Техническое обслуживание. Возможные неисправности сцепления.




ШАССИ

Шасси трактора включает в себя трансмиссию, ходовую часть и механизм управления.

Трансмиссия состоит из агрегатов (рис. 64), передающих враща­ющий момент от двигателя ведущим колесам и изменяющих этот момент и частоту их вращения как по величине, так и по направ­лению. В трансмиссию входят сцепление 1, коробка передач 2 и ведущий (задний) мост. Для передачи вращения и вращающего мо­мента между агрегатами используют промежуточное соединение 10 или карданную передачу 8. Задний мост колесного трактора вклю­чает в себя главную передачу 3, дифференциал 4 и конечные пере­дачи 5. У колесного трактора со всеми ведущими колесами 6 до­полнительно имеются передний ведущий мост со своей главной передачей 3 и дифференциалом 4.

В заднем мосту гусеничного трактора кромеглавной и конечных передач установлены механизмы поворота 11.

Для смазывания вращающихся деталей коробки передач (без гид­равлического управления), как и других деталей трансмиссии, при­меняют масло трансмиссионное ТМ-3-18, ТАп-15в или ТСп-15к (ГОСТ 23652). Для коробок передач с гидроуправлением использу­ют моторное масло.

Рис. 64. Схемы составных частей трансмиссии колесного (а) и гусеничного (б) тракторов:

1 - сцепление; 2 - коробка передач; и соответственно главная, конечная и карданная передачи; 4 - дифференциал; 6 - ведущее колесо (звездочка); 7 - раздаточная коробка; 9 - гусеница; -промежуточное соединение; 11 -механизм поворота

 

СЦЕПЛЕНИЯ

1. Схема работы и устройство

 

Сцепление служит для кратковременного разъединения двига­теля и трансмиссии при переключении передач и плавного их со­единения при трогании трактора с места.

На тракторах используют фрикционное сцепление. Его работа основана на использовании сил трения. В качестве трущихся повер­хностей служат диски, изготовленные из материала с высоким ко­эффициентом трения. В зависимости от передаваемого вращающего момента необходимо применять разное число трущихся элемен­тов, поэтому сцепление может быть одно-, двух- и многодисковым.

Ведущий (нажимной) диск 1 (рис. 65) соединен с маховиком, а ведомый 3посажен на валу 8сцепления. Маховик 4 выполняет одно­временно функцию ведущего диска.

Между нажимным диском 1 и кожухом 9 по окружности разме­щены пружины 2, зажимающие ведомый диск между нажимным диском и маховиком. В результате трения, возникающего между ними, вращающий момент передается от двигателя на вал сцепления.

Сцепление управляется механизмом выключения. Выжимной под­шипник 6 перемещается с помощью вилки и тяги от педали 7.

 

 

Рис. 65. Сцепление:

1 и 3 — ведущий и ведомый диски; 2 — пружина; 4 - маховик; 5 — отжимной рычажок; 6 — выжимной подшипник; 7 — педаль; 8 - вал сцепления; 9 — кожух

 

Подшипник нажимает на внутренние концы рычажков 5, а наружные отводят нажимной диск от ведомого, и сцепление выключается. Когда педаль отпускают, нажимной диск под действием пружин 2 прижимает ведомый диск к маховику — сцепление включается. Плав­ность включения обеспечивается за счет начального проскальзыва­ния дисков до момента полного прижатия одного к другому. Сцеп­ление описанного типа называют сухим, постоянно замкнутым.

 

Рис. 66. Однодисковое сцепление трактора МТЗ-82:

1 - маховик; 2 - пружина; 3 - шланг масленки; 4 — ступица ведомого диска; 5 - демпферная пружина; 6 - отжимной рычажок; 7, 8 и 10 — соответственно опорный, ведомый и нажимной (ведущий) диски; 9 - палец (болт); 11 - регулировочный винт; 12 - выжимной подшипник (отводка); 13 - ведущий вал привода ВОМ; 14 - вилка тормозка; 15 - вал трансмиссии; 16 - рычаг включения понижающего редуктора; 17 - зубчатая муфта; 18 - вал привода ВОМ; 19 - ведущая шестерня понижающего редуктора; 20 и 21 - ведущий и скользящий диски тормозка; 22 - вилка включения ВОМ;

23 - соединительная муфта; 24 и 25 - шестерни привода ВОМ второй и первой ступени; 26 - вилка выключения сцепления

 

Однодисковое сцепление состоит из ведущих и ведо­мых частей и механизма выключения. В ведущую часть сцепления входят маховик 1 (рис. 66) двигателя и нажимной диск 10, а в ведо­мую — ведомый диск 8 и вал 15.

Нажимной диск тремя выступами заходит в пазы опорного диска 7, закрепленного на маховике болтами 9. На выступах нажимного диска осями крепятся отжимные рычажки 6. Междуопорным и на­жимным дисками установлены в стаканах двенадцать пружин 2, ко­торые через ведущий диск прижимают ведомый диск к маховику.

Ведомый диск состоит из ступицы 4, стального диска, двух при­клепанных к нему фрикционных накладок и демпферных пружин, гасящих крутильные колебания. Ведомый диск демпферными пру­жинами соединен со ступицей 4, внутри которой нарезаны шлицы. Ступица надевается на шлицы вала 15 трансмиссии и вращается вместе с ним.

Вращение ведомому диску передается под действием сил тре­ния маховиком и нажимным диском. При выключении сцепления ведомый диск с валом останавливается.

Для быстрой остановки вала сцепление снабжено тормозком, который уменьшает торцевое изнашивание зубьев шестерен коробки передач при их переключении. Ведущий диск 20 тормозка с при­клеенной фрикционной накладкой жестко установлен на валу транс­миссии. Скользящий диск 21 тормозка установлен на шлицах не­подвижного кронштейна. Управление тормозком сблокировано с управлением сцепления. При его выключении скользящий диск тор­мозка прижимается к ведущему и затормаживает вал.

В шлицах ступицы опорного диска 7 установлен трубчатый веду­щий вал 13 независимого привода вала отбора мощности (ВОМ). Он выполнен заодно с двумя шестернями, поэтому на тракторе две скорости ВОМ. Механизм привода ВОМ расположен в нижней части корпуса сцепления.

Двухдисковое сцепление в отличие от однодискового имеет два ведомых и два ведущих диска: промежуточный 3 (рис. 67) и нажимной 2.

Сцепление, показанное на рисунке 67, а, однопоточное, по­скольку оба ведомых диска передают вращение на один вал, кото­рый одновременно приводит в действие ведущий вал коробки пе­редач и ВОМ.

Сцепление может быть двухпоточным (комбинированным). Оно передает вращающий момент от коленчатого вала двигателя одно­временно ведущему валу коробки передач и ВОМ. Последний вклю­чается и выключается независимо от положения главного сцепле­ния. Двухпоточное сцепление (рис. 67, б) представляет собой соче­тание двух однодисковых сцеплений, каждое из которых имеет ведомые 4 и 6, ведущие 5 диски.

Оба сцепления имеют отдельные валы (один расположен внут­ри другого), независимо действующие механизмы выключения.

а б

 

Рис. 67. Схемы однопоточного (а) и двухпоточного (б) сцеплений:

1 и 11 - пружины; 2 и 3 — нажимной и промежуточный ведущие диски; 4 и 6 - ведомые диски трансмиссии и привода ВОМ; 5 - ведущие диски; 7 и 10- выжимные подшипники сцепления трансмиссии и ВОМ;

8 и 9 — педали сцепления трансмиссии и ВОМ; 12 — маховик

 

Механизм выключения

Механизм выключения сцепления может иметь механический, гидравлический или пневматический приводы.

Механический привод. Основные элементы — педаль, выжим­ной подшипник, вилки выключения сцепления и включения тор­мозка, рычаги вилок и тяг. Выжимной подшипник 4 (рис. 68, а) нажатием на педаль с помощью тяги, рычага и вилки перемеща­ется вперед, нажимает на внутренние концы отжимных рычажков 3, которые наружными концами отводят нажимной диск от махо­вика, освобождая ведомый диск, — сцепление выключается. Дви­жение от рычага 8 передается через тягу 7 на рычаг 5 тормозка, и вал трансмиссии останавливается. Для включения сцепления пе­даль отпускают, отжимные рычажки с выжимным подшипником отходят назад, а нажимной диск под действием пружин прижи­мает ведомый диск к маховику. При включенном сцеплении меж­ду выжимным подшипником и отжимными рычажками должен быть зазор.

Для снижения усилия, прикладываемого водителем к педали, механизмы выключения многих тракторов снабжены усилителями. В качестве усилителя рассматриваемого сцепления применен меха­нический сервоусилитель. Он состоит из пружины и кронштейна с упорным болтом 10. В начале хода педали сцепления пружина сжи­мается, а затем, разжимаясь, помогает полностью выключить сцеп­ление.

Гидропривод. Основные элементы — гидроусилитель, бак гидросистемы и гидрона­сос. Гидропривод можно пред­ставить себе, если вместо тяги 9 сцепления установить гид­роусилитель. В этом случае при нажатии на педаль 1 переме­стится золотниковая втулка гидроусилителя, которая на­правляет поток рабочей жид­кости через вход А (рис. 68, б) от гидронасоса на поршень гидроусилителя, действую­щий на рычаг 8 сцепления и выжимной подшипник 4. Сцепление выключается си­лой давления рабочей жидко­сти. С другой стороны порш­ня жидкость выходит в гид­робак. При включенном сцеплении гидронасос сво­бодно перегоняет рабочую жидкость из бака через гид­роусилитель снова в бак.

 

 

В А

 

Рис. 68. Схемы механизма выключения сцепления с механическим (а), гидравлическим (6) и пневматическим (в) приводами:

1 - педаль; 2 — регулировочный винт; 3 — отжимной рычажок; 4 — выжимной подшипник; 5 — рычаг тормозка; 6 — диски тормозка; 7 — тяга тормозка;8 — рычаг сцепления; 9 — тяга сцепления или гидроусилитель; 10 — упорный болт пружины; 11 - шток; 12 - пневмокамера; 13 - воздушный баллон; 14 - клапан; 15 - плунжер; 16 - корпус следящего устройства; 17 — регулировочная гайка тормозка; 18 — отверстие; А - вход жидкости гидронасоса; Б — выход

жидкости в бак

 

Пневмопривод. Такой механизм состоит из пневмокамеры 12 (рис. 68, в), закрепленной на корпусе сцепления с левой стороны, и следящего устройства. Его корпус 16 соединен через тягу 7 с педалью, а плунжер с рычагом 5. Если нажать на педаль сцепления, то тяга 7 переместит корпус 16 следящего устройства по плунжеру, испытывающему сопротивления со стороны рычага 5. Клапан 14, перемещаемый вместе с корпусом, упрется в торец плунжера и откроется.

Сжатый воздух из пневмосистемы трактора через клапан 14 поступит в пневмокамеру и переместит шток 11, который, воздей­ствуя на рычаг вилки, выключит сцепление.

Если педаль остановить, то остановится и корпус 16. При пере­мещении вперед плунжера 15 клапан 14 закроет соединительное отверстие, и поступление сжатого воздуха в пневмокамеру прекра­тится.

При возвращении педали в исходное положение между клапа­ном 14 и плунжером 15 образуется зазор. Сжатый воздух из пнев­мокамеры выходит через отверстие 18 следящего устройства в ат­мосферу.

Гидро- и пневмоусилители широко применяют в механизмах уп­равления тракторов. При их разнообразии по назначению и устрой­ству усилителям свойственно следящее действие.

 

 

Техническое обслуживание. Возможные неисправности сцепления.

 

 

Работоспособное состояние сцепления зависит от надежного и плавного соединения ведущей и ведомой частей при включении и полного разъединения при выключении.

Следует правильно пользоваться сцеплением. Выключать его надо быстро, а включать — плавно и без задержки в полувыключенном положении.

При ТО-2 проверяют работу сцепления и при необходимости его регулируют. Во время эксплуатации трактора накладки ведомых дисков изнашиваются. В связи с этим нарушается начальная регу­лировка сцепления. Это можно обнаружить по уменьшению сво­бодного хода педали. Ему соответствует определенный зазор между отжимными рычажками и выжимным подшипником. Необходимый зазор (свободный ход педали) устанавливают изменением длины тяги 9 (см. рис. 68, а) сцепления. Перед регулировкой сцепления предварительно снимают тягу 7 тормозка и освобождают педаль 1 от воздействия пружины сервоусилителя, ввернув в кронштейн до упора болт 10.

Отрегулировав сцепление, регулируют тормозок изменением дли­ны тяги 7 тормозка или регулировочной гайкой 17. При правиль­ной регулировке тормозок должен срабатывать после полного вык­лючения сцепления. Для этого педаль сцепления выжимают до кон­ца, рычагом 5 сводят вплотную диски тормозка и устанавливают на место тягу 7 тормозка, отрегулировав ее длину.

При неодинаковом зазоре между всеми рычажками и выжим­ным подшипником могут возникнуть перекос нажимного диска и ненормальная работа сцепления (неполное выключение или вклю­

чение рывками). Равномерность зазора регулируют отвертыванием или ввертыванием регулировочных винтов 2 при отпущенных кон­тргайках. При сборке сцепления регулировочными винтами уста­навливают определенное расстояние между отжимными рычажка­ми 3 и ступицей кожуха сцепления.

В процессе эксплуатации возможны следующие неисправности сцепления

 

 

Возможные неисправности сцепления

Неисправность Причина Способ устранения
Сцепление Пробуксовывает   Сцепление «ведет» При выключении сцепле­ние сильно нагревается Нет свободного хода педа­ли сцепления   Износ фрикционных на­кладок ведомых дисков Велик свободный ход пе­дали сцепления Мал ход промежуточного (среднего ведущего) дис­ка Сломана одна из ведущих тяг Неправильно отрегулиро­ван тормозок Преждевременное вклю­чение тормозка Коробление ведомых дис­ков Отрегулировать сцепление   Заменить фрикционные накладки     Отрегулировать сцепление Отрегулировать сцепление Заменить поломанную тягу Отрегулировать тормозок Отрегулировать тормозок Отрихтовать или заменить ведомые диски

Контрольные вопросы и задания

1. Какие агрегаты входят в трансмиссию гусеничного трактора?

2. Какую роль выполняет сцепление?

3. Покажите на рис. 66 детали ведущей и ведомой частей сцеп­ления.

4. Чем различаются двухпоточное и однопоточное сцепления?

5. Расскажите, как действует пневмопривод сцепления.

6. Перечислите возможные неисправности сцепления.

7. Что регулируют в сцеплении?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: