ЧЕЛНОЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ, ПСИХОДРАМА И ЗАМЕШАТЕЛЬСТВО 12 глава




Фриц: Это хорошо. (Смех). Позже мы поговорим о дырах в личности. По-видимому, у Расса нет ушей. Я постараюсь быть полезным. Я говорю: скажи ей, как ты завяз в ней.

 

Расс (пауза).

 

Фриц: О'кей, Пенни, можешь ты сказать ему, как ты завязла в нем?

 

Пенни: Я завязла в тебе. Ты - ленивый осел. Я вязну в твоем упрямстве, в твоем чувстве собственного величия. Мне надоел твой мотоцикл. (Смех).

 

Фриц: О'кей, теперь ты, Расс.

 

Расс: Я завяз в твоей злобности (смех), в твоей, временами, экстравагантности, я завяз в твоей практичности.

 

Фриц: Снятся ли тебе сны? (Пауза) Что я сказал?

 

Расс: Я не расслышал.

 

Фриц (Пенни): Что я сказал?

 

Пенни: Снятся ли тебе сны?

 

Фриц: Скажи нам.

 

Пенни: Мне снятся сны - яркие, живые.

 

Расс: А мне - смутные. Я обычно их не помню.

 

Фриц: О'кей. Перейдем к следующей паре.

 

Марк: Ты хочешь, чтобы я начал? (Пауза). Я завяз в твоих снах, твоей чистосердечной импульсивности, твоих поэтических качествах, твоих снах.

 

Фриц: Под "снами" ты имеешь в виду дневные грезы, или ночные сновидения?

Марк (пауза).

Дженни: Я завязла в том, что ты не хочешь, чтобы я | делала определенные вещи, в твоей постоянной критике. Я завязла в твоих страхах, в твоем консерватизме.

 

Фриц: А у тебя как со сновидениями? Видишь ли ты сны?

 

Дженни: Да. Тебя интересуют повторяющиеся образы сновидений?

 

Фриц: Да, может быть.


Дженни: Я не замечала повторяющихся образов, но сны я вижу.

 

Фриц: А ты?

 

Марк: Я подумал о сновидении, которое часто повторяется у нее. Вот один из ее снов: лестничный пролет без ступеней. Пугающий образ, который оказывается чем-то вроде...

 

Дженни: Ну, я обычно вижу во сне приключения, или я что-то делаю. Часто это мучительно.

 

Фриц: О'кей, спасибо. Перейдем к следующей паре.

 

Сильвия: Я чувствую, что мне приходится как бы выдумывать что-то. Я не могу ничего придумать.

 

Кен: Я завяз в твоей бесцеремонности, подчас -агрессивности, твоих небрежных обобщениях, твоих требованиях.

 

Фриц: А бывают ли у тебя сны? Повторяющиеся сновидения?

 

Сильвия: Ты имеешь в виду один и тот же сон постоянно?

 

Фриц: Да, что-то вроде этого.

 

Сильвия: Нет. У меня все сны разные.

 

Фриц: А у тебя?

 

Кен: У меня было что-то вроде этого недавно. Только я его, кажется, забыл.

 

Фриц: О'кей.

 

Кен: Там была Сильвия, и мы с ней влезали на гору вместе с моей кошкой (смех). Там была железнодорожная колея, идущая в гору, и я не мог понять, как поезд может въехать наверх. И мы влезали очень высоко. Кошка перепрыгивала со шпалы на шпалу, а когда добралась до верха, начала спускаться...

 

Фриц: О'кей.

 

Джуди: Почему ты не начинаешь?

 

Ник: Боюсь, что я вообще не завяз.

 

Фриц: Скажи это ей.

 

Ник: Я вообще не чувствую себя завязшим.

 

Джуди: Ну, а я завязла.

 

Фриц: Скажи ему, как ты завязла.

Джуди: Ну, он знает, что я завязла, но я... я думаю, что нет ничего особенного, такого, о чем я могла бы сказать, потому что мне кажется, что он такой человек, который вязнет, в том смысле, что в нем все заблокировано. Так что я не могу сказать, что я завязла в каких-то определенных вещах по поводу него, потому что я могу быть объективной и сказать, что ты мне нравишься, но в наших отношениях ты завяз, потому что ничего из этого не выходит. И если я хочу чего-то, я всегда должна заняться этим и получить это сама.

 

Фриц: Снятся ли тебе сны?

 

Ник: Очень редко, а когда снятся, я обычно могу их вспомнить в полусознательном состоянии. Когда я только просыпаюсь, я могу вспомнить сон очень живо, но позже он забывается.

 

Фриц: А тебе?

 

Джуди: Я часто вижу сны. И есть настроение, которое часто повторяется в моих снах, хотя обстоятельства всегда меняются. Мне снятся сложные сюжеты, но с одним и тем же настроением.

 

Фриц: О`кей, спасибо.

 

Билл: Я чувствую, что иногда вязну в твоей неуверенности, когда ты отравляешь мне все вокруг, переворачивая все вверх дном, и создавая такие неудобства, что я начинаю на все натыкаться.

 

Фриц: А ты? Как тебя зовут?

 

Энн: Энн. Есть много мелочей, в которых я временами вязну с тобой, но главное - это игра, в которую мы с тобой играем. Есть много мелочей, которые раздражают меня в тебе, когда мы это делаем, что-то как бы опрокидывается на меня... Я становлюсь чем-то вроде сторожа твоей тюрьмы, человеком, который как бы тебя ограничивает.

 

Фриц: Это интересное замечание: "Я становлюсь сторожем твоей тюрьмы", - это сразу же заставляет заподозрить, что ему в его жизненном сценарии нужна тюрьма. Так что ты выбираешь кого-то, кто обеспечит тебе тюрьму. Жизненные сценарии человека - поистине удивительная вещь. Люди пишут драмы или комедии, но трудно поверить, что человек может использовать все эти вещи для самого себя. Что тебе снится?

 

Энн: Я вижу много снов, и многие из них помню. Два из них повторяются.

 

Фриц: А ты, Билл?

 

Билл: Мне сны снятся реже. Есть один, который повторяется. Это сон о свободе.

 


Фриц: Хорошо. Замечательно. Тюрьма - свобода (смех). Пожалуйста, следующая пара.

 

Дик: Начинай.

 

Джули. Я вязну в твоей возбудимости, твоем нетерпении, в твоей снисходительности.

 

Дик: Я вязну в... м-м... как бы получается, что мне нужно, чтобы ты меня останавливала, чтобы я не доводил свое нетерпение до предела, когда я...

 

Фриц: Ему нужен выключатель.

 

Дик: На своем ли он месте? (смех)

 

Фриц: О'кей, спасибо. Есть еще пары? Сколько пар у нас уже было?

 

Вопрос: Мне кажется, что Ник уже настолько привык к слову "завяз" и к тому, что ты стараешься выяснить, что в этом плохо, что в этом не так... Мы привыкли к этому слову.

 

Ответ: Мне кажется, что Фриц сделал это. Я сразу обиделась на тебя за твои фантастические обобщения относительно людей, которые завязли. Как будто это нечто, что ты понял и увидел во множестве пар, и потому это справедливо для каждого, и я почувствовала себя связанной твоим клише. Я могу сказать, что обижаюсь на многое, но не могу сказать, что я вязну в этом.

 

Вопрос: Не вязнешь ли ты в словах?

 

Ответ: Может быть. Я выбираю завязнуть, поэтому я не вязну, вот так. Я имею в виду, что я выбираю. (Смех)

 

Вопрос: Слово "завяз" подразумевает, что ты хочешь выбраться.

 

Ответ: Может быть, это просто разговор о значении слов.

 

Вопрос: Хорошо, собирается ли человечество вязнуть в браке еще долгое время, или мы можем найти лучшие формы?

 

Фриц: Пойдет ли кто-то из этих пар к консультанту по браку, будет ли искать какую-нибудь другую помощь? Так что я думаю, что не в порядке все это в целом. Можно снять фильм о браках, с идеей, как помочь мертвым бракам наладиться. Вы можете попробовать улучшить брак, не делая вид, что вы разрываете цепи (смех).

 

Хорошо, следующая пара. (Выходят Элен и Гордон).

 

Первое, что мы здесь видим, - и это важно в гештальт-терапии, — это то, что невербальное поведение всегда важнее слов. Слова лгут или преследуют какую-то цель. Но поза, голос, невербальное поведение истинны. Заметили? Прежде всего - закрытая поза. Как тебя зовут?

 


Элен: Элен.

 

Фриц: Элен. Вы видите, что Элен - замкнутая система. Ноги сомкнуты, руки сомкнуты, Трудно общаться с замкнутой системой. Не сделаешь ли ты мне одолжение?

 

Элен: М-м-м-м-х-м.

 

Фриц: Давай посмотрим, что случится, если ты откроешься. Как ты себя почувствуешь?

 

Элен: Легче.

 

Фриц: Теперь, не скажешь ли ты Гордону, как ты в нем вязнешь.

 

Элен: Не знаю. Я долго не видела Гордона.

 

Фриц: Гордон, ты можешь сказать Элен, как ты завяз в ней?

 

Гордон: Я не чувствую себя завязшим в тебе сейчас.

 

Элен: Я не поняла, что ты имеешь в виду. Ты сказал "завяз", и я пыталась понять, что это значит.

 

Фриц: Завяз. Завяз. (Смех)

 

Элен: Я не чувствую себя завязшей в Гордоне. Я чувствую себя... чувствую себя - собой.

 

Фриц: Так у вас нет жалоб по поводу вашего брака?

 

Элен: М-м, ну, были.

 

Фриц: А теперь нет?

 

Элен: М-м... дело в том, что мы не живем вместе.

 

Фриц: В таком случае вы не вязнете друг в друге (смех). Есть ли у вас фантазии относительно того, чтобы снова сойтись?

 

Элен: У меня больше, пожалуй, нет.

 

Фриц: А ты как считаешь, Гордон?

 

Гордон: Я чувствую некоторую незавершенность. Мы вроде бы договорились разойтись, но нужно еще подумать о детях, и меня это все еще... все еще беспокоит каким-то образом.

 

Фриц: А ты?

 

Элен: Меня тоже это заботит, но это не обязательно значит, что нужно жить вместе.

 

Фриц: И чего ты хочешь от него? Ты говоришь, что остались вещи, которые нужно обсудить. Какова твоя позиция?


Элен: Я полагаю, что многое можно обсудить. Но я не вижу... у меня нет никаких определенных ожиданий, относительно того, чтобы... м-м... снова сойтись, или оставаться врозь, или как-то еще.

 

Фриц: Не важно, так или иначе. Я бы не сказал этого, "но". Возможно, что где-то у тебя в руках прячется "но".

 

Элен (смеется): Может быть у тебя?

 

Фриц: Есть два убийцы. Один - ухмылка, или, скажем, злобный смех. Другой - словечко "но". Это два психологических убийцы. Сначала говорится "да", потом появляется "но". Бац! Есть небольшая история про это. Мама говорит дочке: "Ну, он, конечно, безобразен, но у него тридцать тысяч долларов." - А дочка отвечает маме: "Мама, ты совершенно права, у него тридцать тысяч долларов, но он безобразен." (смех)

Пара № 2.

 

Фриц: У нас в группе появилась новая пара, и мне интересно посмотреть, что может произойти с людьми, которые еще не знакомы с гештальт-подходом. Садитесь. Как вас зовут?

 

Ирвин: Ирвин.

 

Фриц: Ирвин. А тебя?

 

Нэнси: Нэнси.

 

Фриц: Нэнси. Давайте начнем с того, что вы пару минут поговорите друг с другом.

 

Ирвин: Привет.

 

Нэнси: Как дела?

 

Ирвин: Прекрасно. (Пауза). Как тебе понравилось лежать на солнышке?

 

Нэнси: Я хорошо отдохнула. Мне понравилось.

 

Ирвин: Гм. (Пауза). Мне почему-то трудно с тобой говорить. Я не знаю, что сказать.

 

Нэнси: Так, может быть, ничего не нужно говорить?

 

Ирвин: Г-м, я как бы чувствую, что должен что-то сказать. Но не знаю, что мне сказать. Г-м, я в первый раз так долго смотрел в твои глаза. Я еще не смотрел в твои глаза так долго. М-м...

 


Фриц: Можно мне тебя спросить? Что ты думаешь о вашем браке?

 

Ирвин: Гм, в некоторых отношениях он хорош, в некоторых - не очень. Хорошо то, что между нами иногда возникают теплые моменты, нежность. Нехорошо, или не очень хорошо, что я иногда разыгрываю из себя хозяина, а она — негра. Что-то вроде отношений хозяина и раба.

 

Фриц: Видите, игра собаки сверху и собаки снизу не ограничивается внутренней борьбой. Нам часто нравится проецировать ее, разыгрывать ее внешним образом, и тогда мы сознаем в себе только собаку сверху, а не собаку снизу, но собака снизу всегда здесь. И наоборот. Нэнси, а ты...

 

Нэнси: Ну, я полагаю, что я часто играю собаку снизу, я тогда я обижаюсь, и мне кажется, что я бы хотела быть собакой сверху, до какой-то степени, каким-то образом.

 

Фриц: М-да. Работая друг с другом, мы можем поиграть в некоторые брачные игры. Ничто из того, что вы скажете, не будет повернуто против вас. Это значит, что если вы что-то пообещаете здесь, или что-то скажете, это действительно только в пределах этой ситуации. Я говорю об этом, чтобы вы могли мобилизовать свою фантазию.

 

Давайте сначала поиграем в вызывания. Когда мы зовем кого-то, мы хотим, чтобы этот человек был здесь; мы его вызываем. Говорим ли мы "дорогая" или "эй, чертов сын", или "моя хорошая", или "Иисус Христос" (смех). Я хочу, чтобы вы поиграли в игру вызывания таким образом. Ты будешь говорить "Нэнси", и повторять это снова через некоторое время. А ты кивни, или покачай головой, в зависимости от того, удалось ли ему достичь тебя, просто называя тебя по имени.

 

Ирвин: О'кей. (Вздыхает) Нэнси... Нэнси... Нэнси... Нэнси (пауза). Паршивка.

 

Нэнси (смеется).

 

Ирвин: Ослица.

 

Фриц: Произноси только имя "Нэнси".

 

Ирвин: М-м-м-хм. О'кей. Нэнси... Нэнси... Нэнси... Нэнси... Нэнси... Нэнси! Нэнси... Нэнси... Нэнси.....

 

Фриц: Теперь давайте наоборот. Посмотрим, можешь ли ты позвать его.

 


Нэнси: Ирвин. (Прочищает горло) Ирвин.

 

Фриц (Ирвину): Можешь ли ты покачать головой, или кивнуть, чтобы...

 

Ирвин: Угм. В первый раз, мне кажется, ты меня Достала. Во второй раз (качает головой)

 

Нэнси: Ирвин... Ирвин... Ирвин... Ирвин...

 

Фриц: Я заметил, что каждый раз, когда она тебя зовет, ты смотришь в сторону. Многое происходит, когда просто проговариваются два имени. Заметили ли вы, как много вы пережили во время этой простой игры? Это лучшая проверь коммуникации. Давайте теперь поиграем в игру обид. Ты Нэнси, будешь говорить: "Я обижаюсь на тебя за то-то и за то-то", - и ты тоже, Ирвин, скажешь свою фразу: "Я обижаюсь на то-то и то-то". Поиграйте в пинг-понг обид.

 

Ирвин: О'кей. (Вздыхает) Мне обидно, что ты не убираешься в доме так хорошо, как мне хотелось бы.

 

Нэнси: Я обижаюсь, что ты хочешь, чтобы я убиралась в доме, как убиралась твоя мать.

 

Ирвин: М-м, я обижаюсь, что ты иногда не понимаешь, что я чувствую. Ты не чувствуешь вместе со мной.

 

Нэнси: Я обижаюсь, что ты требуешь, чтобы я чувствовала, как ты.

 

Фриц: Замечаете, что происходит? Она все время отбивает мячик. Не скажешь ли ты полдюжины предложений относительно того, на что ты сама обижаешься?

 

Нэнси: О'кей, я обижаюсь, ум-м, мне обидно, что ты всегда мной недоволен. Ирвин: М-м-м-м-м...

 

Фриц: Нет, расскажи еще о своих обидах. Нэнси: Ох, ладно. Мне обидно, что, м-м, каким-то образом ты заставляешь меня чувствовать себя виноватой.. Мне иногда обидно, что ты не проводишь больше времени со мной и с детьми. Мне иногда обидно, что ты меня не встречаешь. М-м...

 

Ирвин: Мне обидно, что иногда, когда я сержусь, ты поднимаешь руки и уходишь с рыданиями, не давая мне; ну, не знаю... рассердиться. Мне обидно, что ты затыкаешь пальцами уши, когда я сердит на тебя.

 


Фриц: Хорошо, давайте сделаем то же самое по поводу того, что вы цените.

 

Ирвин: Ум-м, хорошо. Я ценю, что иногда, когда я зову тебя, ты здесь. Я ценю, что иногда ты меня поддерживаешь и даешь мне чудесное чувство тепла, чувство нежной заботы Иногда я ценю твои идеи.

 

Нэнси: Я ценю твою силу, временами твою готовность давать, когда я нуждаюсь в этом. М-м, я ценю твое чувство юмoра. Я ценю, что ты делишься со мной идеями. Я ценю, до некоторой степени (пауза) твою спонтанность.

 

Ирвин: Я ценю твое безрассудство, ты готова рисковать больше, чем я сам. В определенном смысле.

 

Фриц: Хорошо. Давайте вернемся к обидам. Начните снова их высказывать, и вслед за каждой жалобой проговаривайте "тебе следовало бы". За каждой жалобой лежит требование.

 

Ирвин: М-хм-м. М-м, тебе следовало бы, м-м, чувствовать, что иногда ты мне нужна. Я полагаю, что иногда ты догадываешься, что я скажу, прежде, чем я сказал, и иногда ты могла бы помочь мне сказать то, что я хочу сказать.

 

Фриц: Не можешь ли ты усилить это? Скажи, что она должна делать то, должна делать это. Сделай свои требования настолько ясными, чтобы она знала, с чем имеет дело.

 

Ирвин: О'кей. М-м, позавчера у меня было что-то вроде ссоры с одним из школьных учителей. И, м-м, мне было нехорошо; мне не удалось правильно ему ответить, и я чувствовал себя обиженным. Когда я пришел в спальню, ты должна была почувствовать мою обиду и отреагировать на нее.

 

Фриц: Теперь твоя жалоба, Нэнси. Твое требование.

 

Нэнси: М-м, мне обидно, что ты требуешь так много для себя, что у меня не остается времени делать другие домашние Дела и заботиться о мелочах. Ты так обижаешься, когда я, м, занята не только тобой. Я думаю, тебе следовало бы порадоваться мне, когда я здесь, а потом ты должен сказать... ты должен суметь попрощаться.

 

Фриц: Теперь твое требование к ней.

 

Ирвин: О'кей. М-м, когда я закрываюсь, не подходи и не старайся меня открыть. М-м, не напрыгивай на меня. Я не знаю, что тебе нужно делать, может быть как-то показать, что ты готова ко мне подойти.


Это звучит бессмысленно, но, м-м, по крайней мере, когда я чувствую себя закрытым, не влезай в меня. Особенно иногда утром, ты подходишь и обнимаешь, меня, когда я чувствую себя закрытым, не обнимай меня когда чувствуешь, что я закрыт.

 

Фриц: Теперь твое требование, Нэнси. Нэнси: М-м, я не хочу чувствовать себя настолько виноватой. Я не знаю, ты ли заставляешь меня чувствовать себя виноватой, или я сама. Но мне кажется, что ты не облегчаешь ситуацию. Я не знаю точно как сказать тебе чтобы ты не заставлял меня чувствовать себя виноватой, потому что это глупо. Но, м-м, я думаю, что ты как-то в этом замешан.

 

Фриц: О'кей. Следующий шаг. Он требует чего-то от тебя, а ты делаешь ему назло. Ты говоришь: "Хорошо, если ты хочешь быть закрытым, я приду с топором и вытащу тебя оттуда." Найди самое сильное противопоставление к тому, что он говорит (смех).

 

Нэнси: М-м-м. О'кей.

 

Фриц: Это лучший способ улучшить отношения в браке, хотите верьте, хотите нет.

 

Ирвин: М-да. Нечто похожее произошло на этой неделе. (Смех). М-м, я хочу прогуляться и побыть один, я не хочу идти с тобой. Я хочу идти в школу один, поэтому я задерживаюсь дома, мне нужно немного побыть одному, не ходи за мной. Оставайся там, где ты есть, оставайся на кушетке. И, м-м, до свиданья. Фриц: Сделай ему назло.

 

Нэнси: Меня бесит, что ты так поступаешь. Я буду... Фриц: Нет-нет-нет. Это не делание назло. Когда ты идешь в школу, я повисну на тебе... Нэнси: Да, я повисну на тебе. Фриц: Достань его до самого дна.

 

Нэнси: Я буду... я буду плакать. Я устрою бешеную истерику, я буду вскакивать и падать, я буду кричать, чтобы ты не ходил никуда. Я заставлю тебя чувствовать себя чудовищно виноватым.

 

Фриц: Видите, она становится живой.

 


Нэнси: М-м, да, конечно. (Смех). Я буду вскакивать и падать. Я заставлю тебя быть виноватым и скажу тебе, как ты мною пренебрегаешь. Я скажу, чтобы ты не смел, что ты должен, что ты обязан оставаться со мной.

 

Фриц: О'кей. Теперь ты обратись к нему с требованием. А ты сделай ей назло. И посмотри, насколько тебе это удается.

 

Нэнси. М-м, вынеси мусорное ведро.

 

Ирвин: Нет, это не мое дело - выносить ведро, Мне нужно пойти наверх и почитать, и вообще у меня много дел. Я слишком устал. Вынеси ведро сама. М-м, я хочу спуститься в мастерскую позаниматься лепкой. У меня есть дела поважнее, чем выносить мусор. М-м, я не буду этого делать. Делай это сама.

 

Фриц: Теперь твоя очередь требовать. Ты замечаешь, что в делании назло она сильнее тебя? Возможно, вы также заметили, что поначалу она была хорошей девочкой. Но за хорошей девочкой и хорошим мальчиком всегда находится капризный ребенок, готовый делать наоборот.

 

Ирвин: М-м, ладно, посмотрим. Веди машину внимательно. Все время держи сцепление включенным и не забывай, что нужно ехать на четвертой, а не на третьей. Я тысячи раз тебе говорил, что когда выходишь за тридцать пять, нужно переходить на четвертую.

 

Фриц: А ты сделай ему назло.

 

Нэнси: Ладно, м-м, я не буду выходить за тридцать пять, так что мне не придется переходить на четвертую, это тебе будет урок. (смех)

 

Фриц: Хорошо. Теперь твое требование.

 

Нэнси: М-м, мне хочется пойти на симфонический концерт, и я знаю, что тебе не хочется идти, так что я пойду с кем-нибудь из друзей.

 

Ирвин: Ладно, я, наверное, пойду с тобой. И если только музыка мне не понравится, тебе будет худо. Я уж скажу тебе, Какая это дрянная, новомодная, дерьмовая музыка, я дам тебе понять, что эта музыка слишком нова для меня, ты у меня поймешь, как это отвратительно. Ты увидишь, какое все это дерьмо, потому что я знаю, что ты любишь музыку.

 

Фриц: Ладно, теперь поиграем в уступчивость. Ты выдвигаешь требование, а ты преувеличенно уступаешь.

 

Ирвин: М-м, почеши мне пятки. Ладно?

 

Нэнси: О, я почешу тебе пятки, я буду чесать тебе пятки всю ночь, я буду тереть их так сильно, что... они у тебя заболят. (Смех).

 


Фриц: Попроси чего-нибудь еще. Посмотрим, может ли она уступить.

 

Ирвин: О'кей. М-м, когда мне плохо, когда я обижен, когда что-то не в порядке в школе, не можешь ли ты дать мне опору, сказать, что мир не разрушится и что, м-м, что все в порядке?

 

Нэнси: Я могу попробовать. Я могу это сделать. Нужно ли доводить это до абсурда?

 

Фриц: Нет. Я просто хочу посмотреть, можешь ли ты сотрудничать, поддерживать его и уступать. Или ты всегда -противоречащий ребенок?

 

Нэнси: М-м, да, я могу попробовать, и, может быть...

 

Фриц: "Может быть". "Я попробую". Узнаете типичный язык собаки снизу? Как ведут себя в таком случае собака сверху и собака снизу? Собака сверху всегда чувствует себя правой. Она говорит собаке снизу как себя вести, что делать и пр. Ее требования и приказания всегда отличаются прямотой. Собака снизу говорит: "Да, я буду стараться изо всех сил, если только мне удастся". Иными словами, собака снизу всегда выигрывает. Собака сверху управляет собакой снизу. О'кей, благодарю вас. Это то, насколько далеко я хотел пойти.

 

Нэнси: Спасибо.

 

Фриц: Следующая пара. Как вас зовут? Марти: Марти. Сьюзен: Сьюзен.

 

Фриц: Я предлагаю Марти и тебе посмотреть, как далеко мы можем продвинуться в понимании делания назло. Мы начнем с игры в упреки. Давайте также начнем с игры в вызывание. (Пауза)

 

Марти: О'кей. М-м, меня обижает, что ты не даешь мне больше свободы, ты должна хотеть и уметь давать мне больше свободы, чем ты это делаешь.

 

Сьюзен: Меня обижает, м-м, что у меня тоже нет свободы. Меня обижает, что я чувствую себя виноватой, когда я позволяю себе некоторую свободу.

 

Марти: Я обижаюсь... меня обижает, когда ты отворачиваешься от меня. Когда ты притворяешься, что сердишься.

 

Фриц: Скажи ей, что она должна делать. Говори об обязанности после упрека.

 

Марти (вздыхает): Ты должна... ты не должна делать этого.

 

Фриц: Скажи это еще раз.

 

Марти: И ты не должна этого делать.

 

Фриц: Не можешь ли ты убрать "и"?

 

Марти: Ты не должна этого делать.

 

Фриц: Скажи это еще раз.

 

Марти: Ты не должна этого делать.

 

Фриц: Громче.

 

Марти: Ты не должна этого делать!

 

Фриц: Выкрикни это ей.

 

Марти: Ты не должна этого делать!

 

Фриц: Ты не должна делать - чего?

 

Марти: Ты не должна, ты не должна притворяться сердитой на меня, когда на самом деле ты не сердишься.

 

Фриц: Теперь ты выскажи ему свой упрек и ясно вырази требование.

 

Сьюзен: Меня обижает, когда я действительно сердита на тебя, а ты уходишь и не слушаешь, ты должен выслушать Меня.

 

Фриц: Скажи: "Слушай, слушай, слушай!"

 

Сьюзен: Ты должен слушать.

 

Фриц: Еще раз.

 

Сьюзен: Ты должен слушать.

 

Фриц: Громче.

 

Сьюзен: Ты должен слушать!

 

Фриц: Знаешь ли ты, что ты делаешь со своим лицом?

 

Сьюзен: Нет.

 

Фриц: Я хотел бы, чтобы ты выразила словами то, что я вижу в твоем лице. Скажи ему: "Я тебя ни во что не ставлю."

 

Сьюзен: Сказать ему, что я его ни во что не ставлю?

 

Фриц: Да.

 

Сьюзен: Я тебя ни во что не ставлю.

 

Фриц: Еще раз.

 

Сьюзен: Я тебя ни во что не ставлю.

 

Фриц: Ты чувствуешь это?

 

Сьюзен: Нет.

 

Фриц: Что означает твоя ухмылка? Давай попробуем Другую формулировку, может быть, это будет ближе: "Я не принимаю тебя всерьез".

 

Сьюзен: Я не могу принимать тебя всерьез.

 

Фриц: Еще раз.

 

Сьюзен: Я не могу принимать тебя всерьез. (Пауза)

 

Фриц: Это так?

 

Сьюзен: Так.

 

Фриц: Теперь усиль это. Проработай это.

 

Сьюзен: Я не могу принимать тебя всерьез, потому что ты не хочешь, чтобы я принимала тебя всерьез. И ты не должен, м-м, не должен так делать, ты не должен рассказывать свои истории. (Вздыхает)

 

Фриц: Что ты сейчас чувствуешь?

 

Марти: Фрустрацию.

 

Фриц: Скажи ей это.

 

Марти: Я фрустрирован. Я чувствую, что не вполне понимаю, что ты стараешься сказать.

 

Фриц: Не можешь ли ты сказать... скажи, пожалуйста:

 

"Я отказываюсь понимать, что ты говоришь."

 

Марти: Я отказываюсь понимать, что ты говоришь. Фриц: Еще раз.

 

Марти: Я отказываюсь понимать, что ты говоришь.

 

Фриц: Как ты на это реагируешь?

 

Сьюзен: Я верю ему.

 

Фриц: Скажи это ему.

 

Сьюзен: Я верю тебе...

 

Фриц: Еще раз, более громким голосом.

 

Сьюзен: Я верю тебе, потому что, м-м, ты так делаешь все время. Ты отворачиваешь свои уши.

 

Фриц: Добавляй к каждому своему предложению фразу:

 

"Ты кажешься мне смешным."

 

Сьюзен: Ты кажешься мне смешным.

 

Фриц: Да. Каждое предложение с этого момента. (Пауза) Что ты сейчас чувствуешь?

 

Марти: Я почувствовал некоторое удивление и удовольствие, когда ты сказал ей, чтобы она добавляла фразу "Ты кажешься мне смешным" в конце предложения.

 

Фриц: Скажи это ей.

 

Марти: Я оценил юмор, когда Фриц сказал, чтобы ты добавляла фразу про то, что тебе кажется смешным.

 

Фриц: Что ты сейчас чувствуешь?

 

Сьюзен: Я хочу спросить - почему, но поскольку мы не должны спрашивать "почему", можно спросить "как"; это одно и то же.

 

Фриц: Спроси его, почему.

 

Сьюзен: Почему? (Пауза)

 

Фриц: Что ты чувствовала перед тем, как захотела спросить его?

 


Сьюзен: Я, м-м, чувствовала, что это правда. Я чувствовала, что это правда, про то, что ты смешной, и ты знаешь это, и поэтому находишь это забавным.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: