Прокопенко Сергей Викторович
директор Межотраслевого регионального центра повышения квалификации и переподготовки специалистов, кандидат социологических наук, доцент кафедры управления Сахалинского государственного университета
prokopenko.sakh@mail.ru
+79621544832
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ГРАЖДАН
Аннотация: патриотическое воспитание граждан в современных условиях – важнейший элемент национальной безопасности, однако, несмотря, на предпринимаемые попытки в последнее время организовать эту работу на должном уровне, системностью и эффективностью оно (направление работы) не отличается. На примере субъектов Российской Федерации Дальневосточного федерального округа продемонстрировано рассогласование по таким вопросам организации работы по патриотическому воспитанию граждан как: объекты, субъекты, сроки, финансирование и иным. Обосновывается предложение именно в 2020 году, в год 75-летия Победы в Великой отечественной войне, на основе лучших из накопленных и реализованных в практик по патриотическому воспитанию сформировать единый для всей Российской Федерации долгосрочный Национальный проект «Патриотическое воспитание граждан России» с должным финансированием, а координацию его осуществления и мониторинга эффективности возложить на новый конституционный орган Государственный Совет Российской Федерации
Ключевые слова: патриотическое воспитание, организация патриотического воспитания, Государственный Совет
Prokopenko Sergey Viktorovich
Director of the Intersectoral regional center for professional development and retraining of specialists, candidate of social Sciences, associate Professor of the Department of public and state administration of Sakhalin state University.
|
prokopenko.sakh@mail.ru
+79621544832
SOME ISSUES OF ORGANIZING WORK ON PATRIOTIC EDUCATION OF CITIZENS
Abstract: Patriotic education of citizens in modern conditions is the most important element of national security; however, despite the attempts made recently to organize this work at the proper level, it (the direction of work) does not differ in systematic and efficient way. By the example of the constituent entities of the Russian Federation of the Far Eastern Federal District, it has been demonstrated that there is disagreement on such issues of organizing work on patriotic education of citizens as: objects, subjects, terms, financing, and others. The proposal is justified in 2020, the year of the 75th anniversary of the Victory in the Great Patriotic War, to form a unified long-term national project "Patriotic education of citizens of Russia" for the whole Russian Federation, with proper funding, on the basis of the best accumulated and implemented practices in patriotic education, and to assign the coordination of its implementation and monitoring of its effectiveness to a new constitutional body, the State Council of the Russian Federation.
Keywords: Patriotic education, organization of Patriotic education, State Council
Вопросы патриотического воспитания граждан можно и нужно рассматривать как важнейший элемент системы национальной безопасности. Уверены, что в настоящее время задача по патриотическому воспитанию граждан является стержнем противодействия негативному влиянию глобализма. Одним из проявлений современного глобализма стало формирование конструкции однополярного миропорядка, с десяткой так называемых «передовых государств», условия жизни и труда в которых наиболее привлекательны в сравнении с жителями остальных стран планеты. Миграция населения на постоянное место жительства в эти страны, «утечка умов» – реальная угроза и для России. Поэтому патриотизм граждан Российской Федерации – один из важнейших элементов системы национальной безопасности.
Организация работы по патриотическому воспитанию граждан – забота не только публичной власти, но и театра, кинематографа, средств массовой информации. Большая роль в деле патриотического воспитания традиционно возлагается на семью, школу, детские и молодёжные организации. Субъекты работы по патриотическому воспитанию граждан различны, ее содержание может быть разнонаправленно, но цель – едина: воспитание человека, гражданина, патриота. Официально патриотическое воспитание рассматривается как систематическая и целенаправленная деятельность институтов государственной власти и гражданского общества, семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания и чувства верности своему Отечеству.[1]
|
Однако, по нашему мнению, организация работы по патриотическому воспитанию граждан в современной России недостаточно эффективна в силу ряда причин, к наиболее важным отнесем:
1) в Российской Федерации на федеральном уровне не определен орган, координирующий организацию работы по патриотическому воспитанию граждан. Росмолодёжь[2], как орган, ответственный за реализацию Государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы", очевидно, ориентирован на одну группу населения – молодежь, иные группы не являются приоритетом;
2) в субъектах Российской Федерации отсутствуют единые подходы в организации работы по патриотическому воспитанию. Так, даже объект такой работы определен различным образом: в одних регионах – молодёжь; в других – жители; в-третьих – граждане, проживающие на соответствующей территории; в-четвёртых – население. Палитра субъектов организации работы по патриотическому воспитанию еще шире: органы исполнительной власти в сфере молодежной (например, Министерство спорта, туризма и молодежной политики Сахалинской области) или внутренней политики (например, Департамент внутренней политики Приморского края), образования (например, Министерство образования и молодёжной политики Камчатского края[3]). Причем характерно перманентное перераспределение функционала по организации патриотического воспитания граждан от одного органа исполнительной власти другому (так, в Магаданской области до 1 января 2019 года за реализацию Программы патриотического воспитания жителей области отвечало Министерство образования, сейчас – Правительство области);
|
3) организация патриотического воспитания граждан может быть предметом как специализированных государственных программ (например, государственная программа "Патриотическое воспитание жителей Магаданской области на период до 2022 года"[4]), так и может быть включена в иные программы (например, в Государственную программу «Развитие физической культуры, спорта и повышения эффективности молодёжной политики в Сахалинской области» [5] включена три подпрограммы, одна из них – "Патриотическое воспитание в Сахалинской области"). Есть примеры, когда патриотическое воспитание становится объектом только плана соответствующих мероприятий (например, Комплексный план патриотического воспитания граждан Российской Федерации, проживающих в Хабаровском крае[6]);
4) организация работы по патриотическому воспитанию в различных субъектах Российской Федерации может быть увязана с оригинальными (нередко, весьма специфическими) региональными особенностями (например, в Приморском крае патриотическое воспитание жителей взаимоувязано с этнокультурным развитием народов, гармонизацией межнациональных отношений и поддержкой социально ориентированных некоммерческих и иных общественных организаций[7]);
5) объемы финансирования организации работы по патриотическому воспитанию, как правило, незначительны, а в сопоставлении со сходными направлениями публичного управления – мизерны (так, средств на развитие физической культуры и спорта в Сахалинской области выделено в 100 раз больше, чем на патриотическое воспитание (45.599.361,2 тыс. руб. и 408.303 тыс. руб. соответственно);
6) сроки организации работы по патриотическому воспитанию установлены от минимальных (2-3 года) до стратегических (10-15 лет);
7) показатели (индикаторы, критерии и пр.) оценки эффективности организации работы по патриотическому воспитанию либо не поддаются измерению (и влиянию на их изменение), либо не установлены вовсе.
Таким образом, организация работы по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации требует упорядочивания и регулирования на федеральном уровне – вероятно, именно в 2020 году, в год 75-летия Победы в Великой отечественной войне, на основе лучших из накопленных и реализованных в субъектах Российской Федерации и на муниципальном уровне практик по патриотическому воспитанию следует сформировать единый для всей Российской Федерации долгосрочный Национальный проект «Патриотическое воспитание граждан России» с должным финансированием, а координацию его осуществления и мониторинга эффективности возложить на Государственный Совет Российской Федерации – орган, который по инициативе Президента Российской Федерации в ближайшее время должен получить конституционно-правовой статус и правовую основу деятельности «для целей обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти» (пункт «к» статьи 1 проекта № 885214-7 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти»).
[1] Паспорт Государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации 30 декабря 2015 года № 1493 // Собрание законодательства РФ. 2016. № 2 (ч. I), ст. 368.
[2] https://fadm.gov.ru/agency/about (Дата обращения: 20 января 2020 года)
[3] https://pravo.gov.ru/proxy/ips/?doc_itself=&backlink=1&nd=182023289&page=1&rdk=9#I0 (Дата обращения: 20 января 2020 года)
[4] https://docs.cntd.ru/document/446454545 (Дата обращения: 20 января 2020 года)
[5] https://docs.cntd.ru/document/446168695 (Дата обращения: 20 января 2020 года)
[6] https://docs.cntd.ru/document/465335833 (Дата обращения: 20 января 2020 года)
[7] Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан, реализация государственной национальной политики и развитие институтов гражданского общества на территории Приморского края" на 2018 - 2021 годы // https://docs.cntd.ru/document/550106314 (Дата обращения: 20 января 2020 года)