1. Внешнеторговая политика.
2. Миграционная политика.
3. Государственная политика привлечения иностранных инвестиций.
4. Валютная политика.
5. Платежный баланс и методы его регулирования.
- 1 -
Внешняя торговля – это торговые отношения определенной страны с другими странами.
Внешняя торговля включает:
- экспорт (вывоз) товаров;
- импорт (ввоз) товаров.
Сумма экспорта и импорта называется товарооборотом.
Разность между экспортом и импортом называется торговым балансом.
Внешнеторговая политика - это деятельность государства, направленная на развитие и регулирование торговых отношений с другими странами мира.
Главная задача внешнеторговой политики любого государства состоит в обеспечении благоприятных условий для эффективной деятельности отечественного бизнеса в сфере внешней торговли.
Современная внешнеторговая политика представляет собой взаимодействие двух тенденций: протекционизма и свободной торговли (фритредерство).
Протекционизм – государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики.
Формы протекционизма:
- селективный протекционизм направлен против отдельных стран или отдельных товаров;
- отраслевой протекционизм защищает определенные отрасли;
- коллективный протекционизм проводится отдельными группировками в отношении стран, в них не входящих;
- скрытый протекционизм осуществляется методами внутренней экономической политики.
«+» протекционизма:
1. Поддержка отечественных производителей, сохранение рабочих мест, обеспечение социальной стабильности.
2. Защита молодых отраслей промышленности.
3. Пополнение доходов государственного бюджета.
«-» протекционизма:
1. Ограничение конкуренции создает условия для сохранения неэффективного производства.
2. Могут возникнуть экономические противоречия между странами. Если страна снижает импорт, то, скорее всего, у нее сократится и экспорт. А это приведет к уменьшению занятости, снижению совокупного спроса и т.д.
Политика свободной торговли (фритредерство) - политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю. Имеет целью открытость внутреннего рынка для иностранных товаров, капиталов, рабочей силы, усиливая тем самым конкуренцию на внутреннем рынке. Государственное регулирование в этом случае осуществляется методами преимущественно тарифного регулирования и мерами, поощряющими приток в страну товаров и капиталов.
«+» свободной торговли:
1. Конкуренция со стороны иностранных производителей способствует повышению эффективности национального производства.
2. Обеспечивает более широкий выбор товаров для потребителей.
«-» свободной торговли:
1. Может привести к снижению занятости.
Протекционизм и фритредерство в чистом виде выступают как определенные крайности внешнеторговой политики, на практике же, как правило, реализуется некий комбинированный, компромиссный вариант этой политики, сочетающий в себе элементы протекционизма и свободной торговли.
Инструментами внешнеторговой политики государства являются таможенные пошлины, а также нетарифные регуляторы (квотирование, лицензирование и пр.).
Таможенно-тарифная политика
Таможенно-тарифная политика предполагает применение таможенной пошлины - государственного денежного налога, взимаемого с провозимых через границу данной страны товаров, имущества, ценностей.
Таможенные пошлины можно классифицировать по следующим параметрам:
1. По товарному обращению:
- ввозная (импортная) - пошлина, взимаемая при ввозе товаров в страну;
- вывозная (экспортная) -пошлина, взимаемая при вывозе товаров из страны;
- провозная (транзитная) - пошлина, взимаемая с товаров, пересекающих национальную территорию транзитом. Международный транзит – это перевозки иностранных грузов, при которых пункты отправления и назначения находятся за пределами данной страны.
2. По основе начисления:
- адвалорная -взимается в процентах к таможенной стоимости облагаемого товара;
- специфическая -взимается в установленном размере за единицу облагаемого товара;
- комбинированная - сочетает оба вида таможенного обложения.
3. По происхождению:
- автономная –пошлина, устанавливаемая на основании односторонних решений органов государственной власти страны. Ее ставки могут быть изменены решением компетентного органа без согласования со странами – внешнеторговыми партнерами;
- договорная – пошлина, устанавливаемая на базе двустороннего или многостороннего торгового договора (соглашения). Она распространяется только на те товары, которые оговорены в этом документе. Ставки таких пошлин не могут быть изменены в одностороннем порядке; срок их применения определяется периодом действия соответствующего документа;
- преференциальная - льготная пошлина, вводимая в пониженных размерах для поощрения импорта определенных товаров из конкретных стран.
4. По характеру применения:
- специальная - пошлина, применяемая, во-первых, в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию страны в количестве и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров; во-вторых, как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств или их союзов;
- компенсационная – пошлина, накладываемая на ввоз тех товаров, при производстве которых использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению их производства;
- антидемпинговая – пошлина, устанавливаемая для выравнивания цен на ввозимые товары до уровня, признанного нормальным.
Таможенные пошлины объединяются в таможенном тарифе. Он представляет собой установленный на законодательном уровне свод ставок таможенных пошлин в зависимости от вида товара, пропускаемого через таможенную границу страны в обоих направлениях.
Иногда понятие таможенного тарифа используется как конкретная ставка таможенной пошлины.
В настоящее время распространены " многоколонные тарифы", устанавливающие для каждой группы товаров две или большее количество ставок. Они позволяют использовать дифференцировать ставки таможенных пошлин в зависимости от торгово-политического режима, применяемого к конкретной стране (группе стран), т.е. один и тот же товар может облагаться разными по уровню пошлинами.
В процессе развития международной торговли в результате многосторонних переговоров средний уровень таможенных пошлин снижается. (С 1948 г., когда начало действовать Генеральное соглашение по тарифам и торговле, по настоящее время средний уровень таможенных пошлин стран – членов Всемирной торговой организации понизился с 40 до 5 – 7%.) Вместе с этим возрастает значение нетарифных торговых барьеров.