Основной вид искусства романского стиля — архитектура, преимущественно церковная (каменный храм, монастырские комплексы). Архитектура в романское время имеет статус ведущего вида искусства. Вся деятельность человека на земле определялась через понятие «строительство» в аспекте построения мира Небесного Иерусалима в душе своей и предуготовления к обитанию в этом Граде.
Предыдущий период иногда именуется предроманским.
Особенности романского стиля
Романский период - время возникновения общеевропейского монументального стиля средневековой архитектуры, скульптуры и живописи. В отличие от Византии, где искусство было строго регламентировано столичной школой, единство романского стиля не исключало обилия местных школ. Не только каждая страна, но и каждая область Европы давала свой вариант романской архитектуры, то камерной, то монументальной, то изобилующей декором, то аскетично строгой. Разными были системы росписей храмов и принципы их украшения скульптурой.
При сохранении местных особенностей романскому искусству присущи общие черты:
- ведущая роль архитектуры, отличавшейся суровым крепостным характером
- подчиненность ей живописи и монументальной скульптуры, условных по стилю, назидательных и экспрессивных.
- Значительное развитие получила книжная миниатюра, ювелирная пластика, изделия прикладного искусства.
Романское искусство также находилось под сильным влиянием византийского искусства, особенно в живописи, а также под влиянием «неклассического» декорирования «островного искусства» с Британских островов (т. наз. «варварский стиль»); соединение этих двух элементов создало новый и последовательный стиль.
|
Романская архитектура
В романское время ведущим типом культовой постройки становится монастырская церковь.
Причины формирования единого романского стиля:
На формирование единой стилевой программы именно в Х-ХI вв. повлияло разделение христианской церкви на католичество и православие в 1054 г. Потребность в пестовании собственной религиозности в ее самостоятельности и истинности оказалась и на востоке, и на западе катализатором возникновения особенных, отличных моделей визуализации православного и католического мироотношения. Так, католическая картина мира для своего утверждения призвала к жизни романскую храмовую систему.
Христианство в странах Западной Европы отличается от христианства Востока своей направленностью. Если в Византии в центре внимания был совершенный мир духовно прекрасных эталонных святых, то на Западе в центре внимания оказалось греховное несовершенство человека и путь его преодоления. Образцом выступил святой мученик, мощи которого являлись объектом притяжения и поклонения паломников и прихожан. Святой-мученик задавал идеал мученического отвержения голоса плоти и обращения земной жизни на путь жертвования. Дух и тело в такой концепции есть непримиримые полярности. Поэтому путь к достижению идеала мыслится как мучительный и драматический. Отсюда и прохождение по кораблю романского храма - это путь страдания и искупления (ср. Лабиринт)
Монастырь строился как крепость, которая обороняла и охраняла, защищала себя от мира внешнего и враждебного прежде всего своей греховностью. Главной заботой монахов была молитва, очищающая и спасающая все грешное человечество. Монастырь был и цементирующим звеном для всего европейского общества, монашеский образ жизни служил примером для духовных и светских общин.
|
Основа культового сооружения сохраняет базиликальность в романское время. Но план базилики, по сравнению с раннехристианским временем, удлиняется на восток за пределы трансепта и получает форму латинского креста. План романской базилики - латинский крест - есть символ трудного и тернистого крестного пути движения верующего католика от града земного к граду небесному.
Над средокрестием помещалась башня-колокольня-фонарь. Тем самым фиксируется узловая точка пересечения перекладин креста, лежащего в основе конструкции церкви. Встречное движение востока и запада, севера и юга, небес и земли осеняется, освещается и освящается в пространстве башни средокрестия.
Восточная часть латинского креста заканчивается апсидой; между трансептом и апсидой размещается трехнефный хор. Боковые нефы хора, соединяясь, образуют коридор, обходящий полукружие центральной апсиды.
Строительство крипт продолжает быть обязательным и в романское время. Крипта располагается под хором. Популярность реликвий и святых мощей, увеличение числа реликвий и погребений в церквах, необходимость сделать их доступными для обозрения паломниками и прихожанами привело к появлению плана крипты с радиально расположенными капеллами вдоль кольцевого обхода, что в свою очередь повлияло на план всей восточной части храма. Апсидная часть преобразовалась в венец капелл.
|
Западная часть монастырской церкви фланкировалась башнями. Романские церкви имеют вид оборонительного сооружения. Романская церковь есть крепость - в значении крепости духа. Особое значение в этой крепости духа имеет вход - врата в вечный духовный мир, для грешников оборачивающийся адом, для праведников - раем. Вход, на иконическом уровне обозначенный порталом с тимпаном, в котором находится изображение Страшного Суда, фиксирует границу перехода из мира грешного Вавилона в царство небесного Иерусалима, здесь совершается символическое «взятие крепости», преодоление порога, преступая который, верующий совершает в символическом значении важный шаг на пути приближения к очищению своей сущности, просветлению, приближения к истине.
Ведущим началом в облике церкви стала стена, ее масса и поверхность. Стена в церквах была подчеркнута строгими архитектоническими членениями или кладкой из различных сортов камня, образуя четкую грань между внутренним и внешним пространством. Эта плотная грань символически представляла отгороженность и защиту от мира грешного Вавилона, неприкосновенность царства Божьего на земле, репрезентированного монастырской церковью.
Основным строительным материалом был местный тесанный камень, служивший символом той каменности, крепости, нерушимости, которая требовалась от верующего в вопросах веры.