Требования к содержанию, объему и структуре курсовых работ (проектов)




 

5.1.1 Выполнение курсовой работы (проекта) осуществляется в несколь­ко этапов:

- выбор темы, согласование ее с руководителем;

- подбор и изучение источников информации;

- составление рабочего плана работы (проекта), согласование его с руководителем;

- сбор и обработка фактического и статистического материала по теме работы;

- написание курсовой работы (проекта);

- предоставление курсовой работы (проекта) на предваритель­ную проверку руководителю;

- устранение замечаний (при наличии);

- оформление курсовой работы (проекта);

- защита курсовой работы (проекта).

Завершенная курсовая работа (проект) передается студентом на кафедру за неделю до защиты для ее анализа на бумажном носителе и в электронной версии для проверки оригинальности текста. Студенты очно-заочной (вечерней) и заочной форм обучения сдают курсовые работы (проекты) на кафедру до начала промежуточной аттестации.

5.1.2К содержанию курсовых работ (проектов) предъявляются следующие требования:

- актуальность исследования, представленного в работе;

- соответствие основным направлениям и итогам развития на­учной мысли в изучаемой области, ее современному состоя­нию;

- полнота и объективность теоретического освещения изучае­мой проблемы как в целом, так и отдельных ее частей;

- доказательность, научная аргументация рассматриваемых положений;

- достоверность, типичность (а не случайность) используемых данных, примеров, фактов;

- использование информационных технологий, базирующихся на применении средств современной вычислительной техни­ки и соответствующего программного обеспечения.

5.1.3 Курсовая работа (проект) должна содержать следующие структурные элементы:

1. титульный лист;

2. задание на курсовую работу (вариант курсовой работы);

3. содержание;

4. введение;

5. основная часть;

6. заключение;

7. список сокращений и условных обозначений (при наличии);

8. словарь терминов (при наличии);

9. список использованных источников;

10. приложения (при наличии).

5.1.4 Титульный лист - начальный лист курсовой работы (про­екта). Титульный лист оформляют в соответствии с Приложением А.

5.1.5 Задание на курсовую работу (проект) включается в текстовую часть после титульного листа, не нумеруется и не включается в общее количество листов.

Задание на курсовую работу (проект) оформляется в соответствии с Приложением Б.

5.1.6 Содержание - обязательный элемент аппарата курсовой работы (проекта), служа­щий для ориентации в ней и указывающий заголовки.

В содержание включают все структурные элементы работы, в том числе порядковые номера и наименования всех структурных единиц основной части, с указанием номера страниц, на которых они начинаются. Содержание размещают на следующей после титульного листа курсовой работы (проекта), включают в общее количество страниц работы. Заголовок «Содержание» записывают полужирным шрифтом, размер 16, с первой прописной буквы, располагая в центре поля страницы. Наименования, включенные в содержание, записывают строчными буквами, начиная с прописной.

После заголовка каждого из указанных структурных элементов ставят отточие, а затем приводят номер страницы, на которой начинается данный структурный элемент (приложение В).

5.1.7 Введение - структурная часть курсовой работы (проекта), вводящая в суть ее проблематики. Объем введения должен составлять 3-4 страницы печатного текста. Введение размещают на отдельной странице, располагая слово «Введение» посередине поля страницы, и записывают полужирным шрифтом, размер 16, с первой прописной буквы.

Во введении автор должен кратко обосновать актуальность исследования, показать теоретические основы исследования, сформулировать цель и задачи исследования, определить его объект и предмет, указать методы и (или) методики исследования, показать практическую значимость исследования, представить его информационную базу.

Актуальность исследования должна отражать степень его важности в данный момент для теории и практики.

Теоретические основы исследования - работы, концепции ученых, послужившие базой исследования в курсовой работе (проекте). Здесь рекомендуется использовать следующие формулировки: «теоретической основой исследования являются...», «теоретической базой исследования послужили труды...» и т.п.

Цель исследования - это научный результат, который должен быть достигнут автором в процессе выполнения курсовой работы (проекта). В формулировке цели ре­комендуется использовать следующие выражения: «анализ и обобщение опыта», «разработка», «выявление особенностей (предмета исследования) и путей его совершенствования» и т.п.

Задачи исследования должны быть направлены на достижение цели курсовой работы (проекта). Это частные вопросы, соответствующие, как правило, заголовкам подразделов. В формулировке задач рекомендуется использовать глаголы «охарактеризо­вать», «раскрыть», «проанализировать», «установить», «представить», «рассмотреть» и т.п.

При определении цели и задач следует учитывать, что целью является раскрытие темы работы, решение определенной проблемы, задачами - этапы достижения цели.

Объект исследования - организация (предприятие), процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.

Предмет исследования - это то, что находится в границах объекта. Предмет исследования включает только те отношения и связи, которые исследуются в конкретной курсовой работе (проекте). При определении предмета исследования следует ответить на вопрос, какие отношения или элементы, или свойства, или функции данного объекта подлежат изучению.

Предмет исследования определяет тему курсовой работы (проекта). Поэтому формулировка предмета исследования должна совпадать с темой исследования или по звучанию быть близка к ней.

Объект и предмет исследования как категории научного исследования соотносятся между собой как общее и частное. Тема, цель, предмет ис­следования должны быть тесно связаны друг с другом и в своих формулировках отражать эту взаимосвязь.

Метод - совокупность приемов теоретического или практического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи. Метод - исходный пункт и условие исследования.

При указании методов исследования следует выделить общие методы научного познания (например, анализ и синтез, моделирование, наблюдение, сравнение) и специальные, характерные для конкретных наук.

Методика - система конкретных приемов или способов осуществле­ния какого-либо исследования.

Практическая значимость исследованиякурсовой работы (проекта) может заключаться в следующем:

- экономическое обоснование мероприятий по использованию результатов исследования;

- внедрение результатов исследования в практическую деятельность;

- наличие актов о внедрении результатов исследования в практику;

- апробация результатов исследования в виде написания статей,

выступлений в научно-практических конференциях, участие в конкурсах проектов (работ) и другие.

Информационной базой исследования могут быть материалы

фе­дерального и территориальных органов государственной статистики Российской Федерации, данные первичного учета и годовых отчетов предприятий, нормативно-справочные материалы, материалы проведенного анкетирования, наблюдения, результаты экспертного опроса, информационные ресурсы Интернет-порталов и т.п.

В заключительной части введения комплексного курсового проек­та должны быть указаны номера разделов (глав), подразделов (параграфов) и инициалы имени и отчества, фамилии студентов, выполнивших их.

5.1.8 Основная часть курсовой работы (проекта) должна отражать суть проблемы и содержать его подробное изложение. Объем основного текста (без введения и заключения) не более 20-25 страниц.

Все части курсовой работы (проекта) должны быть изложены в строгой логической последовательности и взаимосвязи. Рекомендуется 2 главы.

В конце каждой главы или раздела должны быть сформулированы краткие выводы, вытекающие их текста.

Материалы основной части группируются в относительно законченные проблемно-тематические крупные структурные единицы, охватывающие определенную ступень исследования предмета курсовой работы (проекта): разделы (главы), подразделы (параграфы).

Раздел (глава) - крупная рубрика, являющаяся одной из высших ступеней деления основного текста.

Подраздел (параграф) - крупная рубрика, имеющая самостоятельный заголовок.

Каждый раздел следует начинать с нового листа.

Курсовая работа (проект) должна быть направлена на:

1. Получение практически значимого результата в виде законченных организационно-экономических разработок и иных мероприятий, имеющих всестороннее обоснование (социально-экономическое или финансово-экономическое, правовое и др.). В этом случае речь идет о курсовом проекте.

2. На решение сложной расчетно-аналитической или исследовательской экономической задачи.

Основная часть курсовой работы (проекта) содержит несколько содержательных структурных компонентов:

- теоретические аспекты (основы) предмета работы;

- практическое исследование объекта и предмета работы;

- конкретные рекомендации по совершенствованию предмета курсовой работы (проекта).

В случае курсового проекта содержательные структурные компоненты будут следующими:

- теоретические аспекты (основы) предмета проекта;

- практическое исследование объекта и предмета проекта;

- проектная часть исследования.

Теоретические аспекты (основы) предмета исследования курсовой работы (проекта) представляют собой результат анализа и синтеза совокупности теоретических источников по определенной теме, содержащий обобщенные и критически проанализированные сведения об истории, современном состоянии, тенденциях и перспективах развития предмета исследования. К ним относят современные концепции решения изучаемой проблемы, различные теоретические подходы к исследуемому вопросу, показатели и методы их расчетов. В данном разделе дается описание и постановка проблемы исследования.

Практическое исследование объекта и предмета курсовой работы (проекта) выполняется на конкретных материалах организаций и предприятий различных форм собственности. Данный раздел включает: краткую характеристику объекта исследования (в т.ч. правовые основы деятельности объекта исследования, описание организационно-управленческой структуры и основных видов деятельности, анализ социально-экономических показателей, выявление и обоснование необходимости решения проблемы); исследование предмета курсовой работы (проекта) в рамках поставленной проблемы; анализ и обобщение результатов исследования.

Конкретные рекомендации по совершенствованию предмета курсовой работы (проекта) представляют собой комплекс рекомендаций (две-четыре), направленных на улучшение деятельности объекта исследования и его аналогов. Рекоменда­ции обязательно должны быть обоснованны, то есть содержать подробные пояснения того, как они должны быть реализованы. Если на реализацию предлагаемых мероприятий необходимы денежные средства, то должны быть подсчитаны затраты и оценен ожидаемый экономический эффект.

В случае курсового проекта необходимо рассмотреть:

- разработку мероприятий по решению проблемы;

- обоснование предложенных мероприятий;

- механизм реализации проекта и схему управления им.

5.1.9 Заключение - структурная часть курсовой работы (проекта), в которой подводятся итоги исследования, делаются обобщения, выводы, определяются условия реализации мероприятий и рекомендаций. Основные выводы работы должны быть сформулированы в виде кратких, четких предложений и утверждений. Объем заключения - до 4-х страницы.

Заключение размещают на отдельной странице.

5.1.10 В целях обеспечения компактности курсовой работы (проекта) можно применять сокращение слов и словосочетаний, пропуск части элемента, объединение различных записей в одну запись и другие приемы сокращения.

Сокращению подлежат различные части речи. При сокращении слов применяют усечение, стяжение или сочетание этих приемов. Вне зависимости от используемого приема при сокращении должно оставаться не менее двух букв. Главным условием сокращения слов является однозначность их понимания и обеспечение расшифровки сокращенных слов. Не следует сокращать слова в тех случаях, когда это может исказить или сделать неясным смысл текста описания, затруднить его понимание. Не допускается сокращать любые заглавия в любой области и общее обозначение материала. В отдельных случаях библиографического описания, например, при записи очень длинного заглавия, допускается применять такой способ сокращения, как пропуск отдельных слов, фраз, если это не приводит к искажению смысла.

В общепринятых сокращениях точка в конце не проставляется.

Примеры:

высшее учебное заведение – вуз;

сантиметр – см;

килограмм - кг и т.п.

В остальных случаях в конце сокращения ставится точка.

В случае необходимости обозначения своего сложного термина аббревиатурой, ее следует указывать сразу же после данного термина в скобках, например, государственное регулирование экономики (ГРЭ).

Применение сокращений, не предусмотренных стандартами, или условных обозначений предполагает наличие перечня сокращений и условных обозначений.

Наличие перечня не исключает расшифровку сокращения и условного обозначения при первом упоминании в тексте.

Перечень помещают после заключения.

Перечень следует располагать столбцом. Слева в алфавитном порядке или в порядке их первого упоминания в тексте приводят сокращения или условные обозначения, справа - их детальную расшифровку.

Наличие перечня указывают в содержании курсовой работы (проекта).

5.1.11 При использовании специфической терминологии в курсовой работе (проекте) должен быть приведен словарь принятых терминов с соответствующими разъяснениями.

Словарь терминов не входит в основной объем курсовой работы (проекта).

Словарь терминов должен быть помещен в конце текста после списка сокращений и условных обозначений.

Термин записывают со строчной буквы, а определение - с прописной буквы.

Термин отделяют от определения двоеточием.

Наличие словаря терминов указывают в содержании курсовой работы (проекта).

5.1.12 Структурный элемент курсовой работы (проекта) «Список использованных источников» размещают после заключения.

Список должен включать не менее 20 наименований.

Допускаются следующие способы группировки библиографических записей: алфавитный, хронологический; по видам источников.

При алфавитном способе группировки все библиографические записи располагают по алфавиту фамилий авторов или первых слов заглавий документов. Библиографические записи произведений авторов-однофамильцев располагают в алфавите их инициалов.

При хронологическом порядке группировки библиографические записи располагают в хронологии выхода документов.

По видам источников библиографические записи рекомендуется располагать в соответствии с приложением Г.1.

Сведения об источниках следует нумеровать арабскими цифрами без точки и печатать с абзацного отступа.

Нумерация источников в списке сохраняется сквозная.

При составлении списка в алфавитном порядке и наличии в нем источников на разных языках образуются дополнительные алфавитные ряды, которые приводят в следующей последовательности: на русском языке, на языках с кириллическим алфавитом, на языках с латинским алфавитом, на языках с оригинальной графикой.

Примеры библиографической записи приведены в приложении Г.2.

Библиографические записи на электронные ресурсы приведены в приложении Г.3.

5.1.13 Приложения оформляются как продолжение данной работы на последующих ее листах. В приложениях помещают материал, дополняющий содержание основного текста.

Приложениями могут быть, например, рисунки, таблицы большого формата, инструкции, анкеты, сводные анкеты, методики, описания алгоритмов и программ задач, решаемых на ЭВМ, протоколы испытаний, заключения экспертизы, акты внедрения и т.д.

Приложения располагаются после списка использованных источников.

Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте.

Каждое приложение начинают с новой страницы, выполняют на листах формата А4.

Приложения обозначают прописными буквами русского алфавита, начиная с А (за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ), которые приводят после слова«Приложение».

В случае полного использования букв русского алфавита приложения обозначают арабскими цифрами.

При наличии в курсовой работе (проекте) одного приложения оно обозначается «Приложение А».

Текст каждого приложения при необходимости может быть разделен на составные части, которые нумеруют в пределах каждого приложения. Перед номером ставится буквенное обозначение этого приложения, отделенное точкой (приложения Г.1 – Г.3).

В тексте курсовой работы (проекта) на все приложения должны быть даны ссылки.

Приложение должно иметь заголовок, который располагают симметрично относительно текста в виде отдельной строки. Оформляют заголовок приложения следующим образом:

- выравнивание по центру без абзацного отступа;

- первая буква прописная, остальные – строчные, выделяют полужирным шрифтом, размер - 14 пт;

- точка в конце названия заголовка приложения не ставится;

- если заголовок состоит из двух предложений, то они разделаются точкой;

- между словом «Приложение» и его заголовком устанавливается 1 пустая строка;

- между заголовком и следующим за ним тестом устанавливается 1 пустая строка.

Приложения следует оформлять в соответствии с приложением Д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: