ПСИХОДИАГНОСТИКА В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ




 

Психодиагностика – психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизических особенностей человека.

В самом общем виде объект психодиагностики определяется так – это конкретный человек, который является носителем различных индивидуальных психических свойств. Именно психические свойства и выступают предметом психодиагностики. Напомним, что под психическими свойствами в психологии понимаются индивидуальные особенности психической деятельности конкретного человека, особенности его психического состояния, его межличностных и личностно-социальных отношений, которые позволяют описывать и прогнозировать его поведение, направление и динамику психического развития. Традиционно к психическим свойствам относят: индивидуальные черты (психические, личностные) – темперамент, характер, мотивация; способности – общие, частные, специальные; психические состояния – эмоциональные и функциональные; свойства сознания и самосознания; социально-психологические качества – социальные установки, межличностные отношения.

В психологии под понятием «постановка психологического диагноза» понимается принятие квалифицированного решения о наличном психологическом состоянии человека в целом или о состоянии в данный момент времени отдельно взятого психического свойства. Целью психодиагностики является сбор информации об особенностях человеческой психики. В психодиагностике используется два типа диагноза. Во-первых, диагноз на основе констатации наличия или отсутствия какого-либо признака. Во-вторых, диагноз, который позволяет найти место испытуемого или группы испытуемых на так называемой «оси континуума» по выраженности тех или иных качеств.

В современной психодиагностике обычно выделяют три группы методов. К первой относят качественные методы: наблюдение, опрос, анализ документов. Ко второй - количественные методы: тестирование. Третья группа представлена комплексом количественных и качественных методов, они позволяют получить разнообразную комплексную по своей сути информацию об изучаемых свойствах и/или особенностях поведения индивида и/или группы.

В психодиагностике обычно выделяют два ее уровня: научный и практический. Как наука психодиагностика представляет собой область психологического знания, которая занимается разработкой методов и обоснованием технологии их применения в практической работе. Психодиагностика как практическая деятельность – это различные виды деятельности, которые связаны с практической постановкой психологического диагноза. Большое значение при этом имеет не только качество самой психодиагностической методики и ее способность диагностировать изучаемое свойство, но и высокие требования, которые предъявляются к специалисту, проводящему психодиагностическую процедуру. Они должны осуществляться специально подготовленными специалистами, обладающими специфическими знаниями, умениями и навыками

Общим требованием, которое предъявляется к психодиагностическим методикам, является быстрая и надежная процедура сбора данных о клиентах для формулирования психологического диагноза.

В процессе постановки психологического диагноза решается как минимум четыре основные задачи, которые решаются отдельно или комплексно в зависимости от целей проводимого обследования: *установление наличия или отсутствия изучаемого психологического свойства или особенности поведения; *определение степени развитости данного свойства и/или особенности поведения и их выражение в определенных количественных или качественных показателях; *описание диагностируемых психологических и/или поведенческих особенностей в тех случаях, когда это необходимо; *сравнение степени развитости изучаемых свойств и/или особенностей поведения у разных людей.

Области применения психодиагностики разнообразны и имеют тенденцию к расширению. Они применяются в клинико-консультативной и психотерапевтической практике и направлены на поиск причин появления конкретных проблем у клиента и выбор способов и приемов, которые способствуют их разрешению.

Психодиагностика является важной составной частью социальной работы, способствующей социальной адаптации клиентов. Психодиагностические методики, используемые в этом плане, направлены, например, на профессиональный отбор, профессиональное обучение, профессиональную ориентацию, эффективное овладение профессиональными навыками и знаниями и т.д.

Большое значение имеет использование психодиагностических процедур в целях оптимизации процессов обучения и воспитания, например, при определении степени подготовленности ребенка к обучению в школе, выявлении доминирующих причин неуспеваемости, нарушений в личностной сфере, реализации на практике индивидуального подхода и т.д. Все большее применение психодиагностика находит в судебной практике для проведения судебно-психологической экспертизы. Проводится исследование потерпевших, свидетелей, подозреваемых с точки зрения определения тех или иных качеств личности, уровне интеллектуального развития, их психофизиологических особенностях и т.д., что позволяет повысить качество следственных мероприятий и обоснованность судебных решений.

В практике социальной работы овладение методами психодиагностики выражается в том, что социальный работник должен уметь:

*квалифицированно сформулировать «заказ» психодиагносту на проведение психодиагностических процедур;

*профессионально оценить пути, средства и способы применения данных психологического диагноза и рекомендаций для работы по социальной реабилитации и адаптации клиентов;

*уметь объяснить потенциальным клиентам необходимость проведения психодиагностического обследования и создать необходимые условия для его проведения;

*в экстремальных условиях (отсутствие возможности обращения к квалифицированному психологу) осуществить проведение элементарных психодиагностических процедур.

Усилия психолога и социального работника направлены на реализацию одной цели – оказание помощи. Однако они достигают этой цели через решение различных задач. Психолог берет на себя ответственность за адекватный диагноз, позволяющий определить задачи и резервы развития конкретного человека. Его усилия направлены на то, чтобы выявить особенности всех модальностей внутреннего мира человека и предложить пути изменения его отношения к себе и/или к другим людям.

Проблемы, которые решает социальный работник, связаны с организацией индивидуальной жизни человека. Он помогает человеку, попавшему в тяжелую жизненную ситуацию преодолеть социальную и/или физическую беспомощность. Опираясь на представленные психологом данные, социальный работник должен сконцентрировать свои усилия на выявление резервов развития человека, которые будут способствовать адекватной постановке задачи развития, а также задач, способствующих созданию необходимых для осуществления жизни клиента перспектив.

Таким образом, можно сказать, что психолог несет ответственность за точность и достоверность своего диагноза, адекватное информирование о нем клиента и/или социального работника при непременном условии: он должен убедиться, что информация воспринята и уровень понимания этой информации пользователями достаточно высок. Социальный работник несет ответственность за результаты использования этой информации. Именно он разрабатывает стратегию и тактику применения диагноза, за выбор адекватных средств, за обеспечение контроля и коррекции выбранного пути и способов воздействия, учет факторов риска и т.д.

В заключение отметим, что в социальной работе мы имеем дело с системой взаимодействий, которая включает в себя три элемента: клиент - психолог – социальный работник. Каждый из них строит это взаимодействие на разной основе: клиент на основе собственной жизни, которая представлена в его обыденной картине мира, психолог на основе знания об индивидуальной жизни представленной в конкретной психологической концепции, социальный работник – на известных ему закономерностях индивидуальной жизни. в процессе этого взаимодействия клиент осознает место и роль психолога и социального работника в своей жизни и шаг за шагом приближается к адекватному отражению закономерностей своей жизни, принимая ответственность за организацию своей индивидуальной жизни на себя.

Психодиагностика в социальной работе

 

 

1. Анастази А. Психологическое тестирование. Пер. с англ. в 2-х кн. / Под ред. К.М. Гуревича. - М., 1982. Она же: СПб., 2002.

2. Гуревич К.М. Что такое психологическая диагностика. - М., 1995.

3. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 3. Психодиагностика. М.,2000.

4. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности: Учеб. пособие. СП б., 2001.

5. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Учеб. пособие в 2-х кн. М.. 2000.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: