Значение искусства в развитии ребёнка
Искусство является неотъемлемой частью человеческой деятельности. Личность человека может полностью раскрыться и сформироваться лишь при помощи и участии искусства. В воспитании современного человека оно помогает формированию его чувств в духе гуманизма и человеческого содружества,способствует раскрытию его творческих способностей.
Стремясь к гормоничному воспитанию ребёнка, необходимо позаботиться о развитии его эстетической восприимчивости, о том, чтобы он умел использовать в своей жизни и деятельности переживания, получаемые от общения с искусством.
С раннего детства у ребенка воспитывается способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное, стремление самому участвовать в создании прекрасного. Приобщаясь к художественной деятельности, у ребёнка вырабатывается определенное отношение к природе, труду, общественной жизни, быту. Частью эстетического воспитания является художественное воспитание, осуществляемое средствами искусства.
Задачи современного искусства состоят в том, чтобы, во-первых, всесторонне осветить жизнь современного общества, раскрыть героику народа в труде и стремлении к миру в художественных образах. Во-вторых, влиять посредством художественных произведений искусства на чувства и мышление людей, воздействовать на их взгляды, отношение к окружающему, воспитывать их мировоззрение. Таким образом, искусство, с одной стороны, служит средством познания окружающего мира, а с другой - средством воспитания.
Высшей целью искусства является всестороннее развитие личности, гармоническое объединение ее с историей, обществом, человечеством, одухотворение научного и технического прогресса идеями гуманизма. В чем же заключается красота искусства? Прежде всего, в содержании, правдиво отражающем действительность, утверждающем прекрасное в действительности.
Красота искусства проявляется в форме, созданной по законам, присущим данному его виду. Красота искусства заключается в соответствии содержания и формы. Эстетическое освоение действительности средствами искусства осуществляется в процессе творческой работы. Создавая произведение искусства, музыкант, поэт, художник концентрирует, мобилизует все свои силы, опыт, знания, вдохновение. Он глубоко познает данное явление и не только анализирует его, но и как бы сопереживает. П.И. Чайковский так говорил о процессе создания им оперы «Пиковая дама»: «Я писал ее с небывалой горячностью и увлечением, живо перестрадал и перечувствовал все происходящее в ней (даже до того, что одно время боялся появления призрака пиковой дамы) и надеюсь, что все мои авторские восторги, волнения и увлечения отзовутся в сердцах отзывчивых слушателей».
После выхода произведения в свет люди, воспринимая его, не остаются равнодушными. Они волнуются вместе с героями или за их судьбу, радуются или негодуют, творчески откликаются на воспринятое. В этом заключается процесс художественного освоения жизни.
Специфической для искусства формой отражения действительности, основной формой художественного познания, мышления является художественный образ. Он так же богат и глубок по своему содержанию и смыслу, как глубока и многозначна сама жизнь. Каждый вид искусства связан с деятельностью человеческого сознания. Являясь особой формой сознания, он закрепляет свои познавательные результаты различными средствами: поэзия -словами, скульптура - пластическими материалами, а музыка -звуками.
|
|
Задачи музыкального воспитания
Задачи и содержание музыкального воспитания определяются общими целями всестороннего развития личности и, в частности, эстетического воспитания.К ним относятся приобщение детей к деятельности в области искусства, развитие эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения, воспитание любви к музыке, развитие музыкальных способностей, формирование музыкального вкуса и воспитание стремления посильно проявить себя в музыкальной деятельности, т.е. развитие художественно-творческих способностей детей.
Принимая во вниманиесильное воздействие музыки на эмоции и стремление ребенка понять и почувствовать ее содержание, особенно важно использовать музыкальные произведения, отображающие близкую и доступнуюего пониманию действительность.Одним из источников возникновения музыкальных образов являются рзвуки природы и человеческой речи - все то, что воспринимает слух человека в окружающем мире. С древних времен человек стремился воспроизводить в пении или в инструментальных наигрышах то, что он слышал вокруг себя: щебетание птиц, грохотание грома, журчание ручья, жужжание прялки. Главную же основу музыкального искусства составляла осмысленная и чувственно выразительная речь человека.
Развиваясь в процессе звукового общения, музыка была неразрывна с речью и танцем. Она подстраивалась под ритм трудовых движений, облегчала их, объединяла людей единым стремлением. Но суть музыки не в звукоподражаниях и изобразительных моментах. Музыкальный образ лишен непосредственной видимости, но он динамичен по своей природе и обобщенно, звуковыми средствами выражает существенные процессы жизни.
Музыка, в отличие от пространственных искусств (живопись, скульптура и т.п.), которые обладают средствами объективного изображения действительности, представляет собой искусство выражения чувств, эмоций, настроений, мыслей и идей. В связи с этим содержанием музыки прежде всего является эмоциональная сторона психических переживаний человека, и только через эти переживания происходит отражение образов окружающей действительности. Музыка углубляет эти образы и ярко раскрывает их содержание.
Воздействуя на чувства и мысли людей, музыка способствует эмоциональному познанию окружающей действительности и помогает ее преобразованию, изменению. При помощи своего эмоционального языка музыка воздействует на чувства, мышление, влияет на мировоззрение человека, направляет и изменяет его.
Одним из главных средств создания музыкального образа явля ется мелодия, организованная ритмически, обогащенная динами кой, тембром и т.п., поддерживаемая сопутствующими голосами. Обычно уже по первым словам арий или сцен, облеченным в яр ко характерную мелодическую фразу, слушатель узнает любимы: героев классических опер. Напойте фразы: «Куда, куда, куда вь удалились...», «Ты одна, голубка Лада...» и в вашей памяти сразч возникнут Ленский, князь Игорь.
Музыкальные образы создаются при помощи комплекса средст! музыкальной выразительности и являются эмоциональным отра жением образов реального мира.
Особенность музыки, ее эмоциональная сила заключается в способности показать богатый мир чувств человека, возникших по,я воздействием окружающей жизни. Музыка через раскрытие человеческих переживаний отражает породившую их жизнь.
|
Психологическая наука определяет способности как индивидуально-психологические свойства личности, которые обеспечивают ей более или менее высокую пригодность к тем или иным видам деятельности.
Известно, что человек не рождался и не рождается с теми или иными способностями. Они формируются в определенных исторических условиях, в которых вырабатывается потребность в них и предъявляются требования к их развитию.
Физические и умственные способности человека развивались в процессе труда - воздействия на природу. Труд изменил собственную природу человека, естественные силы постепенно подчинялись его потребностям, целенаправленной деятельности. Поэтому специфические человеческие способности зависят от объективных условий жизни.
Развитие способностей - это результат присвоения всего объективного богатства, созданного человечеством, результат опыта, накопленного рядом поколений. Однако способности - это не врожденные свойства.
Врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические задатки, которые лежат в основе развития способностей. Сами же способности всегда являются результатом развития, осуществляемого в процессе воспитания и обучения.
На основании данных биологии и физиологии Б.М. Теплов указывает на разницу между врожденными задатками и наследственностью, наследственными способностями. Задатки могут возникнуть в утробном периоде развития ребенка, а способности родителей иногда совершенно отсутствуют у их детей.
Задатки также не имеют социальной направленности. По данным психологии они сами по себе безразличны к той или иной профессиональной деятельности, и на основе одних и тех же задатков можно сформировать самые различные способности в зависимости от условий жизни, характера, деятельности и воспитания.
В исследованиях по психологии указывается, что способности, материальной основой которых являются особые свойства нервной системы, выработавшиеся в тех или иных видах деятельности, составляют единую динамическую систему. Способности имеют свою специфику: их формирование предполагает сознательное, избирательное преображение свойств нервной системы в соответствии с теми требованиями, которые предъявляет тот или иной вид труда.
Исходя из положения о формировании способностей в деятельности человека, ученые утверждают, что развитие способностей неразрывно связано с расширением знаний человека, с приобретением умений и навыков к действию. Материальной основой умений и навыков служат временные связи, образовавшиеся в коре головного мозга. Это доказывает учение И.П. Павлова. В свою очередь быстрота образования связей, их прочность и подвижность зависят от свойств нервной системы. Они и лежат в основе психической деятельности, придавая индивидуальную характеристику тем или иным реакциям в нервной деятельности.