ЭФФЕКТЫ ОСВЕЩЕНИЯ ПРИ ПОРТРЕТИРОВАНИИ




Фотографическое изображение должно быть понятным и давать реальное представление об окружающем мире. Для этого при помощи света фотографу необходимо передать форму, объем, фактуру, цвет и перспективу.

Идею любого светотеневого рисунка составляют разнообразные световые акценты, определяющие своеобразие освещения, то есть эффекты освещения.

Эффекты освещения можно подразделить на две группы – реальные и условные.

В основе реального эффекта освещения, создаваемого в фотостудии, лежит рисующий свет. Им имитируют эффекты солнечного света на натуре в разное время дня, разной степени направленности и контраста. Рисующим светом воссоздают эффекты освещения, встречающиеся в реальной жизни и представляющие собой типичные условия освещения: эффект потолочной люстры, эффект стенного бра, эффект настольной лампы, эффект свечи и др. Воссоздавая реальный эффект, фотограф должен заботиться о его правдивости и натуральности.

 

Рис. 3.3 Фотография выполненная с использованием реального эффекта освещения

Условные эффектыосвещения относятся к таким видам, которые не вызывают каких-либо ассоциаций с реальностью. Они бывают вполне оправданными, когда объясняются поиском особой выразительности и заметно не нарушают единства светового потока. Условное освещениечасто используется ради эффекта и может быть главной идеей фотографического изображения.

Рис. 3.4 Фотография, выполненная с использованием условного эффекта освещения

Освещение модели одним источником света наиболее распространено среди фотографов. Это можно объяснить двумя причинами:

1. световое решение одним диагонально направленным светом объемно и максимально пластично;

2. на установку только одного источника света затрачивается значительно меньше времени.

При работе одной лампой фотограф имеет дело с рядом факторов, от которых зависит характер создаваемого освещения:

1. интенсивность света;

2. угол направления света на модель;

3. высота установки источника света;

4. контраст освещения.

Интенсивность света. От этого фактора зависит соотношение яркостей максимально освещенных и теневых участков на фотоснимке. В недалеком прошлом фотографам приходилось прибегать к лампе в 1000 Вт в основном из соображения экспозиции, учитывая низкую чувствительность негативного материала. Использование такого сильного и резкого света несёт за собой ряд нежелательных явлений. Во-первых – это пересветы фактуры и тональности, во-вторых – чрезмерный контраст, в-третьих – столь яркое освещение вызывает сужение зрачка у человека, так называемый «зрачковый рефлекс», а также довольно частые случаи светобоязни.

В настоящее время перед фотографом не стоит экспозиционной задачи создания высокой освещенности. Лампы в 500 Вт в светильнике направленного действия вполне достаточно в качестве источника рисующего света в самых больших павильонах. В малых же фотостудиях вполне хватает лампы в 300 Вт.

Угол направления света на модель. От этого фактора зависит эффект создаваемого освещения.

Светможет светить фронтально (спереди), по диагонали, сбоку, сзади. Фронтальный горизонтальный - такое расположение источника освещает все участки объекта съемки равномерно, однако делает изображение плоским. Такой свет несет минимум информации. В естественных условиях такое освещение встречается редко. Контровый свет направлен фотографу в лицо. При таком освещении будет виден только контур объекта.Для качественного снимка нужно, чтобы свет падал на объект съемки под каким-то углом. Это создаст рельеф и объем. Чем больше угол падения, тем ярче выражен рельеф.

 

Рис. 3.5. Угол света

Таким образом, разные положения искусственного светового источника при портретировании дадут кардинально отличающиеся эффекты при освещении объекта съемки:

1. Прямой свет характеризуется высокой детализацией, но при этом скрадывает форму.

2. Если слегка сместить источник света, то черты лица модели тут же приобретают объем.

3. Боковое освещение подсветит лишь половину головы модели.

4. Если поставить лампу еще дальше, то большая часть лица окажется в тени.

5. Заднее освещение создает затемненный силуэт на фотографии.

Рис. 3.6. Схемы света

Высота источника. Свет может падать на объект сверху, снизу, горизонтально или занимать любые промежуточные положения. При портретировании человека высотой источника света можно добиться различных эффектов, которые позволяют скрыть недостатки и подчеркнуть достоинства модели.

 

Рис. 3.7. Светотеневой рисунок на лице (сверху) в зависимости от высоты источника света (снизу).

Удлинение носовой тени создает впечатление, будто удлиняется само лицо, и наоборот, сокращение теней зрительно расширяет лицо. Этим приёмом пользуются, когда хотят несколько сгладить, не показать чересчур конусообразную или шарообразную форму лица. При освещении лица верхним светом глазные впадины оказываются в тени. Чем выше расположен осветительный прибор, тем больше притеняются глаза и тень от носа опускается ниже. Если она пересекает линию губ и притеняет рот, то это признак того, что свет установлен чересчур высоко. Если тень от носа устремляется к уху, значит свет установлен низко. Когда тень от носа тянется вверх, притемняя глаз, то это признак того, что свет установлен чересчур низко. Если же тень от носа своим верхним краем вписывается в линию носогубной борозды, то тень как бы скрадывается. Она может соединиться с неосвещенной нижней частью лица. Щека, освободившись от носовой тени, представляет собой участок мягкого перехода полутонов, на ней усиливается пластичность освещения. Такое положение носовой тени в большинстве случаев указывает на правильную установку света.

Расположение прибора рисующего света выше головы, позволяет приблизиться к реальному эффекту освещения, так как в жизни, как на натуре, так и в помещении, человек видит предметы, в основном освещенные верхним светом – солнцем, небом или люстрой.

 

Рис.3.8. Основные проблемные зоны при крайне верхнем освещении: тёмные глазницы, тень под носом, тёмная шея и сильно высветленный нос.

Расстояние от источника света до модели. Рисующее свойство света, излучаемого прибором, заметно ухудшается, когда осветительный прибор значительно удален от модели. Это объясняется тем, что световой поток расширяется и рассеивается.

В бюстовых и фрагментарных портретах такая ширина потока света лишь ухудшает изобразительную функцию рисующего света. Здесь расстояние от лампы до модели не должно превышать 1,2-1,5 м. Неприемлемо очень близкое расположение лампы у лица портретируемого. Если эта дистанция меньше метра, то у большинства людей появляется светобоязнь, наблюдается пересвет фактуры лица, усиливается контраст.

 

Рис. 3.9. Портрет, выполненный с разным расстоянием от источника света до модели

 

Контраст освещения. Высветление теней осуществляют заполняющим светом. Таковым может быть рассеянный, отраженный или слабый моделирующий свет.

При освещении одной лампой понижение контраста осуществляют только лишь за счет отраженного света. С этой целью используют белые экраны-отражатели.

Степень высветления теней может быть различной. В каждом отдельном случае это зависит от светотональной композиции, создаваемой фотографом в соответствии с образом портретируемого. Однако есть и предел высветлению теней. Если теневая сторона будет высветлена в такой мере, что перестанет ощущаться тональная разница между световой и бывшей теневой стороной, то исчезнет ощущение объема, изображение станет плоским. Отсюда и закон высветления теней: степень понижения контраста может быть разной, тень может быть темнее и светлее, но она обязательно должна оставаться тенью.

Условно свет можно разделить на мягкий и жёсткий.

Жесткий свет имеет характерную картинку, которую легко распознать по резкому контрасту между светом и тенью, минимумом полутонов. При жестком освещении тени от объектов становятся глубокими, а блики — ярко выраженными. Также подчеркивается текстура объектов съемки. Самый простой пример жесткого света — это солнце в яркий полдень. Также жесткий свет можно создать при помощи вспышек, направленных на объект съемки без использования каких-либо насадок. Жесткий свет дают студийные приборы с рефлектором или с насадкой типа соты, тубус и т. п.

Рис. 3.10. Мягкий и жесткий свет на фотографии

Мягкий свет характеризуется более спокойным рисунком — максимум полутонов и градиентов. Поэтому в классической портретной съемке основным источником является источник мягкого света — студийный прибор с фотозонтом или софтбоксом или же мягкий свет из окна. Также примером мягкого света может служить естественное освещение в облачную погоду или свет в тени здания в солнечный день.

Метод освещения одним источником (в зависимости от положения осветительного прибора) допускает два противоположных эффекта освещения. Если лицо повернуто в сторону бокового источника рисующего света, то освещается уходящая в глубину узкая часть лица. Широкая, обращенная к аппарату часть остается в тени. Такой полуоборот лица называется теневым.

 

Рис.3.11. Теневой полуоборот лица

Если же лицо повернуто от бокового источника рисующего света, то освещается широкая часть, притеняется лишь узкая, уходящая в глубину часть лица. Такое освещение лица именуют световым полуоборотом.

 

Рис. 3.12. Световой полуоборот лица

Теневые полуобороты имеют два варианта: прописной, когда на теневой стороне лица прописывается светлое пятно, и объемный, когда граница светотени проходит по профильной линии носа.

 

Рис. 3.13. Прописной теневой полуоборот и объёмный теневой полуоборот

Очень интересных художественных эффектов можно добиться при использовании нескольких источников освещения. Существуют следующие виды источников света:

1. Главную роль в формировании предметов играет рисующий свет, выявляющий их скульптурно-объемную пластику. Умело используя такой свет, фотограф может выделить важнейшие элементы композиции и оставить в тени второстепенные. Соотношение света и тени, т. е. создание светового баланса, также определяется силой источника рисующего света, который создается при искусственном освещении приборами направленного света.

2. Если же тени, созданные рисующим светом, не несут в себе декоративного начала или смысловой нагрузки, они могут быть высветлены заполняющим светом. Он создается источниками рассеянного света и вместе с другими видами освещения, в первую очередь моделирующим светом, определяет степень контрастности изображения. Заполняющий свет равномерно освещает объекты съемки и помещение, создает уровень освещенности, необходимый для удовлетворительной проработки деталей, и видимых теней не создает.

3. Моделирующий свет несет функции дополнительного заполняющего света (подсветка теней), для чего применяются слабые приборы рассеянного света. Нижний моделирующий свет смягчает, сглаживает резкие тени от основного (рисующего) верхнего источника света. Моделирующий свет может подчеркнуть пластику объемов, создавая на них игру бликов и рефлексов, т. е. местных отражений от различных участков поверхностей и окружающих предметов, причем их форма, цвет и интенсивность могут регулироваться.

4. Фоновой свет служит для освещения фона, для чего обычно применяются приборы рассеянного света.

5. Контурный свет создает вокруг снимаемого объекта световой контур. Этот контур должен быть ярче светлой части освещенного объекта и участка фона, на который он проецируется. Контурный свет может стать выразительной частью композиции.

6. Эффектный свет создаст на элементах фото композиции блики и тени заданной формы, цвета и интенсивности, как правило, воспроизводящие эффект сильнодействующего источника света, расположенного над границами кадра.

7. Выравнивающий свет освещает теневые части объекта съемки и никогда не создает теней на участках, освещенных основным направленным или рисующим светом.

Возможны бесчисленные варианты освещения искусственными источниками света — от тонкого, воздушного, бестеневого, созданного источниками заполняющего и моделирующего света, до черного контрастного светотеневого изображения, полученного с помощью только одного рисующего света.

 

Двухточечная схема освещения подразумевает под собой использование только заполняющего и рисующего света. Различные художественные эффекты достигаются путём использования различных фонов и устройств освещения. Как правило, второй источник используется для смягчения тени, которая возникает в случае использования одного источника освещения. Варьируя мощность источника заполняющего света, можно получить тени различной глубины, от практически черных до едва уловимых.

 

Рис. 3.14. Двухточечная схема освещения и портрет полученный при освещении двумя источниками.

Трехточечная техника освещения является стандартной не только для фотографии, но и для всех визуальных медиа, включая компьютерные игры, а также стоковое видео. В трехточечной схеме используются три источника света:

1. Ключевой источник света обычно является самым сильным и оказывает наибольшее влияние на всю сцену. Он помещается на том же уровне, что и камера, неподалеку от нее, за счет чего эта сторона сцены получается хорошо освещенной, а противоположная – затененной. Ключевой свет может быть как жестким, так и мягким, в зависимости от того, какой результат хочет получить фотограф.

Рис. 3.15. Трехточечная техника освещения модели. 1) ключевой источник света; 2) заполняющий свет; 3) задняя подсветка.

2. Заполняющий свет. Это второй источник света. Он используется для подавления теней, производимых ключевым источником света. Он также может быть жестким и мягким, но чаще всего он бывает чуть более рассеянным и более тусклым, чем ключевой свет. Чтобы достичь такого эффекта, можно отодвигать лампу дальше от объекта съемки, использовать отражатели и рассеиватели.Заполняющий свет очень важен. Он не только помогает создать правильную экспозицию, но и играет важнейшую роль в создании общего настроения фотографии. Например, если заполняющий свет слишком тусклый, тени будут глубже и темнее, а вся сцена будет более драматичной и пугающей. Если же заполняющий свет по яркости будет сопоставим сключевым, то тени будут практически отсутствовать, а вся сцена будет яркой, светлой и дружелюбной.

3. Задний свет. Источник задней подсветки помещается позади объекта съемки, чтобы подсвечивать его сзади. Его цель, в отличие от ключевого и заполняющего света – это не прямое освещение, а скорее выделение и подчеркивание контуров объекта. Это помогает визуально отделить главный объект съемки от фона и создать объемную картинку. Традиционно задний свет выполняет функцию отделения людей от фона. В зависимости от угла, этот акцентирующий свет может иметь разные названия. Понятие «задний свет» обычно подразумевает, что источник света находится прямо позади объекта съемки, на одной линии с объективом. Задний свет, источник которого не виден, и который просто подсвечивает волосы модели, называется контровым. Также сюда относится так называемый «силуэтный» свет, создающий эффект светящегося ореола вокруг объекта съемки. Следующий вариант – так называемый «кикер» — свет, расположенный за человеком и направляющий на него свет обычно с целью повысить освещённость головы и волос. Хотя теоретически есть определенные различия в размещении этих источников света, на практике эти названия употребляются не всегда точно и иногда являются взаимозаменяемыми.

Добавляя в трехточечную схему дополнительные источники фотограф может довести изображение до любого желаемого результата.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: