Государственная политика РФ в сфере образования




Государственная политика в области образования — это комплекс законодательных актов и практических мероприятий в сфере образования и воспитания подрастающего поколения, а также образования взрослых[1], которые являются выражением курса правительства в образовании и определяют его главные приоритеты, принципы и основополагающие ценности, отражают общенациональные интересы в сфере образования, учитывая основные тенденции мирового развития.

Рис. 1.2. Степень влияния среды на формирование человеческого потенциала на разных этапах образования

Ведущим документом, в котором отражается государственная образовательная политика, является Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3[2]. Основные принципы государственной политики в сфере образования перечислены в ст. 3 Закона; в них можно обнаружить и отражение общемировых тенденций:

1) признание приоритетности образования;

2) обеспечение права каждого человека па образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;

5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;

6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;

8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;

9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;

10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;

11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;

12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.

Наряду с Законом «Об образовании в РФ», документами, отражающими образовательную политику государства и приоритетные направления развития образования, являются:

• Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;

• Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р;

• Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 г., утвержденные Председателем Правительства Российской Федерации Д. А. Медведевым 31 января 2013 г.;

• «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» (до 2025 г.), Постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751;

• Федеральная целевая программа развития образования на 2016— 2020 гг.;

• Государственная программа «Развитие образования» на 2013— 2020 гг.;

• Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» и др.

Исторически первым документом с начала XXI в., отразившим обновленную позицию государства в сфере образования, стала «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» (далее — Доктрина). Это основополагающий государственный документ, установивший приоритет образования в государственной политике. Своими главными задачами государство определило необходимость создания условий для доступности образования и учета интересов граждан многонационального российского общества. Было уточнено понятие «образование» на основе расширения его границ от исключительно «сферы накопления знаний и формирования умений» и «создания условий для выявления и развития творческих способностей, каждого гражданина России, воспитания трудолюбия и высоких нравственных принципов » до «сферы трудовой занятости населения, прибыльных долгосрочных инвестиций и наиболее эффективного вложения капитала».

Доктрина определила стратегические цели образования, тесно увязав их с проблемами развития российского общества:

• преодоление социально-экономического и духовного кризиса;

• обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;

• утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, науки, высоких технологий и экономики;

• создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России.

Данная Доктрина, по сути, явилась заявлением государства о принятии на себя «ответственности за настоящее и будущее отечественного образования, являющегося основой социально-экономического и духовного развития России». При этом спектр озвученных государственных обязательств оказался внушительным и разносторонним:

• участие органов государственной власти в деятельности муниципальных образовательных учреждений;

• формирование в общественном сознании отношения к образованию как высшей ценности гражданина, общества и государства;

• условия дня полноценного и ответственного обучения и воспитания детей в семье, образовательных учреждениях всех форм, типов и видов;

• всесторонняя забота о сохранности жизни, здоровья и физическом воспитании и развитии детей, учащихся и студентов;

• ликвидация детской беспризорности, предотвращение преступности среди молодежи;

• воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности и уважения к закону;

• создание социально-экономических условий дня приоритетного развития системы образования;

• нормативное финансирование образовательных учреждений;

• стимулирование негосударственных инвестиций в систему образования;

• привлечение работодателей к социальному партнерству и организации профессионального образования с целью удовлетворения потребностей рынка труда;

• доступ обучающихся и преподавателей каждого образовательного учреждения к информационно-дидактическим программам, технологиям, сетям и базам данных, методической, учебной и научной литературе;

• предоставление бесплатных учебников для учащихся общеобразовательных школ и учреждений начального профессионального образования;

• высокая занятость трудоспособного населения, прежде всего молодежи;

• правовые условия функционирования и развития образовательных учреждений различных форм собственности;

• законодательное закрепление материальной, административной и имущественной ответственности учредителей образовательных учреждений и повышение ответственности работодателей за обеспечение стабильного финансирования учреждений сферы образования, соблюдение трудового законодательства, в первую очередь в части полной и своевременной оплаты труда, реализацию социальных гарантий и льгот работников образования и обучающихся;

• гармонизация национальных и этнокультурных отношений;

• сохранение и поддержка этнической национально-культурной самобытности народов России;

• сохранение языков и культур всех народов Российской Федерации;

• сохранение и развитие значимости русского языка как одно объединяющих факторов многонационального российского государства;

• качественное образование в сельской общеобразовательной школе на основе развития ее материальной базы, современных технологий обучения, сохранения дополнительных социальных гарантий для учащихся и педагогов в сельской местности;

• государственная поддержка образовательных учреждений всех форм собственности, обеспечивающих реализацию государственной политики в области образования;

• создание и реализация условий для получения общего и профессионального образования детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, детьми-инвалидами и детьми из малообеспеченных семей;

• развитие высших учебных заведений как центров образования, культуры, науки и новых технологий;

• интеграция образования, науки и производства;

• поддержка различных форм самоорганизации обучающихся как неотъемлемой части всей системы образования и формирования гражданской правовой культуры молодежи;

• активное включение средств массовой информации в пропаганду и реализацию основных целей и задач образования;

• интеграция российской системы образования и мировой образовательной системы с учетом отечественного опыта и традиций;

• активный выход на рынок образовательных услуг, широкое участие учебных заведений и педагогов в образовательных программах международных организаций и сообществ.

При этом система образования призвана обеспечить:

• историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

• воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;

• формирование культуры мира и межличностных отношений;

• разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности;

• формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;

• формирование у детей, молодежи, других категорий граждан трудовой мотивации, активной жизненной и профессиональной позиции, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;

• организацию учебного процесса с учетом современных достижений науки, систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий;

• непрерывность образования в течение всей жизни человека;

• многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования, личностно-ориентированное обучение и воспитание;

• преемственность уровней и ступеней образования;

• создание программ, реализующих информационные технологии в образовании и развитие открытого образования;

• академическую мобильность обучающихся;

• развитие отечественных традиций в работе с одаренными детьми и молодежью, участие педагогических работников в научной деятельности;

• подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий;

• воспитание здорового образа жизни, развитие детского и юношеского спорта;

• противодействие негативным социальным процессам;

• экологическое воспитание, формирующее бережное отношение населения к природе.

Следует отметить, что в Доктрине государством признается ведущая роль педагогов в достижении образовательных целей, поэтому оно берет на себя отдельные обязательства по обеспечению:

• образовательных учреждений (дошкольных и общеобразовательных) учителями и воспитателями;

• условий для профессионального роста и развития педагогов для всех уровней образования, а также привлечения талантливых специалистов;

• ответственности педагогических и научных работников за качество обучения и воспитания детей и молодежи.

Кроме того, государство обеспечивает условия для неуклонного повышения престижа и социального статуса преподавателей и работников сферы образования.

Главными результатами успешной реализации государственной политики в сфере образования определены высокое качество образования и его доступность, а также соответствующее финансирование системы образования (не ниже 10% от ВВП к 2025 г.), обеспечение социальных гарантий (увеличение оплаты труда и пенсионное обеспечение педагогических работников; защита жизни и здоровья обучающихся, воспитанников, студентов, аспирантов; создание системы социальной защиты и стипендиального обеспечения).

В области качества образования ставятся следующие задачи:

создание демократической системы образования, гарантирующей необходимые условия для полноценного качественного образования на всех уровнях;

индивидуализация образовательного процесса за счет многообразия видов и форм образовательных учреждений и образовательных программ, учитывающих интересы и способности личности;

конкурентоспособный уровень образования, как по содержанию образовательных программ, так и по качеству образовательных услуг.

Под доступностью образования понимается:

• общедоступное и бесплатное образование всех уровней, включая возможность выбора основных профилей обучения. При этом предусматриваются: конкурсная основа для бесплатного высшего и среднего профессионального образования, аспирантуры; адресная финансовая поддержка детей из малообеспеченных семей для получения дополнительного образования;

• общедоступное и бесплатное специальное образование для лиц с ограниченными возможностями.

Спустя год после Доктрины была утверждена «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.», в которой была сформулирована цель государственной политики в сфере образования:

«обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства».

Приоритетами образовательной политики в Концепции были названы:

1. Обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования.

2. Создание условий для повышения качества общего и профессионального образования.

3. Формирование эффективных экономических отношений в образовании.

Таким образом, был запущен и реализован первый этап модернизации образования. Следующий этап начался с подписания распоряжения Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011—2015 годы». В ней цель государственной политики звучала уже несколько иначе: «повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина»[3].

Как видим, помимо провозглашенного приоритета качественного образования, его соответствия потребностям личностям, общества и государства, ведущими принципами государственной образовательной политики были объявлены обеспечение его доступности и соответствия требованиям инновационного развития экономики. Россия сделала свой выбор в сторону инновационного социально-ориентированного типа развития[4], для которого характерны: экономика, основанная на знаниях; высокая инновационная активность; рост качества человеческого капитала и эффективности его использования. Все это формирует дополнительные требования для системы образования. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. (от 8 декабря 2011 г. № 2227-р) так формулирует новый запрос к системе образования: «значительную роль для будущего инновационного развития играют формируемые у человека жизненные установки и модели поведения». Важными становятся «ключевые для инновационного предпринимательства личностные качества — мобильность, желание обучаться в течение всей жизни, склонность к предпринимательству и принятию риска в целом недостаточно развиты по сравнению со странами с высокой инновационной активностью»[5].

Дополняет эти требования «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», ставшая методологической основой разработки и реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. В ней говорится, что «важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России» (рис. 1.3).

Утвержденная в 2008 г. «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020» особо подчеркнула возрастающее значение человеческого капитала как фактора экономического развития России. Это обусловило постановку новых задач для образования.

1. Обеспечение инновационного характера образования.

2. Модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития.

3. Создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров.

4. Формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», принятая в феврале 2010 г., стала отражением основных направлений развития образования, определяющих «портрет школы будущего» в России:

институту соответствующий целям опережающего развития, где будет формироваться необходимый комплекс компетенций для жизни в эпоху экономики знаний;

 

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 06.02.2020) "Об образовании в Российской Федерации"

Рис. 1.3. Предпосылки формирования новой цели российского образования

школа для всех, в которой гармонично будут развиваться и чувствовать себя комфортно учащиеся любого возраста, осваивающие программы любого уровня и имеющие любые индивидуальные особенности, ограниченные возможности здоровья, инвалидность, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в трудной жизненной ситуации и т.д.;

новые учителя, обдающие высоким уровнем компетентности, знающие не только свой предмет, но и детскую психологию, умеющие проявлять как чуткость и внимательность, так и лидерские качества, способные творить и быть «открытыми ко всему новому»;

центр взаимодействия: школа должна стать основой для выстраивания социального партнерства как с местным сообществом, так и с различными учреждениями культуры, спорта, здравоохранения, досуга и др.;

современная инфраструктура — это современное здание, оснащенное по последнему слову техники, наличие великолепных столовых, библиотек, условий для занятий спортом;

современная система оценки качества образования, которая должна обеспечивать достоверной информацией о том, как работают и отдельные образовательные учреждения, и система образования в целом.

В мае 2012 г. Президентом РФ был подписан Указ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», в котором одной из задач развития российской системы высшего образования было поставлено «...вхождение к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов». Наряду с задачами высшего образования, определены следующие целевые показатели системы образования:

• 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет;

• 37% занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет участвуют в повышении квалификации и (или) профессиональной подготовке;

• 75% от числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам;

• 25% образовательных учреждений среднего профессионального образования и образовательных учреждений высшего профессионального образования должны быть приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Также были запущены механизмы мониторинга государственных образовательных учреждений в целях оценки эффективности их работы, перехода к нормативно-подушевому финансированию образовательных программ, программно-целевого развития и повышения конкурентоспособности ведущих вузов страны.

Отличительными особенностями государственной политики в сфере образования с начала 2000-х гг. стало использование программно-целевых и проектных методов и существенное изменение законодательной базы. Основными инструментами государственной политики в сфере образования в последнее десятилетие выступили Федеральные целевые программы развития образования (2000-2005, 2006-2010, 2011-2015, 2016-2020), Федеральная целевая программа «Русский язык», Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», приоритетный национальный проект «Образование», другие федеральные целевые и ведомственные программы, проекты модернизации образования.

Для стимулирования изменений в системе образования были предложены такие механизмы, как выявление лидеров («точек роста» нового качества образования) и их поддержка на конкурсной основе, внедрение новых моделей управления и финансирования, ориентированных на результат.

Принятие в 2012 г. нового ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» стало завершающей точкой формирования новой институциональной модели российской системы образования.

Важнейшим документом, уточняющим государственную политику в сфере образования, стала утвержденная постановлением Правительства РФ 15 апреля 2014 г. № 295 Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013—2020 годы, в которой четко сформулировано базовое направление государственной политики — повышение эффективности и качества образования.

Общими целями государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013—2020 годы (далее — Программа) являются обеспечение соответствия качества российского образования меняющимся запросам населения и перспективным задачам развития российского общества и экономики, повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного, социально ориентированного развития страны.

Для обеспечения качественных изменений системы образования до 2020 г., которые должны произойти на всех уровнях образования, вводится новый инструмент реализации целей и приоритетов государственной политики — план мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки», утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. № 2620-р, и региональные и отраслевые «дорожные карты».

Дорожная карта — это структурированный набор индикаторов, задач и методов их решения, выполнение которых ведет к достижению намеченной цели. Дорожная карта является практическим инструментом по выполнению сформулированных задач, позволяющим существенно сэкономить время на подготовку к организации новых направлений деятельности. Для каждого уровня образования были определены ключевые задачи и направления развития. Общим направлением деятельности стало совершенствование структуры и сети образовательных организаций.

В Программу «Развитие образования» вошли 5 подпрограмм, характеризующих приоритетные направления модернизации отечественного образования: «Развитие профессионального образования»; «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей»; «Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования»; «Вовлечение молодежи в социальную практику»; «Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации “Развитие образования” на 2013—2020 годы».

Дополнением и конкретизацией государственной программы «Развитие образования» на 2013—2020 гг. выступает Федеральная целевая программа развития образования до 2020 г., приоритетным механизмом реализации которой выбран проектно-целевой подход. В ней подчеркивается, что программно-целевые инструменты должны стать ключевым механизмом, с помощью которого связываются стратегическое и бюджетное планирование. Наиболее эффективным применение формата Программы должно стать для решения комплексных отраслевых задач в области развития образования в среднесрочном 5-летнем периоде планирования деятельности. Однако этот формат призван обеспечить не только планирование бюджета, но и полноценное управление, предполагающее «синхронизацию и актуализацию существующих стратегических документов с перспективными разработками и инновационными решениями, достижение целевых показателей, декомпозицию и координирование направлений деятельности, согласование действий и ответственности педагогов и руководителей, образовательных и иных организаций, органов государственного и муниципального управления, что в конечном итоге позволяет эффективно планировать и реализовывать необходимые комплексные проекты».

В заключение следует отметить, что решение приоритетных задач социально-экономического развития страны и развитие образования невозможно обеспечить в полной мере без масштабного развертывания инновационных проектов в самих образовательных организациях, связанных с разработкой и созданием новых моделей, механизмов, образовательных программ, технических средств и технологий в области образования и молодежной политики. При этом проектно-целевой подход позволит обеспечить поступательное интенсивное развитие системы образования по всем направлениям за счет новых перспективных разработок, полученных на основе выполнения поисковых экспериментальных проектов, а также проектов по мониторингу и сопровождению процессов их внедрения в практику. На этой основе планируется достичь значительно более высокого уровня мотивации и ответственности всех участников проектной деятельности, повышения эффективности и качества образовательной деятельности.

Выводы

1. Государственная политика в области образования — это комплекс законодательных актов и практических мероприятий в сфере образования и воспитания подрастающего поколения, а также образования взрослых, которые являются выражением курса правительства в образовании и определяют его главные приоритеты, принципы и основополагающие ценности, отражают общенациональные интересы в сфере образования, учитывают общие тенденции мирового развития. Эта политика выступает выражением общественного договора между всеми субъектами образования.

2. Ведущим документом, в котором отражается государственная образовательная политика, является Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 21.12.2012 г. Принятие этого Закона завершило процесс формирования новой институциональной модели российской системы образования. В законе отражены ведущие принципы государственной политики в сфере образования.

3. Государство принимает на себя ответственность за настоящее и будущее отечественного образования, являющегося основой социально-экономического и духовного развития России, что отражено в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации».

4. Основными инструментами государственной политики в сфере образования выступают: государственная программа «Развитие образования» на 2013—2020 гг., Федеральные целевые программы развития образования, Федеральная целевая программа «Русский язык», Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», приоритетный национальный проект «Образование», национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», другие федеральные целевые и ведомственные программы и проекты модернизации образования.

[1] Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002. С. 56.

[2] Проект закона «Об образовании», принятого в 2012 г., прошел беспрецедентные обсуждения, он впервые активно обсуждался экспертами и общественностью непосредственнов Интернете. Работа над документом велась почти три года.

[3] Концепция Федеральной целевой программы развития образования па 2011—2015годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р)

[4] Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

[5] Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года(утв. распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: