Убеждение в форме разъяснения Этическая беседа – беседа на нравственные темы.Чтение художественной литературы
Рассматривание (например, классификация картин с изображение поступков и проступков).Методы стимулирования чувств и отношенийПример ПоощрениеНаказание (кратковременное отчуждение, лишение развлечения, отстранение от желанной роли в игре).Принуждение – воспитатель действует силой своего авторитета, Методы формирования нравственного поведения
Приучение,Упражнение,Руководство деятельностьюНаблюдение – умение всматриваться в явления и отношения окружающего мира.
Сам билет.Дош воз сенситивный.
• Дети хотят быть как взрослые;
• Пластичность, восприимчивость к нормам поведения;
• В условиях ДОУ дети вынуждены жить по правилам.
Механизм Нрв.восп.
1.Знания и представления о нрав. кач-ах.Знаю.
2.О необходимости иметь это кач – во(мотивы). Мне надо.
3.Прим. практически. поступки навыки привычки. Я могу.
Особенности Н.В, у дошкольников:
Его нельзя ограничивать временем, пространством, местом, рамками.
Нр-й опыт накапливается непрерывно, как со взрос. так и самос- но.
Н,В, - это целенапр. процесс приобщения детей к мор. ценностям Ч-ка, и конкретного общ-ва.
Результат. Набор нрав.кач –в лич-ю.
Задачи
По механизму З-чи фор.мор. ценностей
1.Фор. Нрав. представлений.
2.раз-е нрав. Чув-в.
3.Фор-е этич. навыков и привычек Связ-но с обществом.
1.Воспитание дружеского взаимодействия, сотрудничества со свер.
2.Восп. культуры поведения
3.Гражд. Чув. Самосознания.
Принципы.
Связь с деятельностью.
Воспит-е через коллектив.
Уважение к лич – ти.
Учет инд-ых особенностей (личностный подход)
Связь с семьей.
|
Целенапр. И непроизв-ть.
Содержание.
Опред-ся теми нрав. кач. которые необходимо сформировать.
Средства.
!. Собтвенная деятел. детей.
Игра, общение, труд.
2. Окруж. Атмосфера.
3. Природа.
4.Худ. Ср-ва.
5.Коллектив.(сверстники)
Методы
1.Методы фор. нрав. сознания.
Просьба, эт. беседа, объяснение, убеждение, внушение, предостережение. Чт. Х. лит.
2.М. фор. нрав-го поведения.
Прак нав и умен.
Упражнения, приучения, пед. требов., порученияест-е или созданные проб-е сит.
3.Методы стимулирования нрав чувств.
Поощрение, наказание, соревнование, пример.
Формы орган.
1.Соб. дея – ти вз-х и детей.
Праздники, досуги, игры, кон-сы, прогулки, экскирсии.
2. Формы орг. Самост. дея – ти детей.
Игры, упражнения, поручения, сам.худ. деят-ть.
ВОПРОСЫК ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА» (ПДС-13)
2014-2015 уч. г.
2. Предмет, задачи и содержание дошкольной педагогики в рамках идей гуманизации образования. Основные научно-педагогические категории.
3. Методологические основы и методы научно-педагогического исследования в дошкольной педагогике (наблюдение, эксперимент, опросные методы и др.).
4. Основные закономерности развития личности в дошкольном возрасте. Характеристика факторов развития личности.
5. Деятельность и общение со взрослым как условия развития личности дошкольника. Общая характеристика основных подходов к воспитанию и развитию.
6. Своеобразие развития в период дошкольного детства. Ребенок дошкольного возраста, возрастные и индивидуальные особенности. Феномен детской субкультуры.
|
7. Основные виды деятельности детей раннего и дошкольного возраста: предметная, познавательная, игровая, трудовая, художественно-эстетическая и общение. Их особенности, взаимосвязь, организация и руководство.
8. Проблема определения цели и задач дошкольного образования. Характеристика цели и задач дошкольного воспитания в современных нормативных документах (Концепция дошкольного воспитания, ФГОС ДО и др.).
9. Цель и задачи социально-нравственного воспитания дошкольников. Содержание, средства и методы социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста (В.Г. Нечаева, В.И. Логинова и др.).
10. Цель, задачи, содержание художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста (Н.А. Ветлугина, Е.А. Дубровская, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Л.В. Компанцева, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина и др.). Методы и формы организации эстетического воспитания дошкольников.
11. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников: цель, задачи, содержание. Концепции и программы патриотического воспитания (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Е.В. Бондаревская, С.А. Козлова, Н.Г. Комратова и др.). Методы, приемы и формы организации гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Технологии патриотического воспитания.
12. Воспитание культуры поведения в дошкольном возрасте: культура общения, культура деятельности, культурно-гигиенические навыки (С.В. Петерина, И.Н. Курочкина и др.). Содержание, формы и методы работы по воспитанию основ этикета у дошкольников.
13. Теоретические основы познавательного (умственного) воспитания и развития детей дошкольного возраста (Н.Н. Поддьяков, Л.А. Венгер, Л.А. Парамонова и др.). Цель, задачи, содержание познавательного (умственного) воспитания детей раннего и дошкольного возраста.
|
14. Теория и методика сенсорного воспитания детей раннего и дошкольного возраста (Ф. Фребель, М. Монтессори, Е.И. Тихеева, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер и др.). Характеристика задач, содержания, средств, форм и методов сенсорного воспитания дошкольников.
15. Сущность и структура содержания дошкольного образования. Основные положения ФГОС ДО. Разработка основной образовательной программы дошкольного образования, характеристика образовательных областей (познавательное, речевое, физическое, социально-коммуникативное и художественно-эстетическое развитие). Целевые ориентиры дошкольного образования.
16. Образовательный процесс дошкольного учреждения: теоретические основы, сущность, характеристики, принципы организации. Участники образовательного процесса в дошкольном учреждении, их роль в социокультурном формировании личности ребенка.
17. Особенности образовательного процесса ДОУ в контексте реализации ФГОС ДО. Основные компоненты образовательного процесса: цели, задачи, средства, формы организации (образовательная деятельность, самостоятельная деятельность детей).
18. Непосредственная образовательная деятельность как основная форма обучения в ДОУ. Психолого-педагогические требования к организации и проведению образовательной деятельности. Современные подходы к содержанию и методике. Инновационные педагогические системы и технологии обучения и развития дошкольников.
19. Формирование предпосылок учебно-познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Разработка теории УПД в отечественной дошкольной педагогике (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.П. Усова, В.И. Логинова, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков и др.). Характеристика основных компонентов УПД дошкольника.
20. Взаимодействие ДОУ с семьей и школой. Семья как социокультурная среда развития личности дошкольника. Основные задачи семейного воспитания. Типичные трудности и ошибки в семейном воспитании детей. Сотрудничество ДОУ и семьи как целостная система: цели, аспекты содержания, формы. Традиционные и инновационные формы работы с родителями.
21. Реализация преемственности в работе детского сада и школы как условие успешной социализации и разностороннего развития ребенка: задачи, аспекты содержания, формы сотрудничества.
22. Формирование школьной готовности как одна из важнейших задач современной системы предшкольного образования. Сущность и содержание готовности к школе. Диагностика готовности к обучению в школе, причины осложненной адаптации, пути ее преодоления.
23. Характеристика современной системы дошкольного образования РФ. Принципы государственной образовательной политики. Типы и виды дошкольных учреждений. Дошкольное образование как система вариативных образовательных услуг.
24. Построение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ: сущность, значение, содержание. Принципы и основные требования к организации и содержанию РППС (безопасность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность и др.).
25. Дошкольное образование за рубежом. Характеристика системы дошкольного образования в Германии, Японии, Китае, США (на выбор).
26. Проблема адаптации детей раннего и дошкольного возраста к условиям ДОУ: понятие, особенности, факторы, этапы протекания. Организация работы ДОУ с семьей в период адаптации ребенка к ДОУ. Подготовка к поступлению в ДОУ в семье.
27. Диагностика (мониторинг) в дошкольном образовании: понятие, значение, принципы осуществления. Содержание и методы педагогической диагностики. Требования к ее организации и содержанию.