Появление Delphi не могло пройти незамеченным среди многочисленныхпользователей компьютера. Оценки экспертов, изучающих возможности этогонового продукта фирмы Borland, обычно окрашены в восторженные тона. Основноедостоинство Delphi состоит в том, что здесь реализованы идеи визуальногопрограммирования. Среда визуального программирования превращает процесссоздания программы в приятное и легко понимаемое конструирование приложенияиз большого набора графических и структурных примитивов.Система Delphi позволяет решать множество задач, в частности:· Создавать законченные приложения для Windows самой различнойнаправленности: от чисто вычислительных и логических, до графических имультимедиа.· Быстро создавать (даже начинающим программистам) профессиональновыглядящий оконный интерфейс для любых приложений.· Создавать мощные системы работы с локальными и удаленными базами данных· Создавать справочные системы (файлы.hlp) для своих приложений и мн.др.Delphi – чрезвычайно быстро развивающаяся система. Первая версия – Delphi 1.0была выпущена в феврале 1995 г. А затем новые версии выпускались ежегодно.Каждая последующая версия Delphi дополняла предыдущую.Большинство версий Delphi выпускается в нескольких вариантах: Standart –стандартном, Professional – профессиональном, Client/Server – клиент/сервер,Enterprise – разработка баз данных предметных областей. Различаются вариантыв основном разным уровнем доступа к системам управления базами данных.Последние варианты - Client/Server и Enterprise, в этом отношении наиболеемощные.Delphi - это комбинация нескольких важнейших технологий:· Высокопроизводительный компилятор в машинный код· Объектно-ориентированная модель компонент· Визуальное (а, следовательно, и скоростное) построение приложений изпрограммных прототипов· Масштабируемые средства для построения баз данных
Структура экрана в среде Delphi. После вызова Delphi в Windows появляются несколько окон (рис 1.):v главное окно,v окно формы,v окно инспектора объектов,v окно дерева объектов,v окно кода программы.
Рис1. Структура экрана в среде Delphi.Рассмотрим расположенное в верхней части экрана графическое меню системыDelphi, составленное из пиктограмм.В левой части графического меню находится панель инструментов. Инструментывыполняют некоторые команды главного меню - такое дублирование частопрактикуется в инструментальных средах.На этой панели есть, в частности, кнопка сохранения проекта на диске, кнопкаоткрытия проекта, кнопка запуска программы на выполнение.Следующая часть графического меню - палитра компонентов, устроенная в виденаборов пиктограмм. Совокупность наборов составляет библиотеку визуальныхкомпонентов (VCL). Имеется несколько категорий компонентов, каждая из которыхсвязана со своей закладкой. С помощью палитры компонентов мы будем создаватьэкземпляры компонентов (или объекты) в форме.Для того чтобы разместить объект в форме, нужно "щелкнуть" на соответствующейкнопке палитры и затем щелкнуть внутри окна формы: в указанное место формыбудет вставлен объект - экземпляр компонента выбранного типа.Окно Object Inspector - это окно, отображающее свойства либо формы, либоразмещенного на форме объекта. В нашем случае текущим компонентом являетсяформа, поэтому на рисунке окно свойств показывает свойства формы.Окно свойств имеет две закладки - Properties и Еvents, с помощью которыхможно получить в окне строки (поля) для задания, соответственно, свойствкомпонента (т. е. объекта или формы) и его реакции на различные события.Свойство определяет атрибут компонента, например, размер кнопки или шрифтметки. Событие означает, например, такие действия, как щелчок мыши на кнопкеили закрытие окна.Окно дерева объектов появилось в версии 6 и предназначено для наглядногоотображения связей между отдельными объектами, размещенными на активной формеили в активном модуле данных.Окно кода программы предназначено для создания и редактирования текстапрограммы. Первоначально оно содержит минимальный исходный текст.
Проекты Delphi. Проект Delphi состоит из форм, модулей, установокпараметров проекта, ресурсов и т.д. Вся эта информация размещается в файлах.Многие из этих файлов автоматически создаются Delphi, когда вы строите вашеприложение. Ресурсы, такие как битовые матрицы, пиктограммы и т.д., находятся вфайлах, которые вы получаете из других источников или создаете при помощимногочисленных инструментов и редакторов ресурсов, имеющихся в вашемраспоряжении. Кроме того, компилятор также создает файлы.Создающиеся в процессе проектирования файлы показаны в табл. 7.Главной частью приложения является файл проекта (.dpr), содержащий код наязыке Object Pascal, с которого начинается выполнение программы и которыйобеспечивает инициализацию других модулей. Он создается и модифицируетсяDelphi автоматически в процессе разработки приложения. Имя, которое даетсяфайлу проекта в процессе сохранения, становится именем исполняемого файла.
Файл проекта (.dpr)
| Этот текстовый файл используется для хранения информации о формах и модулях. В нем содержатся операторы инициализации и запуска программ на выполнение
|
Файл модуля (.pas)
| Каждой создаваемой вами форме соответствует текстовый файл модуля, используемый для хранения кода. Можно создавать модули, не связанные с формами. Многие из функций и процедур Delphi хранятся в модулях.
|
Файл формы (.dfm)
| Это двоичный или текстовый файл, который создается Delphi для хранения информации о формах. Каждому файлу формы соответствует файл модуля (.pas)
|
Файл параметров проекта(.dfo)
| В этом файле хранятся установки параметров проекта
|
Файл ресурсов(.res)
| Этот бинарный файл содержит используемую проектом пиктограмму и прочие ресурсы
|
Файлы резервных копий (.~dpr,.~dfm,.~pas)
| Это соответственно файлы резервных копий для файлов проекта, формы и модуля. Если что-то безнадежно испорчено в проекте, можно соответственно изменить расширения этих файлов и таким образом вернуться к предыдущему не испорченному варианту
|
Файл конфигурации окон (.dsk)
| Файл хранит конфигурацию всех окон среды разработки
|
Исполняемый файл (.exe)
| Это исполняемый файл приложения. Он является автономным исполняемым файлом, для которого больше ничего не требуется, если только не используются библиотеки, содержащиеся в DLL, OCX и т.д.
|
Объектный файл модуля (.dcu)
| Это откомпилированный файл модуля (.pas), который компонуется в окончательный исполняемый файл.
|
Таблица 7. Файлы, создающиеся в процессе проектирования. [8]В настоящее время вышла уже 7-я версия системы Delphi. За рекордно короткийсрок она стала одной из самых популярных систем программирования в мире.Многие разработчики в мире твердо ориентируются на использование Delphi какна инструмент, позволяющий создавать высокоэффективные клиент-серверныеприложения.
IV.Заключение
Объектно-ориентированные системы (ООС), под которыми понимаются все языкипрограммирования, инструментарии и методологии, поддерживающие технологиюобъектно-ориентированного программирования, пользуются огромной популярностьюв мире. Это обусловлено рядом их преимуществ:1.
ООС позволяют справляться со сложностью. Первое важноепреимущество объектно-ориентированных систем вытекает из природы их связи среальным миром. Разработчик может спроектировать физическую систему впрограммную, первоначально задав все важные физические объекты исоответствующие им программные объекты. Группы взаимосвязанных физическихобъектов отображаются в классы, которые можно организовать в иерархию, начинаяс общих классов и добавляя к ним специализированные подклассы. Процедуры, общиедля нескольких классов, находятся в их общем суперклассе и наследуются ими.Объектно-ориентированный подход уменьшает концептуальный разрыв междуреальным миром и компьютерной моделью. Он позволяет аналитикам ипроектировщикам ясно понимать структуру системы. Поэтому сегодня объектно-ориентированные системы используются для моделирования сложных физическихсистем на производстве, в телекоммуникациях, а также в военном и оборонномкомплексах.2.
ООС предназначены для изменений. Второе преимуществообъектно-ориентированных систем обусловлено способом взаимосвязи объектов черезсообщения.Гибкость объектно-ориентированных систем является неоспоримым преимуществомдля пользователей в быстро меняющихся средах, например, в технологиипрограммирования. Так, Computer Science Corporation использовал объектно-ориентированный язык Smalltalk для разработки продукта Design Generator.Компания отмечает, что благодаря использованию объектно-ориентированнойтехнологии, разработчики программ имеют возможность быстро реагировать нановые течения рынка в условиях возрастающей конкуренции.3.
Объекты могут использоваться несколько раз. Третьепреимущество объектно-ориентированных систем заключается в том, что классымогут наследовать процедуры от других классов. Компания может составитьбиблиотеки наиболее часто используемых классов, содержащих процедуры,предназначенные для специфических нужд и применяющихся в последующих прикладныхзадачах.В прошлом библиотеками подпрограмм пользовались разработчики ПО для решениястандартных задач типа математических вычислений. Объектно-ориентированныесистемы дают более широкий спектр многократного использования текстовпрограмм.Библиотеки объектов также можно приобретать от независимых поставщиков. Внастоящее время наиболее активно покупают такие библиотеки классов длясоздания пользовательских интерфейсов с пиктограммами. Разработка и написаниетаких интерфейсов с нуля - задача нелегкая. Компании типа Apple и WhitewaterGroup поставляют инструментарии для быстрого построения таких интерфейсов наоснове нескольких базовых классов типа Window, Menu, ScrollBar и Icon.Пользователи могут использовать как эти классы, так и их подклассы,добавляющие в интерфейс, например, специальные пиктограммы.
4. ООС легко поддерживаются. Четвертое преимущество заключается вспособе комплектования объектно-ориентированных программных модулей.Традиционное ПО состоит из данных и процедур, осуществляющих доступ и изменениеданных. Данные и процедуры комплектуются отдельно, поэтому изменение структурыданных влияет на различные модули, написанные разными пользователями. Вобъектно-ориентированной системе данные и процедуры рассматриваются вместе какчасть одного пакета - объекта. При изменении данных все задействованныепроцедуры легко идентифицируются и изменяются одновременно. Поскольку изменениераспространяется только на одну область системы, его побочное влияние на всюсистему уменьшается.Вследствие этих преимуществ, а также еще ряда причин, ООП является внастоящее время самым перспективным, распространенным и эффективнымнаправлением в программировании.
Литература и ссылки
1. Г. Буч «Объектно-ориентированный анализ и проектирование спримерами приложений на С++» Пер. с англ. - М.: Бином; СПб.: Невский диалект,1999.
2. В. Фаронов «Deiphi 6» - СПб.: Питер, 2002.
3. Э. Ишкова «C++ начала программирования» - М.: Бином, 2001.
4. С. Немнюгин, Л. Перколаб «Изучаем Turbo Pascal» - СПб.: Питер, 2002.
5. С. С. Гайсарян «Объектно-ориентированное проектирование»(https://www.mista.ru/oop_book/index.htm)
6. Объектно-ориентированная методология программирования(https://www.math.rsu.ru/smalltalk/sml-a.ru.html)
7. Принципы объектно-ориентированного программирования – ArticlesDЛекции по Delphi (https://blackman.wp-club.net/lection/object.php)
8. Система визуального объектно-ориентированного проектированияDelphi - ArticlesD Лекции по Delphi(https://blackman.wp-club.net/lection/visualprg.php)
9. М.Плискин «Эволюция языков программирования»(https://ce2.ce.cctpu.edu.ru/edu/df/se/lang/lng_09.html)
10. Стили программирования(https://media.karelia.ru/~ftt/IVK/new2/Inflect/T_1_16.htm)
11. А. Жуков «Изучаем Delphi» - СПб.: Питер, 2003.
12. Структура экрана в среде Delphi(https://textbook.keldysh.ru/distant/delphi/del_2.htm)
13. Объектно-ориентированные системы: состояние и перспективы.Аналитический обзор по материалам фирмы OVUM. Обзор подготовил А. Г. Иванов.(https://www.math.rsu.ru/smalltalk/obzornew.ru.html)
14. Lections on Computer Science: Object Oriented Languages. Лекция 1.Объектно-ориентированные языки программирования. Сравнение с традиционнымиязыками (https://math.msu.su/~vvb/2course/lect1.html)
15. Патрикеев Ю. Н. «Объектно-ориентированное проектирование»(https://www.object.newmail.ru/oop1.html)
16. Патрикеев Ю. Н. «Объектно-ориентированное программирование наBorland C++» (https://www.object.newmail.ru/obj0.html)
17. А. Легалов «Итоги экспансии объектно-ориентированной парадигмы»(https://www.softcraft.ru/paradigm/process/pr01.shtml)
Приложение
В качестве иллюстрации к вышеизложенному материалу, к курсовой работеприлагается программа, разработанная в объектно-ориентированной среде Delphi.Целью этого проекта была систематизация разных видов информации, относящейсяк одной теме – в данном случае информация о различных видах птиц. Средствавизуальной объектно-ориентированной среды Delphi позволили сделать эту работубыстро и с минимальными затратами. Ниже приводится краткое описание проекта,сам исполняемый файл прилагается на компакт-диске.Разработка проекта начиналась с главной формы (рис2.) На форме размещенывсего три объекта: Label1 класса TLabel (метка), Image1 класса TImage(изображение) и кнопка Button1 класса TButton. С помощью несложного кодапосредством этой кнопки производится переход на вторую форму:
procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);
begin Form1.Hide;Form2.Show;
end;Рис 2. Главная форма проекта «Birds»В компоненты этой формы входит объект ListBox1 (рис3.) класса TListBox –список, с помощью которого осуществляется дальнейший переход к остальнымформам программы:
procedure TForm2.ListBox1DblClick(Sender: TObject);
begin Form2.Hide;(Birds[ListBox1.ItemIndex])^.Show;
end; Здесь используется массив Birds, который был описан ранее:
const numBirds = 15;Birds:
array [0..numBirds-1]
of ^TForm =(@Vorob, @Cov, @Popug, @Raksh, @Gol, @Gus, @Pog, @DHP, @Zur, @Kul,лплплл@Kur, @Dyat, @DK, @Golub, @Ping);
Рис3. Компонент ListBox1. В остальных формах программы с помощью несложных компонентов было размещенодовольно большое количество информации: графической, текстовой и звуковой.