Средняя группа
Цель:
· Формировать доброжелательность, вежливость, уважение к окружающим.
· Развивать способность оценивать свое отношение к позитивным и негативным
поступкам сверстников.
· Развивать связную, интонационно выразительную речь.
Материал.
Игрушки (на каждого ребенка) посажены или положены на стулья, стоящие вдоль стен зала; большой игрушечный медведь и книга, спрятанные в коробке (за ширмой); шапочки петушка и птички (для инсценировки).
Ход занятия
Воспитатель (подводит детей к закрытым дверям зала). Мы уже не раз говорили о вежливости, учились внимательно относиться друг к другу, к взрослым. И у игрушек тоже бывают уроки вежливости. Приглашаю вас сегодня на такой урок в Школу игрушек.
(Проводит детей в зал; подходя к каждой игрушке, берет ее в руки и от ее имени приветствует детей: «Здравствуйте!», «Доброе утро!», «Проходите, пожалуйста!», «Располагайтесь поудобнее!», «Чувствуйте себя как дома!»).
Утро в Школе начинается с необычной зарядки: ученики вспоминают вежливые слова. (Предлагает детям выбрать понравившуюся игрушку, встать около нее и, представив себя в роли этого персонажа, отвечать на вопросы). Зайчик, что нужно сказать, если обращаешься к кому – нибудь с просьбой? Белочка, какие слова благодарности ты знаешь?.. (Педагог обращается к каждому ребенку, хвалит за правильный ответ, затем предлагает детям присесть на стульчики).
Сейчас я познакомлю вас с медведем, которому учение в Школе игрушек дается нелегко.
(Приносит из-за ширмы коробку и достает из нее игрушечного медведя, говорит за него).
Медведь.
Я все могу – могу плясать,
И рисовать, и петь,
Могу стоять на голове,
|
До Марса долететь,
Могу допрыгнуть до Луны,
Могу найти алмаз,
Могу я даже видеть сны,
Не закрывая глаз…
Могу я целый день не врать.
Могу.., но не хочу!
Воспитатель. Вам понравился рассказ медведя? Хотите с ним дружить? Почему? (Ответы детей). Правильно, слушать хвастунов неприятно. Скромные люди не будут хвалиться: «Я сделал лучше всех!»
Но мишка не только хвастун. Послушайте стихотворение:
Мишка злым сегодня был.
Оттолкнул братишку
И сестренке нагрубил,
И уткнулся в книжку.
(Мишка «отворачивается», «закрывает» морду книгой).
Как можно назвать такого мишку? Правильно, грубиян.
Мишка. Ребята! Я не хочу быть грубияном. Подскажите, что нужно делать!
Воспитатель. Давайте, поможем медведю, расскажем, что должен делать каждый ребенок и каждый медвежонок, что – бы быть вежливым. (Рассуждения детей). Совершенно верно, вежливые дети первыми приветствуют взрослых, не забывают прощаться, извиняются за беспокойство, благодарят за помощь. Вежливые дети не разговаривают громко, не дразнят товарищей, умеют договариваться, уступать друг другу. Вежливый ребенок, если он обидел ненароком, просит прощения.
Медведь. Я понял, что очень плохо – быть хвастливым, грубым.., а еще каким?
Воспитатель. Сейчас я расскажу, что произошло в одном детском саду, а ты, мишка, подумаешь и ответишь, как называют людей, которые поступают, как девочка Маша, и как бы ты поступил на ее месте.
Принесла сегодня Маша
Длинношеего жирафа.
Целый день с жирафом этим
Поиграть хотели дети:
Он бы был подъемным краном,
Угостился бы бананом.
Чтоб жирафчик мог поспать,
|
Приготовили кровать.
Но взяла в охапку Маша
Длинношеего жирафа,
Утащила в уголок,
Чтоб никто отнять не мог.
Медведь. Вот так Маша! Вот так жадина! Никогда я так делать не буду. Я бы на ее месте предложил детям поиграть всем вместе, даже поделился бы своими игрушками. А как бы вы поступили ребята? (Ответы детей).
Воспитатель. Теперь проверим, нет ли в нашей группе жадных детей. (Читает стихотворение Э. Мошковского «Жадных нет»). Жадные!
Поднимите руки,
Жадные,
Жадины и жадюги.
Нету рук…
Вдруг жадных не стало.
Как не бывало.
Ну, хоть бы мало!
Две – три штуки!..
Поднимите руки,
Жадные девочки,
Жадные мальчики…
Поднимите хотя бы пальчики!
Сколько жадных? Надо же знать!
Пять? Двадцать пять?
Или сто двадцать пять?
Сколько жадных?
Смотрим тщательно.
Жадных нет?!
Замечательно!
Медведь благодарит детей за интересный и полезный урок в Школе игрушек. Дети желают им быть вежливым, добрым, скромным.
Воспитатель предлагает отдохнуть и посмотреть инсценировку (роли исполняют заранее подготовленные дети).
Приложение №5
Вежливое путешествие
(Старшая группа)
Цель:
· Продолжить формировать положительные моральные качества.
· Развивать способность оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам сверстников.
· Закреплять умение соотносить игровые действия с выполняемой ролью.