Рекомендации для работодателя.




СОДЕРЖАНИЕ

 

СОДЕРЖАНИЕ.......................................................................................................... 2

1. (15). Использование психодиагностического инструментария для подготовки психологического диагноза и рекомендаций заказчику. (Решение практической задачи)...................................................................................................................................... 3

2 (16). Оценка качества психодиагностического инструментария в работе практического психолога. (Решение практической задачи)............................................................ 19

 


 

1. (15). Использование психодиагностического инструментария для подготовки психологического диагноза и рекомендаций заказчику.
(Решение практической задачи).

 

Содержание практической задачи.

 

В службу занятости обратилась А.В., женщина 49-ти лет. Трудилась менеджером среднего уровня. Имеет ряд документов, свидетельствующих о высокой квалификации. В имеющихся характеристиках отмечается живой ум и быстрая реакция, а также «способность уладить любой конфликт». Потеряла работу вследствие кризиса. На протяжение трех месяцев пытается устроиться по специальности. В целом оптимистична и активна, но жалуется на тревогу, приступы апатии, а также усложняющиеся отношения с 12-летним сыном-подростком. Его увлечения, разговоры и в особенности юмор кажутся ей глупыми. Замечания и разговоры с сыном только усугубляют ситуацию. Несмотря на поддержку со стороны супруга, общее напряжение в семье нарастает. «Все как-то сошлось темной полосой. Может, что-то еще смогу изменить?».

А.В. была направлена на психодиагностическое обследование, в ходе которого выяснилось, что она явно предпочитает профессии типа «Человек-Человек» (ДДО по Е.А.Климову), по типу отношения к окружающим четко выражен VII октант по тесту Т.Лири – (Дружелюбный, сотрудничающий тип). В ходе анализа полученных данных акцент психолога был сделан на результатах выполнения А.В. теста «Стандартные прогрессивные матрицы Д.Равена» (59 решенных матриц – 95-й процентиль для британской и китайской выборок стандартизации соответствующего возраста).

Какие рекомендации психолог службы занятости можете сделать на основе этих результатов, имеющихся наблюдений и беседы непосредственно А.В., а также потенциальному работодателю?

 

Текст в программу к ГОС экзамену по данному вопросу

 

 

Особенности и этапы психодиагностического обследования.

Психодиагностический диагноз: его особенности и виды.

Психодиагностические нормы: виды, способы расчета и интерпретация.

Основные принципы использования психодиагностических данных в подготовке и проведении психологической консультации (этические, контекстуальные и др.).

 

Примерный вариант ответа:

 

Сначала отметим 2 особенности, на которые следует обратить внимание в ходе анализа условий этой задачи:

Во-первых, в ходе ПДО А.В. мы имеем ситуации двух возможных типов:

1) сам клиент (А.В.) обращается к психологу службы занятости;

2) возможно, среди работодателей, обращающихся в службу занятости в поисках сотрудников определенной квалификации, есть те, кого может заинтересовать именно А.В.

Таким образом, с одной стороны, психолог проводит ПДО для консультирования А.В. (прежде всего).

С другой стороны, на основе результатов ПДО по базе данных центра занятости психолог анализирует запросы работодателей, которых именно А.В. может заинтересовать. Для них (с обязательного согласия А.В., поскольку именно она является инициатором ПДО) также готовятся рекомендации, направления и (по запросу) консультации.

 

Во-вторых, психолог в этом ПДО использует не какой-то один изолированный показатель или методику, а индивидуально подобранную батарею тестов и информацию ряда документов (сертификатов и характеристик). Это в ходе подготовки психодиагностического диагноза позволяет не ограничиваться перечислением отдельных показателей (симптоматический, самый низкий по Л.С.Выготскому уровень диагноза). В нашем случае возможно перейти на этиологический или даже системный уровень психодиагностического диагноза, когда целый ряд имеющихся данных, наблюдений и показателей рассматриваются в единой системе применительно к ситуации клиента.

 

Рекомендации для А.В.

1. Ситуация проф.консультации и рекомендаций относительно перспектив трудоустройства.

А.В., прежде всего, интересует трудоустройство в соответствии с ее квалификацией и индивидуальными особенностями. Относительно сферы профессиональных предпочтений мы подтверждаем наиболее близкую для А.В. сферу «Человек-Человек», насыщенную социальными взаимодействиями. Именно этого типа профессии подходят А.В. в наибольшей мере. В ходе консультации обязательно обращаем внимание на высокий уровень интеллектуальных способностей, а также высокую обучаемость (опираемся на очень высокий уровень показателя теста Д.Равена, согласно которому не более 5% выборки стандартизации в Великобритании и в Китае имеют такой же или более высокий результат). Если служба занятости имеет запросы работодателей на специалистов такой квалификации, но несколько иного профиля, если служба имеет информацию о программах переподготовки, психолог рекомендует пройти переобучение по одной из этих программ.

Если в базе данных службы занятости имеется запрос конкретных работодателей, предлагающих работу в соответствии с квалификацией и предпочтениями А.В., мы предлагаем на выбор имеющиеся варианты для обсуждения и, возможно, для встреч с работодателями.

Кроме того, в ходе консультации психолог может и должен поддержать «оптимистическую» составляющую процесса поиска работы со стороны А.В., ее надежду и даже уверенность на благополучный вариант трудоустройства. Несмотря на возраст (49 лет), А.В. имеет хорошие шансы найти работу при таком профессиональном опыте, особенностях межличностных отношений и в особенности при столь высоком интеллекте.

2. Ситуация осложнения отношений с сыном-подростком. Прежде всего, отмечаем, что А.В. обратилась в службу занятости, и психолог данной службы скорее всего больше специализируется на проф.консультировании и проф.диагностике. Тем не менее, некоторые рекомендации относительно усложнившихся отношений А.В. с подростком-сыном дать можно. Например, обратить внимание на то, что 1) в связи с ситуацией безработицы А.В. получила больше возможностей общаться со своим сыном, но сам сын, возможно, и не в восторге от этого – его больше занимает общение со сверстниками, их общие интересы, язык общения и т.д.; 2) подросток в этом возрасте переживает период кризиса, его «чувство взрослости» очень ранимо, он ищет своих друзей, свой образ жизни, свое пространство; 3) интеллектуальное развитие в 12 лет также идет быстро, все в движении. Но такой высокий уровень интеллекта у матери (95-й процентиль) и, вероятно, пока меньший у ее сына могут быть основанием для «конфликта» уровней, вкусов и т.п. Нет оснований думать о том, что «примитивизм» сына и в дальнейшем сохранится. Тест Джона Равена – один из лучших в мире тестов измерения «генерального фактора G», а этот фактор в британской традиции исследования интеллекта характеризует в значительной мере генетически задаваемую составляющую интеллекта. Так что очень вероятно, что сын столь высокоинтеллектуальной матери в будущем будет показывать не менее высокие результаты, чем она. Поэтому, с одной стороны, надо понимать динамичность и противоречивость развития сына-подростка, принять те стороны его индивидуального развития, которые не входят в конфликт с нормами общества и семьи. Также надо понимать, что в этом возрасте далеко не все ироничные замечания матери (содержащие текст и подтекст) могут быть верно поняты сыном, а также и то, что его умственное развитие, интересы да и в целом личность находятся в очень динамичном состоянии.

Таким образом, психолог фиксирует внимание А.В. на определенной нормативности некоторого охлаждения взаимоотношений с сыном. Однако при этом психолог еще раз может сказать о том, что для более основательной консультации А.В. нужно обратиться к специалисту в области семейной психологии.

Рекомендации для работодателя.

В условиях задачи нет определенности относительно того, имеется ли какой-то определенный работодатель, которого интересовал бы сотрудник с такими же особенностями, как и у А.В.

Но если он есть, в беседе с работодателем, которая проводится с разрешения А.В. (поскольку именно она – инициатор, основной заказчик ПДО), мы указываем на то, что, несмотря на 49-летний возраст А.В., она имеет большой опыт деятельности в сфере профессий «Человек-Человек», дружелюбна по типу межличностных отношений, умеет улаживать конфликты. Особое внимание обращаем на чрезвычайно высокий интеллектуальный уровень А.В., ее высокую обучаемость и, возможно, творческие способности и пластичность в решении интеллектуальных задач (тест Д.Равена позволяет так интерпретировать очень высокий уровень показателей, т.е. показатели от 95го процентиля и выше).

 

Теоретические материалы к ответу:

 

 

 

 

 

Волочков А.А. ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ НОРМЫ:
СПОСОБЫРАСЧЕТА, «ЧТЕНИЕ» И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

 

 

В подавляющем большинстве психодиагностических процедур обработка сводится к подсчету суммы баллов по шкале за правильно решенные задания или за ответы, совпадающие с ключом. Итак, мы получили сумму баллов, например, по тесту музыкальных способностей у Наташи К[1]. Тест содержит 20 заданий, а Наташа К. дала правильные ответы по 15 из них, получив 15 баллов. Какой вывод можно сделать о ее музыкальных способностях? Никакой! Конечно, можно подумать, что Наташа выполнила значительно больше половины заданий, а это, вероятно, свидетельство хороших способностей[2]. С другой стороны, задания могли быть настолько легкими, что 99 из 100 детей могли получить оценки выше 15 по этому тесту. В таком случае Наташа К. могла бы оказаться намного менее музыкальной, чем другие дети ее возраста. Чтобы интерпретировать значение индивидуальных тестовых оценок, необходимо использовать нормы.

Психодиагностические нормы позволяют сравнивать индивидуальные результаты испытуемых с результатами других людей по этому тесту. Кроме того, они обеспечивают сравнение результатов, полученных испытуемым по одному тесту, с результатами выполнения других тестов. Наконец, благодаря нормам возможно сравнение результатов выполнения теста одним и тем же испытуемым (или одной и той же группой) в разных возрастах. Без использования статистических норм такое сравнение обычно совершенно некорректно. Нам вспоминается недавний пример, когда школьный практический психолог, исследуя общее интеллектуальное развитие школьников по тесту Д.Равена, оценивал его выполнение в процентах числа правильно решенных заданий. В пятом классе дети решили 10% матриц, в седьмом – 16%, а в 10-м – 35%. Делается вывод о быстром, ускоряющемся психическом развитии, обусловленном экспериментальной моделью обучения. Так ли это? То, что процент решенных заданий повышается, есть, скорее всего, результат взросления – естественно, что старшие решают больше. Но для выводов об уровне развития и опережающем эффекте такой обработки совершенно недостаточно.

Психодиагностические нормы позволяют это сделать. История психодиагностики накопила достаточный опыт решения проблем стандартизации, получения тестовых норм. Это не значит, что все проблемы решены. Например, если Марина и Костя получили, соответственно, 115 и 95 баллов по шкале IQ, то это еще не значит, что Марина умнее или интеллектуальнее. Сначала необходимо ответить на вопрос: «Какие тесты IQ в обоих случаях использовались?» Если это один и тот же тест, ситуация проясняется, но если это разные тесты, например, у Марины на вербальный, а у Кости – на невербальный интеллект? Возможно, что при их смене мы получим обратный результат. Кроме того, даже шкалы IQ в разных тестах нередко рассчитываются по-разному (с различной величиной стандартного отклонения). В странах с развитой психодиагностической культурой существуют специальные таблицы конвертации показателей, полученных по разным тестам интеллекта, обученности и т.д.

В настоящее время чаще всего применяются следующие количественные психодиагностические нормы: процентили, шкалы IQ, Т-баллы и шкалы стэнов («стандартная десятка», в которую переводятся сырые баллы, например, в опросниках Р.Кеттелла). Что означают те или иные баллы в этих стандартизованных шкалах, как их «читать» и вычислять?

 

Процентильные нормы

 

Этот вид норм несколько устарел, но по-прежнему широко распространен. Например, итоги стандартизации теста Стандартные Прогрессивные Матрицы Д.Равена, приведенные в книге, даны именно в виде процентилей.

Процентиль и процент – разные показатели. Процент показывает, какую часть заданий испытуемый решил относительно их общего количества. Процентиль показывает, как тест выполнен относительно других испытуемых, которые также решали его. Например, 50-й процентиль указывает на то, что половина испытуемых выполнила тест хуже, а половина – лучше испытуемого, его получившего. То есть, это соответствует среднему в выборке результату. 26-й процентиль показывает, что только 26% испытуемых выборки стандартизации выполнили тест хуже. 95-й процентиль говорит о том, что результат очень высок: почти 95% выборки имеют более низкий результат, и лишь 5% - еще более высокий.

Процентили делят все распределение результатов по тесту в выборке стандартизации на 4 части:

от 75 до 100 – очень высокий уровень;

от 51 до 75 – зона нормы (выше среднего);

от 26 до 50 – зона нормы (ниже среднего);

до 25 – очень низкий уровень.

Если выборка стандартизации репрезентативна (способна количественно и качественно отражать всю популяцию в целом), практическому психологу достаточно сравнить свои данные по тесту, имеющему такие нормы, с процентильными таблицами для того, чтобы сделать вывод об уровне и других особенностях полученных в «своей выборке» показателей.

Вычисление процентильных норм (даже вручную!) доступно практическому психологу.

Приведем пример их вычислений, взятый из монографии К.Купера [56, с. 267].


Таблица 1

 

Расчет процентильных норм для теста музыкальных способностей,
базирующихся на случайной выборке из 2035 детей 8 – 9 лет

 

  Сырые баллы Число детей, получивших эту оценку - частота встречаемости (f) Число детей, получивших эту и более низкие оценки –– «накопленные частоты» (cf) Процентиль: Pr = (cf: n) x 100%, где n – число детей
      (3: 2035) х 100% = 0,15
    3 + 2 = 5 0,25
    3 + 2 + 6 = 11 0,54
    11 + 8 = 19 0,93
      1,33
      1,97
      2,8
      3,93
      5,16
      6,78
      9,58
      13,86
      20,39
      30,27
      44,67
      62,11
      75,48
      85,21
      91,40
      96,31
       

 

Возвращаясь к примеру с Наташей К, у которой по этому гипотетическому тесту 15 баллов, сделаем вывод о том, что ее музыкальные способности несколько выше средних, но никак не выдающиеся. 65% детей получили оценку меньшую (или такую же) по этому тесту, но 35% имеют более высокий результат.

Как видно, получение процентильных норм – дело техники. С применением компьютера их вычисление резко облегчается.

Преимущество процентилей – возможность использования при стандартизации даже тех показателей, которые не имеют нормального распределения (все-таки оно желательно; не случайно в нашем примере выборка стандартизации достаточно велика и случайна).

Нормальное распределение по шкале дает возможность использовать так называемые стандартные показатели или стандартизованные шкалы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: