− Элементы тренинга.
Тренинг помогает человеку понять и раскрыть свои внутренние переживания, желания. Так же тренинг позволяет найти новые формы взаимодействия между психологом и педагогами, педагогами и администрацией. Поскольку в процессе тренинговой работы используются нестандартные способы организации (деловые игры, упражнения, творческие игры, сочинение сказок, элементы релаксации), процесс общения становится менее напряженный, наиболее доверительный, интересный. Комфортная и открытая обстановка во время проведения тренинга отличается от обычной обстановки. У участников есть возможность отвлечься от работы, у них появляется возможность рассуждать, эмоционально выражать свое мнение, расслабляться и фантазировать - что так необходимо каждому человеку.
Большое внимание я уделяю тренинговым упражнениям на выявление личностных
особенностей и создание условий для раскрепощения. Элементы тренинга чаще всего
используются в работе с педагогическим коллективом.
− Элементы арт-терапии.
Арт-терапия – это не просто уроки рисования, но свободное творчество, с применением различных методик, приемов, материалов которые помогают выплеснуть свои страхи, эмоции, снять напряжение, тревожность, создать собственные исцеляющие символы.
Арт-терапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для его психики способом. Рисование позволяет ребенку ощутить и понять самого себя, свободно выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, помогает быть самим собой, мечтать и надеяться.
С помощью этой техники выявляются многие значимые психологические особенности
|
человека, среди которых можно назвать уровень активности, экстравертность или
интровертность, уровень общего умственного развития и творческого мышления как
ребенка, так и взрослого. Поэтому арт-терапевтические упражнения (в основном использую элементы изо-терапии) я применяю на занятиях не только с детьми, но и с педагогами.
Задачи изо-терапии:
• Раскрытие творческих способностей ребенка;
• Разностороннее и гармоничное развитие его личности;
• Научить детей определять свое внутреннее состояние и понимать эмоциональное
состояние другого человека;
• Развитие у детей чувственно-двигательной координации;
• Обучение в работе в парах, группе;
• Привитие навыка следовать инструкции взрослого;
• Создание общего фона.
− Элементы сказкотерапии.
Любая сказка, даже самая простая, несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл и развивающий потенциал. Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное, реализовать их в повседневной жизни.
С помощью сказки психолог может решать такие задачи, как:
− обогащение внутреннего мира ребенка,
− определение модели поведения и нахождение выхода из проблемной ситуации
(отношения между сверстниками, родителями и детьми и т.д.),
− коррекция психической и эмоционально-волевой сферы личности,
− развитие речи детей и т.д.
|
В качестве материалов для сказкотерапии применяются различные виды сказок:
− развивающие и обучающие (позволяют ребенку накапливать опыт, например, о
правилах поведения в различных ситуациях),
− народные художественные сказки (способствуют воспитанию нравственных и
эстетических чувств),
− диагностические (позволяют определить характер ребенка и его отношение к тому,
что его окружает),
− психологические (способствуют, например, преодолению вместе с героем общих
страхов, обретению уверенности в себе и др.)
Коррекционно – развивающее групповые занятия:
Цель развивающих занятий – формирование социально-психологических компетенций в ситуации школьного обучения.
Достижение этой цели может быть достигнуто в процессе реализации следующих задач:
− Развитие у детей когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного
обучения в начальной школе.
− Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для
установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.
− Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной Я-концепции
детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.
Основное содержание групповых занятий составляют игры и психотехнические
упражнения, направленные на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, навыков адекватного социального поведения школьников. Также необходимый элемент всех занятий – психотехники, направленные на развитие групповых структур и процессов, поддержание благоприятного внутригруппового климата, сплочение и организационное развитие детского коллектива.