Метод «с фиксированной общей суммой»
Общая сумма платежей начисляется равными долями в течение всего срока договора.
Метод «с авансом»
Предусматривает выплату лизингополучателем аванса, а остальная часть суммы уплачивается в течение срока действия договора.
Метод минимальных платежей
В сумму платежей включается амортизация лизингового имущества за весь срок договора. Плата за пользование лизингодателем заемных средств, комиссионное вознаграждение, плата за дополнительные услуги лизингодателем.
· Учет имущества на балансе лизингодателя
Д03 К08 – Принято на баланс имущество (прокат, лизинг, аренда)
Д02 К03/1 – Начислена амортизация
Д90/2 К02 – Списана амортизация на расходы (себестоимость)
Д62 К90/1 – Отражен лизинговый платеж (арендная плата)
Д51 К62 – Поступили деньги на расчетный счет
· Учет имущества на балансе лизингополучателя
Д001 – Поступило имущество по договору лизинга (аренды)
Д76 К51 – Произведена оплата по договору лизинга (аренды)
Д19 К76 – Выделен НДС
Д20 К76 – Учтен лизинговый платеж (арендный платеж)
Д68/2 К19 – Произведен налоговый вычет
Лекция №8
Нематериальные активы (НМА)
Нематериальные активы регулируются ПБУ14/2007 «Учет нематериальных активов».
Пример НМА: Патенты, деловая репутация организации, право на что-либо (изобретение, например). Используются более года. Имеется основной документ о владении НМА.
Активы принимаются к бухгалтерскому учету в качестве НМА, если они единовременно выполняют следующие требования:
1. Наличие надлежащим образом оформленного документа, подтверждающего существование НМА (патенты, свидетельства, договор об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности и другие охранные документы).
|
2. Объект способен приносить в будущем экономические выгоды (доход), в частности, объект предназначен для использования в производстве продукции (выполнение работ, оказание услуг) или для управленческих нужд.
3. Возможность выделения или отделения объекта от другого имущества.
4. Объект не предполагается в последующем перепродаваться. Предполагается длительный срок использования (более года).
5. Отсутствие материально-вещественной структуры (формы).
НМА учитывается на счете 04. Активный.
К НМА относится:
ü Результаты интеллектуальной деятельности: произведения науки, литературы и искусства; программы для ЭВМ; изобретения; полезные модели; селекционные достижения; ноу-хау; товарные знаки и знаки обслуживания и другие активы.
ü Деловая репутация, возникшая в связи с приобретением предприятия, как имущественного комплекса в целом. Деловая репутация – это разница между покупной стоимостью организации и её стоимость по бухгалтерскому балансу. Деловая репутация может быть как положительная. Так и отрицательная. Положительную деловую репутацию следует рассматривать как надбавку к цене, которую уплачивает покупатель в ожидании будущих выгод. Такая репутация учитывается в качестве отдельного инвентарного объекта. Отрицательная деловая репутация рассматривается как скидка к цене, которую уплачивает покупатель в связи с отсутствием стабильных покупателей, репутации и качества, навыков маркетинга и сбыта, деловых связей, опыта управления и т.д. приобретенная деловая репутация амортизируется в течение 20 лет линейным способом. Отрицательная деловая репутация единовременно относится на финансовые результаты в качестве прочих доходов.
|
Единицей бухгалтерского учета (измерения) НМА является инвентарный объект. Инвентарным объектом НМА признается совокупность прав, вытекающих из одного патента, свидетельства или другого охранного документа.
Оценка НМА:
ü Первоначальная стоимость – сумма всех затрат, связанных с приобретением НМА, без НДС. Формируется на счете 08. Закрываем на 04.
Вклад в уставный капитал. Первоначальная стоимость будет формироваться исходя из согласованной стоимости при вкладе в уставный капитал НМА.
Договор дарения – первоначальная стоимость формируется исходя из рыночной цены. Обращение идет к независимому оценщику.
Мена. Взамен передаваемого имущества устанавливается цена.
ü Остаточная стоимость
Остаточная стоимость = Первоначальная стоимость – начисленная амортизация
Рассчитываем при выбытии.
По остаточной стоимости НМА отражаются в балансе.
ü Восстановительная стоимость
Восстановительная стоимость образуется при переоценке основных средств. Переоценивается по остаточной стоимости
Амортизация
Стоимость НМА погашается посредством начисления амортизации в течение срока использования НМА. По НМА с неопределенным сроком амортизация не начисляется.
СПИ определяется исходя из:
ü Срока действия исключительных прав организации на результат интеллектуальной деятельности
|
ü Ожидаемого срока использования
ü Ожидаемы срок получать экономические выгоды
Способы списания амортизации:
1. Линейный
2. Способ уменьшаемого остатка
3. Способ списания стоимости пропорционально объему продукции
Выбранный способ фиксируется в документе «Учетная политика».
Списание (выбытие) НМА:
Стоимость НМА, который выбывает или не способен приносить экономические выгоды, подлежит списанию.
ü Прекращение срока действия исключительного права (охранного документа)
ü Передача по договору или продажа НМА
ü Вклад в уставный капитал, мена, дарение и т.д.
Выбытие производится на счете 91 «Прочие доходы и расходы».
91/1 – Доходы
91/2 – Расходы
91/9 – Прибыль/убыток от продажи (=финансовый результат)
Тест на время! Вопрос-ответ. ОС и НМА.
Лекция №9 – контрольная на всю пару
Лекция №10
Материально-производственные запасы (МПЗ)
Оборотные активы – более ликвидны, чем необоротные активы.
Срок использования до 12 месяцев.
Могут приобретаться и для собственных нужд, и для перепродажи.
НМА – ПБУ 5/01 «Учет МПЗ»
К бухгалтерскому учету принимаются активы в качестве МПЗ, если:
1. Используются в качестве сырья, материалов при производстве продукции, предназначенных для перепродажи
2. Активы, предназначенные для продажи
3. Используемые для управленческих нужд
К МПЗ относится:
ü Материалы и сырье – 10 счет
ü Товары – 41 счет приобретаем для продажи
ü Полуфабрикаты – 21 счет
ü Готовая продукция – 43 счет производим для продажи
Готовая продукция – является частью МПЗ, предназначена для продажи, технические и качественные характеристики которой соответствуют условиям договора или требованиям иных документов.
Готовая продукция – это конечный результат производственного цикла, это активы, прошедшие все стадии технической обработки и готовы к продаже. Этот актив мы сами производим!
Товары – являются частью МПЗ, приобретенные или полученные от других юридических или физических лиц и готовы для продажи.
Единица бухгалтерского учета МПЗ – может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и т.д.
Оценка МПЗ:
1. Фактическая себестоимость
2. Учетные цены (планово-нормативная себестоимость)
Фактическая себестоимость МПЗ, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации без НДС.
1. Сумма, уплаченная поставщику в соответствии с договором
2. Сумма, уплаченная за консультационные и информационные услуги
3. Таможенные пошлины
4. Вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям
5. И т.д.
Учетные цены – формируются исходя из предыдущих периодов, ориентир идет на норму расходов прошлого периода. Планирование осуществляется на 15 счете, а отклонение на 16 счете.
Заготовление и приобретение материальных ценностей – 15 счет.
Отклонение в стоимости материальных ценностей – 16 счет.
Выбранный способ оценки МПЗ организация отражает в учетной политике.
Отпуск МПЗ в производство (списание):
1. За единицу продукции (по себестоимости каждой единицы)
Используется на специфических предприятиях: драг. металлы, драг. камни. Единица стоит индивидуально. У каждой штуки своя цена.
2. По средней себестоимости
Путем деления общей стоимости на общее количество партий.
Пример: 1 партия 50 шт по 5р
2 партия 100 шт по 3р
Стоимость = (50*5+100*3)/(50+100)
3. FIFO (first in, first out)– первый пришел материал, первый уйдет (по времени закупленных материалов)
Пример: 1 партия 50 шт по 5р
2 партия 100 шт по 3р
Списать 130 шт
Стоимость = (50*5+80*3)/130
Выбранный способ списания МПЗ в производство организация отражает в учетной политике.
Пример:
СН = 10шт по 10р
1.11 250шт – 9р
5.11 300шт – 8р
Списать: 500 шт.
FIFO: 10*10+250*9+240*8 = 4270
СН = 60шт по 8р
По средней себестоимости: (10*10+250*9+300*8)/560 = 4750/560 = 8,48
8,48*500 = 4241,08
Пример:
СН = 60шт по 8,48р
1. 108шт по 7,5р = 810, с НДС 955,8р.
Списали 150 шт
2. 204шт по 6,1р = 1244,4, с НДС 1468,39
Списано 210 шт
Способ FIFO
Все цены без НДС
№ | Хозяйственные операции | Сумма | Дебет | Кредит |
Оплачены материалы | 955,8 | |||
Выделен НДС | 145,8 | |||
Оприходована 1 партия материалов | ||||
Произведении налоговый вычет | 145,8 | 68/2 | ||
Списаны материалы в производство | 1183,8 | |||
Оплачены материалы | 1468,39 | |||
Выделен НДС | 223,99 | |||
Оприходована 2 партия материалов | 1244,4 | |||
Произведении налоговый вычет | 223,99 | 68/2 | ||
Списаны материалы в производство | 1306,2 |
Лекция №11
Пример:
СН = 10шт по 5р = 50р
1 50шт по 3,5р = 175р С НДС 206,5р
Списали 55 шт
Итого: осталось 5шт по 3,75р (18,75р)
2 60шт по 2,8р + оплатили ТЗР 1180р. С НДС (НДС – 1000р, 1шт -16,67р) 1168р
Списано 58 шт
Способ: средняя цена
* ТЗР – транспортно-заготовительные расходы
№ | Хозяйственные операции | Сумма | Дебет | Кредит |
Оплачены материалы | 206,5 | |||
Выделен НДС | 31,5 | |||
Оприходована 1 партия материалов | ||||
Произведен налоговый вычет | 31,5 | 68/2 | ||
Списаны материалы в производство | 206,25 | |||
Оплачены материалы | 198,24 | |||
Выделен НДС | 30,24 | |||
Оприходована 2 партия материалов | ||||
Произведен налоговый вычет | 30,24 | 68/2 | ||
Оплачено ТЗР | ||||
Выделен НДС | ||||
Учтен ТЗР к стоимости материалов | ||||
Произведении налоговый вычет | 68/2 | |||
Списаны материалы в производство | 1059,08 |
Учетные цены
Д10 К15 – отражены материалы по учетной цене
Д15 К60 – отражена фактическая себестоимость материалов
Д19 К60 – выделен НДС
Д60 К51 – оплачены материалы
Д15 К16 – списано превышение учетной цены над фактической себестоимостью
Д16 К15 – списано превышение фактической себестоимости над учетной ценой
Пример:
Организация приобретает материалы и отражает их в учете по учетным ценам
Учетная цена 1 материала – 500р
Организация приобрела 700ед материала
Согласно расчетным документам от поставщика, стоимость материала составила 360000 с НДС
№ | Хозяйственные операции | Сумма | Дебет | Кредит |
Отражены материалы по учетной цене | ||||
Оплачены материалы | ||||
Выделен НДС | 54915,25 | |||
Оприходованы материалы по фактической себестоимости | 305084,75 | |||
Отражено превышение учетной цены над фактической | 44915,25 |
Пример:
Учетная цена по материалам – 300 000р
Организация приобрела материалы по цене 400 000р с НДС
№ | Хозяйственные операции | Сумма | Дебет | Кредит |
Отражены материалы по учетной цене | ||||
Оплачены материалы | ||||
Выделен НДС | 54915,25 | |||
Оприходованы материалы по фактической себестоимости | 305084,75 | |||
Отражено превышение учетной цены над фактической | 44915,25 |
Лекция №12
КР на всю лекцию по всему семестру!
2 СЕМЕСТР
Лекция № 1 (02.03.09)
Итоговая работа (она же самостоятельно выполненная КР) – 45 баллов
Тема: Оплата труда
Оплата труда – это система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателя выплат работникам за их труд в соответствии с законодательством, коллективными договорами, соглашениями и трудовыми договорами.
Заработная плата – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, качества, количества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
МРОТ (от 01.01.09) – 4330р.
Максимальная зарплата не ограничивается со стороны законодательства.
Формы заработной платы:
Выплаты зарплаты производятся:
Ø Денежная форма
Ø Неденежная форма
ЗП в кассе должно получить в течение 3 дней (на севере – 5 дней).
По письменному заявлению работника зарплата может выплачиваться в неденежной форме и не может превышать 20% от общей суммы зарплаты (но есть список товаров-исключений).
Виды заработной платы:
Ø Основная
Ø Дополнительная
Основная зарплата начисляется за фактически отработанное время или за количество изготовленной продукции.
Дополнительная начисляется за неотработанное время (больничные листы, декрет, отпуск, повышение квалификации и т.д.)
Формы оплаты труда:
Ø Повременная
ü Простая
21 раб день – отработал 17 дней
Оклад: 20000
Получит: 20000/21 * 17 = 16190
ü Повременно-премиальная
Премия 30% (начисляется от фактически отработанного от 16190) = 16190*1,3 = 21047
Ø Сдельная
Начисляется исходя из выполненной работы.
ü Простая-сдельная
1 деталь – 40 руб., в месяц рабочий произвел 500 деталей
500*40 = 20000р
ü Сдельно-прогрессивная
Норма: 400 дет, все, что свыше – 50р.
400*40+100*50 = 21000
ü Сдельно-премиальная
Существует положение о премировании: при выполнении нормы без брака работнику начисляется 30% премии.
Произвел 500дет по 40р. – 20000 + 30% = 20000*1.3 = 26000
ü Косвенно-сдельная
Устанавливается для работников вспомогательного производства в %-м отношении от фондов оплаты труда основного производства
Зарплата программиста 5% от фонда оплаты труда основного производства. За отчетный период изготовлено 10000деталей по цене 40р = 400000р*0,05 = 20000р
ü Аккордная
Как правило, используется в строительстве. Учитывается: и количество отработанного, и количество выполненной работы.
Бригада из 5 человек выполнила весь объем работ, затрачено 1000человекочасов. весь объем работ был оплачен в суме 137500р
ФИО | Количество часов | Зарплата |
1 | 90 | 137500/1000 * 90 = 12375 |
2 | 300 | 41250 |
Доплаты и надбавки
Надбавки:
1. Северные районные коэффициенты
2. Надбавки за вредность
3. За выслугу лет
Доплаты:
1. За работу в выходные и праздничные дни (оплачивается в двойном размере)
2. Работа в ночное время (с 23.00 до 6 утра) (не ниже чем + 25%, но по согласованию с работодателем)
3. Доплата за работу в сверхурочное время (работа свыше 8-мичасового дня) (4 часа в два дня, в год не более 120 часов) (оплата производится за первые два часа в 1.5 размере, за последующие в 2)
4. Доплата по совместительству (совместительство внутреннее (в рамках одного производства) и внешнее (работа на двух предприятиях)) (постоянное и временное совместительство)
Зарплата учитывается на счете 70П – расчеты с персоналом по оплате труда.
Д20 К70 (начислена зарплата работникам основного производства)
Д23 К70 (начислена зарплата работникам вспомогательного производства)
Д25 К70 (общепроизводственные расходы)
Д26 К70 (общехозяйственные расходы – в основном управленцам)
Д44 К70 (расходы на продажу)
Д08 К70 (покупка основного средства)
Д91/2 К70
Налоги:
1. ЕСН – регулируется 24 главой. Единственный налог, который выплачивается во внебюджетные фонды.
Плательщики – работодатели. Налог регрессивный.
26% – до 280 тыс в год
Промежуточная – 10% от 280 тыс. до 600 тыс.
Минимальная ставка – 2% свыше 600 тыс.
Платится до 15 числа.
ЕСН – 26%
Пенсионный фонд – 20% (Федеральный Бюджет Пенсионный Фонд 6%, 14% на страховую (14%) и на накопительную часть пенсии (–%) с 1967г и старше, а с 1968г и моложе 14% на страховую (8%) и на накопительную часть пенсии (6%))
Фонд социального страхования – 2,9%
Фонд обязательного медицинского страхования (Территориальный Фонд Обязательного Медицинского Страхования (2%) и Федеральный Фонд Обязательного Медицинского Страхования (1,1%))
НСПЗ – процент по травматизму от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
Лекция № 2 (16.03.09)
2. НДФЛ – налог на доходы физических лиц
23 глава НК РФ
Плательщиком является физическое лицо
Перечисление налога производит налоговый агент (предприятие, которое удерживает налог с нас)
Налоговый агент – это лицо, на которое законом наложена обязанность по удержанию и перечислению налогов.
Общая ставка – 13%, но на такие доходы как призы, выигрыши – 35%
Дивиденды – 9%
Для нерезидентов установленной ставки – 30% и ставка 15% только на дивиденды
Стандартные вычеты:
ü Вычет на физическое лицо – 400р (до 40 тыс. в год нарастающим итогом)
ü Вычет на детей – 1000р (до превышения 280 тыс. в год нарастающим итогом) – производится с ежегодного письменного заявления работника
В случае, если родитель один воспитывает ребенка – 2000р
Задача№1
ЗП январь – 17000р. У человека 3 ребенка.
НДФЛ – 17000 – 400 – 3000 = 13600 – 13% = 1768
ЕСН 17000 – 26% = 4420
ЗП = 15232
Задача№2
ЗП январь – 25000р
ЗП февраль – 25000р
1 ребенок
НДФЛ – 25000 – 1000 = 24000 – 13% = 3120
ЕСН 25000 – 26% = 6500
ЗП = 21880
Задача№3
ЗП январь – 8500р, 4 ребенка, родитель один
НДФЛ – 8500 – 400 – 8000 = 100 – 13% = 13
ЕСН 8500 – 26% = 2210
ЗП = 8500 – 13 = 8487
№ | Хозяйственные операции | Сумма | Дебет | Кредит |
Начислена ЗП | ||||
Начислен ЕСН | ||||
Удержан НДФЛ | 68.1 | |||
Оплачен ЕСН | ||||
Оплачен НДФЛ | 68.1 | |||
Выдана ЗП |
На 3 семинаре будет (фонды по 69 с субсчетами открываются):
ФИО | Год рождения | Сведения о льготах | НДФЛ | ПФ | ФСС | ФОМС | НСПЗ | ЗП | |||
Фед. бюд | Страх. Плат. | Накоп. фонд | ТФ | ФФ | |||||||
1 (10000) |
4 семинар – заполнение первички.
Лекция № 3 (23.03.09)
Тема: Себестоимость
Документ ПБУ 10/99 – «Расходы организации»
Расходы – уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств и иного имущества) и возникновения обязательств, уменьшающих капитал организации.
Расходы:
ü По обычному виду деятельности
1. Материалы и сырье
2. Амортизация
3. Заработная плата
4. ЕСН
5. Прочие расходы (расходы по коммунальным платежам, расходы по аренде)
ü Прочие расходы – расходы, не связанные с основным видом деятельности.
§ Расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование имущества (аренда)
§ Расходы, связанные с участием в уставных капиталах в других организациях
§ Расходы, связные с продажей, выбытием основных средств и иного имущества или прочего имущества
§ Проценты, выплачиваемые организацией, за кредиты и займы
§ Штрафы, пени, неустойки за нарушение договора
§ Убытки прошлых лет
§ Сумма дебиторской задолженности по которой истек срок исковой давности (ГК 3 года)
Счета учета затрат
20 – основное производство
23 – вспомогательное производство (обслуживающее производство, которое обслуживает основное производство)
25 – общепроизводственные расходы (расходы также связанные с управленцами)
26 – общехозяйственные расходы (управленческие расходы, амортизация или зарплата руководителя)
29 – обслуживающее производство
Классификация затрат на производство
1) По отношению к технологическому процессу
§ Основные расходы – условно-переменные расходы (материалы, заработная плата рабочих, начисления на зарплату, расходы по освоению, резерв на гарантийный ремонт, потери от брака)
§ Накладные расходы – условно-постоянные (общепроизводственные и общехозяйственные расходы)
2) По экономическим элементам
§ Одноэлементные – материалы, зарплата рабочих, начисления на зарплату, амортизация и прочие.
§ Комплексные – расходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов, общепроизводственные расходы, общехозяйственные расходы.
3) По способу включения в себестоимость
§ Прямые (20, 23) – материалы, зарплата, амортизация, ЕСН, прочее
§ Косвенные (25, 26) – общепроизводственные и общехозяйственные расходы
Д20 K10 – списаны материалы в основное производство
Д20 K02 – начислена амортизация
Д20 K70 – начислена ЗП
Д20 K69 – начислен ЕСН
Д20 K60 (76) – прочие расходы
Д20К23 – списаны расходы вспомогательного производства в основное производства
Д20К25 – списаны общепроизводственные расходы
Д20К26 – списаны общехозяйственные (управленческие) расходы
Расходы, как правило, не распределяют прямым путем, а распределяют пропорционально какому-либо показателю (например, ЗП, расходам)
Задача
Организация выпускает два вида продукции: ручки (20.1) и карандаши (20.2)
На производство ручек израсходовано материала на сумму 50 тыс. руб.
ЗП, занятых в производстве ручек – 100 тыс. руб.
ЕСН – 26 тыс. руб.
Амортизация – 2000 руб
На производство карандашей израсходовано материала на сумму 70 тыс. руб.
ЗП, занятых в производстве карандашей – 150 тыс. руб.
ЕСН – 39 тыс. руб.
Амортизация – 3000 руб
Известно, что аренда 118 тыс. руб с НДС (производственные расчеты – 25 счет) – распределить пропорционально затратам.
Ручки
№ | Хозяйственные операции | Сумма | Дебет | Кредит |
Списаны материалы | 20.1 | |||
Начислена ЗП | 20.1 | |||
Начислен ЕСН | 20.1 | |||
Начислена амортизация | 20.1 | |||
Всего по ручкам | ||||
Списана аренда по себестоимости ручек | 20.1 |
Карандаши
№ | Хозяйственные операции | Сумма | Дебет | Кредит |
Списаны материалы | 20.2 | |||
Начислена ЗП | 20.2 | |||
Начислен ЕСН | 20.2 | |||
Начислена амортизация | 20.2 | |||
Всего по карандашам | Вместе 440000 | |||
Оплачена аренда | ||||
Выделен НДС | ||||
Учтена аренда | ||||
Списана аренда в себестоимости карандашей | 20.2 |
100000/440000*178000=40550
100000/440000*262000=59500
Лекция № 4 (30.03.09)
Задача:
Расходы основного производства 20 счет – 300тыс руб.
Расходы вспомогательного производства 23 счет – 170тыс руб.