ОПИСАНИЕ СМЫСЛОВОГО СОДЕРЖАНИЯ ФАКТОРОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОЦЕНКЕ ОТВЕТОВ




    OD     ED NP
  «с фиксацией на «с фиксацией на «c фиксацией на
  препятствии» самозащите» удовлетворении потребности»
         
Е Е' —В ответе Е —Враждебность, е —Требуется,ожидается или
  подчеркивается порицание, направлены против явно подразумевается, что
  наличие препятствия. кого-либо или чего-либо в кто-то должен разрешить эту
  Пример: «эта ситуация окружении. ситуацию.
  определенно фрустрирует В ответе содержатся Пример: «Это Вам надо
  меня (досаждает, беспокоит)». обвинения, упреки, сарказм. разрешить этот вопрос».
  Встречается главным образом Пример: «Пошел к черту»,  
  в ситуации с препятствием. «Вы виноваты...»  
      E. Испытуемый активно  
          отрицает свою вину за со-  
      вершенный проступок.  
       
I I '—Фрустрирующая I —Порицание,осуждение, i —Субъект сам берется
  ситуация интерпретируется направлено на самого себя, разрешить фрустрирующую
  как благоприятно-выгодно доминирует чувство вины, ситуацию, открыто признавая
  полезная. как приносящая собственной неполноценности или намекая на свою
  Удовлетворение (или угрызения совести. виновность. Пример: «Я беру
  заслуживающая наказания). Пример: «Это меня надо ответственность за
  Пример: «Эта ситуация осуждать за то. что исправление этой ситуации на
  фактически — благодеяние произошло». себя».
  (выгода)».   I Субъект,признавая свою  
  В замаскированной форме:   вину, отрицает  
  «Мне очень жаль, что я ответственность, призывая на  
  послужил причиной этого». помощь смягчающие  
      обстоятельства.  
      Пример: «Я виноват, но я  
      сделал это не нарочно».  
         
М М' — Трудности М —Ответственность лица, т —Выражается надежда,
  фрустрирующей ситуации не попавшего во что время, нормальный ход
  замечаются или сводятся к фрустрирующую ситуацию, событий разрешат проблему,
  полному ее отрицанию. сведено до минимума, просто надо немного
  Пример: «Эта ситуация не осуждение избегается. подождать; или же, что
  имеет никакого значения». Пример: «Ничего, на ошибках взаимопонимание и
      учимся». взаимоуступчивость устранят
            фрустрирующую ситуацию.
            Пример: «Вопрос решится сам
            собой, стоит только нам
            немного подождать,
            поговорить, подумать».
             

 

Профили. Частоты появления каждого из 9 счетных факторов заносятся в квадратики профилей. При этом каждый счетным фактор, которым был оценен ответ, принимается за один балл. Если же ответ оценен при помощи нескольких счетных факторов, то при этом исчислении любое разделение между счетными факторами вычисляется на пропорциональной основе, причем каждому фактору придается равное значение.

Когда 9 квадратов профилей заполнены (см. бланк для обработки), цифры суммируются в колонки и строчки. Так как число ситуаций равно 24, то возможный максимум для каждого случая — 24, и исходя из этого вычисляется процентное содержание каждой полученной суммы. Вычисленное таким образом процентное отношение Е, I, M, ОD, ЕD, NР представляет выраженные в количественной форме особенности фрустрационных реакций испытуемого.

Образцы. На основании профиля числовых данных составляются три основных и один дополнительный образец.

1. Первый образец выражает относительную частоту разных направлений ответа, независимо от его типа. Экстрапунитивные, интропунитивные и импунитивные ответы располагаются в порядке их убывающей частоты. Например, частоты Е — 14, I — 6, М — 4, записываются Е >I> М.

2. Второй образец выражает относительную частоту типов ответов, независимо от их направлений. Знаковые символы записываются также, как и в предыдущем примере. Например, мы получили ОD — 10, ЕD —6, NР — 8. Записывается ОD > NР > ЕD.

3. Третий образец выражает относительную частоту трех наиболее часто встречающихся факторов, независимо от типа и направления ответа. Записывается, например, Е > Е' > М.

4. Четвертый дополнительный образец включает сравнение ответов Е и I в ситуациях «препятствия» и «обвинения». Сумма Е и I рассчитывается в процентах, исходя также из 24, но поскольку только 8 (или 1/3) тестовых ситуаций позволяют подсчет Е и I, то максимальный процент таких ответов будет составлять 33. Для целей интерпретации полученные проценты могут быть сравнены с этим числом.

Анализ тенденций. Во время опыта испытуемый может заметно изменить свое поведение, переходя из одного типа или направления реакций к другому. Подобное изменение имеет большое значение для понимании реакций фрустрации, так как показывает отношение испытуемого к своим собственным реакциям. Например, испытуемый может начать опыт, давая экстрапунитивные реакции, затем, после девяти иди десяти ситуаций, которые вызывают у него чувство вины, начинает давать ответы интропунитивного типа. Анализ предполагает выявить существование таких тенденций и выяснить их природу.

Тенденции записываются в виде стрелы, выше древка которой указывают численную оценку тенденции, которая определяется знаком «+» (положительная тенденция) или «- » (отрицательная тенденция).

Формула вычисления численной оценки тенденции: (а-в):(а+в), где а — количественная оценка в первой половине протокола, в — количественная оценка во второй его половине.

Для того, чтобы тенденция могла быть рассмотрена как показательная, она должна вмещаться, по крайней мере, в четыре ответа и иметь минимальную оценку 0,33.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: