ШАССИ
Шасси трактора включает в себя трансмиссию, ходовую часть и механизм управления.
Трансмиссия состоит из агрегатов (рис. 64), передающих вращающий момент от двигателя ведущим колесам и изменяющих этот момент и частоту их вращения как по величине, так и по направлению. В трансмиссию входят сцепление 1, коробка передач 2 и ведущий (задний) мост. Для передачи вращения и вращающего момента между агрегатами используют промежуточное соединение 10 или карданную передачу 8. Задний мост колесного трактора включает в себя главную передачу 3, дифференциал 4 и конечные передачи 5. У колесного трактора со всеми ведущими колесами 6 дополнительно имеются передний ведущий мост со своей главной передачей 3 и дифференциалом 4.
В заднем мосту гусеничного трактора кромеглавной и конечных передач установлены механизмы поворота 11.
Для смазывания вращающихся деталей коробки передач (без гидравлического управления), как и других деталей трансмиссии, применяют масло трансмиссионное ТМ-3-18, ТАп-15в или ТСп-15к (ГОСТ 23652). Для коробок передач с гидроуправлением используют моторное масло.
Рис. 64. Схемы составных частей трансмиссии колесного (а) и гусеничного (б) тракторов:
1 - сцепление; 2 - коробка передач; и соответственно главная, конечная и карданная передачи; 4 - дифференциал; 6 - ведущее колесо (звездочка); 7 - раздаточная коробка; 9 - гусеница; -промежуточное соединение; 11 -механизм поворота
СЦЕПЛЕНИЯ
1. Схема работы и устройство
Сцепление служит для кратковременного разъединения двигателя и трансмиссии при переключении передач и плавного их соединения при трогании трактора с места.
На тракторах используют фрикционное сцепление. Его работа основана на использовании сил трения. В качестве трущихся поверхностей служат диски, изготовленные из материала с высоким коэффициентом трения. В зависимости от передаваемого вращающего момента необходимо применять разное число трущихся элементов, поэтому сцепление может быть одно-, двух- и многодисковым.
|
Ведущий (нажимной) диск 1 (рис. 65) соединен с маховиком, а ведомый 3посажен на валу 8сцепления. Маховик 4 выполняет одновременно функцию ведущего диска.
Между нажимным диском 1 и кожухом 9 по окружности размещены пружины 2, зажимающие ведомый диск между нажимным диском и маховиком. В результате трения, возникающего между ними, вращающий момент передается от двигателя на вал сцепления.
Сцепление управляется механизмом выключения. Выжимной подшипник 6 перемещается с помощью вилки и тяги от педали 7.
Рис. 65. Сцепление:
1 и 3 — ведущий и ведомый диски; 2 — пружина; 4 - маховик; 5 — отжимной рычажок; 6 — выжимной подшипник; 7 — педаль; 8 - вал сцепления; 9 — кожух
Подшипник нажимает на внутренние концы рычажков 5, а наружные отводят нажимной диск от ведомого, и сцепление выключается. Когда педаль отпускают, нажимной диск под действием пружин 2 прижимает ведомый диск к маховику — сцепление включается. Плавность включения обеспечивается за счет начального проскальзывания дисков до момента полного прижатия одного к другому. Сцепление описанного типа называют сухим, постоянно замкнутым.
Рис. 66. Однодисковое сцепление трактора МТЗ-82:
1 - маховик; 2 - пружина; 3 - шланг масленки; 4 — ступица ведомого диска; 5 - демпферная пружина; 6 - отжимной рычажок; 7, 8 и 10 — соответственно опорный, ведомый и нажимной (ведущий) диски; 9 - палец (болт); 11 - регулировочный винт; 12 - выжимной подшипник (отводка); 13 - ведущий вал привода ВОМ; 14 - вилка тормозка; 15 - вал трансмиссии; 16 - рычаг включения понижающего редуктора; 17 - зубчатая муфта; 18 - вал привода ВОМ; 19 - ведущая шестерня понижающего редуктора; 20 и 21 - ведущий и скользящий диски тормозка; 22 - вилка включения ВОМ;
|
23 - соединительная муфта; 24 и 25 - шестерни привода ВОМ второй и первой ступени; 26 - вилка выключения сцепления
Однодисковое сцепление состоит из ведущих и ведомых частей и механизма выключения. В ведущую часть сцепления входят маховик 1 (рис. 66) двигателя и нажимной диск 10, а в ведомую — ведомый диск 8 и вал 15.
Нажимной диск тремя выступами заходит в пазы опорного диска 7, закрепленного на маховике болтами 9. На выступах нажимного диска осями крепятся отжимные рычажки 6. Междуопорным и нажимным дисками установлены в стаканах двенадцать пружин 2, которые через ведущий диск прижимают ведомый диск к маховику.
Ведомый диск состоит из ступицы 4, стального диска, двух приклепанных к нему фрикционных накладок и демпферных пружин, гасящих крутильные колебания. Ведомый диск демпферными пружинами соединен со ступицей 4, внутри которой нарезаны шлицы. Ступица надевается на шлицы вала 15 трансмиссии и вращается вместе с ним.
Вращение ведомому диску передается под действием сил трения маховиком и нажимным диском. При выключении сцепления ведомый диск с валом останавливается.
|
Для быстрой остановки вала сцепление снабжено тормозком, который уменьшает торцевое изнашивание зубьев шестерен коробки передач при их переключении. Ведущий диск 20 тормозка с приклеенной фрикционной накладкой жестко установлен на валу трансмиссии. Скользящий диск 21 тормозка установлен на шлицах неподвижного кронштейна. Управление тормозком сблокировано с управлением сцепления. При его выключении скользящий диск тормозка прижимается к ведущему и затормаживает вал.
В шлицах ступицы опорного диска 7 установлен трубчатый ведущий вал 13 независимого привода вала отбора мощности (ВОМ). Он выполнен заодно с двумя шестернями, поэтому на тракторе две скорости ВОМ. Механизм привода ВОМ расположен в нижней части корпуса сцепления.
Двухдисковое сцепление в отличие от однодискового имеет два ведомых и два ведущих диска: промежуточный 3 (рис. 67) и нажимной 2.
Сцепление, показанное на рисунке 67, а, однопоточное, поскольку оба ведомых диска передают вращение на один вал, который одновременно приводит в действие ведущий вал коробки передач и ВОМ.
Сцепление может быть двухпоточным (комбинированным). Оно передает вращающий момент от коленчатого вала двигателя одновременно ведущему валу коробки передач и ВОМ. Последний включается и выключается независимо от положения главного сцепления. Двухпоточное сцепление (рис. 67, б) представляет собой сочетание двух однодисковых сцеплений, каждое из которых имеет ведомые 4 и 6, ведущие 5 диски.
Оба сцепления имеют отдельные валы (один расположен внутри другого), независимо действующие механизмы выключения.
а б
Рис. 67. Схемы однопоточного (а) и двухпоточного (б) сцеплений:
1 и 11 - пружины; 2 и 3 — нажимной и промежуточный ведущие диски; 4 и 6 - ведомые диски трансмиссии и привода ВОМ; 5 - ведущие диски; 7 и 10- выжимные подшипники сцепления трансмиссии и ВОМ;
8 и 9 — педали сцепления трансмиссии и ВОМ; 12 — маховик
Механизм выключения
Механизм выключения сцепления может иметь механический, гидравлический или пневматический приводы.
Механический привод. Основные элементы — педаль, выжимной подшипник, вилки выключения сцепления и включения тормозка, рычаги вилок и тяг. Выжимной подшипник 4 (рис. 68, а) нажатием на педаль с помощью тяги, рычага и вилки перемещается вперед, нажимает на внутренние концы отжимных рычажков 3, которые наружными концами отводят нажимной диск от маховика, освобождая ведомый диск, — сцепление выключается. Движение от рычага 8 передается через тягу 7 на рычаг 5 тормозка, и вал трансмиссии останавливается. Для включения сцепления педаль отпускают, отжимные рычажки с выжимным подшипником отходят назад, а нажимной диск под действием пружин прижимает ведомый диск к маховику. При включенном сцеплении между выжимным подшипником и отжимными рычажками должен быть зазор.
Для снижения усилия, прикладываемого водителем к педали, механизмы выключения многих тракторов снабжены усилителями. В качестве усилителя рассматриваемого сцепления применен механический сервоусилитель. Он состоит из пружины и кронштейна с упорным болтом 10. В начале хода педали сцепления пружина сжимается, а затем, разжимаясь, помогает полностью выключить сцепление.
Гидропривод. Основные элементы — гидроусилитель, бак гидросистемы и гидронасос. Гидропривод можно представить себе, если вместо тяги 9 сцепления установить гидроусилитель. В этом случае при нажатии на педаль 1 переместится золотниковая втулка гидроусилителя, которая направляет поток рабочей жидкости через вход А (рис. 68, б) от гидронасоса на поршень гидроусилителя, действующий на рычаг 8 сцепления и выжимной подшипник 4. Сцепление выключается силой давления рабочей жидкости. С другой стороны поршня жидкость выходит в гидробак. При включенном сцеплении гидронасос свободно перегоняет рабочую жидкость из бака через гидроусилитель снова в бак.
В А
Рис. 68. Схемы механизма выключения сцепления с механическим (а), гидравлическим (6) и пневматическим (в) приводами:
1 - педаль; 2 — регулировочный винт; 3 — отжимной рычажок; 4 — выжимной подшипник; 5 — рычаг тормозка; 6 — диски тормозка; 7 — тяга тормозка;8 — рычаг сцепления; 9 — тяга сцепления или гидроусилитель; 10 — упорный болт пружины; 11 - шток; 12 - пневмокамера; 13 - воздушный баллон; 14 - клапан; 15 - плунжер; 16 - корпус следящего устройства; 17 — регулировочная гайка тормозка; 18 — отверстие; А - вход жидкости гидронасоса; Б — выход
жидкости в бак
Пневмопривод. Такой механизм состоит из пневмокамеры 12 (рис. 68, в), закрепленной на корпусе сцепления с левой стороны, и следящего устройства. Его корпус 16 соединен через тягу 7 с педалью, а плунжер с рычагом 5. Если нажать на педаль сцепления, то тяга 7 переместит корпус 16 следящего устройства по плунжеру, испытывающему сопротивления со стороны рычага 5. Клапан 14, перемещаемый вместе с корпусом, упрется в торец плунжера и откроется.
Сжатый воздух из пневмосистемы трактора через клапан 14 поступит в пневмокамеру и переместит шток 11, который, воздействуя на рычаг вилки, выключит сцепление.
Если педаль остановить, то остановится и корпус 16. При перемещении вперед плунжера 15 клапан 14 закроет соединительное отверстие, и поступление сжатого воздуха в пневмокамеру прекратится.
При возвращении педали в исходное положение между клапаном 14 и плунжером 15 образуется зазор. Сжатый воздух из пневмокамеры выходит через отверстие 18 следящего устройства в атмосферу.
Гидро- и пневмоусилители широко применяют в механизмах управления тракторов. При их разнообразии по назначению и устройству усилителям свойственно следящее действие.
Техническое обслуживание. Возможные неисправности сцепления.
Работоспособное состояние сцепления зависит от надежного и плавного соединения ведущей и ведомой частей при включении и полного разъединения при выключении.
Следует правильно пользоваться сцеплением. Выключать его надо быстро, а включать — плавно и без задержки в полувыключенном положении.
При ТО-2 проверяют работу сцепления и при необходимости его регулируют. Во время эксплуатации трактора накладки ведомых дисков изнашиваются. В связи с этим нарушается начальная регулировка сцепления. Это можно обнаружить по уменьшению свободного хода педали. Ему соответствует определенный зазор между отжимными рычажками и выжимным подшипником. Необходимый зазор (свободный ход педали) устанавливают изменением длины тяги 9 (см. рис. 68, а) сцепления. Перед регулировкой сцепления предварительно снимают тягу 7 тормозка и освобождают педаль 1 от воздействия пружины сервоусилителя, ввернув в кронштейн до упора болт 10.
Отрегулировав сцепление, регулируют тормозок изменением длины тяги 7 тормозка или регулировочной гайкой 17. При правильной регулировке тормозок должен срабатывать после полного выключения сцепления. Для этого педаль сцепления выжимают до конца, рычагом 5 сводят вплотную диски тормозка и устанавливают на место тягу 7 тормозка, отрегулировав ее длину.
При неодинаковом зазоре между всеми рычажками и выжимным подшипником могут возникнуть перекос нажимного диска и ненормальная работа сцепления (неполное выключение или вклю
чение рывками). Равномерность зазора регулируют отвертыванием или ввертыванием регулировочных винтов 2 при отпущенных контргайках. При сборке сцепления регулировочными винтами устанавливают определенное расстояние между отжимными рычажками 3 и ступицей кожуха сцепления.
В процессе эксплуатации возможны следующие неисправности сцепления
Возможные неисправности сцепления
Неисправность | Причина | Способ устранения |
Сцепление Пробуксовывает Сцепление «ведет» При выключении сцепление сильно нагревается | Нет свободного хода педали сцепления Износ фрикционных накладок ведомых дисков Велик свободный ход педали сцепления Мал ход промежуточного (среднего ведущего) диска Сломана одна из ведущих тяг Неправильно отрегулирован тормозок Преждевременное включение тормозка Коробление ведомых дисков | Отрегулировать сцепление Заменить фрикционные накладки Отрегулировать сцепление Отрегулировать сцепление Заменить поломанную тягу Отрегулировать тормозок Отрегулировать тормозок Отрихтовать или заменить ведомые диски |
Контрольные вопросы и задания
1. Какие агрегаты входят в трансмиссию гусеничного трактора?
2. Какую роль выполняет сцепление?
3. Покажите на рис. 66 детали ведущей и ведомой частей сцепления.
4. Чем различаются двухпоточное и однопоточное сцепления?
5. Расскажите, как действует пневмопривод сцепления.
6. Перечислите возможные неисправности сцепления.
7. Что регулируют в сцеплении?