Тема. Метод проектов как инновационная педагогическая технология




Пройдите по ссылке и просмотрите презентацию https://www.myshared.ru/slide/1051205/

Пройдите по ссылке и просмотрите презентацию

https://ppt-online.org/442795

На основе 1-ой презентации составить свою, которую будете защищать 12 мая на зачете.

Законспектировать в лекционную тетрадь основные параметры, взятые из презентаций и последующего материала лекции.

· Подготовить проект (эскиз, примерный план проекта), который бы включал название проекта, класс, сформулируйте задачи, выбрать одну или несколько цитат, которые могут настроить вас на работу по данной теме, основные этапы, включите раздел «Применение в школе». Это может быть проект, как по русскому языку, так и по литературе.

Как педагогическая технология метод проектов включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов и ориентирован на самостоятельную работу детей: групповую, парную, индивидуальную. Учителю достаётся трудная задача — выбрать темы проектов, причём такие, в которых бы стояла проблема, взятая из жизни и значимая для учащегося. Однако и сами дети могут выбрать для себя тему проекта, скорректировав с помощью учителя поставленную в нём проблему. Когда темы проектов определены, учитель отправляет ребёнка в самостоятельное плавание — поиск и сбор информации, работу над решением поставленной проблемы и, наконец, получение и анализ результата самостоятельной деятельности.

Педагогическая цель любого проекта — формирование различных компетенций. «Образовательная компетенция» — это совокупность социального опыта, знаний, умений и навыков, обеспечивающих готовность к решению исследовательских задач с неформулируемым условием.

Внешне компетенции проявляются в форме умений. Поэтому в качестве целей проектной деятельности можно выбрать подходящие для данного проекта умения и навыки.

§ Рефлексивные умения: умение осмысливать задачу и определять проблему, умение определять, что нужно использовать для решения поставленной задачи и чему нужно научиться.

§ Исследовательские умения: умение самостоятельно выдвигать гипотезы и идеи, находить или изобретать способы действия; умение самостоятельно искать необходимую информацию в информационном пространстве; умение запрашивать информацию у эксперта (например, учителя-предметника); умение находить несколько вариантов решения проблемы; умение устанавливать причинно-следственные связи.

§ Навыки оценочной самостоятельности.

§ Умения и навыки работы в сотрудничестве: навыки коллективного планирования; умение взаимодействовать с любым партнёром; умение оказывать взаимопомощь в группе при решении общих задач; навыки делового партнёрского общения; умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

§ Менеджерские умения и навыки: умение проектировать процесс; умение планировать деятельность, время, ресурсы; умение принимать решения и прогнозировать их последствия; навыки анализа собственной деятельности (её хода и промежуточных результатов).

§ Коммуникативные умения: умение вступать в диалог, задавать вопросы; умение вести дискуссию; умение отстаивать свою точку зрения; умение находить компромисс.

§ Презентационные умения и навыки: умение уверенно держаться во время выступления; артистические умения; умение использовать различные средства наглядности и выразительности при выступлении; умение отвечать на незапланированные вопросы.

Роль учителя при работе ребёнка над проектом можно охарактеризовать следующими словами — не вести за собой, а быть рядом, то есть корректировать, координировать работу над проектом, провоцировать самостоятельную деятельность и познавательный интерес, бросать вызов сообразительности ребёнка.

Естественно, что в связи с этим встаёт вопрос о степени самостоятельности ребёнка при работе над проектом. Готового и однозначного ответа нет. Некоторые задачи учащийся способен решить самостоятельно, а некоторые — в сотрудничестве и сотворчестве с учителем. Найти «золотую середину» придётся в каждом конкретном случае.

Cуть технологии проектов – стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.

Метод проектов всегда предполагает

· во-первых, решение какой-то проблемы

· во-вторых, направлен на получение результата.

К организации проекта предъявляются следующие требования

(по А.В. Хуторскому):

1. Проект разрабатывается по инициативе учащихся. Тема проекта для всего класса может быть одна, а пути его реализации в каждой группе — разные. Возможно одновременное выполнение учащимися разных проектов.

2. Проект является значимым для ближайшего и опосредованного окружения учащихся — одноклассников, родителей, знакомых.

3. Работа по проекту является исследовательской, моделирует работу в научной лаборатории или иной организации.

4. Проект педагогически значим, то есть учащиеся приобретают знания, строят отношения, овладевают необходимыми способами мышления и действия.

5. Проект заранее спланирован, сконструирован, но вместе с тем допускает гибкость и изменения в ходе выполнения.

6. Проект ориентирован на решение конкретной проблемы, его результат имеет потребителя. Цели проекта сужены до решаемой задачи.

7. Проект реалистичен, ориентирован на имеющиеся в распоряжении школы ресурсы

Типология проектов:

1. по доминирующей в проекте деятельности:

· исследовательский проект (доминирует исследовательская деятельность)

· творческий проект (творческая деятельность)

· игровой проект (доминирует ролевая деятельность),

· практико-ориентированный проект (доминирует прикладная деятельность) и другие

2. по предметно-содержательной области

· моно проект (в рамках одной области знания)

· межпредметный проект

3. по характеру координации проекта:

· непосредственный (жесткий, гибкий),

· скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов)

4. по характеру контактов

· среди участников одной школы,

· класса,

· города,

· региона

и т.д.

5. по количеству участников проекта.

6. по продолжительности проекта

Этапы работы над проектом:

1. Поисковый этап

· поиск и анализ проблемы

· выбор темы проекта

· планирование проектной деятельности по этапам

· сбор, изучение и обработка информации по теме проекта

1. Конструкторский этап

· поиск оптимального решения задачи проекта

· исследование вариантов конструкции с учетом требований дизайна

· выбор технологии изготовления

· экономическая оценка

· экологическая экспертиза

· составление конструкторской и технологической документации

2. Техн ологический этап

· составление плана практической реализации проекта,

· подбор необходимых материалов, инструмента и оборудования

· выполнение запланированных технологических операций

· текущий контроль качества

· внесение при необходимости изменений в конструкцию и технологию

3. Заключительный этап

· оценка качества выполнения проекта

· анализ результатов выполнения проекта

· изучение возможностей использования результатов проектирования (выставка, продажа, включение в банк проектов, публикация)

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным:

· в одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ

· в других - инициативно выдвигаться преподавателями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся

· в третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные

Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, кстати, достигается вполне естественная интеграция знаний

Характер педагогической деятельности в методе проектов

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Самое сложное для учителя в ходе проектирования это роль независимого консультанта

Трудно удержаться от подсказок, особенно, если педагог видит что учащиеся “идут не туда”. Возможно проведение семинара-консультации для коллективного и обобщенного рассмотрения проблемы, возникающей у значительного количества школьников

Учитель при этом выполняет следующие (задачи) функции: помогает ученикам в поисках источников информации; сам является источником информации; поддерживает и поощряет учеников; поддерживает непрерывную обратную связь.

У учащихся при выполнении проекта возникают свои специфические сложности, но они носят объективный характер, а их преодоление является одной из ведущих педагогических целей метода проектов. В основе проектирования лежит усвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовать, моделировать, так как учащимся трудно намечать ведущие и текущие цели и задачи, искать пути их решения, выбирая оптимальные при наличии альтернатив

Границы и трудности использования метода проектов

Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных регионов страны, других стран земного шара по одной проблеме, раскрывающих определенную тему: проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, проблема размещения различных отраслей промышленности в разных регионах и др.

Основная проблема, сдерживающая распространение проектного обучения, состоит в трудности сопряжения проектных заданий с требованиями образовательных стандартов. Практически не удается сформулировать проектные задания так, чтобы можно было использовать стандартные знания, умения, навыки (точнее – чтобы в них возникла необходимость) при выполнении учениками этих заданий.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: