Вохминова Л.В., Иванова А.В.
В данной статье рассмотрим вопрос, касающийся сотрудничества классного руководителя с родителями как одно из условий развития познавательной активности младшего школьника.
В связи с переходом образовательных учреждений на федеральный государственный стандарт второго поколения, произошли некоторые изменения не только в самом процессе обучения, но и в планируемых результатах. Теперь важной задачей учителя является сохранение, поддержание и реализация познавательной активности младших школьников. Но без совместной помощи родителей, без их взаимного участия в жизни ребенка невозможно в полной мере реализовать такое умение, как умение учиться, от которого зависит познавательная активность.
Необходимо отметить, что проблема изучения сотрудничества классного руководителя с родителями как условие развития познавательной активности младшего школьника, изучена не достаточно широко. Данной проблемой занимались такие ученые, как: Л.М. Акиф гызы, Ш. Амонашвили, Ю.К. Бабанский, О.С. Богданова, Н.И. Болдырев, Т.В. Воликова, И.В. Гребенников, Р.М. Капралова, И.В. Метельский, В.И. Петрова, В.А. Сухомлинский, О.Н. Урбанская, Г.И. Щукина, Н.Е. Щуркова и многие др.
В педагогике познавательная активность определяется как черта личности, которая показывает отношение школьника к учебной деятельности (готовность, стремление, осуществление, выбор наиболее оптимальных путей достижения цели); формирование личности в целом, ее основных черт, показывающих отношение субъекта к деятельности (потребностей, мотивов, волевых усилий, эмоций).
Таким образом, познавательная активность выступает в качестве педагогического явления, который имеет двусторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны, это форма самоорганизации и самореализации учащегося; с другой – результат особых усилий педагога и родителей в организации мыслительной деятельности учащегося. Кроме того, познавательная активность - это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности, которая является важным фактором улучшения и одновременно показателем эффективности и результативности процесса обучения, поскольку стимулирует развитие самостоятельности, поисково-творческий подход к овладению содержанием образования, побуждает к самообразованию.
|
В педагогике, как науке существуют различные пути и способы развития познавательной активности младших школьников: в школе одни методы, дома другие. Но как было сказано ранее, для развития устойчивой познавательной активности необходимо сотрудничество семьи и школы.
В школе не менее важную роль в развитии познавательной активности играет то, насколько правильно и интересно организован процесс учебной деятельности.
Тем не менее, для развития познавательной активности у ребенка необходима «почва», которую и должны подготавливать родители с самого детства. Во-первых, родители должны организовывать жизнь младшего школьника, во-вторых, создавать условия для развития нужных качеств, т.е. упорядочить жизнь ребенка, создать, своего рода, режим дня.
С целью выявления степени сформированности у учащихся экспериментального класса МБОУ Емецкой средней общеобразовательной школы им. Н.М. Рубцова познавательной активности, было проведено исследование с помощью ряда методик: анкетирование («Мое учение»), опросник («Беседа о школе»), сочинение (на выбор).
|
Анализ исходного уровня познавательной активности 3 «а» класса в МБОУ Емецкой средней общеобразовательной школе имени Н.М. Рубцова, показал, что в классе наблюдается средний уровень познавательной активности у 11 (77%) человек и низкий уровень у 2 (14%) человек.
Таким образом, перед нами предстала задача - выяснить, в чем причина отсутствия высокого уровня познавательной активности у значительной части школьников, и какова роль родителей в ее формировании. С этой целью было проведено анкетирование родителей, оно помогло выявить их отношение к развитию познавательной активности третьеклассников, анкетирование классного руководителя с целью выявления его собственной оценки работы с родителями, с позиции эффективно/неэффективно. Была проведена экспертная оценка работы классного руководителя с родителями завучем школы. Анализ полученных данных позволил нам сделать вывод о том, что родители недостаточно осведомлены и вовлечены в решение проблемы развития познавательной активности школьников.
Родительское собрание «Познавательная активность учащихся 3 «а» класса,
коллективное творческое дело «8 марта – чудный праздник, позвольте Вас скорей поздравить!», подготовленное и проведенное с участием родителей; классный час с участием родителей на тему «Как интересно учиться в школе», индивидуальные беседы с детьми и родителями помогли активизировать школьников в учебной деятельности.
|
Контрольный эксперимент показал, что появились дети с высоким уровнем познавательной активности, уменьшилось количество школьников со средним и низким уровнем.
Проведение формирующего эксперимента: родительское собрание, КТД, классный час, проведение серий уроков с использованием форм групповой, индивидуальной и коллективной работы, использование современной наглядности и различных приемов: работа с карточками, с электронной доской – все это стимулирует познавательную активность учащихся. Нельзя забывать, что занимательность, необычность и разнообразная деятельность учащихся на уроке благотворно влияет на умственную деятельность, на активность мыслительных операций.
Библиографический список
1. Артюхова С.П. Семья и школа: поиски, находки // Классный руководитель. - 2009 г. - № 5. - С. 54-56.
2. Лепшокова Ф.Х. Формирование познавательной активности младших школьников в совместной деятельности школы и семьи: дисс.канд.пед.наук: 13.00.01. Карачаевск, 2006г., 250с.
3. МетельскийИ.В. Как поставить перед учащимися учебную задачу//Начальная школа.-2004.- С.87.