Определение понятия культуры.




Обществознание

Рабочий лист

Студента ______________________________________________________

по теме: Понятие культуры. Многообразие культур.

Культура есть мера человеческого в человеке.

План изучения темы.

- Определение понятия культуры.

- Структура и разновидности культуры.

- Разнообразие культур.

1. Этноцентризм.

2. Культурный релятивизм.

3. Ксенофобия.

4. Культурный релятивизм.

5. Элитарная культура.

6. Народная культура.

7. Массовая культура.

8. Субкультура.

Источники информации:

1. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. М., 1979. С. 733.

2. Фролов С. С. Социология. М., 1997. С.47.

3. Кравченко А. И., Певцова Е. А.. Обществознание: Учебник для 11 класса. М., 2001. С.87.

4. Гуревич П. С. Культура и контркультура // Свободная мысль. 1994. № 11. С. 87.

6. Риордан Д. Восставшая молодежь (оглядываясь на 68-й и 89-й годы)// Социологические очерки. Ежегодник. Вып. 1. М. 1991. С. 199.

7. Палий Е. Н. Салон как феномен отечественной культуры первой трети XIX века. // Педагогика. 1997. № 6. С. 72.

8. Малькова Т. П. Субъекты культуры // Культурология. М., 1993. С. 119.

9. Фролова М. А. Европейская культура нового и новейшего времени: сущность и доминанта развития // Запад и Восток. Традиции и современность. М., 1993. С. 81.

10. Фромм Э. Адольф Гитлер: клинический случай некрофилии. М., 1992. с. 42.

Определение понятия культуры.

Культура – это исключительно многообразное понятие. Впервые этот термин появился в Древнем Риме. Политический деятель, философ и выдающийся оратор Марк Тулий Цицерон (106- 43 вв. до н.э.) впервые сравнивает культуру возделывание земли с процессом возделывания человеческого духа и ума, с нравственным и эстетическим развитием человека.

Войдя в обыденную речь в ходе частого употребления, это слово утратило первоначальный смысл и стало обозначать самые разные стороны человеческого поведения, а также виды деятельности.

В современном, обыденном и упрощенном понимании культура воспринимается как духовная и возвышенная сторона жизнедеятельности людей, которая, прежде всего, включает искусство и образование.

В различных областях научной деятельности было сформулировано более 250 определений культуры, в которых авторы пытаются охватить всю область действия этого сложного понятия.

Найдите в словарях и запишите некоторые из них:

В истории: ________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В психологии:______________________________________________________

__________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В педагогике:______________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ваш вариант________________________________________________________

_________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

??? Какая общая черта культуры нашла отражение в этих определениях?

__________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ►Культура – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а так же в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

( Кравченко А. И., Певцова Е. А.. Обществознание: Учебник для 11 класса. М., 2001. С.87.)

Человек (общество) – единственный создатель и хранитель культуры. Вне человека – главного субъекта всех общественных процессов – культуры не существует, и только человек способен передавать культуру от поколения к поколению. Поэтому человека, его творческие возможности принято называть главной ценностью культуры.

Существует и обратная зависимость: культура является главным выразителем сущности самого человека. Осваивая культурные ценности и созидая новые, человек фактически созидает себя самого, свой человеческий мир. Иначе говоря, только через культуру человек становится человеком. Именно эту мысль имел в виду немецкий философ Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803), полагавший, что культура – второе рождение человека. Эта связь – культура – человек – отражена в кратком философском афоризме: культура есть мера человеческого в человеке.

??? Как вы понимаете содержание данного выражения? _______________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Другой точки зрения придерживались те ученые, которые считали культуру средством закабаления людей. В наиболее законченном виде эта позиция нашла свое отражение во взглядах известного немецкого философа Фридрих Ницше (1844 – 1900), который провозгласил тезис о том, что человек по своей природе - существо антикультурное, а сама культура – это зло, которое создано для подавления и порабощения человека.

Однако, несмотря на различные оценки влияния культуры на жизнь людей, практически все мыслители признавали, что:

1) духовная культура играет важную роль в жизни общества, являясь средством аккумуляции, хранения и передачи накопленного человечеством опыта;

2) культура является особой человеческой формой бытия, которая имеет свои пространственно-временные границы;

3) культура служит одной из важнейших характеристик жизнедеятельности как отдельной личности, так и конкретного общества в целом.

Видами культуры являются культура материальная и нематериальная (духовную).

►Под материальной культурой понимают технику, производственный опыт, а также материальные ценности, которые в своей совокупности составляют искусственную среду обитания человека.

Материальная культура состоит из так называемых артефактов, т.е. из произведенных человеком предметов: орудий труда, машин, механизмов, одежды, мебели и т.д.

►К духовной культуре обычно относят науку, искусство, религию, мораль, политику и право. Говоря о духовной культуре, следует различать ее форму, которая материальна, и содержание, которое идеально. Форма характеризует то, в чем воплощены феномены данного вида культуры, а содержание – то, что они значат для личности и общества.

Нематериальная культура включает в себя:

1) различные формы общественного сознания (идеологические теории, философские, эстетические, нравственные знания, научные концепции и гипотезы и т.д.);

2) общественно-психологические явления (общественное мнение, идеалы, ценности, социальные привычки и обычаи и т.д.);

3) произведения монументального искусства, обладающие материальной формой, которую придал художник естественно-природным или искусственным материалам (скульптура, объекты архитектуры);

4) театральное искусство (театральные образы);

5)произведения изобразительного искусства (живопись, графика);

6) музыкальное искусство (музыкальные образы).

2. Структура и разновидности культуры.

Термин «структура» означает взаимосвязь элементов. Элемент культуры – это ее самая малая и неделимая единица. Элементами материальной культуры могут быть также предметы, как, например, гвоздь, карандаш, гусиное перо. Отвертка, носовой платок и т.д.. Элементами нематериальной культуры могут выступать пожатие руки, езда по правой стороне дороги, поцелуй, как форма приветствия и др. Очевидно, что каждая культура включает в себя тысячи взаимодействующих между собой культурных элементов, составляющих единое целое (систему). Элементы культуры соединяются между собой в так называемые культурные комплексы, которые составляют специфику того или иного социального института. Например, институт семьи включает в себе определенный культурный комплекс выбора партнера, свадебный культурный комплекс, медовый месяц и т.д. Все эти комплексы в разных обществах могут быть различными. Они могут принадлежать разным социальным институтам и разным социальным группам. Например, криминальная культура отличается от других культур своим специфическим языком, стилем поведения и образом жизни.

Вообще каждая из групп людей, стоящих на разных ступенях экономического благополучия, обычно развивает способы поведения, отличающие ее от остального общества. В то же время ►каждое общество имеет некоторую совокупность таких культурных образцов, которая разделяется и принимается большинством членов общества. Такая культура называется доминирующей (господствующей). ►Отличающиеся друг от друга культурные образцы, свойственные той ли иной социальной группе, но не противоречащие доминирующей культуре, называются субкультурами. Субкультурные различия в современном обществе определяются национальностью, родом занятий, регионом, полом, возрастом, социально-классовыми и иными различиями. Жизнь индивида протекает в рамках определенной субкультуры. Субкультуры в известной мере автономны и не претендуют на то, чтобы заменить собой господствующую (доминирующую) культуру. Цыгане, например, не считают зазорным воровать у «чужих». Однако такой поступок, совершенный внутри табора, оценивается как преступление. Среди заключенных, говорящих на «арго» или «фене», также складываются своеобразные стандарты поведения, типичные только для данной социальной среды. Цыгане или любая другая этническая или профессиональная группа склонна изолировать, герметизировать свои социокультурные особенности от другого социального слоя или группы.

В истории культуры время от времени складываются такие ►ситуации, когда локальные (групповые) нормы и ценности начинают претендовать на универсальность. Такие субкультуры получили название «контркультуры». Социологи полагают, что данный термин относятся и к субкультурам тех социальных групп, которые не только отличаются от доминирующих культур, но и входят с ними в конфликт, демонстративно бросают им своеобразный вызов. Особо показательным было противопоставление культурным ценностям общества субкультуры молодежных движений 60-70-х гг. ХХ в. На Западе. Такова бунтарская субкультура битников, хиппи, рокеров и проч.

Термин «контркультура» появился в западной литературе в 1960 г. Он отражал поведение и образ жизни ранних хиппи и битников. Термин принадлежит американскому социологу Теодору Роззаку, который попытался объединить различные духовные веяния, направленные против господствующей культуры. Первым писателем, который сформулировал духовные ориентиры битников («разбитого поколения»), был Джек Керуак.

Битничество начиналось в 1944-1945 гг. с литературного сотрудничества молодых писателей Д. Керуака, Уильяма Берроуза и Алена Гинзбурга. Поначалу оно выступало как идеологически агрессивная группировка, которая пыталась отыскать литературно-художественное обоснование новому жизнепониманию. Бунт начался в 50-х годах. Он обозначился как поиск собственных культурных ориентаций. Сексуальный протест выражался в гомосексуальных экспериментах, которые стали модными в кругу эстетствующих утонченных интеллектуалов. В эстетике битников отчетливо проступала поэтизация мужского, брутального характера.

Битничество проявило интерес к буддизму и рок-музыке. Название романа Д. Керуака «На дороге» весьма символично. Это бесконечный и бессмысленный побег от благополучия буржуазного быта, от пуританства и ханжества «общественной морали», от традиций цивилизации потребителей. Роман У. Берроуза «Голый завтрак» представляет собой феерическую антиутопию, которая воспроизводит отрывки полусознательных, бредовых наркотических видений-галлюцинаций. В ткань повествования автор виртуозно вплетает фактические и документальные материалы из истории гомосексуальных традиций, ритуалов и обычаев всех времен и народов, фармакологические свойства всех наркотиков и физиологические подробности их воздействия на человеческий организм [1].

После битников на сцену американской культурной действительности выступают тинэйджеры, которые заявили о своем праве на самостоятельную субкультуру. В 60-е годы обнаружился целый спектр культурных феноменов. Среди них – рокеры, а точнее – байкеры – с ног – до головы одетые в кожу мотоциклисты. Их социальный мир – банда, их религия – рок. Рокеры культивируют «мужской дух», жестокость и прямоту межличностного общения. Отвергая наркотики, они полагаются на собственную силу и физический самоконтроль. Общая ориентация – подчеркнуто «мужской» стиль общения. В личных контактах постоянно присутствуют толчки, шутливые удары и потасовки. Внешний вид – подчеркнуто агрессивен. Музыкальные символы – Элвис Пресли и Бадди Холи. В отличие от других представителей молодежных контркультур (хиппи, толкиенистов и др.) характерны черты исследованного Эрихом Фроммом, ориентированного на деструктивные действия (разрушение) социального характера, названного им «некрофильским»[2]. Это, во-первых, ориентация на решение конфликтов с позиции силы. Во-вторых, преклонение перед техникой и скоростью.

В 80 - годах появился целый спектр экзотических контркультурных феноменов. Среди них панки – наиболее распространенные. Термин панк (punks) стен еще с XVI века. Тогда он обозначал «уличную девку». В качестве прилагательного он может быть переведен в значении «испорченный», «никчемный», «не обладающий никакими свойствами». В XX веке данный термин стали переводить как «отбросы общества». В 19170 году Джеймс Остерберг, известный под псевдонимом Игги Поп, вышел на сцену в Детройте, распорол себе осколком стекла оголенную грудь и затем в сопровождении участников своей группы «Марионетки». Одетых в нацистскую форму, стал выкрикивать: «Я – последнее дерьмо», «Меня тошнит от вас». Через несколько лет в западных СМИ появились слов «панк - музыка», «панк - политика», «панк -культура». В больших количествах стали появляться музыкальные панк группы.

Музыкальный рок как одно из ярких проявлений молодежной субкультуры в 70 - 80-е годы в СССР стал показателем контркультурой направленности части советской молодежи. Британский социолог Д. Риордан[3], исследовавший советское общество периода «перестройки» (вторая половина 80- х гг.), замечал, что именно рок стал своеобразной национальной формой протестного движения молодежи. Он пишет, что многие годы советская молодежь находилась под влиянием комсомола. Комсомольская бюрократия управляла театрами, клубами, печатью, спортом, воспитывала молодых людей в духе генеральной линии партии, в служении тоталитарному государству. Молодежь протестовала против двуличной официальной советской морали, низкого уровня жизни:

«…демоны тусклых квартир, цедили из ран нашу боль,
Сулили нам сытые кухни, лизали луной.
Стращали охраной порядка, как страшным судом,
Но мы гнали их прочь, мы жгли нашу жизнь, мы шли,
Мы возвращались домой, возвращались домой...
А те кто боится огня, воспевают сырые углы,
Они охраняют покой, что ж, им есть, что терять!
Они говорят о любви, возведя в добродетель закон,
Но когда всходило солнце, закон позволял им стрелять.…»

(К.Кинчев, «Солнце встает» группа «Алиса)

В условиях международной разрядки напряженности западное влияние усиливалось, появились движения хиппи, панков и т.п. вплоть до групп с полуфашистской идеологией, например «Скинхеды» (Наиболее распространены в Англии, Швеции, Норвегии. Неофашистское, националистическое движение.). Произошло внешнее копирование западного образа жизни. Молодые люди хотели участвовать в формировании политики, играть более значительную роль в делах государства.

???? Подготовить выступление - презентацию о существующих в России молодежных субкультурах.

Требования: самостоятельность написания, художественное оформление, аргументированность выбора. В содержании раскрыть следующие вопросы:

1)История возникновения движения.

2) Лидеры.

3) Особенности субкультуры, проявление элементов данного течения в одежде, поэзии, других внешних проявлениях.

4) Ваше отношение к рассматриваемой субкультуре.

Разнообразие культур.

Разнообразие культур рождает такие ее проявления, как этноцентризм и культурный релятивизм.

1. Этноцентризм.

Этноцентризм – это тенденция судить о других культурах с позиции своей собственной, групповой. Этноцентрические взгляды явно выражены в миссионерской деятельности, основу которой составляют попытки обратить «язычников» в свою веру. (Примеры).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Культурный релятивизм.

Культурный релятивизм – это представление о том, что другую культуру можно понять только в контексте её собственных ценностей. В свое время американский социолог В.Самнер в книге «Народные обычаи» (1906) шокировал читателей заявлением, что людоедство и детоубийство имело смысл в контексте тех обществ, которые этот обычай практиковали. Культурные релятивисты, таким образом, не считают какую-либо культуру оптимальной по сравнению с другой. Каждая культура ценна сама по себе, так как действует в своем собственном временном и пространственном измерении. (Примеры)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Ксенофобия.

Ксенофобия – боязнь и непринятие всего иностранного, а шире – всего чужого. (Примеры)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Элитарная культура.

Элитарную культуру поддерживают и транслируют высшие общества (элиты). Она создается профессионально подготовленными людьми. Поскольку элиты являются относительно закрытыми и немногочисленными стратами, эта культура малопонятна для большинства населения. К элитарной культуре относят изящное искусство, классическую музыку и высокоинтеллектуальную литературу. Культурные образцы, разработанные в рамках элитарной культуры, могут стать достоянием широкой публики при условиях ее пропагандирования СМИ или усилиях, предпринимаемых представителями высшей власти, войти в фонд шедевров национальной или мировой культуры.

Примером элитарной культуры, ставшей общенациональным достоянием, является культура светских салонов, которая в России получила наибольшее распространение в первой трети XIX века. Начиная с середины XVIII в., значение салонов в русском быту неуклонно возрастало. Петровская модернизация поначалу способствовала проникновению образцов европейского этикета и искусства (прежде всего французского) в быт русских дворян, постепенно формируя их вкусы и потребности до тех пор, пока эти образцы не стали составной частью образа жизни как столичной, так и провинциальной аристократии. В 80-90-е гг. XVIII при покровительственном содействии самой императрицы Екатерины II возникали литературные кружки, где читали новые стихи, переводили, спорили. Развивался литературный вкус, оттачивались формы литературной полемики. На литературных «посиделках» у графа И. Шувалова были Ломоносов, Сумароков, Державин и княгиня Екатерина Дашкова. В конце 90-х гг. XVIII в. Петром Сумароковым было создано известное общество «Общество любителей российской словесности».

Салонные собрания со временем становятся нормой светской жизни не только в столицах, но и в провинции. Свято соблюдались традиции и этикет. На собраниях часто звучала современная виртуозная музыка, итальянские и французские романсы, концерты Гайдна, Моцарта, фрагменты французских опер. Здесь сталкивались личные судьбы, здесь увлекались, любили, страдали, спорили, делились информацией и отдыхали. Салоны являлись своего рода духовными центрами, университетами светского человека.[4]

Однако чаще случается, что эти образцы не воспринимаются социальной массой, не находят в ней своего потребителя. Показательным в этом плане является элитарное (авангардное) искусство. Последнее представляет собой течение в западной художественной культуре, создающие искусство для немногих избранных, способных воспринять, как им кажется, некий скрытый сокровенный и непонятный для «толпы» смысл в различных произедениях живописи, музыки и литературы. В начале ХХ в. Были созданы философские концепции «искусства ради искусства» Ф. Ницше, О. Шпенглер, Х. Ортега-И-Гассет, а их практической реализацией стали различные модернистские направления – абстракционизм в живописи, сюрреализм в литературе, изобразительном искусстве, театре, кинематографе и т.п. Все эти направления ориентировались на создание «чистого искусства», лишенного всякого практического смысла и значения, а потому и непонятного большинству. Широкая публика со временем привыкла к авангардистским изыскам, обнаружив склонность к восприятию этих произведений как законного атрибута своего образа жизни и перестала демонстрировать их непонимание.

5. Народная культура.

Народная культура создается анонимным путем людьми, не имеющими профессиональной подготовки. ЕЕ составляют мифы, легенды, сказки, песни и танцы. Синонимом народного творчества является фольклор. Фольклор тесно связан с традициями той местности, в которой он создается. Поэтому он, в отличие от элитарной культуры, не глобален, а локален (национален).

(Примеры)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

6. Массовая культура.

Массовая культура не выражает изысканных вкусов аристократии или иного слоя, выступающего в качестве политической, экономической элиты или художественной богемы. Это культура среднестатистического, ничем не выделяющегося человека, обыкновенного потребителя, члена современного нам индустриального общества. Духовные запросы которого ограничиваются культурным «ширпотребом», поставляемым с эстрады и экранов телевизоров Музыкальные шлягеры, «мыльные оперы», бульварную литературу и т.д.) как правило массовый человек, современный обыватель, не читает классическую литературу, не посещает театральных представлений и художественных выставок, творческих вечеров и встреч. Такой человек в целом самодоволен или озабочен решением многочисленных жизненных проблем. Его духовный кругозор чрезвычайно узок, потребности в основном примитивны.

В специальной литературе наиболее удачной является аналогия, которая уподобляет возникновение образов масс – культуры поточно-конвейерному производству. Английский критик Кеннет Тайнен в книге «На сцене и в кино» пишет, что существует род картин, пьес, романов, с которыми понятия «хороший» или «плохой» вообще не соотносятся. Это товар, вещи, создатели которых думают только об их удачной реализации на рынке. Решающую оценку масс-культуре дает убеждение, что искусство есть предмет потребления, подчиненный экономическим соображениям. «Именно в этом пункте массовая культура расходится с серьезной культурой», заключает Тайнен.

(Примеры)

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Закрепление.

1. Что такое культура?

2. Что такое субкультура и контркультура? Приведите примеры. Как эти разновидности культур взаимодействуют с доминирующей культурой?

3. Определите понятия этноцентризма и культурного релятивизма. Какое влияние (позитивное или негативное) оказывает этноцентризм на поведение социальных групп. Дайте ответ на такой же вопрос в отношении культурного релятивизма.

4. Определите содержание разновидностей культуры: элитарной, массовой, фольклора.

Домашнее задание.

Подготовить выступление - презентацию о существующих в России молодежных субкультурах. Требования смотри на странице 7.


[1] Гуревич П. С. Культура и контркультура // Свободная мысль. 1994. № 11. С. 87.

[2] Фромм Э. Адольф Гитлер: клинический случай некрофилии. М., 1992. с. 42.

 

[3] Риордан Д. Восставшая молодежь (оглядываясь на 68-й и 89-й годы)// Социологические очерки. Ежегодник. Вып. 1. М. 1991. С. 199.

 

[4] Палий Е. Н. Салон как феномен отечественной культуры первой трети XIX века. // Педагогика. 1997. № 6. С. 72



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: