатель искренне считает это произведение самым УДАЧЛИВЫМ из всего написанного.

В работе жюри фестиваля любительских театров принимает участие профессор кафедры СЦЕНИЧЕСКОЙ пластики университета театрального искусства.

При НАЛИЧИИ значительного кадрового потенциала вполне реальна постановка новых задач.

Ответ:

Контроль


1. вариант

1. Эффективность.

2. Годовая.

3. Надела.

4. Удачным.

2.вариант

1.Драматического.

2.Корневая.

3.Предоставлять.

4.Удачным.

3. вариант

1.Каменный.

2.Каменистая.

3.Дипломатический.

4.Удачным.


 

Критерии оценки ученика:

«5»-5 правильных ответов

«4»-4 правильных ответов

«3»-3 правильных ответов

 

Такая подготовка к урокам-зачетам дает положительные результаты: серьезное отношение к подготовке к экзаменам, объективная оценка знаний школьников. Усиливается воспитывающее воздействие проверки: учащиеся понимают необходимость последовательной работы над каждой темой курса, так как они регулярно отчитываются в своих знаниях перед товарищами и учителем.

Таким образом, методика поэтапного оценивания учебных достижений учащихся положительно влияет на уровень обученности и развития учащихся, о чем свидетельствуют высокие результаты ЕГЭ по русскому языку.

 

Использованная литература

 

1. Учебник для общеобразовательных школ/Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин.-М., «Русское слово», 2018

2. https://md.islu.ru/sites/md.islu.ru/files/rar/statya_mihaylova_e.k..pdf

3. https://upr.1september.ru/articles/2009/03/09

4. https://resource.ippk.ru/attachments/article/2359/Пинская.pdf



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: