В долгу ли мы перед обществом?
Честерфилд (английский государственный деятель, дипломат и писатель), «Письма к сыну»
Катон считал, что создан не для себя одного, а для всего человечества. Так вот напиши мне, считаешь ли ты, что человек рожден на свет только для собственного удовольствия и выгоды или же он обязан что-то делать на благо общества, в котором живет, и вообще всего человечества. Совершенно очевидно, что каждый человек имеет известные преимущества от того, что живет в обществе, которых не имел бы, живи он один на целом свете. А раз так, то не значит ли это, что он в какой-то степени в долгу перед обществом? И не обязан ли он делать для других то, что они делают для него?
Вольтер, 1774 год: «Книга эта весьма поучительна, и, пожалуй, это самое лучшее из всего, когда-либо написанного о воспитании».
Вопросы:
· Каково ваше отношение к идее Честерфилда?
Три главных вопроса
Альфред Адлер (австрийский психолог, психиатр и мыслитель), «Наука жить», 1929
Но вступая в жизнь, он неизбежно столкнется с тем, что мы называем "три главных вопроса": вопрос жизни в обществе (общение), вопрос деятельности (дело жизни) и вопрос любви и брака (отношения).
Успех зависит от социальной адаптации.
Он всегда озабочен только собственными интересами и способен преуспевать только в том, что связано с ними. Так что в своей деятельности он будет часто терпеть поражения.Кроме того, можно обнаружить, что в большинстве случаев такие люди никогда не завершают своих начинаний или же запаздывают в выборе занятий. Бывает, что в тридцатилетнем возрасте они все еще не знают, что намереваются делать в жизни. Они часто меняют профиль обучения и место работы, что является признаком неумения приспособиться.
Все тот же недостаток социального интереса, ответственный за социальную и деловую неприспособленность, влияет также на способность взаимодействовать с противоположным полом. Ясно, что у эгоцентричного, занятого исключительно собой человека отсутствует подготовка, необходимая для "menage a deux" (жизни вдвоем).
Вопросы:
· К какой из трех категорий относится основное ваше желание?
Проблемы с мышлением (как нас отучили думать)
Александр Любищев (советский философ, биолог, энтомолог), «О положении в средней школе», 1956
В 1956 году Ульяновский обком КПСС попросил отставного профессора А.А. Любищева написать справку о положении в средней школе. Профессор охотно согласился, но поскольку он никогда в своей жизни не шёл против своей совести, справку положили под сукно...
О деградации средней советской школы.
Позволю себе привести факты, свидетельствующие о невысоком уровне современных выпускников средних школ, что влияло и на уровень выпускников вузов.
1. Исключительно низкий уровень математических знаний.
2. Неумение излагать мысли.
3. Незнание иностранных языков.
4. Слабый интерес к преподаваемым предметам.
5. Низкий общий уровень развития.
6. Погоня за внешним видом работ.
7. Дисциплина и моральные качества. Жалобы на плохую дисциплину учащихся слышны повсюду и, конечно, эти жалобы тем сильнее, чем больше город.
Андрей Битов, «Пушкинский дом» (роман, опубликованный во время перестройки), 1987
— Чего я не встречал, — усмехнулся дед, — так это людей, считающих себя глупыми. Между прочим, это может оказаться одним из секретов власти… Легко управлять людьми, которые ни при каких обстоятельствах не способны показаться себе глупыми в собственном представлении. Поэтому им надо льстить, восхищаться их умом, чтобы они никогда не стронулись с места. Хорошо, в этом смысле, всем дать образование, чтобы уж никогда не могли они посчитать себя глупее других. В основе ума лежит незнание.
По-видимому, нынешняя система образования – более серьезная вещь, чем я думал. Я думал – просто хамская и невежественная… Но нет ведь! Попробуй научи человека не собственно пониманию, а представлению о том, что он понимает и разбирается в происходящем, – эт-то потрясающий педагогический феномен! Для тебя не существует ни фактов, ни действительности, ни реальности – одни представления о них. Ты просто не подозреваешь о том, что существует жизнь!
Мераб Мамардашвили (советский философ, доктор философских наук, профессор МГУ), «Третье состояние», 1989
Начать мне хотелось бы с определения характера нашего социального мышления, под которым я подразумеваю не деятельность в профессиональных департаментах социальных наук, а социальное мышление людей в их повседневной жизни. Иными словами, состояние общегражданской грамотности. Говоря коротко и прямо, состояние это на сегодняшний день просто чудовищное. Но другим, видимо, оно и не могло быть. Народ, который выскочил из истории и жизни (я имею в виду все народы, населяющие российское пространство), не мог не оказаться в итоге больным. Больны сами люди. И это видно по тому, как они реагируют на происходящие события, на самих себя, на власть, на окружающий мир. Очевидно, что мы имеем дело здесь с дезорганизованным, заблудшим, одичавшим сознанием, которое представить себе можно лишь в фантасмагоричных образах, например, как если бы волосы на голове человека росли не наружу, а внутрь. Вообразите себе эти дикие заросли, в которых все спуталось, где одна половина мысли никогда не может найти другую, чтобы создать целую, законченную, законопорожденную мысль…
Игорь Гарин (профессор, доктор физико-математических наук, лауреат Государственной премии Украины), «Йехуизм», 1994-2000
Это была величайшая идея – просвещение! И педагогикой как фашисты, так и коммунисты владели отменно: педагогикой, именуемой «отбить мозги».
Учить, чтобы отучить – вот это учение! Научить отучить думать – вот это педагогика!»