Освоение нового материала.




Сапожникова Евгения Александровна

учитель начальных классов

Урок литературного чтения, 4 класс

Александр Семенович Кушнер «Сирень»

Цели деятельности учителя: формировать представления о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства - это сходство и близость мировосприятия их авторов.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся выразительно читать стихотворение, анализировать; получат возможность научиться воспринимать и осмысливать живописное полотно.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):

Регулятивные: планировать учебные действия во внутреннем плане, проговаривать вслух пункты предложенного плана.

Познавательные: строят устные высказывания с учетом учебной задачи.

Коммуникативные: участвуют в диалоге при обсуждении произведений искусства; учитывают позицию одноклассника, настроение других людей.

Личностные: проявляют интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в искусстве.

Ход урока

Проверка домашнего задания.

Иногда поэтам кажется, что словами невозможно передать необыкновенную красоту природы, что это по силам только художникам, живописцам.

Вспомните, как Николай Заболоцкий призывал художника нарисовать куст орешины. О каком произведении идет речь? (в своем стихотворении «Сентябрь» автор призывает художника передать красоту осенней орешины, которая на холсте представляется ему загадочной, прекрасной царевной.)

Выразительное чтение стихотворения учащимися.

Сыплет дождик большие горошины, Рвется ветер, и даль нечиста. Закрывается тополь взъерошенный Серебристой изнанкой листа. Но взгляни: сквозь отверстие облака, Как сквозь арку из каменных плит, В это царство тумана и морока Первый луч, пробиваясь, летит. Значит, даль не навек занавешена Облаками, и, значит, не зря, Словно девушка, вспыхнув, орешина Засияла в конце сентября. Вот теперь, живописец, выхватывай Кисть за кистью, и на полотне Золотой, как огонь, и гранатовой Нарисуй эту девушку мне. Нарисуй, словно деревце, зыбкую Молодую царевну в венце С беспокойно скользящей улыбкою

На заплаканном юном лице.

Введение в тему.

Николай Заболоцкий силой своего воображения превращает куст орешины в прекрасную царевну, а в мифах и легендах часто люди превращаются в растения.

Послушайте легенду о происхождении сирени.

Скандинавская легенда утверждает, что цветы сирени пришли к нам тогда, когда весна согнала с лугов снег и высоко подняла солнце, Солнце в сопровождении радуги взошло над землей. Тогда весна стала брать лучи солнца, смешивать их с цветами радуги и, передвигаясь с юга на север, бросать на землю. И там, куда падали лучи, распускались желтые, оранжевые, красные, синие и голубые цветы. Когда Весна достигла Севера, у неё остались только лиловые и белые цвета. А внизу лежали Скандинавские страны, Тогда весна перемешала солнечный луч и лиловый цвет радуги и бросила их на маленькие кустарники, которые покрылись сиреневыми цветами. Затем у весны остался один белый цвет. Не пожалела его весна и щедро рассыпала на землю, а из него получилась белая звездчатая сирень.

 

А если верить древнегреческой легенде, то молодой Пан – бог лесов и лугов, повстречал однажды прекрасную речную нимфу Сирингу – нежную вестницу утренней зари, и так залюбовался ее нежной грацией и красотой, что забыл о своих забавах. Решил Пан заговорить с Сирингой, но та испугалась и убежала. Пан побежал следом, желая ее успокоить, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Так имя Сиринги и дало название дереву – сирень.

 

- Какой художественный образ будет сегодня присутствовать на уроке? (сирень)

- Верно, мы будем говорить о сирени в изображении художника и поэта.

Зная тему урока, продолжите высказывания:

- Сегодня на уроке мы научимся…

- Мы сможем увидеть…

- Будем иметь возможность сравнить...

- Я постараюсь учитывать …

Освоение нового материала.

Сведения о художнике.

Пётр Петро́вич Кончало́вский — русский, советский художник. Народный художник РСФСР. Учился в харьковской рисовальной школе, в вечерних классах, в академии Жюлиана в Париже и в Петербургской Академии художеств. Был членом художественных объединений:

В живописи испытывал сильное влечение к Европе, прекрасно говорил по-французски. В раннем периоде художник стремился выразить праздничность цвета, свойственную русскому народному творчеству. Известен стал благодаря своим натюрмортам.

Оставаясь независимым (насколько это было возможно в те времена), художник все свои работы представлял на суд супруги, Ольги Васильевны. Если она говорила: «Не то», то участь холста была предрешена — «под нож», или Пётр Петрович использовал их под новые произведения, безжалостно загрунтовывая предыдущую работу. С внешним миром старался не конфликтовать, свои суждения высказывал обычно с большой долей иронии.

Беседа по картине Петра Петровича Кончаловского «Сирень».

- Давайте рассмотрим репродукцию картины Петра Кончаловского «Сирень», одновременно прослушав прекрасную пьесу П.И. Чайковского «Фея сирени» из балета «Спящая красавица».

- Какие чувства у вас вызвала картина Петра Кончаловского?

- Созвучно ли настроение музыки и картины?

- Чем передает художник красоту цветов? (Красками)

- При помощи чего композитор восхищается красотой? (Звуков)

- Сумел ли художник показать. Что сирень свежая, как будто её только что срезали?

- Опишите сирень на картине. Какая она? (Изумительная, свежая, благоухающая, восхитительная, душистая, великолепная, роскошная, прекрасная, живая.) На доску помещаются прилагательные, которыми описывают дети сирень.

Поэт Александр Кушнер тоже уверен, что сирень, изображенная художником Петром Кончаловским, живая, настоящая цветущая сирень. Более того, он считает, что каждый человек, который видел сирень Кончаловского, теперь невольно будет смотреть на сирень глазами этого художника!

Сведения об авторе.

Родился в 1936 году, отец будущего поэта был военно-морским инженером. Учился на филологическом факультете Педагогического института им. А. Герцена. В 1959—1969 преподавал в школе русский язык и литературу. С конца 1960-х перешёл на профессиональную литературную деятельность.

Описывает предметный мир, быт и одновременно включённость в мировую культуру. Особое место в творчестве Кушнера занимает образ его родного Петербурга-Ленинграда. Книги стихов издавались в переводе на английский, голландский, итальянский. Стихотворения переводились на немецкий, французский, японский, иврит, чешский и болгарский.

Физминутка.

Чтение учителем стихотворения Александра Кушнера «Сирень».

 

Фиолетовой, белой, лиловой,
Ледяной, голубой, бестолковой
Перед взором предстанет сирень.
Летний полдень разбит на осколки,
Острых листьев блестят треуголки,
И, как облако, стелется тень.

Сколько свежести в ветви тяжелой,
Как стараются важные пчелы,
Допотопная блещет краса!
Но вглядись в эти вспышки и блестки:
Здесь уже побывал Кончаловский,
Трогал кисти и щурил глаза.

Тем сильней у забора с канавкой
Восхищение наше, с поправкой
На тяжелый музейный букет,
Нависающий в желтой плетенке
Над столом, и две грозди в сторонке,
И от локтя на скатерти след.

- Поделитесь своими ощущениями. Какое впечатление произвело на вас стихотворение?

- Появилось ли желание прочитать стихотворение еще раз самостоятельно?

Словарно – лексическая работа.

(Работа в группе по карточкам.)

- Дайте определение словам:

Взор – устремленность глаз, взгляд.

Предстанет – появится.

Треуголки – треугольная форма.

Допотопная – давняя.

Поправка – изменение, улучшение.

 

- Вы согласны с мнением поэта, что каждый человек, который видел «Сирень» Кончаловского, теперь невольно будет смотреть на живую сирень глазами этого художника?

- Что общего в изображении сирени на картине и в стихотворении?

 

Беседа по вопросам учебника.

- Сколько строф в стихотворении? (3)

-Давайте вспомним, что такое строфа? (Строфа́ - сочетание строк в стихотворении, обладающих определённым ритмическим, интонационным строением и объединяемых рифмовкой. Строфа может содержать и 6 строчек.)

Прочитайте первую строфу:

Фиолетовой, белой, лиловой,
Ледяной, голубой, бестолковой
Перед взором предстанет сирень.
Летний полдень разбит на осколки,
Острых листьев блестят треуголки,
И, как облако, стелется тень.

 

- Какие определения поэт дает сирени? (Фиолетовая, белая, лиловая, ледяная, голубая, бестолковая)

- Какой цвет имеется в виду, когда говорится «ледяная»? (Прозрачный, голубоватый.)

- Поэт с восторгом рассматривает сирень?

- Почему поэт называет сирень «бестолковой» (Из-за ее буйного цветения, в котором нет расчета и логики.)

- Как вы думаете, поэт смотрит на букет сирени или на куст сирени? (Он смотрит на куст сирени. «Летний полдень разбит на осколки, / Острых листьев блестят треуголки, / И, как облако, стелется тень».)

- Объясните строчку «Летний полдень разбит на осколки»: о каких осколках идет речь? (Поэт сравнивает листья сирени с осколками.)

Прочитайте вторую строфу.

Сколько свежести в ветви тяжелой,
Как стараются важные пчелы,
Допотопная блещет краса!
Но вглядись в эти вспышки и блестки:
Здесь уже побывал Кончаловский,
Трогал кисти и щурил глаза.

- Удается ли поэту передать впечатление большого душистого куста в окружении пчел? Как он добивается того, чтобы мы их слышали? Какие строчки нам помогают? (Жжужание пчел, окружающих куст поэт передает с помощью звукописи: «сколько свеЖЕсти в ветви тяЖЕлой»; «ваЖные пчелы».)

Прочитайте третью строфу.

Тем сильней у забора с канавкой
Восхищение наше, с поправкой
На тяжелый музейный букет,
Нависающий в желтой плетенке
Над столом, и две грозди в сторонке,
И от локтя на скатерти след.

- Поделитесь своими ощущениями.

 

- Нравится ли поэту букет, написанный Петром Кончаловским?

- Подтвердите, что художник помог поэту увидеть красоту живой сирени. (Это, подтверждают строчки: «Тем сильней у забора с канавкой / Восхищение наше, с поправкой / На тяжелый музейный букет.)

Итог урока.

- Дополните строки:

Художник использует краски, поэт – слово, но оба изображают сирень. И мы чувствуем, что поэт и художник любят сирень, любуются ею, восхищаются щедростью и красотой родной природы.

- Мы сегодня сделали попытку увидеть и почувствовать…

- Мы стали …

- На меня произвело наибольшее впечатление…

- Во мне пробудились чувства, мысли…

- У меня осталось………..……… настроение от услышанного на уроке.

- У меня появилось желание …

Рефлексия деятельности.

«Дерево чувств»

Домашнее задание: выразительное чтение стихотворения; нарисовать ветку сирени (по желанию).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: