Советы классному руководителю




Первый раз

в пятый класс

 

Вы, мой уважаемый молодой коллега, стали классным руководителем 5 класса. Вам страшно? Вы сомневаетесь? Прочь сомнения и страхи: у вас все получится, Смелее принимайтесь за работу. Ваш первый шаг – к учителю начальных классов. Он даст вам характеристику и всего класса, и каждого ученика, а если по каким-либо причинам этого не случится, не огорчайтесь. У вас есть и другие помощники: педагоги, для которых школа – и работа, и дом. Обратитесь к ним. Они будут рады помочь вам. А главные ваши помощники – рядом с вами: это ученики, готовые сотрудничать. Они ждут чудесного продолжения путешествия в «Страну знаний» - не обманите их ожиданий.

За окнами - август, и до начала занятий у вас есть время. Не тратьте его зря. Откройте ежедневник и запишите в него фамилии учащихся по алфавиту. Затем составьте второй список. В него впишите фамилии детей и даты их рождения. Сколько именинников у вас в сентябре? Трое? Напишите им, пожалуйста, открытки примерно с таким текстом: Алеша! С Днем рождения! Желаю тебе отличной учебы, верной школьной дружбы и уважении одноклассников». Обязательно впишите в ежедневник на нужную страничку фамилию и имя ребенка с пометкой: Поздравить перед первым уроком с Днем рождения». А чтобы не забыть, днем раньше сделайте запись: «Завтра у Алеши день рождения. Поздравить» Пожмите себе руку, потому что вы сделали верный шаг навстречу детям. Не классу, не всем вообще, а одному маленькому человеку, которому так важно, чтобы его помнили и любили. Сами того не подозревая, вы положили начало доброй традиции в своем классе. Главное не останавливаться! Ведь все остальные будут ждать с особым волнением Дня своего рождения. Постарайтесь оправдать их надежды. Итак, списки именинников составлены. Напишите третий список, в котором сгруппируйте учеников по микрорайонам. Дело в том, что дети, которые живут недалеко друг от друга, как правило, дружат. Эта информация очень важна для вас.

Следующий шаг: возьмите у секретаря школы журнал за 3 (4) класс. Выпишите номера телефонов, фамилии и имена родителей и сделайте пометку, как учился ребенок в начальной школе. Поставьте около каждой фамилии цифру «6», «9» или «5». Затем идите в медпункт школы, возьмите медицинские карты своих учащихся, изучите их внимательно. Красная полоса в карте означает, что ребенок болен хроническим заболеванием. Отметьте это в своем списке.

Теперь самое время обратиться к завучу и узнать: будут ли в вашем классе ученики, перешедшие из других школ. Им надо в первую очередь помочь «влиться» в коллектив.

Очередной шаг – планирование воспитательной работы. Первое мероприятие - урок Мира или Знаний. На него пригласите родителей, потому что это будет урок-знакомство. Начните с поздравления с началом учебного года и пожеланий успехов, здоровья. Расскажите немного о себе. Эта информация на 10-12 минут разобьет степень отчужденности, послужит первой ступенькой к взаимопониманию. Выберите… тон: доброжелательный и спокойный, заранее приготовьте вазы для букетов. Взяв цветы, поставьте их вазу. Пусть их видят, что ко всем букетам вы относитесь внимательно и благодарно. Обращаясь к папам и мамам, назначьте дату первого родительского собрания. Предложите провести его в форме заседания семейного клуба. С родителями обговорите день, детям предложите следующее:

- приходите на собрание вместе с родителями и приносите красочно оформленный плакат «Это мы», где рассказано все самое интересное о вашей семье;

- приготовьте все любимое блюдо и угостите всех;

- объединитесь по интересам из нескольких семей составьте сводный хор и спойте песню, станцуйте или покажите инсценировку.

Придумывая коллективные задания, помните: ваша задача – не дать грустить вам и детям из неполных семей.

Предупреждаю, что могут прийти не все родители. Не вините себя, хотя и здесь….. будет подстраховаться. За пять дней до встречи попросите детей красиво оформить четвертую часть альбомного листа. На …. стороне каждый ребенок напишет.. (маме и папе) приглашение на… клуба, котором вы распишитесь. На первом заседании семейного клуба выберите родительский комитет.

Итак, вы уже дали первый урок в своем классе и ревниво следили за тем, все ли внимательно слушали вас. Не все? Так и должно быть. Помните детей, медицинские карточки, которых прочерчены поперек красной полосой? Это физически ослабленные дети, внимание их вследствие этого нестойкое. Учитесь относится к ним терпимо.

Пришло время заняться классным журналом. Откройте его и найдите на одой из последних страниц «Паспорт класса»….. Не забудьте записать номера домашних телефонов: они вам не раз пригодятся. Теперь найдите страничку «Кружковая работа». Побеседуйте с ребятами о то, где они занимаются, похвалите их за это. Обязательно найдите время сходить в ДК и спортивную школу, побеседуйте с руководителями кружков, тренерами секций. На классном часе расскажите об успехах кружковцев. Поверьте – это очень важный шаг.

Вы уже успели убедиться, что все дети разные. Но вам предстоит сплотить их в дружный коллектив. Дам совет: относитесь к ученикам своего класса, как к членам своей семьи. Чем сильна семья? Строгостью, требовательностью и разумной любовью матери. В классе мама – вы. Так что совмещайте в себе доброту со строгостью. Это трудно, но возможно. Еще семья сильна традициями. У вас уже есть начало: семейный клуб, празднование дней рождения. С традициями понятно, теперь переходим к будничной работе, которую вы вместе с учениками постараетесь превратить в праздник. Это не так трудно, если пофантазировать. Например, выходы на природу можно разнообразить до бесконечности: «Прекрасна ты, Земля, в уборе зимнем”; “Под музыку дождя”, “Прощался с летом лес” и т.п. Составить план воспитательной работы можно самой, но лучше вместе с ребятами. Дайте им задание написать, в каком мероприятии, когда и с кем они могли бы и хотели участвовать. Желающие обязательно будут, потому что пятиклассники охотно идут навстречу просьбам и даже требованиям учителя, но заявленным и мягкой и корректной форме.

Проведите анкетирование, оно подскажет вам, что лучше запланировать на первую четверть, полугодие, год. Для этого раздайте каждому на парту лист бумаги с его фамилией (это поднимает собственный автоитет детей) примерно с таким перечнем вопросов:

1. Какие уроки в школе ты любишь? Почему?

2. Какое внеклассно мероприятие запомнилось тебе больше всего?

3. Сколько времени ты тратишь на приготовление домашних заданий?

4. Кто помогает тебе в случаях затруднения?

5. С кем из одноклассников ты хотел бы дружить?

6. С кем – сидеть за одной партой?

7. Какая из книг – твоя любимая?

8. Когда в последний раз твоя семья собиралась за праздничным столом и по какому поводу?

9. Что нужно сделать классному руководителю, чтобы твоя жизнь в школе была интересной и радостной?

10. Какую бы из выборных должностей ты хотел занимать в классе? (Санитар, старост, цветовод, физорг, редактор, завхоз…)

Имея анкеты, заполненные ребятами, вы можете боле избирательно подойти к вопросу занятости школьников.

На организационном классном часе предложите детей на те должности, о которых они мечтают, на короткий срок (1 - 2 месяца), чтобы все прошли через школу высокой требовательности к себе и ответственности перед коллективом.

Главное: надо строить воспитательную работу, так, чтобы в них участвовали все ученики.

Помните: особенно дорого то, во что лично вложил свой труд, частицу своей души. Рекомендую подготовить спектакль – сказку, в котором будет участвовать каждый. Художники нарисуют декорации, певцы споют, музыканты создадут музыкальный фон и т.д. Совместная работа увлекает, сближает, расширяет кругозор, воспитывает эстетически. Пригласите на спектакль родителей, а еще лучше привлеките их к участию в постановке. Снимите спектакль видеокамерой, тогда у всех будет видеокассета. Вы можете выступить в детском саду, в группе продленного дня, в доме престарелых. Это позволит детям понять, что дарить радость другим так же приятно, как получать ее от кого-то.

Закончился сентябрь. Вы многое сделали, но чтобы работа приносила радость, не следуйте девизу «Вызываю огонь на себя!». Это прочный принцип. С вами рядом всегда должны быть дети и их родителями. Триединый союз – основа вашей деятельности, но для его создания нужно потрудиться. И здесь уместная шаговая методика. Она такова: вперед – не бегом, оставляя на пути к победным результатам отстающих, а медленно, помогая тем, кто не успевает, подставляя им надежное плечо друга. Но дисциплина – всегда! И бой разгильдяям и прогульщикам. Бейте во все колокола: звоните родителям, активизируйте работу классного родительского комитета, записывайте ребят в кружки, вовлекайте в классные мероприятия. Постарайтесь, чтобы дети всегда были чем-то заняты, к чему-то готовились. Атмосфера совместного ожидания праздника сплачивает. Будут непонимания, грубость, жалобы – проявите мудрость и терпение. Никогда не читайте детям нотаций: их не любит никто. Убеждайте, просите, подавайте пример, если нужно, требуйте.

Теперь об отношениях с родителями. Постарайтесь, чтобы они бывали в школе как можно чаще. При встрече с ними никогда не начинайте разговор с негативного высказывания. Для начала беседы найдите что-нибудь хорошее. Например, ваше обращение к матери нарушителя дисциплины может звучать так: «Вы, конечно, стараетесь, чтобы ваш сын (имя) был дисциплинированным и добросовестным учеником. У него «6-7-8» по…, но, к сожалению, он пока еще способен на неблаговидные поступки (рассказать о них в корректной форме). Помогите ему, пожалуйста, преодолеть нежелание учиться: каждый день проверяйте дневник и выполнение домашних заданий. Советую вам прочесть книги С. Соловейчика, В. Сухомлинского, адресованные родителям. Надеюсь, что мы поймем друг друга, потому что задача у нас одна: сделать так, чтобы ребенку было хорошо в школе, чтобы он успешно закончил 5 класс и перешел в 6-й».

Не пугайтесь, пожалуйста, большого количества отчетов: это этого их меньше не станет. В своем столе один ящик отведите тетрадям с разными формами отчета. Сверху положите тетради с записями о поведении учеников. далее тетрадь работ с родителями. В них запишите адреса детей и номера телефонов родителей. На обложке запишите имена и отчества родителей - психологи утверждают, что ничто так не успокаивает и не настраивает на мирный лад собеседника, как обращение к нему по имени. Не допускайте панибратства с родителями. Держите дистанцию. Это очень помогает в установлении межличностных отношений. Если в разговоре вас перебивают, сразу же скажите: «Извинит, я не высказала, привлечены к проведению собраний, классных часов, конференций, не забудьте, что ведущая – вы. Представляйте каждого строго по фамилии и имени – отчеству. Никогда не выслушивайте ни грубости, ни лести. Извинитесь, переведите разговор на другую тему. помните, что про отсутствующих плохо не говорят. А присутствующих нужно предупредить о выступлении. Интересный, заинтересованный разговор состоится, если все подготовлены, а цель обмена информацией близка и понятна. Проведите родительское собрание на тему “Помогать детям хорошо учиться - долг родителей”. Беседа может перерасти в полезную дисскусию, если вы умело направит разговор о “двойках” в нужное русло; для этого расскажите о детских годах великих писателей, композиторов, ученых, художников. И главное - покажите ведущую роль матери в семье.

Всегда вызывает живой интерес среди родителей конференция: “Психология и физиология школьника среднего звена”. Пригласите на нее школьного психолога и врача. Увлекательно проходит встреча “Вместе работаем – вместе отдыхаем”, где слово лучше предоставить мастеровитым папам и сыновьям, рукодельницам мамам и дочкам. Постарайтесь, чтобы каждый пятиклассник испытал законную гордость за своих родителей.

К 23 февраля и 8 марта подготовьте концерты, напишите папам и мамам поздравления, оформите газеты, составьте шуточные задания, подарите поделки. Это должны быть запоминающиеся зрелищные мероприятия с шарами и цветами, с улыбками и сэрпризами. Не забывайте фиксировать все мероприятия в тетради. Отметьте тех кто очень старался, похвалите таких учеников и на классном часе, и на родительском собрании.

Пятиклассники очень восприимчивы, поэтому не бойтесь обсуждать с ними вопросы долга, милосердия, истиной и ложной дружбы. Беседы о нравственности можно приурочить к церковным праздникам и рассказать, что основой нравтсвенности всегда были вера в Бога и труд. Проведите “посиделки”, для этого заранее узнайте игры, в которые играли дедушки и бабушки в детстве; их песни и сказки. Устройте конкурс на лучшего танцора народных танцев, знатока песен, пословиц, загадок. оформите класс как уголок избы. Сшейте костюмы, расскажите о преданиях, обрядах нашего народа. Знаю по личному опыту, что все это очень интересно пятиклассникам.

После каждого мероприятия, несущего информацию, проводите викторину, включив до 10 вопросов и награждайте победителей (о призах пусть позаботится родителский комитет).

В конце каждой четверти анализируйте проделанную работу. Анализ любого мероприятия делайте предельно честным. Вам не понравились чтение, танец, двочка забыла песню – не спишите расстраиваться: дети только учатся. Найдите слова утешения для каждого ребенка. не оттолкните ученика, не дайте ему разувериться в себе. Спросите лучше себя: почему одно мероприятие проходит интереснее, чем другое? Анализируйте подробно все: актуальна ли тема? Соответвтует ли она возрасту и интересам детей? Все ли приняли участие в подготовке? Какое звено мероприятия оказалось самым слабым и почему?

Вам немного взгрустнулось? Возникла мысль уйти из школы? Не спешите: из школы уходить, как мне кажется, тот, кто не привык жить интересами и заботами других, не может быть счастлив сам. Живите добрыми делами. Не успокаивайтеь на достигнутом. С неослабевающим желанием несите радость детям. Потому что настоящий воспитатель – это человек, дарящий радость..

 

С уважением, педагог-психолог Павловская Майя Степановна.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: