В работе педагога-психолога используются также элементы различных психотехник.




Элементы тренинга.

Тренинг помогает человеку понять и раскрыть свои внутренние переживания, желания. Так же тренинг позволяет найти новые формы взаимодействия между психологом и педагогами, педагогами и администрацией. Поскольку в процессе тренинговой работы используются нестандартные способы организации (деловые игры, упражнения, творческие игры, сочинение сказок, элементы релаксации), процесс общения становится менее напряженный, наиболее доверительный, интересный. Комфортная и открытая обстановка во время проведения тренинга отличается от обычной обстановки. У участников есть возможность отвлечься от работы, у них появляется возможность рассуждать, эмоционально выражать свое мнение, расслабляться и фантазировать - что так необходимо каждому человеку.

Большое внимание я уделяю тренинговым упражнениям на выявление личностных

особенностей и создание условий для раскрепощения. Элементы тренинга чаще всего

используются в работе с педагогическим коллективом.

Элементы арт-терапии.

Арт-терапия – это не просто уроки рисования, но свободное творчество, с применением различных методик, приемов, материалов которые помогают выплеснуть свои страхи, эмоции, снять напряжение, тревожность, создать собственные исцеляющие символы.

Арт-терапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для его психики способом. Рисование позволяет ребенку ощутить и понять самого себя, свободно выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, помогает быть самим собой, мечтать и надеяться.

С помощью этой техники выявляются многие значимые психологические особенности

человека, среди которых можно назвать уровень активности, экстравертность или

интровертность, уровень общего умственного развития и творческого мышления как

ребенка, так и взрослого. Поэтому арт-терапевтические упражнения (в основном использую элементы изо-терапии) я применяю на занятиях не только с детьми, но и с педагогами.

Задачи изо-терапии:

• Раскрытие творческих способностей ребенка;

• Разностороннее и гармоничное развитие его личности;

• Научить детей определять свое внутреннее состояние и понимать эмоциональное

состояние другого человека;

• Развитие у детей чувственно-двигательной координации;

• Обучение в работе в парах, группе;

• Привитие навыка следовать инструкции взрослого;

• Создание общего фона.

Элементы сказкотерапии.

Любая сказка, даже самая простая, несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл и развивающий потенциал. Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное, реализовать их в повседневной жизни.

С помощью сказки психолог может решать такие задачи, как:

− обогащение внутреннего мира ребенка,

− определение модели поведения и нахождение выхода из проблемной ситуации

(отношения между сверстниками, родителями и детьми и т.д.),

− коррекция психической и эмоционально-волевой сферы личности,

− развитие речи детей и т.д.

В качестве материалов для сказкотерапии применяются различные виды сказок:

− развивающие и обучающие (позволяют ребенку накапливать опыт, например, о

правилах поведения в различных ситуациях),

− народные художественные сказки (способствуют воспитанию нравственных и

эстетических чувств),

− диагностические (позволяют определить характер ребенка и его отношение к тому,

что его окружает),

− психологические (способствуют, например, преодолению вместе с героем общих

страхов, обретению уверенности в себе и др.)

Коррекционно – развивающее групповые занятия:

Цель развивающих занятий – формирование социально-психологических компетенций в ситуации школьного обучения.

Достижение этой цели может быть достигнуто в процессе реализации следующих задач:

− Развитие у детей когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного

обучения в начальной школе.

− Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для

установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.

− Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной Я-концепции

детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.

Основное содержание групповых занятий составляют игры и психотехнические

упражнения, направленные на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, навыков адекватного социального поведения школьников. Также необходимый элемент всех занятий – психотехники, направленные на развитие групповых структур и процессов, поддержание благоприятного внутригруппового климата, сплочение и организационное развитие детского коллектива.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: