Методическая разработка «ЭкоМир моей семьи»
Щипачёва Татьяна Васильевна, педагог дополнительного
образования МБОУ ДО «ЦРТДиЮ «Ровесник»
«ЭкоМир моей семьи» - это часть программы сотрудничества семьи и клуба «Зелёный лес» в экологическом воспитании детей младшего школьного возраста и представляет собой цикл творческих экологически ориентированных дел с участием родителей школьников.
Форма проведения занятия: комбинированное занятие.
Место проведения: аудитория, актовый зал, классная комната.
Целевая группа: родители и обучающиеся 3-х, 4-х классов.
Цель занятия: формирование экологической культуры родителей и обучающихся во взаимодействии двух образовательных сфер – семьи и учреждения дополнительного образования.
Задачи:
- содействовать пониманию родителей о важности научить ребенка защищать природу, любить ее и уметь охранять;
- побудить интерес к созданию благоприятной окружающей среды села Петровка;
- формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.
Планируемые результаты:
- повышение уровня знаний родителей и детей об экологии, охране природы;
- формирование положительного отношения к природе;
- формировагие представления о важности понимать и слышать друг друга, высказывать предположения, делать выводы.
Регламент работы и формы организации деятельности
Занятие рассчитано на 45 минут. Формы: беседа, просмотр короткометражного фильма, игра, конкурс, викторина, совместная деятельность.
Ресурсы для проведения занятия:
сценарий, учебно-дидактические материалы, интернет для просмотра видеофильма «Улыбка природы», листок обратной связи.
|
1. Сценарный план проведения занятия
Участники: команды (родитель-ребёнок), придумывают название своей команде; зрители.
1.Наука «Экология ». (3 мин)
Ведущий: (демонстрируя модель глобуса) Наша планета - это общий дом. Это реки, леса, поля, небо, солнце, животные; то есть все то, что не сделано руками человека. И человек тоже часть природы. И самый маленький жучок - тоже часть природы. Природа кормит человека, одевает, обучает, дает все необходимое для жизни. Существует целая наука, которая изучает природу и окружающий нас мир. Как она называется?
Задание: дать понятие «Экологии». На подготовку 1минута, затем слушаем высказывания участников.
Формы подведения результатов деятельности: взаимооценка ответов.
2.«Вкусно. Полезно. Красиво!» (7 мин.) конверт вопросов.
Ведущий: «Прежде, чем за стол мне сесть – я подумаю, что съесть».
Давайте подумаем, какие продукты приносят пользу, а какие вред нашему организму. Каша – наиболее подходящее блюдо для завтрака. Она содержит очень много питательных веществ, легко усваивается организмом. Наиболее полезна гречневая каша. Далее каши из овса, риса. А манная каша – самый калорийный продукт. Каши следует есть перед контрольной, соревнованиями или работой. Вы должны знать и запомнить продукты, которые наносят больше вреда нашему организму, нежели пользы это: чипсы, сухарики, кириешки, лимонад, пепси, кока-кола и др.
Вопросы командам игроков:
а) Что означает экологически чистый продукт?
б) Как питается ребёнок дома?
в) Имеет ли семья подсобное хозяйство?
|
г) Режим питания важен он или нет?
д) Отношение в семье к импортной продукции.
е) Можно ли употреблять в пищу продукты с истекшим сроком годности?
Задание: составить рекламу предложенных экологически чистых продуктов (картофель. лук, молоко, хлеб домашней выпечки и.т.д)
Формы подведения результатов деятельности: конкурс на лучшую рекламу, публичная презентация деятельности.
3. «Природа в вашем доме» (10 мин.) ответы на вопросы ведущего:
а) Какое место в вашем доме занимает природа (наличие цветов, домашних животных).
б) Как часто семья выезжает на природу? Ваши любимые маршруты?
в) Каковы правила поведения на природе?
г) Как часто в вашей семье говорят о природе, смотрят кинофильмы о природе, читают стихи, рассказы. Каких авторов, пишущих о природе вы знаете?
д) Есть ли в домашней библиотечке книги о животных, растениях. Если есть, то какие?
Задание 1: ответы на вопросы экологической викторины (Приложение 1);
Задание 2: нарисовать план озеленения нашего села с зонами отдыха на листах ватмана.
Формы подведения результатов деятельности: ответы на викторину, защита творческих работ.
4. «Экология начинается с меня» (15 мин.)
Просмотр короткометражного фильма «Улыбка природы» https://www.youtube.com/watch?v=fismiAcqXOE
Ответы команд на вопросы ведущего:
а) Как в вашей семье утилизируют мусор?
б) Зажигаете ли вы костры осенью и весной для сжигания старой травы?
в) Что нужно сделать для того, чтобы улицы нашего села стали чистыми и красивыми?
г) Как сделать так, чтобы люди не мусорили на улицах?
Задание 1: предложить мероприятия по очистке села от мусора.
|
Задание 2: Подвижная игра «Сортируем мусор».Каждой команде участников выдаётся большой бумажный пакет с различным мусором (бумага, стекло, консервные банки, шпагат, тряпки, пластиковые бутылки, и.т.д), который необходимо рассортировать. На выполнения задания даётся 3минуты.
Формы подведения результатов деятельности: «мозговой штурм», игра-соревнование.
5. «Экология души» (7 мин.) игра со зрителями.
Знаете ли вы правила поведения в природе, давайте проверим!
Если я приду в лесок
То сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок
То выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
Если разведу костер,
То тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю
То убрать забуду? (нет)
Если мусор уберу,
Банку закапаю? (нет)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)
Задание: для участников (пока идёт игра со зрителями): оформить флористические панно из предложенных сухоцветов.
Формы подведения результатов деятельности: смешные вопросы с коллективным ответом, выставка творческих работ.
6. Заключение (3 мин)
Награждение команд, заполнение листа обратной связи родителями (Приложение 2), листка настроения и эмоционального состояния (Приложение 3).
Материально-технические условия:
Оборудованный учебный кабинет, компьютер, проектор, экран, наборы гербариев из сухоцветов, краски и карандаши, листы ватмана, глобус, подарки для участников.
Приложение 1
«Экологическая викторина»
1. Его производит обыкновенная корова.
2. В небольших количествах он очень полезен.
3. Когда его слишком много, это становится настоящим бедствием.
4. При попадании в водоемы он разрушается, рыба и другие водные животные начинают задыхаться.
5. Его можно компостировать.
(Навоз)
* * *
1. Она бывает разноцветной, и ее очень трудно сломать.
2. Предметы из нее очень легкие.
3. У вас много игрушек из нее.
4. Если ее поджечь, то появляется много дыма, который плохо пахнет и плохо влияет на здоровье.
5. Она составляет большую часть мусора на Земле.
(Пластмасса)
* * *
1. Ее изобрели китайцы.
2. Она хорошо горит.
3. Её получают из дерева.
4. Её остается много в классах после уроков.
5. На ней пишут и рисуют.
(Бумага)
* * *
1. Его делают из песка.
2. Ваши родители собирали и сдавали его за деньги в пункты приема.
З. Чаще всего оно прозрачное, легко разбивается при падении.
4. Им можно порезаться.
З. Брошенное в лесу, оно может быть источником пожара.
(Стекло)
* * *
1. В нашем селе этого нет.
2. Это можно сдать и получить деньги.
3. От него очистили село наши мальчишки.
4. Он может быть даже цветным.
5. Из него можно сделать много нового.
(Металлолом)
* * *
Всегда черного цвета.
2. Её много в городах, где есть заводы и фабрики.
3. Она очень вредна.
4. С ней борются трубочисты.
5. Ее много при горении.
(Сажа)
* * *
1. Этим пользуются люди.
2. Сначала это модное, красивое.
З. Это можно отдавать другим.
4. Этим забиты наши шкафы и шифоньеры.
(Одежда, обувь)
Приложение 2